Творчество Николая Михайловича Языкова (1803-1846), одного из поэтов «пушкинского круга», и в настоящее время остается недостаточно изученным. Чаще всего к нему обращаются в рамках общих работ по поэзии начала XIX века, или в связи с изучением творчества А.С. Пушкина. Однако Языков, проживший короткую, но богатую событиями жизнь, был интереснейшим и самобытным поэтом. К его поэтической индивидуальности обращались М.К. Азадовский [Азадовский], который в предисловии к академическому изданию стихотворений Языкова 1960 года, рассматривал эволюцию творчества поэта, отношение к Пушкину, связи со славянофилами.
Особое внимание творчеству Языку уделил В.И. Сахаров, рассматривающий в работе 1978 года его судьбу личную и поэтическую в контексте поэтов пушкинской плеяды [Сахаров 1978]. Позже, в 1988 году был издан сборник избранных произведений Языкова и исследований о его творчестве «Языков Н.М. Свободомыслящая лира». Это издание примечательно включенными в него историко-документальными материалами, мемуарами, фрагментами дневника самого поэта [Языков 1988]. В 1998 году в исследовании А.А. Карпова делается попытка представить творчество Языкова в эволюции его идейного и эстетического развития [Карпов 1998]. Д.В. Абашева в работе 1999 года «Н. Языков в оценках критики и литературном окружении» представляет поэта в восприятии критики. Однако не было обнаружено фундаментальных исследований по особенностям поэтики лирики Языкова,мотивам его творчества, эволюции лирического героя. Это определило актуальность данной выпускной квалификационной работы.
В творчестве Н.М. Языкова выделяются два периода: 1820 - начало 1830-х годов и вторая половина 1830-х - 1840-е годы. Становление оригинальной поэтической манеры Языкова пришлось на годы обучения в Дерптском университете (1822-1829). Это был не только очень продуктивный период, когда было создано более половины его произведений, но это был и период формирования основных мотивов его поэзии. В это время под влиянием реалий студенческого быта складывается и особая система мотивов, формируется образ лирического, которые порождают так называемую «студенческую» лирику Языкова.
Цель исследования - выяснить особенности образа лирического героя и систему мотивов «студенческой» лирики Языкова.
Цель определила постановку задач:
- изучить доступную научную литературу;
- определить круг содержания понятия «студенческая» лирика, ее традиции;
- выявить стихотворения Языкова, относящиеся к «студенческой» лирике;
- выявить основные мотивы «студенческой» лирики Языкова и рассмотреть их особенности;
- рассмотреть специфику образа лирического героя «студенческой» лирики Языкова.
Понятие мотива в современном литературоведении по-прежнему остается неоднозначным. А.П. Чудаков, ссылаясь на исследования А.Н. Веселовского, определяет мотив как «простейшая содержательная (смысловая) единица художественного текста в мифе и сказке», вы которой повторяется комплекс чувств и идей поэта [Чудаков, стб. 995]. Эту позицию разделяет Л.Н. Целкова [Целкова]. Несколько отличается точка зрения И. Силантьева. Он частично принимает определение А.П. Чудакова, т.к. считает, что лирическая «функционально сливается с лирическим мотивом.
По этой причине смешение или осознанное совмещение понятий темы и мотива в практике анализа лирического текста происходит чаще» [Силантьев, с. 88]. В.И. Тюпа считает, что «мотивы литературного произведения суть единицы художественной семантики, глубоко укорененные в национальной и общечеловеческой культуре и быте» [Тюпа,с. 65]. Л.М. Щемелева трактует мотив как «устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив обозначает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений» [Щемелева, с. 290]. Данное определение будет взято как основное в данной выпускной квалификационной работе.
Материалом исследования послужило лирическое наследие Языкова,особенно раннего периода творчества.
Объектом исследования стали стихотворения «студенческой» лирики Языкова.
Предметом исследования были основные мотивы и образ лирического героя «студенческой» лирики Языкова.
Основными методами исследования стали метод филологического анализа, частично биографический и сравнительно-исторический.
Научная новизна. В выпускной квалификационной работе делается попытка системного представления особенностей «студенческой» лирики Языкова.
Практическая значимость заключается в возможности использовать материалы исследования в дальнейшем изучении творчества Языкова, в чтении вузовских курсов по истории русской литературы, спецкурсов по поэтике.
Работа прошла апробацию на научно-практической конференции студентов ТувГУ в 2016 году.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где определяются актуальность, цели, задачи, методы исследования; двух глав, каждая из которых состоит из нескольких разделов,решающих основные задачи; заключения, где содержатся основные выводы исследования, и библиографического списка литературы.
Лирика Языкова обладает романтической условностью, свойственной в целом поэзии того времени, но, кроме того, она обладает ироничностью, на что указывал В.И. Коровин: «в его лирике всегда присутствует усмешка,шутка, легкая, незлобная ирония, которая выступает еще одной стороной его духа. На эту черту языковской поэзии обращено мало внимания, а между тем сочетание восторга и шутки, серьезности и неподдельного комизма свидетельствует о спектре эмоций о непринужденности и свободе поэта в выражении внутреннего мира» [Коровин, с. 79].
Его первые дружеские и студенческие послания и песни их шуточно-камерной тональностью показывали образ повествователя - беспечного поэта, «лентяя-мудреца», преданного жизненным радостям, поэта-студента.
Истоками такого образа, возможно, стали стихи вагантов.
В студенческих «Песнях» и стихотворениях, рисующих жизнь студентов, главными мотивами становятся анакреонтические, даже вакхические мотивы упоения жизнью. Вино, свобода, дружба и любовь - знакомые образы творчества многих поэтов первой половины XIX века. Но у Языкова снижено-бытовой образ автора - кутилы-студента поэтически возвышается. Языков и его лирический герой поэтизируют студенческую пирушку, застольное веселье, буршество. Все это идет рядом с мотивом прославления вдохновения и высокой поэзии.
Отделяя своего героя - весёлого студента, проводящего время с «бокалом», от жизни, наполненной политической борьбой, честолюбивыми стремлениями, жаждой денег и славы, Языков тем самым как бы противопоставлял себя этому миру. Студенческие песни Языкова - род эпатажа, причём сознательного.
Тема забвения в вине неожиданно насыщалась выпадами в адрес власти. Именно в «Песнях» мелькнула строка, принятая декабристской молодежью, метящая в Александра I: «Наш Август смотрит сентябрём».
Мотив вольнолюбия, свободы и борьбы за свободу в лирике Языкова проявляется в стихотворениях разных жанров. Это и студенческие песни, и близкие к ним по пафосу стилизованное исторические песни баянов-бардов - народных певцов, прославляющих славные подвиги предков, и выросшие из студенческих вольнолюбивых стихов политические элегии, особенно, элегии 1824 года. Таким образом, «студентские» и гражданские мотивы совмещаются в лирике Языкова с традиционными для жанров элегии и послания мотивами.
Но Языков переживает, как и многие его современники, кризис 1823 года, а в период после разгрома восстания декабристов он прямо и категорично заявит о том, что память о героях не изгладится из памяти потомков. Но все же языковский восторг и эмоциональный подъем, не имея исторического основания, достаточно быстро угасает. Устойчивости и последовательности в утверждении его вольнолюбивых мотивов в стихотворениях второго периода творчества уже не наблюдается.
С мотивом вольнолюбия соотносится и мотив молодечества, удали лирического героя как проявление национального характера. Можно утверждать, что истоками подобных мотивов стали произведения устного народного творчества. Но поэт осознает, что героика и способность на поступок не всегда достаточны для победы. Языков уходит от однозначного утверждения самоценности молодечества, но вводит рядом с ним мотив надежды.
В стихотворении «Пловец» образно, цельно и стройно заявляются мотивы свободы, силы, мужества и надежды. Лирический герой - не одинок,он с друзьями-единомышленниками, об этом нам свидетельствует настойчиво повторяемое местоимение «мы».
Лучшие произведения Языкова прочно вошли в историю русской литературы и общественной жизни. Его песни и положенные на музыку стихи пелись демократической и революционно настроенной молодежью, они распространялись часто безымянно, как подлинно народные произведения.
Мотивы лирики Языкова, сближают его поэзию с лирикой А.С. Пушкина петербургского периода и периода южной ссылки и по праву вводят его в пушкинский круг, но он не повторяет общие для русской поэзии XIX века мотивы, а по-своему развивает общие для поэтов пушкинской поры тенденции литературного развития. Русской поэзией были усвоены и формальные достижения Языкова, сыгравшего заметную роль в развитии лирического стиха, в формировании нового высокого стиля, в обогащении поэтического языка.
1. Абашева Д.В. Н. Языков в оценках критики и литературном окружении. -Чебоксары, 1999.
2. Абашева Д.В. Поэзия Н.М. Языкова и проблемы фольклоризма. -Чебоксары, 2000.
3. Авдокин A.M. Под сенью языковских муз. - Ульяновск, 1991.
4. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. - М.;Л., 1960.
5. Айхенвальд Ю. Языков [электрон.ресурс]. - URL: http://yazykov.lit-
info.ru/yazykoy/articles/aihenyald-yazykoy.htm (дата обращения 02.11.2015).
6. Архипова А.В. Проблема национальной самобытности в русской
литературе первой четверти XIX века (эпоха становления романтизма) //
Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. - Л., 1976. -С.30-84.
7. Афанасьев В.В. «Я вырос на светлых холмах и равнинах» (Н.М.Языков.
1803-1846) // Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. - М., 1988. -С. 311-375.
8. Белинский В.Г. Русская литература в 1844 году [электрон.ресурс]. - URL:
az.lib.ru/b/belinskii_w_g/text (дата обращения 22.10.2015).
9. Блудили Н. Единый стих, торжественно звучащий // Наш современник
[электрон.ресурс]. - URL: http://www.nash-
sovremennik.ru/p.php?id=14&n=3&y=2003 (дата обращения 14.10.2015).
10. Бухмейер К.К. Н.М. Языков // Языков Н.М. Полное собрание стихотворений. - М.;Л,, 1964. - С. 5-24.
11. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. - СПб., 1994.
12. Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее
особенность [электрон.ресурс]. - URL: az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text (дата обращения 14.10.2015).
13. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями [электрон.ресурс].
- URL: az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text (дата обращения 14.10.2015).
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.,1979.
15. Карпов А.А. Н.М. Языков: Проблемы творческой эволюции. - СПб., 1998.
16. Карпов А.А. Судьба Николая Языкова // Языков Н. Сочинения. - Л., 1982.
- С. 3-20 [электрон.ресурс]. - URL: http: //philology.ru/literature2/karpov-82 .htm(режим доступа 16.03.2016).
17. Карпов И.П. Истоки духовного подвига поэта [электрон.ресурс]. - URL:
http://yazykov.lit-info.ru/yazykov/articles/karpov-istoki-duhovnogo-podviga.htm(дата обращения 14.10.2015).
18. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная деятельность декабристов. - М., 1987.
19. Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М., 1979.
20. Кожинов В.В. Лирика Языкова и Баратынского // Кожинов В.В. Стихи и поэзия. - М., 1980. - С. 38-55.
21. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.
22. Косинцева Е.В. Национальные и духовные основы поэзии Н.М. Языкова:автореф... канд.филоло.наук. - М., 2006.
23. Кошелев В.А. «Блаженная страна» Николая Языкова // Литература в школе, 1992, № 3/4. С. 4-14
24. Кретов А.А. Студенческий этюд // Русская речь. - 1997. - № 1. - С. 108-11.
25. Кусков В.В. Мотивы и образы древнерусской литературы в русской
поэзии первой четверти XIX века // Романтизм в славянских литературах. -М., 1973. - С. 84-109.
26. Лебедев Е. Николай Языков // Русские поэты. Антология русской поэзии:в 6 т. - М., 1996.
27. Лирика вагантов / пер., предисл. и примеч. Л. Гинзбург. - М., 1970.
28. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979.
29. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М.,1995.
30. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М.. 1976.
31. Машевский А. Поэты пушкинского круга // Литература. - 2004. - № 4.
32. Мейлах Б.С. «Державинское» в поэтической системе Н.М. Языкова [электрон.ресурс]. - URL: http://www. derzhavin-poetry.ru/articles (дата обращения 14.10.2015).
33. Муравьев В.Б. Дороги вагантов // Колесо Фортуны: Ваганты. / Сост. В.Б.Муравьев. - М., 1998. - С. 3-19.
34. Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира. - М., 1999.
35. По царству и поэт: Материалы всероссийской научной конференции «Н.М. Языков и литература пушкинской эпохи». - Ульяновск, 2003.
36. Сахаров В.И «Под сенью дружных муз...»: О русских поэтах романтиках.- М., 1983.
37. Сахаров В.И. Николай Языков и его поэзия // Языков Н. Стихотворения. -М., 1978. - С. 5-23.
38. Сахаров В.И. Русский романтизм XIX века. Лирика и лирики. - М., 2004.
39. Сахарова Е.М., Петровская В.И. «Эхо русского народа». - М., 1985.
40. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. - М., 1970.
41. Силантьев И.В. Поэтика мотива. - М., 2004.
42. Созина Е. К. Теория символа и практика художественного анализа. -Екатеринбург, 1998
43 . Тынянов Ю. Пушкин // Пушкин и его современники. - М., 1985.
44. Тюпа В.И. Аналитика художественного. - М., 2001.
45. Хан Е.И. Н.М. Языков // История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч.2. (1840 - 1860 годы). - М., 2005. - С. 27-33.
46. Хан Е.И. Стилистическая палитра Н.М. Языкова // Русская речь. - 1978. - № 5. - С. 85-91. [электрон.ресурс]. - URL: http://md-
eksperiment.org/post/20151019-stilisticheskava-palitra-n-m-vazykova
47. Хан Е.И. Некоторые проблемы «перевернутого мира» в дружеских посланиях Н. Языкова // Филологические науки. - 1994/ - № 1. - С. 23-30.
48. Хан Е.И. О творческой эволюции Н.М. Языкова // Филологические науки.- 1979. - № 4. - С. 27-31.
49. Целкова Л.Н. Мотив // Литературная энциклопедия терминов и понятий. -М., 2003. - Стб. 594.
50.Чудаков А.П. Мотив // Краткая литературная энциклопедия. - Т. 4. - М.,1967. - Стб. 995.
51. Щеблыкин И.П. «Пловец» Н.М. Языкова и «Парус» М.Ю. Лермонтова
(сопоставительный анализ) // По царству и поэт: Материалы всероссийской научной конференции «Н.М. Языков и литература пушкинской эпохи». -Ульяновск, 2003. - С. 112-117.
52. Щемелева Л.М. Мотивы поэзии Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 290-291.
53. Языков Н.М. Свободомыслящая лира. - М., 1988.
54. Языков Н.М. Сочинения. - Л., 1982.
55. Языков Н.М. Стихотворения. - М., 1978.
56. Языкова Е.В. Творчество Н.М. Языкова. - М., 1990.