Введение 2
Глава 1. Теоретические основы адаптации работников на предприятии в различных условиях 6
1.1. Адаптация персонала организации. Понятие и необходимость 6
1.2. Социально-психологический климат коллектива современной организации 23
Глава 2. Анализ процесса адаптации в ООО «Орион» как фактора улучшения социально-психологического климата организации 31
2.1. Характеристика исследуемой организации 31
2.2. Анализ процесса адаптации персонала в ООО «Орион» 47
Глава 3. Пути совершенствование процесса адаптации молодых специалистов ООО «Орион» как фактор улучшения социально-психологического климата организации 56
3.1. Совершенствование проведения аттестация молодых специалистов 56
3.2. Внедрение адаптации по Дрейку 59
Заключение 69
Список используемой литературы 73
Приложения 78
Глоссарий 79
Актуальность темы работы. Начало трудовой деятельности работника в организации связано с двумя процедурами, часто совпадающими по времени, но принципиально отличающимися по целям и назначению, а соответственно, и по содержанию. Это испытание при приеме на работу и адаптация вновь принятого работника.
В начале XXI века, после кризиса 1998 г., началось масштабное возрождение промышленности в России, и главной проблемой, с которой столкнулось большинство руководителей, стала проблема кадрового кризиса. Основной составляющей кризиса в области промышленного персонала стала нехватка рабочих, как квалифицированных, так и неквалифицированных. Из-за этого стали проявляться негативные тенденции: рост текучести, ухудшение социально-психологического климата, ослабление управляемости. Экономические сложности начала 90-х гг. ХХ века (кризисы сбыта российской промышленной продукции, кризисы неплатежей) вывели большое количество рабочих из отрасли. Привести их обратно оказалось большой проблемой. Главной задачей сегодняшних управленцев стала адаптация и удержание существующего промышленного персонала.
Испытание при приеме на работу - понятие юридическое. Основное назначение этой процедуры - защитить работодателя от возможных ошибок при найме новых сотрудников путем проверки их соответствия поручаемой работе (должности) не только по представленным документам, но и на практике. В соответствии с действующей редакцией ТК РФ испытание при приеме на работу является дополнительным условием трудового договора (ч. 4 ст. 57). Порядок его установления в основном регламентирован ст. 70 и 71.
Одним из основных результатов взаимодействия человека и организации является то, что человек, анализируя и оценивая результаты своего труда в организации, вскрывая причины успехов и неуспехов во взаимодействии с организационным окружением, анализируя опыт и поведение своих коллег, задумываясь над советами и рекомендациями начальства и сослуживцев, делает для себя определенные выводы, которые в той или иной мере сказываются на его поведении, приводят к изменению его поведения с целью адаптации к организации, с целью достижения лучшего взаимодействия с организационным окружением.
Изучение адаптационных процессов тесно связано с представления об эмоциональном напряжении и стрессе. Это послужило основанием для определения стресса как неспецифической реакции организма на предъявляемые ему требования, и рассмотрение его как общего адаптационного синдрома.
Известный зарубежный психолог Ганс Селье, основоположник западного учения о стрессах и нервных расстройствах, определил следующие стадии стресса как процесса:
1) непосредственная реакция на воздействие (стадия тревоги);
2) максимально эффективная адаптация (стадия ресистентности);
3) нарушение адаптационного процесса (стадия истощения).
Исследования по проблемам трудовой адаптации и эффективности работы кадров, проведенные многими российскими учеными (в их числе: Апенько С.Н., Базаров Т.Ю., Бодалев А.А., Бекетова А.В., Вендров Е.Е., Губина Н.В., Климов Е.А., Китов А.И., Кудряшова Л.Д., Липатов С.А., Маркова А.К., Сергиенко С.К. и др., а также – ряд зарубежных авторов: Альберт М., Мескон М.Х,. Баллантайн Й., Пова Н.., Десслер Г., Молт Д., Тейлор Ф. и др.) подготовили научную базу для разработки методов оценки эффективности персонала, лидерских качеств менеджеров, психологических характеристик и социально-психологических аспектов трудовой деятельности.
Актуальность темы дипломной работы выражена в тех существенных изменениях, которые произошли в состоянии современного рынка труда и специфике профессионально-трудовой адаптации в роли повышения эффективности управления персоналом и улучшения социально-психологического климата.
Цель работы. Провести анализ влияния адаптации на социально-психологический климат исследуемой организации и разработать пути совершенствования процесса адаптации в компании.
Исходя из темы работы были определены следующие задачи.
раскрыть теоретические аспекты адаптации персонала организации;
изучить влияние адаптации на улучшение социально-психологического климата;
провести анализ процесса адаптации персонала в ООО «Орион»;
на основании проведенного анализа разработать пути совершенствования процесса адаптации молодых специалистов в исследуемой организации.
В работе были использованы материалы из книг Иванцевича Дж. и Лобанова А.А. , Мескона М.Х. , Кибанова А..Я., Бавыкин В., Самыгина С.И. и Столяренко Л, Д. , Шкатулла В.И. и др. авторов.
Объект исследования. Система управления кадрами организации ООО «Орион».
Предмет исследования. Особенности влияния адаптации на улучшение социально-психологического климата в ООО «Орион».
Положения, выносимые на защиту.
1. Процесс адаптации вхождения и закрепления человека в организации включает в себя этап профессиональной адаптации в определенной профессии и этап социальной адаптации в определенной социальной группе.
2. Роль адаптации как социальной технологии включает в себя пять составляющих частей:
Профессиональная адаптация, которая представляет собой процесс закрепления трудовых навыков, формирования стойкого положительного отношения к данной профессии.
Психофизиологическая адаптация, являющаяся процессом «привыкания» работника к организации, к бытовым условиям его работы на определенном предприятии.
Организационная, которую можно дефинировать как процесс привыкания к специфическим организационным процедурам, к способу организации труда в специфических условиях.
Экономическая адаптация, представляющая собой процесс «вживания» в условия оплаты труда, в систему мотивирования и стимулирования на предприятии.
Социальная адаптация, которая является процессом вхождения в соответствующую социальную среду, в определенное социально-психологическое окружение.
3. Основной целью адаптации со стороны организации является максимально полное, быстрое и эффективное приспособление сотрудника к организации.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка используемой литературы и приложений.
В первой главе раскрываются теоретические аспекты адаптации персонала организаций. Раскрыты понятия адаптации и показана необходимость адаптации в эффективной работе управления персоналом и влияние на социально-психологический климат коллектива.
Вторая глава работы анализирует состояние процесса адаптации в исследуемой организации.
На основании анализа адаптации в ООО «Орион» в третьей главе работы предложены пути совершенствования системы управления персоналом в исследуемой организации, направленные на улучшение социально-психологического климата.
...
выявили следующие закономерности:
преобладание неформальных отношений в среде «синих воротничков»;
даже при отсутствии формализованных процедур, регламентирующих деятельность наставников, существуют обязательно неформальные наставники: мастера, члены бригады, являющиеся обычно неформальными лидерами;
среди причин, негативно влияющих на процесс адаптации, называются плохая организация труда и низкая заработная плата;
нехватка высококвалифицированных управленцев среднего звена;
период адаптации рабочих составляет один месяц.
Для оптимизации технологии
адаптации и повышения уровня лояльности и управляемости промышленными рабочими можно предложить проведение следующих мероприятий:
пропедевтический этап (работа
со студентами профессиональных училищ, техникумов);
мониторинг социально-психологического климата в цехе, бригаде, на участке;
работа с неформальными лидерами;
разъяснение неформальных правил корпоративной культуры новым сотрудникам;
...
1. Законы. Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета, № 7, 21.01.2009.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть первая от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. № 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ (с изменениями от 14, 22, 23 июля 2008 г.) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, № 32, ст. 3301 (первая часть), Собрание законодательства РФ, 29.01.1996, № 5, ст. 410 (вторая часть), Собрание законодательства РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4552 (третья часть), Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, № 52 (1 ч.), ст. 5496 (четвертая часть).
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 23.12.2010 г.) // Российская газета от 31 декабря 2001 г. № 256.
2. Учебники, монографии, брошюры
4. Дуракова И.Б. Управление персоналом: отбор и найм. Исследование зарубежного опыта. – М.: Центр, 2010.
5. Дятлов В.А., Кибанов А.Я., Пихало В.Т. Управление персоналом. М.: ПРИОР, 1998.
6. Жулина Е.Г. Проблемы устойчивого развития человеческих ресурсов // Материалы Международной научно-практической конференции «Проблемы устойчивого развития российской экономики». Саратов, СГТУ, 2002.
7. Здравомыслов А.Г. Потребности, интересы, ценности / А.Г. Здравомыслов М.: 2011.
8. Камерон К. Диагностика и изменение организационной культуры / К. Камерон, Р. Куинн. СПб., 2001.
9. Карташова Л.В. Управление человеческими ресурсами: Учебник. М.: ИНФРА-М, 2008. С. 105.
10. Магура М.И. Поиск и отбор персонала. – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», 2010.
11. Магура М.И., Курбатова М.Б. Оценка работы персонала: подготовка и проведение аттестации. - М., 2002. С. 53.
12. Майкл Т. МакГалли. Основы эффективных продаж. - М, 2010.
13. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саламатина. М.: ИНФРА-М., 1995.
14. Менеджмент организации / Под ред. З.П. Румянцевой и Н.А. Саломатина – М.; ИНФРА-М, 2010.
15. Менеджмент: учебник / под. ред. проф. В.И. Королева. - М.: Экономистъ, 2008. С. 396.
16. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. Пер. с англ. М.: Дело, 2002.
17. Питерс Т., Уотермен Р. В поисках эффективного управления. М., 2010.
18. Роджерс К. Клиентоцентрированная терапия. Пер. с англ. М.: Рефл-бук: Киев; Ваклер, 1997.
19. Слинкова О.К. Системный ...