Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Обжалование решений таможенных органов: зарубежный опыт и российская практика (Российский Университет Транспорта)

Работа №171173

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

таможенное дело

Объем работы85
Год сдачи2024
Стоимость1500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведен анализ данных за 2022-2023 годы.

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОБЖАЛОВАНИЕ РЕШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ 7
1.1. Понятие, сущность и значение обжалования решений таможенных органов 7
1.2. Источники регулирования прав граждан и юридических лиц на обжалование решений таможенных органов 17
ГЛАВА 2. РОССИЙСКАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ПРАКТИКА ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 29
2.1. Опыт обжалования решений таможенных органов в Российской Федерации 29
2.2. Зарубежная практика обжалования решений таможенных органов 38
2.3. Проблемы, связанные с обжалованием решений таможенных органов 51
ГЛАВА 3. МЕРОПРИЯТИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ИНСТИТУТА ОБЖАЛОВАНИЯ РЕШЕНИЙ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ 60
3.1. Направления совершенствования института обжалования решений таможенных органов 60
3.2. Обоснование возможностей использования зарубежного опыта по обжалованию решений таможенных органов в Российской Федерации70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 79
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 82

Для современного российского общества серьезное значение и первостепенное важное приобрела проблема, связанная с доступностью государственных органов для граждан и юридических лиц.
Стремление к совершенствованию способов урегулирования конфликтов подтверждается действиями граждан в системе таможенных органов, у которых прослеживается явное намерение развивать внесудебный порядок обжалования. Отходя от устаревшего принципа «таможенник всегда прав», граждане стремятся к более строгой проверке законности ведения себя со стороны таможенных служащих, осознавая необходимость более детальной оценки их действий или бездеятельности.
С не полным разработанным административным и организационным инструментарием по анализу и обработке жалоб от граждан и юридических лиц в таможенной сфере связана актуальность ситуации, когда граждане своими многочисленными жалобами регулярно обращаются в государственные властные учреждения. В содержании этих обращений они просят о восстановлении нарушенных прав, проведении контроля над служебной рутиной конкретного должностного лица, а также о привлечении в ответственность виновных в проступках. Жалобы, касающиеся множества аспектов жизнедеятельности, направляются как в органы публичного администрирования, так и затрагивают вопросы, например защиты прав на таможне.
Сложности и дисфункции в трудовой деятельности возникают из-за нескольких причин: в первую очередь, это наличие волокиты и затягивание процессов, за которым следует прямая передача жалоб лицам, ответственным за оспариваемые действия, что противоречит установленным запретам, а также нарушения процессуальных сроков и проблемы со сбоями в организации делопроизводства.
Отсутствие воздействующего на должностных лиц хода административной ответственности по нарушениям при рассмотрении жалоб является очевидным и значительно повлияло на объективность исполнения механизма обжалования постановлений в административном порядке таможенными органами России, что подтверждается указанной проблемой в данном анализе.
В современных условиях международной торговли и глобализации экономических отношений изучение зарубежного опыта обжалований таможенных решений приобретает особую актуальность по следующим причинам:
1. Развитие трансграничной торговли. Рост объемов и сложности международной торговли приводит к увеличению количества таможенных проверок и решений, которые могут быть оспорены, понимание различных систем обжалования помогает предприятиям и лицам эффективно защищать свои права в зарубежных юрисдикциях.
2. Гармонизация таможенного регулирования. Международные соглашения, такие как ВТО, побуждают страны согласовывать свои таможенные процедуры, включая системы обжалования. Изучение зарубежного опыта позволяет сравнивать и контрастировать различные подходы и извлекать уроки из передового опыта.
3. Обеспечение правовой определенности. Страны имеют различные системы обжалования, и их понимание может помочь предприятиям и лицам предвидеть возможные проблемы и заранее планировать свои действия, а также правовая определенность способствует доверию и упрощает международные деловые операции.
4. Сравнительное исследование и обмен знаниями. Сравнительное исследование различных систем обжалования может привести к инновационным идеям и передовым практикам. Обмен знаниями с зарубежными коллегами может обогатить национальный опыт и способствовать повышению качества правосудия.
Необходимо отметить, что проблемы института права жалобы исследовались в научной литературе многими учеными. В частности, в ходе исследования использовались труды А. В. Бабушкина , И. В. Брагина , В.В. Витюк и др.
Отдельные аспекты проблем оспаривания решений и действий таможенных органов проанализированы в работах таких авторов, как Е. Б. Дьяченко , Е. Н. Петрушко , Г. В. Подзорова , К. Л. Чайка .
Однако исследований, касающихся изучения и анализа зарубежного опыта обжалования решений таможенных органов явно недостаточно.
Объектом исследования являются решения таможенных органов.
Предмет исследования – зарубежный опыт и российская практика обжалования решений таможенных органов.
Цель исследования – разработать направления совершенствования института обжалования решений таможенных органов.
Задачи исследования:
 рассмотреть обжалование решений таможенных органов как общественный институт;
 проанализировать российскую и зарубежную практику обжалования решений таможенных органов;
 определить мероприятия по совершенствованию института обжалования решений таможенных органов.
В качестве источников информации были использованы законодательные и нормативные правовые акты, труды российских ученых, специалистов в области таможенного права по вопросам, посвященным российской практике и зарубежного опыта в виде учебной и периодической литературы, ресурсы интернет, аналитические данные сайта ФТС России.
Методами исследования явились метод систематизации, дедукции и индукции.
Научная и практическая значимость. Изложенные в работе предложения и практические рекомендации могут быть использованы при совершенствовании законодательства об оспаривании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц, а также в правоприменительной деятельности как таможенных органов, так и иных органов государственной власти.
Практическая значимость исследования состоит в анализе вопросов, которые уже возникли или могут возникнуть в судебной и правоприменительной практике. Поэтому некоторые его положения могут быть учтены и при непосредственном обращении с жалобой в вышестоящий таможенный орган или суд на наднациональном уровне, т. к. в работе сделан акцент именно на данный уровень в связи с имевшимся опытом, описанным в научные и учебные литературы, а также Интернет-ресурсах.
Законодательная база исследования: Международные конвенции и соглашения, Таможенный кодекс Евразийского экономического союза, Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации, Российской Федерации об административных правонарушениях, Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ, а также Приказы ФТС России.
Работа содержит введение, три главы, заключение, список использованных источников.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Проведенное исследование позволило выявить ряд ключевых моментов.
Взаимоотношения между бизнесом и таможенными органами многогранны в своих направлениях и зачастую связаны с принятием таможенными органами в отношении участников ВЭД различных решений, совершением юридически значимых действий. Вместе с тем участник ВЭД не всегда может быть согласен с законностью вынесенного решения, совершенного действия. Восстановить нарушенную справедливость возможно посредством обращения к процедуре досудебного (ведомственного) обжалования.
Любые передвижения людей, товаров, транспорта через государственную границу Российской Федерации регулируются нормами, законами и правилами. Важной сферой деятельности Федеральной таможенной службы России является грамотное, обоснованное применение существующего таможенного законодательства – правоприменение.
Федеральная таможенная служба России уделяет большое внимание защите интересов участников внешнеэкономической деятельности и качеству принимаемых таможенными органами решений и действий. Однако, несмотря на пристальное внимание Федеральной таможенной службы России к качеству принимаемых решений, в процессе перемещения через таможенную границу товаров неизбежно возникает столкновение публичных и частных интересов таможенных органов и участников внешнеэкономической деятельности, что порождает возникновение различного рода спорных ситуаций.
На сегодняшний день можно выделить два основных механизма разрешения спорных ситуаций, возникающих между таможенными органами и участниками внешнеэкономической деятельности, такие как:
1. Досудебное обжалование решений, действий (бездействий) таможенных органов.
2. Судебное обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов.
В настоящее время участники ВЭД прибегают к использованию процедуры ведомственного обжалования сравнительно редко, предпочитая в большей степени обращаться с иском в суд. Данный факт подтверждается статистическими данными ФТС России.
Участники ВЭД считают, что судебное разбирательство является наиболее действенной процедурой восстановления нарушенной справедливости в отношении прав и законных интересов заявителей.
Участники ВЭД имеют право инициировать контроль в отношении вопросов законности и обоснованности принимаемых решений таможенных органов, подав жалобу, которая будет выступать в качестве внешнего повода для проведения проверки правомерности совершенных действий и/или принятых решений.
В большинстве развитых стран существует четко определенная процедура обжалования решений таможенных органов. Обычно это включает следующие этапы:
 внутреннее административное обжалование: заинтересованные стороны могут подать апелляцию в вышестоящий таможенный орган;
 судебное обжалование: если административное обжалование не привело к удовлетворению требований, заинтересованные стороны могут обратиться в суд.;
 специализированные трибуналы: в некоторых странах существуют специализированные трибуналы, которые рассматривают таможенные споры.
В России обжалование решений таможенных органов регулируется Таможенным кодексом ЕАЭС и другими нормативными актами.
Во многих странах, включая Россию, существует возможность как административного, так и судебного обжалования решений таможенных органов. Сроки обжалования обычно ограничены несколькими месяцами.
В некоторых странах, например в США, существуют специализированные суды, рассматривающие таможенные споры. В России такие суды отсутствуют. В России сроки судебного обжалования короче, чем в некоторых зарубежных странах. Также в России таможенные споры рассматриваются арбитражными судами, которые не являются специализированными в таможенном праве.
В целом, процедуры обжалования решений таможенных органов в разных странах имеют как сходства, так и различия. В России система обжалования соответствует международным стандартам, но может быть улучшена за счет создания специализированных судов и увеличения сроков судебного обжалования.



1. Международная конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур (совершено в Киото 18.05.1973) (в ред. Протокола от 26.06.1999) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_106124/73e99564588f9eaeb1073d46540d2052a7dcab09/.
2. Международная Конвенция о Гармонизированной системе описания и кодирования товаров (Заключена в Брюсселе 14.06.1983) (вместе с Протоколом от 24.06.1986) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12619/40f2f9d87bb4f067c2c9bd6b880790496e30000e/.
3. Соглашение по применению статьи VII Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (ВТО, Уругвайский раунд многосторонних торговых переговоров) (Марракеш, 15 апреля 1994 г.) // СПС «Гарант». – URL: https://base.garant.ru/4059963/.
4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/.
5. Таможенный кодекс Евразийского экономического союза (ред. от 29.05.2019, с изм. от 18.03.2023) (приложение №1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215315/.
6. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 №95-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.01.2024) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37800/.
7. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 №195-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34661/.
8. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 24.03.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 03.04.2023) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/.
9. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 №1-ФКЗ (ред. от 16.04.2022) «О судебной системе Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/.Федеральный закон от 03.08.2018 №289-ФЗ (ред. от 25.12.2023) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_304093/.
10. Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ (ред. от 04.08.2023) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_59999/.
11. Приказ ФТС России от 25.02.2022 №130 «Об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в электронной форме» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_417281/.
12. Приказ ФТС России от 29.12.2020 №1163 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_380985/.
13. Решение Арбитражного суда Приморского края от 8 октября 2018 г. по делу № А51-10140/2018 // Судебные и нормативные акты РФ. – URL: https://sudact.ru/arbitral/doc/ztTgHmfAcKlX/.
14. Суд ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия (дело о государственных закупках). Дело № Р-3/20 // URL: https://courteurasian.org/court_cases/eaeu/P-3.20/.
15. Суд ЕАЭС. Евразийская экономическая комиссия (дело о свободе движения товаров). Дело № Р-3/17 // URL: https://courteurasian.org/court_cases/eaeu/P-3.17/.
16. Суд ЕАЭС. ИП Фельбуш Д. Ю. Дело № С-6/21 // URL: https://courteurasian.org/court_cases/eaeu/C-6.21/.
17. Суд ЕАЭС. Министерство юстиции Республики Беларусь (дело о вертикальных соглашениях). Дело № Р-1/17 // URL: https://courteurasian.org/court_cases/eaeu/P-1.17/.
18. Суд ЕАЭС. ОДО «Доминантафарм». Дело № С-2/21 // URL: https://courteurasian.org/court_cases/eaeu/C-2.21/.
19. Суд ЕАЭС. ООО «Севлад». Дело № С-5/15 // URL: https://courteurasian.org/court_cases/eaeu/C-5.15/.
20. Суд ЕАЭС. ООО «Шиптрейд». Дело № С-1/19 // URL: https://courteurasian.org/court_cases/eaeu/C-1.19/.
21. Суд ЕАЭС. ООО «Вичюнай-Русь». Дело № 2–4/6–2014 // URL: https://courteurasian.org/court_cases/eurazes/2-4.6-2014/.
22. Суд ЕАЭС. ООО «ОНП». Дело № 1–7/2–2012 // URL: https://courteurasian.org/court_cases/eurazes/1-7.2-2012/.
23. Бабушкина А. В. Ведомственное обжалование как разумная альтернатива судебным спорам // Стратегии развития таможенной службы: слагаемые успеха и пути повышения эффективности. – 2021. – С. 47–49.
24. Брагина И. В. Соотношение понятий «обжалование» и «пересмотр» судебных актов // Молодой ученый. – 2024. – № 1 (500). – С. 72–74.
25. Витюк В. В. Правовая модель и механизм правоприменения института обжалования нарушений в сфере таможенных отношений // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. – 2022. – № 1(98). – С. 66–76.
26. Дьяченко Е. Б. Доказывание при рассмотрении Судом Евразийского экономического союза дел в области таможенных правоотношений // Вестник Российской таможенной академии. – 2022. – № 3. – С. 49.
27. Дьяченко Е. Б., Энтин К. В. Роль консультативных заключений Суда ЕАЭС в развитии права конкуренции Евразийского экономического союза // Право. Журнал Высшей школы экономики. – 2021. – Т. 13. – № 4. – С. 177.
28. Петрушко Е. Н. Концептуальные основы правовой работы таможенных органов Российской Федерации // Вестник евразийской науки. – 2023. – Т. 15. – № 5. – С. 21–27.
29. Подзорова Г. В. Обжалование решений, действий (бездействия) таможенных органов Российской Федерации и их должностных лиц // Административное право и процесс. – 2014. – № 5. – С. 53–56.
30. Чайка К. Л. Правовая определенность как критерий действительности решений о классификации отдельных видов товаров в интеграционных объединениях // Вестник Российской таможенной академии. – 2022. – № 1. – С. 62–68.
31. Энтин К. Общие принципы права интеграционных объединений как тайное оружие Суда ЕС и Суда ЕАЭС // Международное правосудие. – 2022. – № 2 (42). – С. 64–83.
32. Актуальные проблемы обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов в РФ и их должностных лиц. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-obzhalovaniya-resheniy-deystviy-bezdeystviya-tamozhennyh-organov-rossiyskoy-federatsii-i-ih-dolzhnostnyh-lits.
33. Ежегодный сборник ФТС России. – URL: https://customs.gov.ru/storage/document/document_info/2024-03/29/sb_2023.pdf.
34. Информация ФТС России «Обзор судебной практики по вопросам применения судами положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 12 мая 2016 г. №18 «О некоторых вопросах применения судами таможенного законодательства» // СПС «Консультант Плюс». – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_218781/03c9524f1b7838d2ccb5b76723523cc6938e5133/.
35. Право на досудебное обжалование актов и действий административных органов: особенности реализации в России и Франции. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravo-na-dosudebnoe-obzhalovanie-aktov-i-deystviy-administrativnyh-organov-osobennosti-realizatsii-v-rossii-i-frantsii.
36. Судебные таможенные споры. – URL: https://b1-tax.ru/customs-disputes.
37. Утвержден порядок обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов в электронной форме. – URL: https://cntd.ru/news/read/utverjden-poryadok-objalovaniya-resheniy-deystviy-bezdeystviya-tamojennyh-organov-v-lektronnoy-forme.
38. Формирование порядка правового регулирования ведомственного обжалования решений действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-poryadka-pravovogo-regulirovaniya-vedomstvennogo-obzhalovaniya-resheniy-deystviy-bezdeystviya-tamozhennyh-organov-i-ih.
39. CJEU. Administration des Douanes v. Gondrand Frères and Garancini. Case No. 169/80. Judgment of 9 July 1981. EU:C: 1981:171.
40. CJEU. Commission v. France and United Kingdom. Joined cases Nos. 92/87 and 93/87. EU:C: 1989:77.
41. CJEU. Deutsche Milchkontorand Others v. Germany. Joined cases Nos. 205/82–215/82. Judgment of 21 September 1983. EU:C: 1983:233.
42. CJEU. Günter Henck v. Hauptzollamt Emden. Case No. 36/71. Judgment of 23 March 1972. § 4. EU:C: 1972:25.
43. CJEU. Sprengen/Pakweg Douane BV v. Staatssecretaris van Financiën. Case No. С-97/15. Judgment of 14 July 2016. § 32. EU:C: 2016:556
44. CJEU. Toorank Productions. Joined cases C-532/14 and C-533/14. Judgment of 12 May 2016. § 34–26. EU:C: 2016:337.
45. CJEU. Wiener S. I. GmbH v. Hauptzollamt Emmerich. Case No. C-338/95. Opinion of Advocate General F. Jacobs. EU:C: 1997:352.
46. CJEU. Wiener S. I. GmbH v. Hauptzollamt Emmerich. Case No. C-338/95. Judgment of 20 November 1997. EU:C: 1997:552.

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ