Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Синтез документального и художественного в произведении Г. Газданова «На французской земле»

Работа №171716

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы57
Год сдачи2018
Стоимость4340 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
0
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 2
Глава 1. Художественно-документальная проза 5
1.1. Проблема документализма и понятие художественно-
документальной прозы 5
1.2. Функциональные стили в художественно-документальной прозе ... 8
1.2.1. Публицистический функциональный стиль (ПФС) 10
1.2.2. Художественный функциональный стиль (ХФС) 13
Выводы по главе 1 16
Глава 2. Очерк Г. Газданова «На французской земле» в контексте проблемы документального в художественном произведении 17
2.1. Документализм в художественной литературе очерков Гайто
Газданова 17
2.2. Публицистические черты произведения Г.Газданова "На
французской земле" 19
2.3. Художественные черты произведения Г.Газданова "На
Французской земле" 26
2.4. Общие черты ПФС и ХФС 31
2.5. Отражение борьбы на территории Франции во время Второй
мировой войны против фашизма 35
Выводы по главе 2 44
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения 52


Внимание к проблеме соотношения факта и вымысла в литературном произведении появилось у исследователей еще в XIX в. Пик популярности и резкое увеличение числа художественно-документальных произведений в ХХ в., в особенности после Второй мировой войны, окончательно закрепил интерес ученых к проблеме документального и художественного в произведении. Эта популярность объясняется интересом людей к прошлому, к скрытым страницам истории, малоизвестным фактам. Художественно-документальная проза - особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Этот литературный жанр основан на воспоминаниях очевидцев или же самого автора, которые он получил в какой- либо период своей жизни или же обнаружил в официальных документах, подтверждающих или опровергающих его предположения. При этом авторская точка зрения проявляется в отборе фактов и структурировании материала, а также в оценке событий (Тесля, 2012, с.8). Эта проблема считается одной из основополагающих в современной науке, и в то же время является спорной, что определяет актуальность нашего исследования.
Серия очерков «На французской земле» (1945), принадлежащая перу Г. Газданова, представителя младшего поколения первой волны русской эмиграции во Франции, является интересным предметом изучения для исследователей в качестве образца документальной прозы о Второй мировой войне. Автор создал эти очерки с целью показать французскому читателю роль советских партизан, по воле случая оказавшихся и ведущих борьбу против немецких фашистов на территории Франции. Необходимо отметить, что сам Гайто Газданов являлся участником движения Сопротивления, редактировал информационный бюллетень подполья. Жена писателя, Ф.Д. Ламзаки, также не осталась в стороне от освободительного национального движения. В последние годы войны она выполняла функции связной (Тесля, 2012, с.57).
Исследователь Е.В. Асмолова пишет: «Газданов закончил рукопись через 10 дней после взятия Берлина, 19 мая 1945 г. Сразу же им был сделан перевод книги на французский язык. И уже в 1946 г. вышла книга в издательстве под названием «Je m'engage a defendre» (Асмолова, 2013, с. 57).
Таким образом, объектом исследования данной работы является документалистика и художественность в исследуемом произведении. Предметом исследования служит художественно-документальная повесть Гайто Газданова «На французской земле».
Отметим, что отечественные ученые проявили внимание к творчеству Газданова. В рамках диссертационного исследования В.А. Боярского «Поэтика прозы Гайто Газданова 1940-х годов» было рассмотрено произведение «На французской земле» с точки зрения особенностей художественного стиля писателя. Е.В. Асмолова затрагивает темы русского патриотизма, самоотверженности, советской ментальности, религиозности и культуры, что составляет русский национальный характер. Необходимо отметить, что в статье под названием «Жанрово-повествовательные параметры книги Г. Газданова "На французской земле"» исследователь Е.Н. Проскурина провела анализ жанровой и повествовательной структуры этого произведения и обнаружила большое количество романных элементов. Таким образом, новизна данного исследования заключается в изучении в рамках документальной повести Гайто Газданова связи художественного и документального начала.
Целью настоящего исследования является изучение синтеза документального и художественного начала в повести «На французской земле», так как в выше упомянутых отечественных исследованиях, внимание к синтезу документального и художественного начал не уделяется. В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1. Уточнить определение понятиям "документализм" и "художественно-документальная проза";
2. Рассмотреть существующие точки зрения в научной среде по кругу проблем, связанных с понятиями вымысла и факта;
3. Представить определения художественного и публицистического функционального стиля;
4. Найти основные черты публицистического и художественного функционального стиля в произведении «На французской земле»;
5. Показать роль российской эмиграции и советских партизан в движении Сопротивления во Франции.
Для достижения цели были использованы следующие методы:
1. культурно-исторический;
2. биографический метод исследования;
3. метод интерпретации художественного текста.
Практическая значимость исследования обусловлена тем, что его результаты могут быть использованы при подготовке лекционных курсов в учебных заведениях гуманитарного профиля. Помимо всего прочего данные разработки могут быть использованы на языковедческих и литературоведческих курсах. Теоретическая значимость исследования выражена в том, что материалы исследования могут войти в базу специальных разделов при написании фундаментальных работ, учебных пособий, при последующей разработке концепции документализма, осмысления и теоретического обоснования понятий факт и вымысел, литература и действительность, документальное и художественное.
Структура работы включает: введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В теоретической части данной работы была предпринята попытка дать определения таким спорным понятиям в современной науке как "документализм" и "художественно-документальная проза". Было отмечено, что автор документальной прозы не может полностью устранить свою точку зрения из произведения. Роль писателя заключается в том, чтобы показать поток событий, придать ему нарративный характер, подчинив его авторской логике. Таким образом, происходит выход за рамки естественного повествования, и повествование превращается в художественное. Для естественного повествования характерно обращение автора к публицистическому функциональному стилю (ПФС), а для художественного - к художественному функциональному стилю (ХФС).
Также был рассмотрен вопрос о природе художественно¬документальной прозы. В связи с этим были представлены точки зрения авторитетных ученых на понятия правды и вымысла, документального и художественного. Под термином документализм большинство исследователей понимает установку писателя опираться в своих произведениях на достоверные, правдивые факты и документы в художественных целях. После рассмотрения основополагающих черт художественно-документальной прозы, было решено понимать под этим термином особый литературный жанр, для которого характерно построение сюжетной линии исключительно на реальных событиях, с редкими вкраплениями художественного вымысла. Произведения этого жанра основываются в первую очередь на факте, совмещая его с художественными приемами изображения. В качестве фактов могут выступать воспоминания автора, официальные документы, записи очевидцев тех или иных событий, исторические сводки.
В практической части работы были рассмотрены стилистические особенности «На французской земле» Гайто Газданова с точки зрения их соотнесения с документальным и публицистическим началом . Было наглядно продемонстрировано, каким образом они реализуются в изучаемом тексте . Основными особенностями публицистического жанра в данном произведении можно назвать использование реально существующих документов, применение военной лексики и риторических вопросов. Самой главной чертой публицистического стиля данного текста является информационно-содержательная функция. Обращаясь к художественным чертам, стоит выделить использование художественных средств таких как эпитет, сравнение и метафора.
Также в произведении Г. Газданов четко показал роль советских патриотов на территории Франции, благодаря реальным историям из жизни партизан, цитированию настоящих документов и выразительным описаниям героев.
В работе было дано определение художественному и публицистическому функциональному стилю. Был сделан вывод о том, что данное произведение не просто сочетает в себе документальное и художественное начало, но и о том, что эти два начала неотделимы друг от друга в очерке Г. Газданова.
Из этого вытекает, что дальнейшие попытки анализа очерка «На французской земле», впрочем, как и всех других образцов документальной прозы, следует предпринимать исходя из дуализма этого жанра. Игнорирование любого из этих начал может привести к ошибочному пониманию конкретных идей автора и картины в отображении борьбы.



1. Анохина А. В. Проблема документализма в современном литературоведении //Знание. Понимание. Умение. - 2013. - №. 4. - С. 189-194.
2. Аракелян М. А. Великий интернациональный подвиг. Краткий очерк освободительной миссии Советской Армии во второй мировой войне. —
М.: Воениздат, 1964. - 160 с.
3. Асмолова Е.В. Трансформация национального характера в документальной повести ГИ Газданова «На французской земле» //Филология и культура. - 2013. - №. 2 (32). - С. 57-59.
4. Балабан А. И. История и память в документальной прозе Гайто Газданова //Новейшая история России. - 2012. - №. 3 (5). С. 171-178.
5. Блок М. Странное поражение / пер. с. фр. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 1999. - 287 с.
6. Бозрикова С. А. Специфика представления нарративного пространства в романе нон-фикшн Т. Капоте «Хладнокровное убийство» //Вестник Томского государственного университета. - 2012. - №. 359. С. 11-14
7. Боярский В. А. Поэтика прозы Гайто Газданова 1940-х годов //Дисс. ... канд. филолог. наук. Томск. - 2003. - 254 с.
8. Виноградов С. И. и др. Культура русской речи //М.: Норма-Инфра М. - 1999. - 122 с.
9. Газданов Г. На французской земле/ Собр. соч. : в 5 т. - М. : Эллис Лак, 2009. Т. 2. - 736 с.
10. Гладышева С. Н. Публицистика русского зарубежья накануне второй мировой войны //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2015. - №. 4. - С. 113-116.
11. Голованова Д., Михайлова Е. Русский язык и культура речи. - Литрес, 2017. - 150 с.
12. Гуль Р. Моя краткая автобиография // Новый журнал. 1995. №200. С. 276-277.
13. Железная, Н. Что такое «нон-фикшн»? [Электронный ресурс] / Н.
Железная // ЛитКритика: белорус. лит. Портал. - Режим доступа:
http://litkritika.by/categories/literatura/rasnoe/2161.html. - Дата обращения 06. 10.2017.
14. Затонский Д. В. Роман и документ //Вопросы литературы. - 1978. - №. 12.
- С. 135-162.
15. Затонский Д. В. Сцепление жанров (место автобиографии, мемуаров, дневника в становлении и жизни современного романа) //Жанровое разнообразие современной прозы Запада.-К.: Наук. думка. - 1989. - С. 4¬58.
16. Кибальник С. А. Гайто Газданов и экзистенциальная традиция в русской литературе. СПб. : ИД «Петрополис», 2011. - 412 с.
17. Ковалев Б. Н. Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг: типы и формы. - НовГУ имени Ярослава Мудрого, 2009. - 372 с.
18. Кожевников В. М., Николаев П. А. (общ. ред.) Литературный энциклопедический словарь ," Советская Энциклопедия" 1987. - 751 с.
19. Кожин А.Н. и др. Функциональные типы русской речи: Учеб. Пособие для филол. Специальностей ун-тов/ А.Н. Кожин, О.А. Крылова, В.В. Одинцов.
- М.: Высш. Школа, 1982. - 222 с.
20. Кожина М. Н., Дускаева Л. Р., Салимовский В. А. Стилистика русского языка. - Общество с ограниченной ответственностью "Флинта", 2011. - 464 с.
21. Красноженова Е. Е. Немецко-фашистская оккупация и движение Сопротивления в Европе в период Второй мировой войны (1939-1945 гг.) //Труды кафедры истории Нового и новейшего времени. - 2015. - №. 15. - С. 104-117.
22. Кройчик Л.Е. и др. Основы творческой деятельности журналиста/ Под ред. С.Г. Корконосенко. - Общество" Знание", 2000. - 73 с.
23. Крылова О.А. Лингвистическая стилистика. В 2 кн. Кн. 1. Теория: Учеб.пособие / М.: Высшая школа, 2006. - 319 с.
24. Лебеденко Р. В., Зюзин В. В. Участие российской эмиграции и советских военнопленных во Французском движении Сопротивления в годы Второй Мировой войны //Дисс. ... канд. ист. наук. Пятигорск. - 2011. - 266 с.
25. Мамуркина О. В. Жанровые традиции документальной путевой прозы в литературе конца XVIII-начала XIX века //Пушкинские чтения. - 2013. - №. XVIII. - С. 13-17.
26. Манафова И. М. Возвращенные имена: публицистика Гайто Газданова //Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. - 2009. - №. 2. С. 117-120.
27. Мартынов А. В. Литература на подошвах сапог (Спор о “молодой” эмигрантской литературе в контексте самопознания русской эмиграции) //Общественные науки и современность. - 2001. - №. 2. - С. 181-190.
28. Матенов Р. Б. Стиль художественной литературы в аспекте лингвистической и литературоведческой стилистики // Молодой ученый. — 2014. — №19. С. 663-665.
29. Местергази Е. Г. Литература нон-фикшн/non-fiction: экспериментальная энциклопедия: русская версия. - Совпадение, 2007. - 325 с.
30. Муравьев В. С. Документальное//Литературная энциклопедия терминов и понятий. М. - 2001. - 234 с.
31. Николаев П. А. Словарь по литературоведению [Электронний ресурс] //Режим доступа: http://www. nature. wed. ru/litera/content. html. - Дата обращения 12.04.2018
32. Палиевский П. В. Литература и теория. — М.: Сов. Россия, 1979. - 288 с.
33. Плещенко Т. П., Федотова Н. В., Чечет Р. Г. Стилистика и культура речи. - М. : ТетраСистемс, 2001. - 544 с.
34. Проскурина Е. Н. Черты неореализма в творчестве Г. Газданова (роман «Ночные дороги» и документальная повесть «На французской земле») //Критика и семиотика. - 2011. - №. 15. - С. 164-177.
35. Семиряга М. И. Советские люди в европейском Сопротивлении. — М.: Наука, 1970. - 186 с.
36. Старов М. Благодарность народов. // «Военный вестник», 1965, № 6. - С. 14-17.
37. Тесля А. А. Документальная проза: проблема и история жанров //Ученые заметки ТОГУ. - 2012. - Т. 3. - №. 1. - С. 7-17.
38. Турыгина Н. В. Коллаборационизм и патриотизм в среде русских эмигрантов во Франции в годы Второй мировой войны //Вестник Санкт- Петербургского университета. Серия 2. История. - 2011. - №. 3. С. 187-191
39. Турыгина Н. В. Русская колония во Франции (24 января 1941 г.) перевод с французского, публикация и комментарии //Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. - 2016. - №. 1 (19). С. 46-81.
40. Фатеева Н.А. Типология интертекстуальных элементов и связей в художественной речи // Изв. РАН. Сер. лит. и языка. — 1998. — Т. 57. — № 5. — С. 25 - 38.
41. Халхарова Л. Ц. Документально-биографическое начало в бурятской литературе ХХ в //Вестник Бурятского государственного университета. -
2014. - №. 10-3. С. 17-22.
42. Черняк. В. и др. Русский язык и культура речи.- М.: Высшая школа, 2002. - 509 с.
43. Эко У. Шесть прогулок в литературных лесах. - Symposium, 2002. - 285 с.
44. Янская И., Кардин В. Человеческий документ и документальная литература //Вопросы литературы. - 1979. - №. 8. - С. 4-26.
45. Coulet H. Le Roman jusqu’a la Revolution. - P.: Armand Colin, 2014. - 640 р.
46. Lecarme J., Lecarme-Tabone E. L’Autobiographie. - P. : Armand Colin, 2004.
- 315 p.
47. Lejeune P. Lire Leiris: autobiographie et langage. - Klincksieck, 1975. - Т. 4.
48. Lejeune Ph. L’Autobiographie en France. - P. :Armand Colin, 1971. - 270 p.
49. Lejeune Ph. Le pacte autobiographique. - P. : Seuil, 1975. - 357 p.
50. Lejeune Ph. Moi aussi. - P : Ed. Du Seuil, 1986. - 346 p.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ