Введение
Глава 1. НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ - КАК ОДИН ИЗ ВИДОВ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
1.1 Сущность понятия форм обучения на уроках технологии
1.2 Роль нетрадиционного обучения в образовании
1.3 Значение нестандартных уроков в формировании личности школьников
Глава 2. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ НЕТРАДИЦИОННЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
2.1 Подготовка и проведение нетрадиционных уроков
2.2 Урок-игра
2.3 Разработка урока-игры в 5 классе по теме «Обработка металла»
2.4 Самоанализ урока
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность исследования нашей темы заключается в следующем: Необходимость стабильно совершенствовать, систему и практику образования обусловлена социальными переменами, творящимися в обществе. Вопросы повышения качества обучения и уровня умения субъекта учащегося находились и остаются приоритетными в современной методике преподавания технологии. Реформирование школьного образования и внедрение новейших педагогических технологий в теорию учебы должно анализировать как главное соглашение интеллектуального, творческого и нравственного формирования учащихся. Именно формирование делается основным словом педагогического процесса, сущностным, глубинным представлением обучения. Технология - как учебная дисциплина, имеет высокими возможностями для основания ситуаций развитого и личностного становления.
Социальный заказ объединения в сфере обучения технологии выдвигает задачу формирования личности учащихся, увеличения гуманистического содержания обучения, более глубокой реализации воспитательного, образовательного и культурного потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Урок - гибкая конфигурация общества обучения. Он содержит разное содержание, в соответствии с которым применяются нужные методы и приемы обучения.
На уроке сформируется фронтальные, коллективные и индивидуальные формы учебного труда. Разнообразные формы проведения урока не только разнообразят учебный процесс, но и требуют у учащихся удовлетворение от самого процесса работы.
Нетрадиционный урок - одна из таковых форм организации обучения и воспитания школьников. Результативность нетрадиционных форм обучения и формирование хорошо популярна. Такие занятия приближают школьное обучение к существованию, истинной реальности. Дети с удовольствием охватывают такие занятия, ибо необходимость проявить не только свои знания, но и смекалку и творчество.
C поддержкой нетрадиционных уроков можно разрешить проблему дифференциации обучения, организации самостоятельно познавать занятие учащихся, физического эксперимента.
Снижение уровня знаний учащихся в большинстве поясняется качеством уроков: стандартом, однообразием, формализмом, скукой.
Многие учителя ищут разнообразные способы «оживления» урока, привлечения учащихся к деятельной работе, разнообразию форм объяснения новейшего материала. Несомненно, ни в коем случае запрещено отказываться от традиционного урока, как главной форме обучения и развития детей. Но придавать уроку нестандартные, своеобразные приемы нужны для активизации мыслительному обучению учащихся.
Это не замена давних уроков, а их дополнения и переработка, внесение оживления, разнообразия, которым увеличивает заинтересованность, способствуя совершенствованию учебного процесса. На таких уроках ученики охвачены, их работоспособность повышается, эффективность урока повышается.
Но надо отметить, что в выборе нестандартных уроков необходимо мера. Ученики привыкают к особенным способам труда, утрачивают заинтересованность, успеваемость заметно снижается. Место нетрадиционных уроков в общей системе должно определяется самим учителем в зависимости от конкретной ситуации, условий содержания материала и индивидуальных особенностей самого учителя.
Объект исследования ВКР - нетрадиционные формы обучения школьников.
Предмет исследования - процесс нетрадиционного обучения на уроках технологии.
Цель исследования - изучение и применение нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
Гипотеза исследования заключается в следующем: если применять на уроках технологии нестандартные формы обучения, то это будет способствовать:
1. развитие у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть эффективность труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
2. мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
3. повышения интереса школьников к учению;
4. более результативному решению задач образования, развития и воспитания личности учащегося.
Задачи исследования:
1. Изучить сущность понятия форм обучения на уроках технологии.
2. Определить роль нетрадиционного обучения в образовании.
3. Выявить значение нестандартных уроков в формировании личности школьников.
4. Анализировать подготовку и проведение нетрадиционных уроков.
5. Изучить что такое «урок-игра».
6. Проанализировать разработку урока-игры в 5 классе по теме «Обработка металла». Дать самоанализ урока.
Теоретическая и практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов в дальнейших исследованиях, посвященных анализу особенностей методики подготовки и проведения нетрадиционных форм обучения. В рамках преподавания технологии могут быть использованы, разработанные мной конспекты нетрадиционных уроков.
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
В результате выпускной квалификационной работе мы пришли к выводу что, технология - как учебная дисциплина, имеет высокие возможности для основания ситуаций развитого и личностного становления.
Социальный заказ объединения в сфере обучения технологии выдвигает задачу формирования личности учащихся, увеличения гуманистического содержания обучения, более глубокой реализации воспитательного, образовательного и культурного потенциала учебного предмета применительно к индивидуальности каждого ученика.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
В первой главе нами рассмотрены сущность понятия нетрадиционных форм обучения на уроках технологии, роль нетрадиционного обучения в образовании, значение нестандартных уроков в формировании личности школьников.
Из этого мы пришли к выводу что, использование нетрадиционных форм занятий по технологии создает благоприятные условия для:
1. организации коллективной работы учащихся разных возрастных групп и классов;
2. расширения кругозора школьников за счет привлечения их к изучению дополнительного материала из разнообразных источников;
3. организации культурного досуга учащихся, их родителей и сотрудников школы;
4. привлечения к учебному процессу родителей;
5. расширения учебной зоны;
6. реализации межпредметных и внутрипредметных связей;
7. формирования у детей таких качеств личности, как самостоятельность, коллективизм, умения планировать свою работу, предвидеть результаты труда, ответственности за последствия своей деятельности, организаторских и коммуникативных склонностей и способностей;
8. мотивации подрастающего поколения к эффективной трудовой и учебной деятельности;
9. повышения интереса школьников к учению.
Такие формы проведения занятий «снимают» традиционность урока, оживляют мысль. Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к предмету.
Во второй главе нами было изучена методическая часть дипломной работы. В ней разрабатывается методика нетрадиционных форм обучения учащихся школы на уроках технологии, разработка урока игры в 5 классе и самоанализ.
Из этого мы пришли к выводу что, эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.
В результате проведенного дипломного исследования по проблеме использования нетрадиционных форм обучения на уроках технологии автором были сделаны следующие выводы:
- учащимся интересны такие уроки. Они способствуют развитию инициативы, развивают коммуникативные навыки, предполагают самостоятельный поиск средств и способов решения задач, связанных с реальными ситуациями в жизни, искореняют такие присущие традиционному обучению негативные явления, как боязнь плохих отметок, закомплексованность;
- подобные уроки вносят в школьные будни разнообразие, создают в классе атмосферу праздника, приподнятое настроение. Учащимся нравятся эти нетрадиционные занятия, поскольку они не сковывают учебный процесс, а оживляют атмосферу, активизируя ребят, приближая учебу к жизненным ситуациям.
Таким образом, актуальность темы исследования, ее практическая и теоретическая значимость в современной системе образования способствовали решению ряда задач, поставленных в начале исследования:
1. обучение учащихся с помощью применения нетрадиционных форм обучения;
2. разработана методика нетрадиционных форм обучения учащихся младшей школы на уроках технологии.
Таким образом, можно считать правомерным и результативным, цель выпускной квалификационной работы достигнута, задачи решены, а также адекватность формулировки гипотезы данной выпускной квалификационной работы.
1. Асеев В.Г. Возрастная психология: Учеб. пособие / В.Г. Асеев. -Иркутск: ИГПИ, 1989 - 215с.
2. Бабкина Н.В. Нетрадиционный курс «Развивающие игры с элементами логики» для первых классов начальной школы // Психологическое обозрение.- 1996 - № 2(3) - 13 с.
3. Бабкина Н.В. Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе // Начальная школа.- 1998.- № 4. - 56 с.
4. Бабинский Ю.К. Педагогика. М.: Просвещение, 1983 - 185с.
5. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр. М., 1997 - 90 с.
6. Выготский Л.С. «Мышление и речь» - М: Лабиринт 1996 - 67 с.
7. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания в школе. М.,2000 - 72 с.
8. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Методические рекомендации учителю. Основы профессионального мастерства. М., 2001 - 98 с.
9. Гордеева О.В. Развитие языка эмоций у детей // Вопросы психологии. 1995 N 2 - 55 с.
10. Григорьев В.М.. Роль игры в оформлении личности школьника. // Советская педагогика. №9, 1982 - 78 с.
11. Губанова О.В. Левкина И.С. Использование игровых приемов на уроках // Начальная школа.- 1997.- № 6 - 98 с.
12. Гурьянова М.П. Школа и социальная педагогика. Пособие для педагогов. - Мн.: Амалфея, 2000 - 448с
13. Зак А.З. «Развитие умственных способностей младших школьников» - М: Просвещение 1994 - 77 с.
14. В. А. Крутецкий, Н. С. Лукин. Воспитание дисциплинированности у подростков, М., 1960 - 183 с.
15. Кульневич С., Лакоценина Т. Нетрадиционные уроки в начальной школе учитель 2004 - 245 с.
16. Лецких Л.А. Развивающий канон в системе Эльконина-Давыдова- Репкина // Начальная школа.- 1997.- № 3.
17. Макарьев И.И. Если ваш ребенок - левша. С. - Пб., 1995 - 212 с.
18. Муравьев Е.М., Симоненко В.Д. Общие основы методики преподавания технологии. - Брянск: Издательство БГПУ им. акад. И.Г. Петровского, НМЦ «Технология», 2000 - 235с.
19. Назарова Т.С. Педагогические технологии: новый этап эволюции? / Т.С. Назарова // Педагогика. - 1997. - № 3 - 23с.
20. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 2 кн. Кн. 2. Психология образования. - М.: Просвещение: Владос, 1994 - 12 с.
21. Николаева Л.С., Лесных Л.И. Использование нетрадиционных форм занятий. // Специалист. №2, 1992 - 221 с.
22. Осухова Н.Г. Инновации в обучении: метафоры и модели. М., 1997 - 53 с.
23. Панкратова Н.В. Развитие речи младших школьников в играх и игровых упражнениях // Начальная школа.- 1997.- № 3.
24. Подласый И.П. Педагогика Учебник М., 2006 - 324с.
25. Программы общеобразовательных учреждений. Технология трудовое обучение. М.: Просвещение, 2007 - 15 с.
26. Прохоров А.О. Взаимодействие психических состояний учителя и школьника в процессе урока // Вопросы психологии. 1990 N 6
27. Рознев Н.Е. Методика преподавания технологии М., 1990г
28. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998 г.- с. 167-215.
29. Трофимова О.В. Нетрадиционные формы урока и социализация учащихся. № 1 2003 г. - с. 143 - 215.
30. Ушинский К.Д. Собрание сочинений. М.: 1985,т.2. - 67 с.
31. Фрадкина Ф.И. Психологический анализ и их роль в учении школьников. // Советская педагогика. №4, 1953 -с. 43 - 245.
Интернет ресурсы:
32. http://www.physfac.bspu.secna.ru/
33. http://younger.psypublica.ru/
34. http://festival.1september.ru/