Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Логопедическое сопровождение детей с нарушениями речи

Работа №172188

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы85
Год сдачи2019
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Содержание Введение 3
Глава 1. Проблема изучения и коррекции голосовых характеристик у детей с дизартрией и нормальным речевым развитием в психолого - педагогической литературе 10
1.1. Основные понятия и физические параметры, используемые для оценки характеристики голоса 10
1.2. Механизмы и особенности развития голосовых нарушений у детей с дизартрией 14
1.3. Способы коррекции нарушений голоса у детей с речевыми нарушениями в трудах отечественных ученых 21
Глава 2. Сравнительное изучение голосовых характеристик у детей с дизартрией и нормальным речевым развитием 30
2.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 30
2.2. Анализ результатов констатирующего эксперимента 41
2.3 Методические рекомендации по коррекции характеристик голоса у младших школьников с дизартрией 50
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение А. Протокол обследования особенностей голоса младших школьников 75
Приложение Б. Упражнения, направленные на развитие речевого дыхания 79
Приложение В. Комплекс упражнений, направленных на развитие характеристик голоса у младших школьников с дизартрией 81

Актуальность проблемы и темы исследования. Голос играет важную роль в процессе общения человека с другими людьми. Он обеспечивает слышимость речи, ее выразительность и эмоциональную насыщенность, поэтому любые голосовые нарушения проявляются как в информационной, так и в аффективной составляющей коммуникативной деятельности ребенка.
Отечественные ученые и практики в области логопедии (Е.С. Алмазова, Е.Ф. Архипова, Г.Б. Бабина, Е.Н. Винарская, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина и другие) указывают на то, что нарушение просодических компонентов является основным и наиболее стойким признаком речевых нарушений у детей с дизартрией. При этом одним из первостепенных симптомов дизартрии является нарушение голоса как одного из компонентов просодической стороны речи.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования устанавливает требования к результатам обучающихся (личностным, метапредметным, предметным), освоивших основную образовательную программу начального общего образования. Метапредметные результаты включают в себя освоенные обучающимися универсальные учебные действия, к числу которых относятся коммуникативные универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться и жить в современном обществе. У младших школьников с нормальным речевым развитием голосовая функция ещё недостаточно сформирована и управление голосом у них вызывают затруднения (Л.А. Копачевская, В.В. Емельянов, Г.Н. Лукьянова). При этом отечественные авторы отмечают, что при осознании нарушений голоса снижается потребность в коммуникации. Вследствие чего дети с дизартрией в более длительные сроки накапливают словарный запас и овладевают языковой системой в целом. Степень отрицательного влияния нарушений голоса зависит от характера и глубины расстройства. В связи с этим возникает необходимость изучения особенностей голосовых нарушений у детей с дизартрией с целью их коррекции, поскольку голос имеет большое значение в коммуникативной деятельности ребенка, становлении его личности. Особого внимания в этом аспекте требуют дети дошкольного и младшего школьного возраста с дизартрией.
В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья указывается на то, что система оценки достижений планируемых результатов должна учитывать результаты коррекционной работы в поддержке освоения адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования, обеспечивающие удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся, успешность в развитии различных видов деятельности. Стоит отметить, что в отечественной логопедии существует большое количество методик по восстановлению и развитию голосовой функции у детей с речевой патологией (Е.С. Алмазова, Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова, М.В. Ипполитова, Е.В. Лаврова, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, О.С. Орлова, О.В. Правдина, Н.В. Серебрякова и другие). Но в то же время работа по коррекции нарушений голоса у детей младшего школьного возраста с дизартрией представлена в имеющихся разработках недостаточно полно. В основном отечественные ученые делают акцент на развитии высоты и силы голоса и устранении ринофонии, в то время как работа над другими акустическими характеристиками голоса, такими как тембр, динамический диапазон, освещена недостаточно. Данный факт говорит о необходимости поиска новых путей работы по коррекции голосовых нарушений у младших школьников с дизартрией....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Изучению особенностей нарушений голоса у детей с дизартрией посвящены работы Е.С. Алмазовой, Е.Ф. Архиповой, Г.Б. Бабиной, Е.Н. Винарской, Е.В. Лавровой, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, И.И. Панченко и других исследователей. Авторы сходятся во мнении о том, что у детей с дизартрией отмечается патологическое изменение акустических характеристик голоса: силы, высоты, тембра, модуляции голоса. Нарушения голоса существенно обедняют интонационное оформление речи детей с дизартрией, искажают эмоциональную и смысловую составляющую высказывания, что негативно сказывается на коммуникативной деятельности детей. Данный факт говорит о необходимости планомерной работы по коррекции голосовых нарушений у детей с целью их успешной социальной адаптации.
В настоящее время существует значительное количество методик по восстановлению и развитию голосовой функции у детей с речевой патологией. В то же время работа по коррекции нарушений голоса у детей младшего школьного возраста с дизартрией представлена в имеющихся разработках недостаточно полно. Отечественные ученые, в основном, делают акцент на развитии высоты и силы голоса и устранении назализации, в то время как работа над другими акустическими характеристиками голоса освещена лишь поверхностно. Данный факт говорит о необходимости поиска новых путей работы по коррекции голосовых нарушений у младших школьников с дизартрией.
С целью изучения особенностей голосовых нарушений у детей младшего школьного возраста с дизартрией нами проведен констатирующий эксперимент на базе МБОУ «Шалоболинская СОШ № 18». В исследовании приняли участие 20 детей 7 лет. В экспериментальную группу вошли 10 обучающихся первого класса с дизартрией. Контрольную группу составили 10 обучающихся первого класса с нормальным речевым развитием. Оценка особенностей голоса у младших школьников с дизартрией осуществлялась с помощью заданий методики обследования просодической стороны речи у старших дошкольников и младших школьников (Е.Ф. Архипова); методики экспериментального изучения акустических характеристик голоса и интонационной стороны речи детей (В.И. Филимонова); методики диагностики уровня сформированности речевой деятельности ребенка (А.В. Ястребова, О.И. Лазаренко); методики из раздела «Голос» по учебнику «Сценическая речь» (В.Я. Жуковский). Авторский вклад заключался в разработке оценочной шкалы для количественной и качественной оценки результатов эксперимента.
В результате констатирующего эксперимента большинство первоклассников с нормой речевого развития (80%) показали высокий уровень развития характеристик голоса. 20 % детей с нормой речевого развития показали средний уровень (верхняя граница уровня). Большинство первоклассников с дизартрией (80 %) показали низкий уровень развития характеристик голоса, что проявлялось в следующих особенностях голосовых нарушений: недостаточная сформированность представлений о высоте и силе звучания голоса, нарушение модуляции голоса по высоте, силе, низкая способность к изменению голоса от верхнего регистра до нижнего, выраженные нарушения тембра голоса, не умение осуществлять длительный, экономный выдох во время фонации. 20 % младших школьников с дизартрией показали средний уровень развития характеристик голоса (нижняя граница уровня).
Основываясь на данных констатирующего эксперимента, нами были разработаны дифференцированные методические рекомендации по развитию характеристик голоса у младших школьников с дизартрией. При разработке содержания логопедической работы нами были использованы методы и
приемы фонопедической работы, предлагаемые Е.С. Алмазовой, В.В. Емельяновым, Е.В. Лавровой, Л.В. Лопатиной, Н.В. Серебряковой, Ф.А. Ивановской, Л.А. Копачевской, О.С. Орловой. При разработке рекомендаций нами учитывалась степень сложности заданий, степень самостоятельности, дифференцировка внутри группы....


1. Алмазова Е.С. Логопедическая работа по восстановлению голоса у детей: практ. пособие / Е.С. Алмазова; под общ. ред. Г.В. Чиркиной. 2-е изд., испр. - М.: Айрис-пресс, 2005. - 192с.
2. Артемова Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями. Монография/ Е.Э. Артемова - М., МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. - 123 с.
3. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие/ Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель, 2006. - 319 с.
4. Бабина Г.В. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес //Коррекционная педагогика. Единое образовательное пространство: Сб. науч. - методич. Трудов. - СПб, 2003. - С. 99-105.
5. Барабанов Р.Е. Нарушения голоса у детей, страдающих ДЦП / Р.Е. Барабанов // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. (г. Уфа, май 2014 г.). - Уфа: Лето, 2014. - С. 150-154.
6. Белякова Л.И. Логопедия. Дизартрия / Л.И. Белякова, Н.Н. Волоскова. - М.: ВЛАДОС, 2009. - 287 с.
7. Белякова Л.И. Особенности интонационной стороны речи учащихся школ для детей с тяжелыми нарушениями речи / Л.И. Белякова, И.З. Романчук // Проблемы воспитания и обучения при аномальном развитии речи. - М.: МГПИ, 1989. - С.116-122.
8. Борозинец Н.М. Логопедические технологии: Учебно-методическое пособие / Н.М. Борозинец, Т.С. Шеховцова. - Ставрополь, 2008. - 224 с.
9. Брюховских Л.А. Дизартрия: учебно-методическое пособие по логопедии. Изд-е 2, перераб. и доп. / Краснояр. гос. пед. ун-т им. В.П. Астафьева. - Красноярск, 2015. - 180 с.
10. Василенко Ю.С. Голос. Фониатрические аспекты / Ю.С. Василенко. - М.: Дипак, 2013. - 394 с.
11. Венцов А.В. Физиология речи. Восприятие речи человеком / М.П. Гранстрем, Л.А. Чистович, А.В. Венцов. - Л.: Наука, 1976. - 388 с.
12. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей: Пер. с англ. / Д.К. Вильсон. - М.: Медицина, 1990. - 448 с.
13. Винарская Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. - М.: ACT: Астрель, 2006. - 141 с.
14. Данилова Л.А. Методы коррекции речевого и психического развития у детей с церебральным параличом / Л.А. Данилова. - Л.: Медицина, 1977. - 312 с.
15. Дмитриев Л.Б. Теория голосообразования. Атака звука. Регистры / Л.Б. Дмитриев. - М.: Музыка, 1963. - 675с....(55)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ