Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Методика обучения связующего игрока в волейболе

Работа №17236

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

физическая культура

Объем работы69
Год сдачи2017
Стоимость6100 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
942
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА В ВОЛЕЙБОЛЕ
1.1. История возникновения связующего игрока
1.2. Роль связующего игрока в волейболе
1.3. Игровые действия связующего
ГЛАВА II. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА
2.1. Подготовка связующего игрока
2.2. Структура обучения выполнению второй передачи
сверху двумя руками на начальном этапе подготовки
2.3. Освоение навыка второй передачи (техническая подготовка)
ГЛАВА III. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СВЯЗУЮЩЕГО ИГРОКА
3.1. Тактические действия связующего игрока
3.2. Овладение навыками эффективного применения
второй передачи в игре
3.3. Пути повышения технико-тактического мастерства связующего
ВЫВОДЫ
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Развитие волейбола предъявляет высокие требования к универсальной подготовке игроков как в физическом, так и в технико-тактическом плане. Значит ли это, что команда должна состоять из спортсменов, одинаково играющих в нападении и защите? Ведущие отечественные и зарубежные специалисты отвечают на данный вопрос однозначно - «нет». Требования к универсальной подготовке волейболистов обусловлены, с одной стороны, спецификой игры, ее правилами, предусматривающими необходимость перехода игроков по зонам площадки и действий на передней (зона атаки) и задней (зона защиты) линиях. С другой стороны, специализация необходима для более четкой организации коллективных действий.
Однако развитие игры на современном этапе характеризуется также значительным усилением специализации игровых действий. Можно смело утверждать, что условное деление игроков по функциям давно переросло в важнейшую закономерность игровой деятельности. Она обусловлена, как мы уже говорили, различиями в проявлении индивидуальных способностей игроков. Отсюда при оценке уровня мастерства спортсмена на передний план выступает его преимущественная способность, определяющая игровую функцию.
Возникает вопрос: нужна ли при этих обстоятельствах универсальная подготовка игрока? Да, крайне необходима. И вот почему. Во-первых, достижение высоких спортивных результатов в волейболе возможно только на базе достаточной разносторонней подготовки. Во-вторых, в сложных и многообразных условиях игровой деятельности, какой является волейбол, максимально использовать возможности игрока узкой специализации весьма трудно, а четырех-пяти игроков практически невозможно. В-третьих, эффективность действий игрока определяется двумя важнейшими факторами: его техническим арсеналом и мастерством так называемого коронного действия. Отсюда и жизнеспособность игрового ансамбля.
Таким образом, при определении узкой специализации надо исходить не из ограниченности игровых возможностей игрока, а из необходимости целесообразного использования в интересах команды его преимущественных способностей. И чем шире игрок раскроет свои способности, тем в большей мере он будет соответствовать требованиям сегодняшнего волейбола. Как видим, роль универсальной подготовки связующего в настоящее время возрастает. Поэтому подготовка его должна осуществляться по двум, тесно взаимосвязанным направлениям:
- совершенствование навыков универсальной игры;
- совершенствование в навыках игровой функции.
Понятно, что в зависимости от периода и этапа учебно-тренировочного процесса соотношение средств универсальной и специализированной подготовки будет неодинаково. Необходимостью овладения методикой подготовки связующих игроков обусловлена актуальность нашей темы исследования.
«Передача способом сверху двумя руками» - индивидуальное техническое действие волейболиста представляющее собой кратковременный контакт субъекта игры (спортсмена-волейболиста) с объектом игры (мячом). Контакт производится путём мгновенного касания мяча пальцами двух рук. Правила волейбола требуют длительности управления движением со стороны спортсмена не более 0,1 сек. (без задержки мяча в руках спортсмена), а так же полной одновременности соприкосновения каждой из двух рук с объектом игры (рассогласованность соприкосновения не более 0,1 сек - фиксация «двойного касания»). Указанные рамки являются чисто субъективными величинами, которые визуально оцениваются судьёй матча, что накладывает дополнительные жесткие рамки на технику выполнения указанного контакта с мячом.
Технический прием «передача мяча способом сверху двумя руками» используется почти в каждом розыгрыше очка, причём в некоторых из них по нескольку раз. Этот технический прием несет наибольшую информацию о тактических действиях команды в целом и определяет схему игры. Для выполнения передачи в многолетней подготовке спортсменов-волейболистов
на определенном этапе выбирается игрок, обладающий необходимым набором специальных качеств, который несет функцию её выполнения на протяжении всей своей спортивной деятельности. Подготовка и дальнейшее совершенствование такого игрока (термины: «связующий», «пасующий», «разыгрывающий», «диспетчер», «разводящий») носит индивидуальный характер с набором характерных и присущих только ему упражнений.
На сегодняшний день для игр сильнейших команд характерен рост темпа проведения атак. Команды почти перестали применять высокие передачи для нападающих ударов (при качественном приёме мяча), но значительно увеличилось количество атак, проводимых с низких и быстрых передач. Желание увести нападающих игроков от блока связано с тем, что в каждой команде имеется много высокорослых волейболистов, способных выстроить мощную броню над сеткой.
Вот эту-то задачу и решают связующие игроки за счёт нестандартных и разумных технико-тактических действий.
По мнению абсолютного большинства специалистов волейбола, боеспособность команды в значительной мере зависит от мастерства связующих игроков. Если кто-то из нападающих игроков по различным причинам не играет в полную силу, то это положение можно исправить путем его замены, временно «выключить» его из атак и т.д. Но, если срывается диспетчер команды, то потенциал коллектива заметно снижается, что приводит к поражению в игре.
Гипотеза исследования: предполагает, что на основе выявленных средств и методов технико-тактической подготовки связующих игроков будет определена рациональная структурно-содержательная основа учебно¬тренировочного процесса. Это позволит научно обосновать условия для реализации средств и методов планомерного и целенаправленного процесса подготовки связующего игрока в волейболе.
Объект исследования: процесс многолетней подготовки волейболистов.
Предмет исследования: средства и методы подготовки связующего игрока.
Цель исследования: раскрыть значение связующего игрока в волейболе.
Задачи исследования:
1. проанализировать специализированную литературу о характеристике деятельности связующего игрока в волейболе.
2. выявить средства и методы технико-тактической подготовки связующих игроков.
3. раскрыть пути повышения технико-тактического мастерства связующего.
Методы исследования: теоретический анализ публикаций на данную тему, изучение и обобщение передового тренерского опыта.
Методологической основой исследования послужили труды Ю.Д. Железняка, А.В. Беляева В.А. Голомазова, С.К., Шляпникова, А.А. Кривошеина, С.В. Легонькова, С.Г. Слупского.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что в результате теоретико-методологического исследования рассматривается изучение и обобщение передового тренерского опыта по методике обучения связующего игрока в волейболе. Работа может быть использована в практической деятельности тренера. Результаты исследования дополняют теорию обучения волейболу.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проделанной работы мы пришли к следующим выводам:
1. Подготовка волейболистов-связующих - это сложный многолетний процесс. Поэтому успешное решение задач подготовки предполагает четкое планирование учебно-тренировочной работы. Оно позволяет определить содержание многолетнего процесса, выбрать направление деятельности, эффективные средства и методы.
2. Связующий определяет стиль игры команды, именно он выполняет передачу мяча своему нападающему для завершающего удара.
3. В волейболе необычайно высоко значение психологической и духовной составляющей личности. В особенности это касается личности связующего, который должен соединять в себе не только виртуозную технику и незаурядное тактическое мышление (высокий игровой интеллект), но и также сниженную чувствительность к внешним воздействиям отрицательного характера.
4. Хороший связующий должен предугадывать критические моменты игры и своевременно их ликвидировать. Еще одно важное умение, которое следует развивать у связующего, - умение маскировать свои действия от противника.
5. Практика работы и научные исследования показывают, что период собственно подготовки связующего игрока составляет 5-7 лет (от этапа определения функции до этапа завершения развития мастерства). Процесс подготовки связующего в целом можно условно разделить на четыре этапа: начальной подготовки, отбора и специализации, развития и совершенствования мастерства, стабилизации мастерства (рис. 1). Для более эффективного воздействия средств на отдельные стороны подготовки целесообразно выделять подэтапы. В первом этапе - подэтап выявления качественных особенностей, в третьем - подэтап усиления процесса специализации, в четвертом - подэтап поиска и развития резервных возможностей связующего. Каждому этапу присущи определенные направления, задачи и средства.
6. Одним из путей формирования технико-тактического мастерства связующего игрока приобретает метод моделирования. В общих чертах он предполагает целостное воспроизведение как соревновательных действий, так и режима соревнований, а также его внешних условий. Моделирование соревновательных действий должно предполагать превышение достигнутого ранее результата. Имеется в виду количественное и качественное (эффективность) его выражение. Если этого нет, оно оказывает незначительный эффект и может привести к возникновению так называемого барьера дальнейшего роста мастерства связующего.



1. Агинако Л. Обучение техническим элементам волейбола / Л. Агинако // Спорт в школе. - 2008 (№23).
2. Ашибоков, М.Д. Критерии оценки технико-тактической подготовленности команд волейболистов / М.Д. Ашибоков. - «Вестник АГУ», 2006. - №1 (20). - С. 290-293.
3. Белич С. Тренировочные занятия на отработку техники элементов / С. Белич // Спорт в школе. - 2007 (№13).
4. Беляев, А.В. Волейбол на уроке физической культуры: 2-е изд. / А.В. Беляев. - М.: Фис: СпортАкадемПресс, 2005. - 143 с.: ил.
5. Беляев, А.В. Обучение технике игры в волейбол и ее совершенствование/ методическое пособие. ВФВ / А.В. Беляев. - М., 1995. - 287 с.
6. Беляев, А.В. Эффективное использование интегральных упражнений на занятиях по волейболу /А.В. Беляев // Детский тренер (журнал в журнале). - М. : ФИС, 2004. - №4. - С. 26.
7. Виера, Б. Волейбол: Шаги к успеху / Барбара Л. Виера, Бонни Джилл Фергюсон. - М. : АСТ : Астрель, 2004. - 170 с.
8. Волейбол: Учебник для высших учебных заведений физической культуры / Под ред. А.В.Беляева, М.В.Савина. - М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 368 с.
9. Голомазов, В.А. Волейбол в школе / В.А. Голомазов, В.Д. Ковалев, А.Г. Мельников. - М. : Просвещение, 1989. - 110 с.
10. Железняк, Ю.Д. Волейбол: методическое пособие по обучению игре / Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Чачин. - М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2005. - 112 с.
11. Железняк, Ю.Д. Юный волейболист / Ю.Д. Железняк. - М. : Физкультура и спорт, 1988. - 192 с.
12. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры. Техника, тактика, обучение / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2001. - 376 с.
13. Железняк, Ю.Д. Спортивные игры: Совершенствование спортивного мастерства: Учеб. для студ. высш. учеб. завед. / Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов. - М. : Академия, 2004. - 400 с.
14. Иванова, Л.М. Формирование тактических умений начинающих волейболистов при игре в нападении / Л.М.Иванова // Омский научный вестник.2006. - №6 (41), сентябрь. - С.260-262.
15. Ивойлов, А.В. Волейбол / А.В. Ивойлов. - Минск : Высшая школа, 1985. - 261 с.
16. Изотов В. Методика обучения технике волейбола / В. Изотов // Спорт в школе. - 2009 (№3).
17. Каменев, В.В. Обучение волейболу / В.В. Каменев // Физическая культура в школе. - 2007. - №1. - С. 20-22.
18. Кириллова Н. Обучение технике передачи мяча в волейболе / Н. Кириллова // Спорт в школе. - 2001 (№8).
19. Комплексная тренировка связующего игрока. Методическое пособие Всероссийской федерации волейбола. Авторы-составители пособия: Шляпников С.К. Кривошеин А.А. - Москва: ВФВ, 2011
20. Клещев, Ю.Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям. Учебное пособие / Ю.Н. Клещев. - М. : СпортАкадемия- Пресс, 2002. - 192 с.
21. Клещев, Ю.Н. Юный волейболист / Ю.Н. Клещев, А.Г. Фурманов. - М. : Физкультура и спорт, 1979. - 231 с.
22. Кузянина Е. Обучение навыкам игры в волейбол в 5-м классе / Е. Кузянина // Спорт в школе. - 2002 (№6).
23. Легоньков, С.В. Оптимизация факторов, определяющих структуру отталкивания при обучении нападающему удару волейболистов различной квалификации / С.В. Легоньков, В.В. Ермаков, А.В. Родин // Теория и практика физ. культуры : тренер : журнал в журнале. - 2005. - N 7. - С. 31-32.
24. Легоньков С.В. Методика обучения техническим приёмам игры в волейбол: Учеб. пос. - Смоленск: СГИФК, 2003. - 72 с.
25. Лепешкин В. Волейбол / В. Лепешкин // Спорт в школе. - 2007 (№20).
26. Лопусова С Практика волейбола: «нападающий удар» / С. Лопусова //Спорт в школе. - 2005 (№15).
27. Мармор, В.К. Специальные упражнения волейболиста / В.К. Мармор. - Кишинев : «Карта Молдовеняскэ», 1975. - 46 с.
28. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физич. воспитания, теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физич. культуры): Учеб. пособие для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М. : ФиС, 1991. - 543 с.
29. Методика обучения студентов медицинского колледжа волейболу: Из опыта работы / А.П. Андреев. - Биробиджана: ОблИУУ, 2007. - 24 с.
30. Оинума, С. Уроки волейбола. Пер. с японского / С. Оинума. - М. : Физкультура и спорт, 1985. - 112 с.
31. Пименов, М.П. Волейбол: специальные упражнения / М.П. Пименов. -Киев, 1993. - 88 с.
32. Платонов, В.Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практическое приложение / В.Н. Платонов. - К. : Олимпийская литература, 2004. - 808 с.
33. Савчук, В.А. Атакующие комбинации в волейболе / В.А Савчук. -
(http://fivb.narod.ru/plan.html).
34. Сластенина, Т.А. Физическая культура. Спортивные игры. Волейбол: учебное пособие / Т.А. Сластенина. - Челябинск : Изд. ЮУрГУ, 2006. - 69 с.
35. Слупский С.Г. Волейбол: игра связующего. - М., 1979
36. Сорокина, В.М. Волейбол для здоровья: Учеб. пособие / В.М.Сорокина, Д. Ю. Сорокин ВолгГТУ, Волгоград, 2007. - 60 с.
37. Суханов, А.В. Структура нападающих ударов в волейболе, применяемых в условиях противодействия соперника и методика их совершенствования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / А.В. Суханов. - Москва,2007. - 24 с.
38. Суханов, А.В. Системно-структурный подход при анализе типичных вариантов нападающих ударов / А.В. Суханов, О.П. Топышев // Теория и практика физической культуры. - 2006. - №11. - С. 59.
39. Тайр, Хрейс Типичные построения командных тактических действий нападения в волейболе / Хрейс Тайр // Сб. ст. III межд. электрон. конф.; под ред. С.С. Ермакова. - Харьков-Белгород-Красноярск, 2007. - С. 154-158.
40. «Тренировка связующего игрока». Методическое пособие/сост. Беляев А.В. Москва 1997г.
41. Фурманов, А.Г. Подготовка волейболистов / А.Г. Фурманов. - Минск :МЕТ, 2007. - 329 с.
42. Хапко, В.Е. Исследование техники прямого нападающего удара и верхней прямой планирующей подачи в игре волейбол с учетом избирательных педагогических воздействий: автореф. дисс. ... канд. пед. наук / В.Е. Хапко. - Киев, 1978. - 24 с.
43. Черданцев, Н.И. Современные тенденции развития атакующих действий в волейболе / Н.И. Черданцев // Сб. ст. II межд. электрон. конф.; под ред. С.С. Ермакова. - Харьков-Белгород-Красноярск, 2006. - С. 167-173.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ