Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


СВОЕОБРАЗИЕ «СТУДЕНЧЕСКОЙ» ЛИРИКИ Н. ЯЗЫКОВА

Работа №17115

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы48
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
404
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Основные мотивы и герой студенческой лирики Языкова.... 6
1.1. Ведущие мотивы студенческой лирики Языкова 7
1.1.1. Мотив студенческого братства 7
1.1.2. Вакхические мотивы 9
1.1.3. Мотив вольности и гражданской доблести 11
1.1.4. Мотив молодечества 17
1.2. Герой студенческой лирики Языкова 21
Глава 2. Своеобразие поэтического стиля Н.М. Языкова 31
2.1. Стихотворение «Пловец» как программное для студенческой лирики Н.М. Языкова 31
2.2. Особенности поэтического языка Языкова 36
Заключение 42
Библиография 45

Творчество Николая Михайловича Языкова (1803-1846), одного из поэтов «пушкинского круга», и в настоящее время остается недостаточно изученным. Чаще всего к нему обращаются в рамках общих работ по поэзии начала XIX века, или в связи с изучением творчества А.С. Пушкина. Однако Языков, проживший короткую, но богатую событиями жизнь, был интереснейшим и самобытным поэтом. К его поэтической индивидуальности обращались М.К. Азадовский [Азадовский], который в предисловии к академическому изданию стихотворений Языкова 1960 года, рассматривал эволюцию творчества поэта, отношение к Пушкину, связи со славянофилами.
Особое внимание творчеству Языку уделил В.И. Сахаров, рассматривающий в работе 1978 года его судьбу личную и поэтическую в контексте поэтов пушкинской плеяды [Сахаров 1978]. Позже, в 1988 году был издан сборник избранных произведений Языкова и исследований о его творчестве «Языков Н.М. Свободомыслящая лира». Это издание примечательно включенными в него историко-документальными материалами, мемуарами, фрагментами дневника самого поэта [Языков 1988]. В 1998 году в исследовании А.А. Карпова делается попытка представить творчество Языкова в эволюции его идейного и эстетического развития [Карпов 1998]. Д.В. Абашева в работе 1999 года «Н. Языков в оценках критики и литературном окружении» представляет поэта в восприятии критики. Однако не было обнаружено фундаментальных исследований по особенностям поэтики лирики Языкова,мотивам его творчества, эволюции лирического героя. Это определило актуальность данной выпускной квалификационной работы.
В творчестве Н.М. Языкова выделяются два периода: 1820 - начало 1830-х годов и вторая половина 1830-х - 1840-е годы. Становление оригинальной поэтической манеры Языкова пришлось на годы обучения в Дерптском университете (1822-1829). Это был не только очень продуктивный период, когда было создано более половины его произведений, но это был и период формирования основных мотивов его поэзии. В это время под влиянием реалий студенческого быта складывается и особая система мотивов, формируется образ лирического, которые порождают так называемую «студенческую» лирику Языкова.
Цель исследования - выяснить особенности образа лирического героя и систему мотивов «студенческой» лирики Языкова.
Цель определила постановку задач:
- изучить доступную научную литературу;
- определить круг содержания понятия «студенческая» лирика, ее традиции;
- выявить стихотворения Языкова, относящиеся к «студенческой» лирике;
- выявить основные мотивы «студенческой» лирики Языкова и рассмотреть их особенности;
- рассмотреть специфику образа лирического героя «студенческой» лирики Языкова.
Понятие мотива в современном литературоведении по-прежнему остается неоднозначным. А.П. Чудаков, ссылаясь на исследования А.Н. Веселовского, определяет мотив как «простейшая содержательная (смысловая) единица художественного текста в мифе и сказке», вы которой повторяется комплекс чувств и идей поэта [Чудаков, стб. 995]. Эту позицию разделяет Л.Н. Целкова [Целкова]. Несколько отличается точка зрения И. Силантьева. Он частично принимает определение А.П. Чудакова, т.к. считает, что лирическая «функционально сливается с лирическим мотивом.
По этой причине смешение или осознанное совмещение понятий темы и мотива в практике анализа лирического текста происходит чаще» [Силантьев, с. 88]. В.И. Тюпа считает, что «мотивы литературного произведения суть единицы художественной семантики, глубоко укорененные в национальной и общечеловеческой культуре и быте» [Тюпа,с. 65]. Л.М. Щемелева трактует мотив как «устойчивый смысловой элемент литературного текста, повторяющийся в пределах ряда фольклорных (где мотив обозначает минимальную единицу сюжетосложения) и литературно-художественных произведений» [Щемелева, с. 290]. Данное определение будет взято как основное в данной выпускной квалификационной работе.
Материалом исследования послужило лирическое наследие Языкова,особенно раннего периода творчества.
Объектом исследования стали стихотворения «студенческой» лирики Языкова.
Предметом исследования были основные мотивы и образ лирического героя «студенческой» лирики Языкова.
Основными методами исследования стали метод филологического анализа, частично биографический и сравнительно-исторический.
Научная новизна. В выпускной квалификационной работе делается попытка системного представления особенностей «студенческой» лирики Языкова.
Практическая значимость заключается в возможности использовать материалы исследования в дальнейшем изучении творчества Языкова, в чтении вузовских курсов по истории русской литературы, спецкурсов по поэтике.
Работа прошла апробацию на научно-практической конференции студентов ТувГУ в 2016 году.
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, где определяются актуальность, цели, задачи, методы исследования; двух глав, каждая из которых состоит из нескольких разделов,решающих основные задачи; заключения, где содержатся основные выводы исследования, и библиографического списка литературы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Лирика Языкова обладает романтической условностью, свойственной в целом поэзии того времени, но, кроме того, она обладает ироничностью, на что указывал В.И. Коровин: «в его лирике всегда присутствует усмешка,шутка, легкая, незлобная ирония, которая выступает еще одной стороной его духа. На эту черту языковской поэзии обращено мало внимания, а между тем сочетание восторга и шутки, серьезности и неподдельного комизма свидетельствует о спектре эмоций о непринужденности и свободе поэта в выражении внутреннего мира» [Коровин, с. 79].
Его первые дружеские и студенческие послания и песни их шуточно-камерной тональностью показывали образ повествователя - беспечного поэта, «лентяя-мудреца», преданного жизненным радостям, поэта-студента.
Истоками такого образа, возможно, стали стихи вагантов.
В студенческих «Песнях» и стихотворениях, рисующих жизнь студентов, главными мотивами становятся анакреонтические, даже вакхические мотивы упоения жизнью. Вино, свобода, дружба и любовь - знакомые образы творчества многих поэтов первой половины XIX века. Но у Языкова снижено-бытовой образ автора - кутилы-студента поэтически возвышается. Языков и его лирический герой поэтизируют студенческую пирушку, застольное веселье, буршество. Все это идет рядом с мотивом прославления вдохновения и высокой поэзии.
Отделяя своего героя - весёлого студента, проводящего время с «бокалом», от жизни, наполненной политической борьбой, честолюбивыми стремлениями, жаждой денег и славы, Языков тем самым как бы противопоставлял себя этому миру. Студенческие песни Языкова - род эпатажа, причём сознательного.
Тема забвения в вине неожиданно насыщалась выпадами в адрес власти. Именно в «Песнях» мелькнула строка, принятая декабристской молодежью, метящая в Александра I: «Наш Август смотрит сентябрём». 
Мотив вольнолюбия, свободы и борьбы за свободу в лирике Языкова проявляется в стихотворениях разных жанров. Это и студенческие песни, и близкие к ним по пафосу стилизованное исторические песни баянов-бардов - народных певцов, прославляющих славные подвиги предков, и выросшие из студенческих вольнолюбивых стихов политические элегии, особенно, элегии 1824 года. Таким образом, «студентские» и гражданские мотивы совмещаются в лирике Языкова с традиционными для жанров элегии и послания мотивами.
Но Языков переживает, как и многие его современники, кризис 1823 года, а в период после разгрома восстания декабристов он прямо и категорично заявит о том, что память о героях не изгладится из памяти потомков. Но все же языковский восторг и эмоциональный подъем, не имея исторического основания, достаточно быстро угасает. Устойчивости и последовательности в утверждении его вольнолюбивых мотивов в стихотворениях второго периода творчества уже не наблюдается.
С мотивом вольнолюбия соотносится и мотив молодечества, удали лирического героя как проявление национального характера. Можно утверждать, что истоками подобных мотивов стали произведения устного народного творчества. Но поэт осознает, что героика и способность на поступок не всегда достаточны для победы. Языков уходит от однозначного утверждения самоценности молодечества, но вводит рядом с ним мотив надежды.
В стихотворении «Пловец» образно, цельно и стройно заявляются мотивы свободы, силы, мужества и надежды. Лирический герой - не одинок,он с друзьями-единомышленниками, об этом нам свидетельствует настойчиво повторяемое местоимение «мы».
Лучшие произведения Языкова прочно вошли в историю русской литературы и общественной жизни. Его песни и положенные на музыку стихи пелись демократической и революционно настроенной молодежью, они распространялись часто безымянно, как подлинно народные произведения.
Мотивы лирики Языкова, сближают его поэзию с лирикой А.С. Пушкина петербургского периода и периода южной ссылки и по праву вводят его в пушкинский круг, но он не повторяет общие для русской поэзии XIX века мотивы, а по-своему развивает общие для поэтов пушкинской поры тенденции литературного развития. Русской поэзией были усвоены и формальные достижения Языкова, сыгравшего заметную роль в развитии лирического стиха, в формировании нового высокого стиля, в обогащении поэтического языка.



1. Абашева Д.В. Н. Языков в оценках критики и литературном окружении. -Чебоксары, 1999.
2. Абашева Д.В. Поэзия Н.М. Языкова и проблемы фольклоризма. -Чебоксары, 2000.
3. Авдокин A.M. Под сенью языковских муз. - Ульяновск, 1991.
4. Азадовский М.К. Статьи о литературе и фольклоре. - М.;Л., 1960.
5. Айхенвальд Ю. Языков [электрон.ресурс]. - URL: http://yazykov.lit-
info.ru/yazykoy/articles/aihenyald-yazykoy.htm (дата обращения 02.11.2015).
6. Архипова А.В. Проблема национальной самобытности в русской
литературе первой четверти XIX века (эпоха становления романтизма) //
Русская литература и фольклор. Первая половина XIX века. - Л., 1976. -С.30-84.
7. Афанасьев В.В. «Я вырос на светлых холмах и равнинах» (Н.М.Языков.
1803-1846) // Афанасьев В.В. Свободной музы приношенье. - М., 1988. -С. 311-375.
8. Белинский В.Г. Русская литература в 1844 году [электрон.ресурс]. - URL:
az.lib.ru/b/belinskii_w_g/text (дата обращения 22.10.2015).
9. Блудили Н. Единый стих, торжественно звучащий // Наш современник
[электрон.ресурс]. - URL: http://www.nash-
sovremennik.ru/p.php?id=14&n=3&y=2003 (дата обращения 14.10.2015).
10. Бухмейер К.К. Н.М. Языков // Языков Н.М. Полное собрание стихотворений. - М.;Л,, 1964. - С. 5-24.
11. Вацуро В.Э. Лирика пушкинской поры. - СПб., 1994.
12. Гоголь Н.В. В чем же, наконец, существо русской поэзии и в чем ее
особенность [электрон.ресурс]. - URL: az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text (дата обращения 14.10.2015).
13. Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями [электрон.ресурс].
- URL: az.lib.ru/g/gogolx_n_w/text (дата обращения 14.10.2015). 
14. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т. - М.,1979.
15. Карпов А.А. Н.М. Языков: Проблемы творческой эволюции. - СПб., 1998.
16. Карпов А.А. Судьба Николая Языкова // Языков Н. Сочинения. - Л., 1982.
- С. 3-20 [электрон.ресурс]. - URL: http: //philology.ru/literature2/karpov-82 .htm(режим доступа 16.03.2016).
17. Карпов И.П. Истоки духовного подвига поэта [электрон.ресурс]. - URL:
http://yazykov.lit-info.ru/yazykov/articles/karpov-istoki-duhovnogo-podviga.htm(дата обращения 14.10.2015).
18. Касаткина В.Н. Поэзия гражданского подвига. Литературная деятельность декабристов. - М., 1987.
19. Киреевский И.В. Критика и эстетика. - М., 1979.
20. Кожинов В.В. Лирика Языкова и Баратынского // Кожинов В.В. Стихи и поэзия. - М., 1980. - С. 38-55.
21. Коровин В.И. Поэты пушкинской поры. - М., 1980.
22. Косинцева Е.В. Национальные и духовные основы поэзии Н.М. Языкова:автореф... канд.филоло.наук. - М., 2006.
23. Кошелев В.А. «Блаженная страна» Николая Языкова // Литература в школе, 1992, № 3/4. С. 4-14
24. Кретов А.А. Студенческий этюд // Русская речь. - 1997. - № 1. - С. 108-11.
25. Кусков В.В. Мотивы и образы древнерусской литературы в русской
поэзии первой четверти XIX века // Романтизм в славянских литературах. -М., 1973. - С. 84-109.
26. Лебедев Е. Николай Языков // Русские поэты. Антология русской поэзии:в 6 т. - М., 1996.
27. Лирика вагантов / пер., предисл. и примеч. Л. Гинзбург. - М., 1970.
28. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. - М.: Наука, 1979.
29. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. - М.,1995.
30. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. - М.. 1976.
31. Машевский А. Поэты пушкинского круга // Литература. - 2004. - № 4. 
32. Мейлах Б.С. «Державинское» в поэтической системе Н.М. Языкова [электрон.ресурс]. - URL: http://www. derzhavin-poetry.ru/articles (дата обращения 14.10.2015).
33. Муравьев В.Б. Дороги вагантов // Колесо Фортуны: Ваганты. / Сост. В.Б.Муравьев. - М., 1998. - С. 3-19.
34. Непомнящий В. Пушкин. Русская картина мира. - М., 1999.
35. По царству и поэт: Материалы всероссийской научной конференции «Н.М. Языков и литература пушкинской эпохи». - Ульяновск, 2003.
36. Сахаров В.И «Под сенью дружных муз...»: О русских поэтах романтиках.- М., 1983.
37. Сахаров В.И. Николай Языков и его поэзия // Языков Н. Стихотворения. -М., 1978. - С. 5-23.
38. Сахаров В.И. Русский романтизм XIX века. Лирика и лирики. - М., 2004.
39. Сахарова Е.М., Петровская В.И. «Эхо русского народа». - М., 1985.
40. Семенко И.М. Поэты пушкинской поры. - М., 1970.
41. Силантьев И.В. Поэтика мотива. - М., 2004.
42. Созина Е. К. Теория символа и практика художественного анализа. -Екатеринбург, 1998
43 . Тынянов Ю. Пушкин // Пушкин и его современники. - М., 1985.
44. Тюпа В.И. Аналитика художественного. - М., 2001.
45. Хан Е.И. Н.М. Языков // История русской литературы XIX века. В 3 ч. Ч.2. (1840 - 1860 годы). - М., 2005. - С. 27-33.
46. Хан Е.И. Стилистическая палитра Н.М. Языкова // Русская речь. - 1978. - № 5. - С. 85-91. [электрон.ресурс]. - URL: http://md-
eksperiment.org/post/20151019-stilisticheskava-palitra-n-m-vazykova
47. Хан Е.И. Некоторые проблемы «перевернутого мира» в дружеских посланиях Н. Языкова // Филологические науки. - 1994/ - № 1. - С. 23-30.
48. Хан Е.И. О творческой эволюции Н.М. Языкова // Филологические науки.- 1979. - № 4. - С. 27-31. 
49. Целкова Л.Н. Мотив // Литературная энциклопедия терминов и понятий. -М., 2003. - Стб. 594.
50.Чудаков А.П. Мотив // Краткая литературная энциклопедия. - Т. 4. - М.,1967. - Стб. 995.
51. Щеблыкин И.П. «Пловец» Н.М. Языкова и «Парус» М.Ю. Лермонтова
(сопоставительный анализ) // По царству и поэт: Материалы всероссийской научной конференции «Н.М. Языков и литература пушкинской эпохи». -Ульяновск, 2003. - С. 112-117.
52. Щемелева Л.М. Мотивы поэзии Лермонтова // Лермонтовская энциклопедия. - М., 1981. - С. 290-291.
53. Языков Н.М. Свободомыслящая лира. - М., 1988.
54. Языков Н.М. Сочинения. - Л., 1982.
55. Языков Н.М. Стихотворения. - М., 1978.
56. Языкова Е.В. Творчество Н.М. Языкова. - М., 1990.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ