Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нестандартные уроки технологии как способ реализации требований ФГОС (Алтайский Государственный Педагогический Университет)

Работа №59416

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

методика преподавания

Объем работы55
Год сдачи2018
Стоимость1000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1795
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Есть приложения.
Введение 3
Глава 1 Педагогические характеристики нетрадиционных форм обучения в формировании личности ребёнка 6
1.1 Понятие и сущность нетрадиционных форм обучения 6
1.2 Роль нетрадиционного обучения в образовании 10
1.3 Использование нетрадиционных форм обучения на уроках технологии 14
Глава 2 Опытно-экспериментальное исследование проведения нестандартных уроков технологии как способа реализации требований ФГОС 20
2.1 Разработка цикла нестандартных уроков технологии по разделу «Технология обработки материалов» 20
2.2 Анализ разработанных уроков технологии с позиции реализации требований ФГОС 33
Заключение 41
Список использованных источников 43
Приложения 48


Цель исследования  разработка и внедрение в школьную практику нестандартных уроков технологии в рамках реализации требований ФГОС.
Цель работы достигается посредством постановки и решения следующих задач:
- изучить понятие и сущность нетрадиционных форм обучения;
- выявить роль нетрадиционного обучения в образовании;
- охарактеризовать использование нетрадиционных форм обучения на уроках технологии.
- разработать цикл нестандартных уроков технологии по разделу «Технология обработки материалов»;
- провести анализ разработанных уроков с позиций реализации требований ФГОС.
При проведении исследования использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; методы сравнения, систематизации и классификации, которые позволили выделить наиболее продуктивные формы, методы и средства нестандартного обучения технологии, обобщение и анализ педагогического опыта работы учителей технологии, моделирование комплекса нестандартных заданий и уроков технологии.
Гипотеза исследования: реализация требований ФГОС предметной области «Технология» будет более эффективной, если использовать нетрадиционные формы обучения и нестандартные уроки.
Проблемы организации нестандартных уроков давно привлекают внимание учёных-педагогов. Эта тема разрабатывалась в трудах таких учёных, как З. А. Абасов, Д. А. Баялиева, М. В. Гончарова, М. И. Зайнутдинова, И. Н. Нестерова, М. К. Рункова, Г. К. Селевко, Ю. В. Стасевич и др.
Ключевые подходы к выработке содержания и обоснованию методов педагогической деятельности в рамках предметной области «Технология» отражены в трудах П. Н. Андрианова, В. П. Беспалько, В. И. Качнева, B. C. Леднева, Д. А. Тхоржевского и др.
Возможности нестандартных уроков технологии рассматривались в публикациях Н. М. Баткиной, О. И. Марковой, В. А. Невраевой, Е. Ю. Шабалиной, В. А. Юдицкого и др.
Изучение трудов вышеназванных специалистов дало возможность учесть различные аспекты, способствующие решению такой многоаспектной проблемы, как организация нестандартного урока технологии в целях реализации требований ФГОС и определить направление исследования.
Новизна работы состоит в разработке нестандартных заданий и уроков технологии в рамках реализации требований ФГОС.
Теоретическая значимость проведённого исследования заключается в обосновании применения учителем технологии нестандартных уроков и заданий при обучении технологии в соответствии с ФГОС.
Практическая значимость проведённого исследования обусловлена тем, что предложенная система нестандартных уроков даст возможность повысить эффективность обучения технологии, что будет способствовать лучшей реализации требований ФГОС. Разработки исследования могут быть применены учителями технологии в своей практической деятельности, а также студентами педагогических ВУЗов при проведении курсовых и дипломных исследований, для организации и прохождения педагогической практики.
Структура работы включает введение, две главы, заключение и список использованной литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Актуальность темы исследования бесспорна, так как нетрадиционные формы уроков технологии мотивируют, стимулируют и активизируют познавательные процессы обучающихся такие, как внимание, восприятие, мышление, память, воображение.
Анализ научных источников и проведенная опытная работа позволили сформулировать вывод о том, что нетрадиционные формы уроков технологии способствуют гармоничному сочетанию эмоциональному и логическому усвоению изучаемого материала, за счет чего учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания. В результате становится и развивается творчески активная личность, способная к самостоятельному поиску нового учебного материала. Отсюда, применение нетрадиционных форм уроков – это мощный стимул в развитии, разнообразная и сильная мотивация к познаванию нового не только учеников, но и учителя. Поэтому в задачи учителя входит отбирать материал на основе критерий проблемности, альтернативности, критичности, возможности интеграции знаний из других научных предметов. Дданный процесс сложен, однако именно такая подготовка к уроку становится интересна и самому учителю, который тоже становится творческим лицом.
Проведенное исследование позволило заключить, что нестандартные уроки преодолевают устоявшиеся в течение длительного времени стереотипы, меняют привычные способы общения, делают изучаемый материал более наглядным, что позволяет создать наиболее одобрительные условия для более глубинного, эмоционального восприятия нового материала, усвоения его сути и содержания. Эффективность применения нетрадиционных уроков в технологическом образовании школьников обеспечивается при следующих условиях: учитель должен грамотно сочетать нетрадиционные и традиционные формы работы на уроке; учитель должен систематически включать нестандартные уроки в свою систему; учитель обязан хорошо владеть методикой проведения нетрадиционных уроков; учитель обладать способностью диагностировать, отбирать содержание, конструировать дидактический процесс в рамках нестандартного урока .
Применение нестандартных уроков в процессе реализации на уроках технологии образовательного модуля «Пэчворк» способствовало усилению мотивации к процессу обучения, повысило познавательную активность учащихся. Это доказывают результаты контрольной диагностики (см. Таблицу 1). Теоретический материал урока детьми экспериментальной группы усваивался быстро и прочно, активность и заинтересованность учащихся сохранялась на протяжении всего урока. Применение нетрадиционных форм уроков на уроках технологии в рамках опытной работы позволило значительно расширить поле деятельности учителя, дало возможность существенно разнообразить учебную деятельность, способствовало повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
Перспективой дальнейшей работы по теме исследования является разработка модульно-блочных форм уроков с применением информационных технологий, что может стать в дальнейшем темой для магистерской диссертации.
Итак, в результате проведенного исследования цель достигнута, задачи решены, гипотеза подтверждена.



. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.  Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_110255/ (дата обращения: 16.02.2018).
2. Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования» [Электронный ресурс] // СПС КонсультантПлюс.  Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_131131/ (дата обращения: 16.02.2018).

Специальная научная литература

3. Абасов, З. А. Нетрадиционные уроки как педагогическая инновация / З. А. Абасов // Инновации в образовании.  2004.  № 3.  С. 118130.
4. Абросимова, Е. В. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии (из опыта работы) / Е. В. Абросимова // Молодой учёный. – 2017. – № 36 (170). – С. 81–83.
5. Атаулова, О. В. О структуре урока технологии / О. В. Атаулова // Школа и производство.  2014.  № 1.  С. 7378.
6. Бармашева, Н. С. Развитие творческого мышления учащихся на уроках технологии / Н. С. Бармашева // Концепт. – 2017. – Т. 16. – С. 144–149.
7. Баткина, Н. М. Инновационный подход к организации уроков технологии в общеобразовательных учреждениях / Н. М. Баткина // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы. – Уфа: Аэтерна, 2014. – С. 195–200.
8. Баялиева, Д. А. Нетрадиционные методы обучения / Д. А. Баялиева // Известия Кыргызского гос. технич. ун-та им. И.Раззакова.  2011.  Т. 23.  С. 5963.
9. Бескараваева, О. И. Нетрадиционные формы урока / О. И. Бескараваева, Л. А. Волынец, М. Г. Красовская // Вестник научных конференций.  2016.  № 116 (15).  С. 2627.
10. Бобырев, А. В. Педагогическая сущность нестандартных уроков в условиях профильного обучения / А. В. Бобырев // Известия ЮФУ. Технические науки.  2017.  № 1 (73).  С. 273275.
11. Бобырев, А. В. Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии / А. В. Бобырев // В мире научных открытий: сб. науч. тр. / науч. ред. С. П. Акутина. – М.: Перо, 2017. – С. 37–44.
12. Гончарова, М. В. Нетрадиционные формы урока  залог успешного обучения / М. В. Гончарова // APRIORI. Cерия: Гуманитарные науки.  2018.  № 1.  С. 38.
13. Гордеева, С. И. Реализация ФГОС на уроках технологии: индивидуальный подход к учащимся средней общеобразовательной школы / С. И. Гордеева // Образование: прошлое, настоящее и будущее: материалы I Междунар. науч. конф.  Краснодар: Новация, 2016.  С. 5052.
14. Джамалдинова, М. А. Развитие творческих способностей учащихся на уроках технологии в современных общеобразовательных школах / М. А. Джамалдинова, Л. С. Дудаева // Известия Чеченского гос. пед. ин-та. – 2017. – № 2 (18). – С. 150–155.
15. Зайнутдинова, М. И. Важность организации нетрадиционных уроков / М. И. Зайнутдинова // Вестник современной науки.  2017.  № 22 (26).  С. 4344.
16. Ибрагимов, Г. И. Формы организации обучения: теория, история, практика: монография / Г. И. Ибрагимов. – Казань, 2016.  190 с.
17. Ильин, Г. Л. Нетрадиционные формы усвоения социального опыта в контексте психологии образования / Г. Л. Ильин // Вопросы психологии. – 2016 – № 3–4. – С. 1923.
18. Кашуба, А. О. Возможности, достоинства и недостатки нетрадиционных методов обучения / А. О. Кашуба, Г. О. Фёдоров // Социальные отношения.  2014.  № 2 (9).  С. 7888.
19. Коновалова, З. Н. Активизация познавательной и творческой деятельности обучающихся через проектно-исследовательский метод обучения на уроках технологии / З. Н. Коновалова // Молодёжь и научно-технический прогресс: сб. докл. науч.-практ. конф. – Белгород, 2017. – С. 366–369.
20. Косова, С. П. Развитие творческой деятельности школьников на уроках технологии при решении творческо-конструкторских задач / С. П. Косова // Современное образование: актуальные вопросы, достижения и инновации: сб. ст. – Пенза, 2017. – С. 46–49.
21. Кырбашова, М. Нестандартные уроки как эффективная форма школьного обучения / М. Кырбашова // Международный журнал экспериментального образования.  2016.  № 112.  С. 162165.
22. Маркова, О. И. Проведение нетрадиционных уроков по технологии / О. И. Маркова // Современные тенденции в образовании и науке: сб. науч. тр.  М., 2014.  С. 8485.
23. Методика обучения технологии. 5-9 классы / А. Бешенков. – М.: Дрофа, 2017. – 224 с.
24. Невраева, В. А. Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии / В. А. Невраева, О. Ю. Гусева // Социальные и технические сервисы: проблемы и пути развития: сб. ст.  Н. Новгород, 2017.  С. 171175.
25. Нестерова, И. Н. Нетрадиционный урок в школе: проблемы и перспективы / И. Н. Нестерова, Д. А. Ковалёв // Новая наука: психолого-педагогический подход.  2017.  № 2.  С. 127130.
26. Нечаева, А. С. Возможности урока технологии для формирования творческого начала школьника / А. С. Нечаева // Исследование различных направлений современной науки: материалы науч.-практ. конф. – Астрахань: Олимп, 2017. – С. 455–456.
27. Николаев, В. В. Проектирование урока технологии на основе ФГОС: учебно-методическое пособие / В. В. Николаев.  Череповец: ФГБОУ ВПО ЧГУ, 2013.  125 с.
28. О необходимости сочетания традиционных и нетрадиционных методов обучения в основной школе / Ж. А. Жунисбекова [и др.] // Международный журнал экспериментального образования.  2015.  № 11.  С. 1923.
29. Пермякова, Е. Г. Нестандартный урок как условие успешности обучения / Е. Г. Пермякова, Л. В. Сокорутова // Меридиан.  2017.  № 5 (8).  С. 1820.
30. Потапов, А. А. Урок-погружение / А. А. Потапов // Учительская газета. – 2015. – № 23. – С. 22–24.
31. Рункова, М. К. Анализ становления нетрадиционных форм обучения в истории педагогики и школьной практике / М. К. Рункова, Т. Н. Салимова // Интеграция образования.  2000.  № 3.  С. 7679.
32. Садатов, Ч. Х. Нетрадиционное обучение в школе / Ч. Х. Садатов, Г. Т. Норматова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук.  2016.  № 102.  С. 128130.
33. Селевко, Г. К. Педагогические технологии на основе информационно-коммуникационных средств / Г. К. Селевко.  М.: НИИ школьных технологий, 2017.  208 с.
34. Соколова, Л. Н. Нестандартный урок в старших классах: сущность, признаки, типология, функции / Л. Н. Соколова // Вестник Балтийского федерального ун-та им. И. Канта. – 2017. – № 11.  С. 2430.
35. Стасевич, Ю. В. Виды и формы современных нетрадиционных уроков / Ю. В. Стасевич // Вестник научных конференций.  2016.  № 61 (10).  С. 113115.
36. Технология. Метод проектов в технологическом образовании школьников / М. Павлова [и др.].  М.: Вентана-Граф, 2016.  296 с.
37. Тимофеев, В. И. Творческий проект на уроках технологии / В. И. Тимофеев // Вестник научных конференций. – 2016. – № 12. – С. 174–176.
38. Тихомирова, Л.Ф. Нестандартные занятия по развитию логического и комбинаторного мышления. / Л.Ф.Тихомирова – Ярославль, Академия развития, 2009. – 225 с.
39. Трифонов, В. В. Учебный процесс и его методическое обеспечение / В. В. Трифонов.  М.: Юрайт, 2017.  330 с.
40. Троицкая, Н. Б. Нестандартные уроки и творческие занятия: методическое пособие / Н. Б. Троицкая.  М.: Дрофа, 2013.  144 с.
41. Улина, Н. П. Исследование влияния нетрадиционных форм обучения технологии на профессиональное самоопределение обучающихся 9-х классов / Н. П. Улина, И. А. Землянский // Актуальные проблемы современной науки, техники и образования.  2017.  Т. 1.  С. 299301.
42. Умархаджиева, С. Р. Роль нетрадиционных форм обучения в образовании / С. Р. Умархаджиева // Взаимодействие науки и общества: проблемы и перспективы: сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф.  Уфа: МЦИИ ОМЕГА САЙНС, 2017. – С. 187189.
43. Шабалина, Е. Ю. Нетрадиционные формы обучения на уроках технологии / Е. Ю. Шабалина // Реализация стандартов второго поколения в школе: проблемы и перспективы: сб. науч. ст.  Ярославль, 2012.  С. 214217.
44. Юдицкий, В. А. Нетрадиционные средства обучения в технологической подготовке школьников / В. А. Юдицкий // Технологическое образование и устойчивое развитие региона.  2012.  Т. 3.  № 11 (9).  С. 114121.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ