Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


УЧЕТ СПЕЦИАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ В ПРОЦЕССЕ ИХ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ

Работа №52638

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

логопедия

Объем работы111
Год сдачи2016
Стоимость4930 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
348
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Особенности инклюзивного образования детей с тяжелыми нарушениями речи 7
1.1. Сущностные характеристики понятия «инклюзивное образование» 7
1.2. Инклюзивное обучение детей с речевыми нарушениями в условиях
ФГОС НОО 12
1.3. Логопедическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями 21
речи в условиях ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ 21
Вывод по главе 1 26
Глава 2. Экспериментальное исследование по выявлению специальных образовательных потребностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи 27
2.1. Организация и методы исследования 27
2.2. Анализ результатов исследования 34
2.3. Проектирование системы логопедического сопровождения детей
младшего школьного возраста с ТНР 50
Выводы по главе 2 59
Заключение 62
Список использованной литературы 66
Приложения

Актуальность. Существующая система обучения детей с нарушениями речи построена с учетом не только неоднородности вида и формы речевой
патологии, но и комплекса взаимосвязанных факторов, отражающих их личностное, интеллектуальное, психофизическое развитие. На основе вариативности и степени выраженности расстройств речевой, языковой способности,
характера их влияния на различные стороны психического развития разработаны научно-теоретические основы построения специального (коррекционного) педагогического процесса, система обучения детей с речевыми нарушениями.
Современная образовательная система обучения детей с нарушениями
речи должна развиваться в контексте гуманистических идей и взглядов, провозглашающих содействие полноценному развитию личности с особыми образовательными потребностями. Она должна представлять динамическую,
развивающуюся структуру, характеризоваться наличием взаимосвязанных
компонентов, подчиненных целям образования, воспитания и социализации
детей с речевой патологией, их приобщения к человеческой культуре.
Проблемы развития, обучения, социализации детей с тяжелыми нарушениями речи исследовали Л.И. Акатов, Г.Н. Багаева, И.М. Бгажнокова,
И.М.Бондаренко, А.М.Ковешникова, Е.Л. Гончарова, Л.Г. Григорьева, Т.В.
Егорова, Н.А. Кисилева, Н.Н. Малофеев и др.
Социальные и правовые аспекты инклюзивного образования исследовали Л. И. Акатов, Н. В. Антипьева, Д. В. Зайцев, П. Романов и др. Р. Жаворонков, В. З. Кантор, Н. Н. Малофеев, Е. Ю. Шинкарева. Психологические
проблемы инклюзивного образования нашли отражение в материалах многочисленных конференций, фундаментальных трудах отечественных психологов по заявленной проблеме. Однако, тема исследования в психологопедагогических науках недостаточно разработана как в теоретическом, так и
в прикладном аспектах.
Объект исследования – изучение специальных образовательных потребностей детей младшего школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования – изучение специальных образовательных потребностей обучающихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Цель исследования – выявить специальные образовательные потребности обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и разработать программу
их логопедического сопровождения.
Гипотеза исследования: с помощью спроектированной системы логопедического сопровождения детей младшего школьного возраста с ТНР каждый ребенок сможет развиваться в своем собственном режиме и получить
доступное качественное образование с учетом индивидуальных потребностей
и собственных возможностей в условиях инклюзивного образования.
Для достижения цели и проверки гипотезы потребовалось решение
следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты образовательных потребностей
обучающихся с нарушением речи;
- выявить специальные образовательные потребности детей младшего
школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи:
- спроектировать систему логопедического сопровождения детей
младшего школьного возраста с ТНР.
Методологической основой исследования являются положения ведущих отечественных дефектологов и психологов Л. С. Выготского, П. Я.
Гальперина, В. В. Давыдова, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и других ученых, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сенситивных возрастах, о соотношении
коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношенииобучения и развития и т. д.
Методы исследования: анализ литературных источников, психодиаг6
ностические методы, обобщение научного материала и практического опыта.
База исследования: Кировское областное государственное общеобразовательное бюджетное учреждение «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» г. Вятские Поляны. Выборка составила 50
человек.
Практическая значимость: исследуются возможности инклюзивного
подхода в учете специальных образовательных потребностей обучающихся с
тяжелыми нарушениями речи в процессе их логопедического сопровождения; выявлены специальные образовательные потребности детей младшего
школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи; спроектирована система
логопедического сопровождения детей младшего школьного возраста с ТНР.
Теоретическое значение работы определяется расширением и обобщением существующих представлений об обучении детей с тяжелыми нарушениями речи в условиях инклюзивного образования. Результаты могут быть
использованы в процессе дальнейшего изучения данной актуальной проблемы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Стремление к тому, чтобы дети с особыми образовательными потребностями воспитывались и обучались вместе со своими нормально развивающимися сверстниками, становится сегодня главной областью приложения
сил многих родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии.
Отчасти этому способствует определенная либерализация системы образования, расширяющая права учащихся и их родителей, декларирующая гарантии
равного доступа к образованию для всех категорий детей и создающая многочисленные прецеденты инклюзии на разных ступенях и этапах образовательного процесса.
Принцип инклюзивного образования заключается в том, что администрация и педагоги обычных школ принимают детей с особыми образовательными потребностями независимо от их социального положения, физического, эмоционального и интеллектуального развития и создают им условия на
основе психолого-педагогических приемов, ориентированных на потребности этих детей.
Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, состояние
здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне
специальных условий обучения и воспитания.
Тяжелые нарушения речи (ТНР) – это стойкие специфические отклонения формировании компонентов речевой системы (лексического и грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока, отмечающихся у детей при сохранном слухе и нормальном интеллекте).
Особые образовательные потребности детей с нарушениями речи
включают как общие, свойственные всем детям с отклонениями в речевом
развитии, так и специфические.
Нарушения речи оказывают отрицательное влияние на развитие познавательной деятельности, формирование личности ребѐнка, препятствуют его63
социальной адаптации. В связи с этим, в процессе обучения проводится целенаправленное систематическое логопедическое сопровождение обучающихся, что является неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы.
Логопедическое сопровождение имеет две цели: кратковременную –
коррекция и профилактика речевых расстройств, а также долговременную –
достижение необходимой степени социальной адаптации.
Исследование по выявлению специальных образовательных потребностей младших школьников с тяжелыми нарушениями речи проходило на базе
Кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения «Школа для обучающихся с ограниченными возможностями
здоровья» г. Вятские Поляны. Выборка составила 50 человек.
По результатам исследования можно сделать следующие выводы:
- у младших школьников преобладает мотив «Позиции школьника»
(50%), то есть ученики осознают свое обучение, как обязанность, но при этом
социальные аспекты школьного образа жизни сохраняются;
- среди младших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи преобладает средний уровень самооценки силы воли (74%);
- 100 % младших школьников с ТНР испытывают значительные трудности в овладению речью;
- уровень логического мышления у большинства младших школьников
(78%) находится на среднем уровне;
- у большинства младших школьников (68%) высокий уровень развития мотивационного компонента, что отражает сформированность отношения ребенка к себе как школьнику, интерес к учению, высокую учебную активность;
- 40% младших школьников имеют уровень коммуникативно-речевой
активности ниже среднего. Это значит, что данные школьники не стремятся к
общению, чувствуют себя скованно в новом коллективе, предпочитают проводить время наедине с собой;64
- 64% младших школьников с ТНР имеют повышенную тревожность и
заниженную самооценку, 24% младших школьников имеют высокую речевую тревожность, 12 % школьников находятся на очень высоком уровне речевой тревожности.
Разработанная нами программа логопедического сопровождения
младших школьников с ТНР носит коррекционно-развивающий характер, что
позволяет обеспечить единство требований психолога и логопеда в формировании полноценной психоречевой деятельности учащихся, создать предпосылки для дальнейшего всестороннего развития детей начальных классов.
Цели программы:
- Создание системы психолого-логопедического сопровождения
учебного процесса для создания социально – психологических условий
нормального личностного развития учащихся с речевой патологией и их
адаптации в образовательной среде.
Обеспечение системы средств и условий для устранения речевых
недостатков у детей подготовительного и первых классов.
Создание здоровьесберегающей среды, способствующей полноценному
психическому и речевому развитию школьника, обеспечению
эмоционального благополучия посредством формирования условий,
способствующих саморазвитию и самовыражению ребенка.
От внедрения программы ожидается:
1. Построение образовательного процесса младших школьников на
основе комплексной диагностики.
2. Преодоление нарушений в речевом развитии.
3. Снижение уровня стрессового состояния учащихся.
4. Успешная адаптация первоклассников в учебно-воспитательном
процессе.
5. Создание положительной информационной среды для родителей
и выстраивание эмоционально-благоприятных детско-родительских отношений.65
6. Своевременное выявление обучающихся, имеющих школьную
дезадаптацию.
7. Положительная динамика результатов коррекционно-развивающей работы: (повышение учебной мотивации, снижение уровня агрессивности, принятие социальных норм поведения гиперактивными детьми).


1. Закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: от 24.11.95 №181-ФЗ (ред. от 28.12.2013 с изменениями, вступившими в си¬лу с 01.01.2014) Издательство: Норматика, 2014 - 194 с.
2. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможно-стями здоровья" // http://doorinworld.ru/zakonodatelstvo/80-federalnyj- zakon-qob-obrazovanii-licz-s-ogranichennymi-vozmozhnostyami-zdorovyaq-
3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2013 - (Стандарты второго поколения).
4. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки. - М.: ТЦ Сфера, 2014. 96 с. (Правовая библиотека образования).
5. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схе- мах/Под общ.редакцией М.Е. Верховкиной, А.Н. Атаровой. - СПб.: КА¬РО, 2014. - 112с.
6. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возмож-ностями здоровья.- М.: ВЛАДОС, 2013. - 368 с.
7. Ахутина, Т.В., Пылаева Н.М. и др. Нейропсихолог в школе. Пособие для педагогов, школьных психологов и родителей. Издательство Секачев.
8. Багаева, Г.Н. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными воз¬можностями / Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. - М.: ВЛАДОС, 2005. - 451 с.
9. Баранов, А.А., Альбицкий В.Ю. Социальные и организационные про-блемы педиатрии. Избранные очерки. М., 2013. 511 с.
10. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития.- М.: Педагогика, 2007. - 247 с.
11. Бим -Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь (Золотой фонд). - М.: Большая Российская Энциклопедия, 2008. -528с.
12. Бондаренко, И.М., Ковешникова А.М. Составление индивидуальной об-разовательной программы психолого-педагогического сопровождения де¬тей с ограниченными возможностями здоровья: Методические рекомен¬дации, 2012. — 36 с.
13. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными воз¬можностями вследствие заболевания нервной системы: методические ре¬комендации. - М.: Владос, 2009. - 300 с.
14. Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. - М.: Педагогика, 1971. -349 с.
15. Выготский, Л.С. Собрание сочинений: В 6 т. — Т. 2, 5. — М.: Пе-дагогика, 1983.
16. Гафиатулина, Н.Х., Роженко, А.В. Настольная книга школьного психоло¬га, учителя начальных классов. - М.: Феникс, 2009.
17. Гончарова, Е. Л. Ребенок с особыми образовательными потребностями. - Альманах: ИКП РАО. - №5. - 2002 с.
18. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. - М.: Академкнига, 2002. - 213 с.
19. Дементьева, Н.Ф. Социальная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями / Н.Ф. Дементьева, Г.Н. Багаева, Т.А. Исаева. - М.: Ака¬демкнига, 2005. - 247 с.
20. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможно¬стями / Т.В. Егорова - Балашов: Николаев, 2012. - 80 с.
21. Елизова, Н.В. Технология работы учителя на уроке в инклюзивном клас¬се. Опубликовано 28.09.2013
22. Инклюзивное образование. Выпуск 1. - М.: Центр «Школьная книга»,
2010. - 272 с.
23. Инклюзивное образование. Практическое пособие по поддержке разнооб¬разия в общеобразовательном классе / Авторы: Тим Лореман, Джоан Деппелер, Давид Харви. Перевод с английского языка: Н.В. Борисова. - 112 с.
24. Инклюзивное образование: проблемы и перспективы: Материалы Регио¬нальной научно-практической конференции (г. Нижневартовск, 25—26 ноября 2009 г.) / Отв. ред. Н.Д. Наумов. — Нижневартовск: Изд-во Ниж- неварт. гуманит. ун-та, 2010. — 168 с.
25. Исаев, Д.Н. Психология больного ребенка: Лекции. - СПб.: Издательство ППМИ, 2009. - 186 с.
26. Карелова, Г.Н. Современная политика в интересах детей в современ¬ной России. М., 2011. 155 с.
27. Киселева, Н.А. Психологическое изучение детей с отклонениями вразви- тий / Н.А. Киселева, И.Ю. Левченко. - М.: Коррекционная педагогика, 2005. - 210 с.
28. Лапшин, В. А. Основы дефектологии / В. А. Лапшин, Б. П. Пузанов. - М.: Просвещение, 2011. - 143 с.
29. Лебединская, К.С. Задержка психического развития. - М.: Педагогика. -
2011. - 280 с.
30. Лебединский, В.В. Нарушение психического развития. - М.: Педагогика. - 2012. - 306 с.
31. Люди с умственной отсталостью =
MenschenmitgeistigerBehinderungundihreErziehung:
einheilpadagogischesLehrbuch: обучение и воспитание / Отто Шпек, пере-вод - А.П. Голубев, Н.М. Назарова. - Москва: Академия, 2009. - 432 с.
32. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью. - М.: Издательский центр «Академии», 2010. - 208 с.
33. Маллер, А.Р. Ребенок с ограниченными возможностями: Книга для роди¬телей. - М.: Педагогика - Пресс, 2010. - 284 с.
34. Малофеев, Н.Н. От выявления дефекта к индивидуальному плану развития ребенка // Психолого-педагогическое медико-социальное со-провождение развития ребенка: Материалы Российско-фламандской научно-практической конференции. СПб., 2011. — Ч.1.- С. 19-25.
35. Малофеев, Н.Н. Перспективы развития учебных заведений для детей с особыми образовательными потребностями в России // Актуальные проблемы интегрированного обучения.— М.: Права человека, 2011. — С. 30-46.
36. Малофеев, Н.Н. Реабилитация средствами образования должна начи-наться с первых месяцев жизни ребенка. [электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http:ZZ.www.ise.iip.net
37. Малофеев, Н. Н. Западная Европа: эволюция отношения общества и госу¬дарства к лицам с отклонениями в развитии / Н. Н. Малофеев. - Специ¬альное образование в России и за рубежом: В 2-х ч. : Ч. I. - М. : «Печат¬ный двор», 2006. -182с.
38. Мастюкова, Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в разви-тии. - М.: ВЛАДОС, 2010. - 408 с.
39. Назарова, Н.М. Специальная педагогика: Учебно-методическим объе-динением вузов Российской Федерации по педагогическому образованию в качестве учебного пособия для студентов педагогических вузов. Москва 2010
40. Назарова, Н.М. Специальная педагогика. - М.: Академия, 2010. - 356с.
41. Организация специальных образовательных условий для детей с ограни¬ченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях: Методические рекомендации / Отв. ред. С.В. Алехии на. — М.: МГППУ,
2012. — 92 с.
42. Педагогика и психология инклюзивного образования: учебное пособие / Д.З. Ахметова, З.Г. Нигматов, Т.А. Челнокова, Г.В. Юсупова и др.; под ред. Д.З. Ахметовой. - Казань: Изд-во «Познание» Института экономики, управления и права, 2013. - 204 с.
43. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Стребелевой.- М.: Просвещение, 2009. - 164
с.
44. Психолого-педагогического и социального сопровождения ребенка до-школьного возраста: методические разработки для специалистов дошко¬льного образования, 2010. — 67 с.
45. Пузанов, Б.П. Коррекционная педагогика. Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 144 с.
46. Рубинштейн, С. Я. Психология умственно отсталого школьника: Учеб. пособие для студентов - М.: Просвещение, 2006. - 192 с.
47. Сабельникова, С.И. Справочник руководителя образовательного учреж¬дения, №1 2009. Развитие инклюзивного образования
48. Соколова, Н.Д. Дети с ограниченными возможностями: проблемы и ин-новационные тенденции в обучении и воспитании / Н.Д. Соколова, Л.В. Калиникова. - М.: 2011. - 180 с.
49. Солодянкина, О.В. Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья в семье. - М.: АРКТИ, 2009. - 80 с.
50. Сорокин, В.М. Специальная психология.- СПб.: Речь, 2010. - 216 с.
51. Сорокоумова, С. Н. Психологические особенности инклюзивного обуче¬ния. // Известия Самарского научного центра Российской академии наук,
т. 12. - №3. - 2010. - С. 134-136.
52. Специальная дошкольная педагогика / Под ред. Е.А. Стребелевой, — М.: Издат. центр «Академия», 2011. — 312 с.
53. Специальная педагогика / Л. И. Аксёнова, Б. А. Архип, Л. И. Белякова и др.; под ред. Н. М. Назаровой. - 3-е изд., испр. - М. : Академия, 2008. - 400с.
54. Стребелева, А.Е., Екжанова, Е.А. Коррекционно-развивающее обуче-ние и воспитание. Программа дошкольных образовательных учрежде-ний компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта: Учеб.издание. — М.: Просвещение, 2010. — 271 с.
55. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. - M.: Издательский центр «Академия», 2012. - 312 с.
56. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина- Бала-шов: Николаев, 2009. - 80 с.
57. Фатихова, Л.Ф. Диагностика социального интеллекта детей с отклоне¬
ниями в развитии. // Научное творчество XXI века: материалы II Всерос¬сийской научной конференции. - Красноярск // В мире научных откры¬тий. - 2010. № 4 (10). Часть 8. - С. 82-84. [электронный ре-
сурс]ййр://’№№№.реШ1Ь.ги/Воокз/6/0317/6_0317-5.зй1ш1#Ьоок_раде_1ор
58. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. - 20-е изд. - М.: Просвещение, 2011.
59.Черкасова, Е.Л. Выявление особых образовательных потребностей у школьников с ограниченными возможностями здоровья на уровне общего образования. - М.- Национальный книжный центр, 2016. - 144 с.
60. Шипицына, Л.М. Психологическая диагностика отклонений развития де¬тей младшего школьного возраста. - М.: ВЛАДОС, 2008. - 92 с.
61. Щепко, Е.Л. Психодиагностика нарушений развития. Принцип диффе-ренциаций. - М.: Академия, 2010. - 410 с.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ