Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности производства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Работа №17148

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

юриспруденция

Объем работы64
Год сдачи2015
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1340
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы привлечения к уголовной
ответственности несовершеннолетних 8
1.1 Понятие несовершеннолетнего. Выявление причин и условий
способствовавших совершению преступления 8
1.2 Особенности производства по уголовным делам в отношении
несовершеннолетних 25
ГЛАВА II. Уголовное судопроизводство по делам в отношении
несовершеннолетних 39
2.1 Особенности судебного следствия по делам несовершеннолетних.39
2.2 Вопросы, разрешаемые судом при постановлении приговора
несовершеннолетнему 44
2.3 Освобождение судом несовершеннолетнего от наказания с
направлением в специальное воспитательное или лечебно-воспитательное
учреждение 48
Заключение 58
Список использованных источников и литературы 62


Актуальность данной темы заключается в том, что юридическая защита несовершеннолетних в Российской Федерации на современном этапе политико-правового и сознательного развития государства и общества трудно переоценить. С каждым годом незащищенность детей от негативного влияния взрослых, а также экономической, политической и духовной атмосферы в России в целом усугубляется. Красноречиво свидетельствуют об этом данные статистики, показывающие не только отсутствие оптимальных показателей защиты несовершеннолетних, но и порой даже отсутствие направленности уполномоченных должностных лиц и граждан на соблюдение прав и интересов ребенка при разрешении многочисленных жизненных ситуаций.
В настоящее время Российская Федерация переживает трудный период своего развития, обусловленный тем, что становление государственной системы и законодательства, несмотря на обилие законодательных актов,фактически не завершено. Несовершенство закона в России ударило прежде всего по детям - самым беззащитным, но в то же время самым важным гражданам страны, поскольку именно от государственной политики охраны детства зависит будущее нашей державы.
Республика Тыва - один из субъектов Российской Федерации. Прежде чем дать развернутую характеристику преступлениям против жизни и здоровья личности в Республике Тыва, определить их особенности и тенденции, обозначить причинный комплекс и предложить пути преодоления указанных преступных проявлений, необходимо остановиться на анализе современного состояния социально-экономической, политической и демографической ситуации в данном регионе. Учитывая природно-климатическую уникальность и особенности географического положения Тувы, следует подчеркнуть также и их влияние на социальное развитие региона.
Демографическая ситуация, сложившаяся в последние 15 лет в Республике Тыва, отличается сложностью и противоречивостью, а поэтому требует к себе пристального внимания и серьезного изучения.
Значительное демографическое давление на трудоспособное население Тувы оказывает высокий удельный вес детей и подростков (61%) в общей численности населения и преобладание многодетных семей (32%) .
Проведенное исследование тяжких насильственных преступлений против жизни и здоровья личности показало, что наиболее криминогенной возрастной группой в Туве являются подростки в возрасте 16-17 лет. На их долю в целом приходится 9-10% умышленных убийств и случаев умышленного причинения тяжкого вреда здоровью .
Вступление Российской Федерации в Совет Европы, ее стремление к построению правового государства обусловливают приведение отечественного законодательства в соответствие с международно-правовыми стандартами. В связи с этим осуществление правосудия в отношении несовершеннолетних в России все больше ориентируется на требования международно-правовых актов, которые достаточно важны среди обязательных и рекомендательных норм международного права .
Объектом данной выпускной квалификационной работы являются уголовно-процессуальные отношения, возникающие в ходе судебного разбирательства уголовных дел в отношении несовершеннолетних.
Предметом данной работы являются уголовно-процессуальные нормы,регулирующие судебное разбирательство с участием несовершеннолетних,практика их применения, а также проблемные вопросы, связанные с применением данных норм.
Целью выпускной квалификационной работы является разработка теоретических и практических проблем судебного разбирательства с участием несовершеннолетнего подсудимого, и определение путей их разрешения.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
исследование особенностей судебного разбирательства с участием несовершеннолетнего подсудимого;
- рассмотрение различных воззрений по проблемным вопросам судебного производства с участием несовершеннолетнего подсудимого,о путях их решения;
- выработка предложений по совершенствованию судебного процесса с участием несовершеннолетнего подсудимого, в том числе путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство.
Теоретическую основу работы образуют Конституция Российской Федерации, Конституция Республики Тыва, законодательство РФ,нормативные акты Президента, Правительства Российской Федерации,Уголовно - процессуальный кодекс РФ.
Следует отметить, что производство по делам в отношении несовершеннолетних всегда находилось в центре внимания процессуалистов ими исследовались вопросы, как предварительного расследования, так и судебного рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних.Глубокий и всесторонний анализ проведен автором Монгуш ТИ.С- «Криминологическая характеристика умышленных убийств и причинение тяжкого вреда здоровью личности и их предупреждение».
Между тем, большинство исследований проводились до принятия нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации. Поэтому,актуальность выбранной темы также обусловлена необходимостью исследования судебного процесса по делам в отношении несовершеннолетних в условиях действия нового уголовно-процессуального закона - УПК РФ.
Кроме того, следует подчеркнуть, что по-прежнему остается высоким уровень преступности несовершеннолетних, что оказывает влияние на состояние правопорядка в стране. Данный факт вызывает опасение, так как это означает, что несовершеннолетние вовлекаются в уголовное судопроизводство и становятся участниками уголовно-процессуальных отношений, и ставит борьбу с преступностью несовершеннолетних в ряд первоочередных задач общества и государства. Задача борьбы с преступностью несовершеннолетних реализуется, в том числе, при осуществлении правосудия в отношении несовершеннолетних. Поэтому повышение эффективности деятельности суда по рассмотрению уголовных дел в отношении данной категории лиц имеет большое значение.
Особый порядок производства применяется к подозреваемым и обвиняемым (в том числе подсудимым), не достигшим к моменту совершения преступления 18-летнего возраста (ч. 1 ст. 420 УПК). Он не представляет собой какой-либо особой самостоятельной процедуры, которая бы в корне отличалась от общего порядка производства по уголовным делам.
Это общий порядок процесса, снабженный дополнительными гарантиями прав и законных интересов несовершеннолетних. Все эти гарантии исходят из необходимости оказания помощи лицу, которое из-за возрастных особенностей самостоятельно еще не в состоянии полноценно защищать свои права и интересы в уголовном процессе .
Методологическая основа и методика исследования. В работе использованы положения Конституции РФ, Конституции Республики Тыва,уголовно-процессуального, уголовного, гражданского, гражданского процессуального, семейного, административного законодательства,законодательства, регулирующего деятельность судебной системы,законодательства о несовершеннолетних; постановления Пленумов Верховных Судов РФ, а также решения судов по конкретным делам несовершеннолетних.
Для проведения исследования существенное значение имели готические положения по уголовному процессу и праву, криминологии, педагогике; научные исследования ученых-юристов:
При подготовке выпускной квалификационной работы использовались логико-теоретический, сравнительно-правовой, конкретно-психологический и статистический методы научного исследования.
Новизна исследования заключается в изучении норм нового Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регулирующих судебное производство по делам в отношении несовершеннолетних, и практики ; исследовании положений УПК в свете требований правовых актов, регулирующих отправление правосудия несовершеннолетних.
Структура и объем работы. Структура выпускной квалификационной работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, глав, заключения и библиографического списка.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В заключении сделаем выводы по всему содержанию выпускной квалификационной работы. Итак, мы выяснили, что задача законодательства - уголовного и уголовно-процессуального - изначально состояла и состоит поныне во включении в судопроизводство в отношении несовершеннолетних таких норм, которые ограждали бы детей и подростков от негативного воздействия на них как условий их жизни и воспитания, так и общей процедуры судопроизводства, а также от одинаковых со взрослыми режимов предварительного заключения и исполнения наказания.
Нормы об участии несовершеннолетних в уголовном судопроизводстве отражают специфику участия данных лиц в процессе.
Изучение практики рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних еще раз подтверждает необходимость специализации правосудия в отношении несовершеннолетних. Специфика дел этой категории требует, чтобы они рассматривались под председательством наиболее опытных судей, компетентных не только в вопросах права, но и педагогики, социологии, психологии.
По ходу нашего исследования были предложены рекомендации по совершенствованию судебного процесса с участием несовершеннолетнего подсудимого, в том числе путем внесения изменений и дополнений в действующее законодательство. Приведем здесь краткие выводы предлагаемых нами рекомендаций.
В отношении предмета доказывания по делам в отношении несовершеннолетних мы считаем, что предпочтительной была бы редакция ст.421 УПК РФ, в которой четко прослеживалась бы мысль о детализации общего предмета доказывания: «При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, подлежат доказыванию обстоятельства, предусмотренные статьей 73 настоящего Кодекса. При этом особое внимание должно быть обращено на установление следующих обстоятельств». Идея специализации (детализации) отвечает природе предмета доказывания.
В целях эффективного участия законного представителя в судебном разбирательстве уголовного дела в интересах несовершеннолетнего подсудимого, перечень прав законного представителя в ч.1 ст.428 УПК РФ следует дополнить следующими правами: знакомиться с протоколом судебного заседания и подавать на него замечания; получать копии принесенных по уголовному делу жалоб и представлений и подавать возражения на эти жалобы и представления; правом участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с исполнением приговора.
Вместе с тем, в ст.428 УПК РФ также следует закрепить, что законный представитель несовершеннолетнего подсудимого не вправе: уклоняться от явки по вызову в суд; осуществлять действия, которые могут нанести ущерб законным интересам несовершеннолетнего подсудимого.
До прекращения уголовного дела следует разъяснять несовершеннолетнему и его законному представителю право возражать против прекращения уголовного дела. В случае если несовершеннолетний и (или) его законный представитель решат воспользоваться этим правом,производство по уголовному делу продолжается в обычном порядке. Об этом следует указать в ст.431 УПК РФ.
В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется, и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности (ч.4 ст.90 УК РФ). О возможности отмены постановления о прекращении уголовного дела также следует указать в ст.431 УПК РФ.
Рассматривая вопросы освобождения несовершеннолетних от уголовной ответственности и наказания, считаем необходимым проведение мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего, поэтому проведении мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего» о решении судом вопроса о проведении мероприятий по социальной реабилитации несовершеннолетнего при освобождении его от уголовной ответственности или от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных ч.2 ст.90 УК РФ.
Таким образом, производство по делам несовершеннолетних, как на предварительном следствии, так и на судебной стадии, имеет огромное значение. Так как в руках лиц участвующих в процессе, находится будущее несовершеннолетнего, т.е. объектом здесь является личность, чаще всего окончательно не сформировавшаяся, находящаяся в большой зависимости от окружения, среды, материального положения и морального климата в семье и т.д. Строгое соблюдение рассмотренных требований, устранение формального подхода неизбежно приведут к значительному улучшению качества принимаемых судами решений по делам о преступлениях несовершеннолетних и помогут предотвратить рост преступности среди подростков.
К сожалению, судьи отмечают недостаток мер правового воздействия на несовершеннолетних правонарушителей, не связанных с лишением свободы.
Направление несовершеннолетних осужденных в места лишения свободы является неэффективной мерой наказания, что подтверждено многочисленными исследованиями. Поэтому возникает необходимость разрабатывать меры уголовно-правового воздействия в соответствии с международными стандартами, которые бы способствовали социальной адаптации несовершеннолетнего в обществе.
Следовательно, одной из важнейших задач должно являться не столько «изобличение и наказание виновного», сколько выявление и устранение причин и условий, способствовавших правонарушению. А профилактическая работа суда не должна сводиться лишь к вынесению частных определений. 
Ведь суд должен «пронизывать» все судебное разбирательство и во многом определять особенности исследования документов полученных на предварительном следствии и в судебном разбирательстве и вынести справедливое решение по делу, так как в руках правосудия находится огромная власть


1. Конституция Российской Федерации. Принята на
всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. ( с поправками от 21.07.2014 г.)
2. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 Российская Федерация.
3. Об основах системы профилактики безнадзорности и
правонарушений несовершеннолетних принят 21 мая 1999 г.
4. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской
Федерации принят 24 июня 1998 г.
5. Постановление Пленума Верховного Суда Российской
Федерации. О судебной пpактикe по делам о пpeстyпленияx
несовершеннолетних принят 14 февраля 2000 г.
6. Постановление Пленума Верховного Суда Российской
Федерации. О повышении роли судов кассационной инстанции в
обеспечении качества рассмотрения уголовных дел принят 23 августа 1988 г.
7. Конвенция о правах ребенка, принятая Генеральной
Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г. // Сборник международных
стандартов и норм ООН в области правосудия в отношении несовершеннолетних. - М., 1998.
8. Сборнсб стандартов и но рм ООН в Области предупреждения
преступности и уголовного правосудия: Нью-Йорк, 1992
Научная и учебная литература
1. Антонян Ю.М. Личность преступника . Криминолога -
психологическое исследование /Ю.М. Антонян, В.Е. Эминов.- М.: Норма,2010.-368с.
2. БезлепкинБ.Д.С правочникадвокатапо аталов номл вноцессу.- М.:
Проспект, 2005.- 688 с.
3. Ваннышев В.В. Уголовный процесс.- СПб.: Питер, 2002.- 3 52 с .
4. Галимов О.Х. Малолетние лини в иеалв вноо cпноцpoиывoдcттe.-ППб. Литер, 2001.- 224 с.
5. ИгнатовА.Н. в урс р ОССРЙ ского пского нoгoмпcмг: В2т. Т.1. Общая
часть. - М.: Издательство НОРМА, 2001. - 412 с.
6. МановаН.С. Уголовний процесс,- М.: Юрайп, 2 013з - 55с.
7. MeльнитoвaЭ.БЮвeрaльн£л юстиция: ПpoИллиыблoлoйнoгoC.paвa,
уголовного процесса и криминологии.- М.: Дело, 2000.- 272с.
9Минина, П.П. Преступность несовершеннолетних.- ППб.: Санкт-
Петербургский юридический институт Генеральной прокуратурш РФ, 2006. -156 с.
Ю.Монгуш Ш.П. Криминологическая характеристика УМШШЛЛННШХ
убийств и причинение тяжкого вреда здоровью личности и их
предупреждение.- Кшзшл: РИО ТшвВУ. - 2010.- 223 с.
11.Ондар Н.А. Конституционное развитие Республики Тшва (история и
современность).- Абакан: ВУП Хакасия, 2009.- 612с.
12. Ршбальская В.Я. Особенности производства по делам о
преступлениях несовершеннолетних. - Иркутск: Иркутский государственный университет, 2002. - 220 с.
13. Савицкчй, Ц.М. УаоМ. внгш процесс: Cлйсapь-cмпавoзник.- М.:
Юридическая фирма КОНТРАКТ; ИНФРА-М, 2007. - 280 с.
14. Пафин, Н.Ш. Допрос несовершеннолетнего подозреваемого в
советском уголовном судопроизводстве (процессуальншй и
криминалистический аспекты проблемы).- Изд-во Казанского Ун-та, 1990.-160с.
15. Смирнов А.В., Кали новский К.Б. Угол овный пн°йесс.- ІеІ.:КНОРУС, 2008.- 764 с.
ЖУголовнн-плоцеосурлыюс право РОССИЙСРОЙ Федерации.- М.:ЮРИСТЪ, 2003.- 797с.
17.Управлнниеплофилуроикой кракойарушонир нecевеpшсйпoрeтниx.-
Рига.: Зинатне, 1989.- 224с.
^.Фойниццой, И.Яи Курс угглов IIoгoйyнопйоизводсоиз.- СГГб.: Свнкт-
Петербургский университет, 1907. - Т.2. - С.514-515.
19. ШадринВ.С. ОЛевпечебие чрни ЛУРИО СТИ ной paуоалдоаввии
преступлений. - М.: Юрлитинформ, 2000. - 384 с.
20. АНТОНОК А.И. Hecoлepшсйпoлeтннй пpeарyпниви: ник они? П Социс.- 2003.- №3.- С. 7-9.
21. Ветров Н.И. np.p.внязaщитa иecoвepшсйпoрeтниx Р ниссийской
федерации: от деклараций - к действиям // Юриспруденция.- 2006.- №9.- С.182-192.
22. Воробьлв С. ПрофилнроФка Kгаеадзбpнocти и ГIаaвануpyшйеий
несовершеннолетние.- // Законность.- 2014.- №1.- С. 4-6.
23. Ережипалиев Д. Надзор за исполнением Органами Внутренние Дел
законов о профилактике безнадзорности и правонарушений
нрвйвершенеолегеие // Законность.- 2014.- №1,- С. 54-56.
24. Каплунов Л. Уголйвнй-ураповая оерана детства // Законность.-
2007.- №8.- С. 46-48.
25. Карнозгва Л.йB.Poccийcкoe ЙСКОР вноо йпейр судив ^(^^ноше^т^и
несовершеннолетние и ювенальная юстиция // Государство и право.- 2008.-
№3.- С. 54-64.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ