Введение 3
Глава 1. Развитие нотариата в России и правовые основы организации деятельности 7
1.1. Правовые основы организации нотариата в России 7
1.2. Понятие нотариального права и субъектов нотариального права 18
1.3. Правовой статус нотариуса 37
Глава 2. Правовые проблемы деятельности нотариата в Российской Федерации 45
2.1. Основные проблемы нотариата в России 45
2.2. Место и роль нотариат в системе правоохранительных органов 52
2.3. Правовые основы организации нотариата в Республике Тыва: проблемы и пути решения 59
Заключение 66
Список использованных источников и литературы 73
Актуальность исследования обусловлена тем, что нотариат в России,прежде чем стать значимым, востребованным и авторитетным, играющим важную роль в укреплении правовых основ гражданского оборота в стране и повышении правовой культуры населения, прошел длительный и сложный путь развития от писцов (слово «нотариус» (notarius) латинского происхождения, переводится как писец) до высококвалифицированных юристов.
Большинство стран испокон веков нотариальны. Если США - страна адвокатов, то в большинстве европейских стран главным юристом традиционно является нотариус. Он решает самые насущные и ежедневные юридические вопросы населения. Исторически сложилось, что нотариус - вторая юридическая профессия после судьи.
Появление нотариата обусловлено рядом обстоятельств, в том числе объективной необходимостью содействовать лицам в формально-юридическом закреплении действий и законных притязаний, обеспечивая их доказательность и правомерность. Нотариат давно стал не просто юридическим органом, а важным институтом государства и общества,осуществляющим публично-правовую деятельность, направленную на защиту прав и законных интересов личности, общества и государства. Таким образом, возникнув в силу объективного исторического процесса, он формируется вместе с экономикой и торговлей страны, соответствующими государственными учреждениями, в первую очередь судебными установлениями, по особым, только ему свойственным закономерностям.
При этом значение нотариальной деятельности в развитии имущественного оборота, защите экономических прав граждан возрастает с каждым этапом развития российского государства.
Историческое наследие Российского нотариата многообразно, и его изучение представляет не только теоретический интерес для науки истории государства и права, но и практическую значимость для работников нынешних органов нотариата в России.
Для юридической науки история нотариата представляет особый интерес по крайней мере по двум моментам: во-первых, непосредственно как генезис одного из органов государственного управления, при этом необходимо различать деятельность нотариата, нотариальную деятельность и нотариальные действия; во-вторых (косвенно) как отражение процессов становления и развития имущественного оборота в целом и некоторых ее составляющих в частности, а также гражданского и судопроизводственного законодательства.
Между тем многие современные аспекты нотариата, относящиеся к его понятию, определению правовой природы, месту в системе судебной власти и правоохранительных органов и т.д., являются дискуссионными.
В настоящее время нотариат является одним из объектов пристального внимания. На страницах юридической печати только и видны заголовки о значении нотариата, о путях его совершенствования, о том, что возможности нотариата не востребованы. Также с принятием актов законодательства Российской Федерации о нотариате, не прекращаются дискуссии о перспективе дальнейшего существования нотариата.
Данные обстоятельства обусловливают актуальность темы.
Степень изученности темы при наличии довольно большого количества научных работ не является достаточной в силу того, что подавляющее большинство авторов или ограничиваются анализом нормативного материала, или исследуют некоторые аспекты участия частного нотариата в гражданско-правовых отношениях обособленно от других. Большинство публикаций посвящено характеристике закономерностей и стратегии развития нотариата (Н.Ф. Шарафетдинов), его правоохранительной функции (Г.Г. Черемных), месту нотариата в системе иных правоохранительных и правозащитных органов (В.М. Жуйков, И.В. Москаленко), созданию корпоративности частного нотариата (О.В. Романовская), определению статуса нотариального документа (Б. Дютуа). В последнее время появляются монографии об участии нотариата в примирительных процедурах (Г. Ригер, В.В. Ярков). Вместе с тем нельзя добиться последовательной и наиболее полной оценки всего явления,рассматривая проблематику отдельно.
Отдельно хотелось бы отметить, что в последние годы некоторые аспекты функционирования нотариата находят отражение в научных статьях, публикуемых в разных журналах, в первую очередь специализированных изданиях (Ю.А. Андреевой, А.М. Азнаева, А.А. Ерёменко, В.А. Заломова, И.Г. Медведева, Л.Ю. Мхитарян, Ю.В. Пожарской, В.В. Ралько, В.Г. Румянцевой, А.В. Тутинас, М.И. Сазоновой, Е.А. Скрипилева, В.В. Яркова, и др.).
Объектом исследования являются общественные отношения, в области нотариального права.
Предмет исследования - нормативно-правовые акты,регламентирующие организацию и порядок деятельности нотариата,правовой статус субъектов нотариального права.
Целью данной работы является выявление правовых проблем организации и порядка деятельности нотариата и субъектов нотариального права.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
- изучить историю становления законодательного регулирования нотариальной деятельности в России;
- рассмотреть понятие «нотариальное право»;
- обозначить правовые проблемы в деятельности нотариата в РФ и пути их решения;
- определить правовые основы организации нотариата в Республике Тыва и изучить современные проблемы и пути их решения.
Методологическую базу исследования составляют общенаучный диалектический метод познания, а также частнонаучные методы:
сравнительное правоведение, системный анализ, формально-логическое толкование права.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и литературы.
В настоящее время ясно, что и рассмотренные выше проблемы, и ряд иных вопросов организации и деятельности нотариата настоятельно требуют своего рассмотрения. Особенно в настоящее время, когда значительно активизировались нормотворческие процессы практически по всем отраслям права.
Итак, кратко подведем дальнейшие итоги данной работы:
1. С принятием Основ законодательства о нотариате, наряду с государственными нотариатами вводится институт нотариусов,занимающихся частной практикой. Российское законодательство утвердило двойную структуру нотариата. В таких условиях еще более важной видится задача организации конструктивного взаимодействия небюджетного нотариата как института гражданского общества и органов государственной власти в целях реализации положений Конституции России о соблюдении и защите прав и свобод граждан.
2. В систему субъектов нотариального права входят: а) нотариусы,работающие в государственных нотариальных конторах и нотариусы,занимающиеся частной практикой; б) помощник нотариуса; в) лицо,исполняющее обязанности нотариуса; г) стажер; д) должностные лица органов исполнительной власти, осуществляющие нотариальные действия; е)должностные лица консульских учреждений, совершающие нотариальные действия; ж) стороны нотариального процесса; з) третьи лица; и) лица,способствующие нотариальному процессу. Правосубъектность сторон нотариального процесса - категория, определяющая исходные правовые способности субъектов нотариального права. Правосубъектность обеспечивает субъекту вхождение в правовую систему и доступ ко всем ценностям, предоставляемых ею.
Положение субъекта в правовой системе претерпело в настоящее время существенные изменения. Это обусловлено расширением возможностей, предоставляемых субъекту, фокусированием гражданско-правового
регулирования, прежде всего, на интересах субъекта права. Правосубъектность же является тем инструментом, благодаря которому лицо способно реализовать предоставленные ему возможности.
3. При совершении нотариальных действий нотариус обязан проверить подлинность документов. Но иногда встречаются документы, подделанные настолько мастерски, что без специальных технических средств отличить их от оригинала практически невозможно. Сейчас проверка подлинности документов сводится к тому, что нотариусы связываются друг с другом,определяя, где до этого был удостоверен документ, а также используют профессиональную интуицию и опыт. Но этого недостаточно, и работы у правоохранительных органов хватает. По мнению нотариусов, для предотвращения такой ситуации необходимо создание особых бланков или специально защищенной бумаги для документов, требующих нотариального удостоверения. И в некоторых регионах России уже вводятся такие специальные бланки.
4. Важной гарантией имущественной ответственности нотариусов является страхование. Именно страхование должно гарантировать ответственность каждого нотариуса, ведь доходы нотариусов разных регионов России отличаются, а значит, неодинаков и риск ответственности.
5. Значительная часть правовых проблем нотариата - результат несовершенства российского законодательства в целом и затрагивают многие юридические институты. Некоторые - присущи лишь нотариату. Тем не менее, большинство вопросов в деятельности нотариуса можно было бы решить, проявив достаточную законотворческую мудрость и политическую волю. Но здесь, все осложняется самим государством. Дело в том, что Россия сегодня пока идет по пути если и не вытеснения нотариата из сферы экономических отношений, то, как минимум, по пути недостаточного понимания всего того позитивного потенциала, который несет в себе данный институт. Сейчас как никогда значимо, чтобы вся важность нотариата была осознана со стороны высших органов государственной власти. И здесь ключевая роль отводится самим нотариусам, которые вполне могут и должны доказать всю необходимость существования современного российского нотариата. Тем более что ряд вопросов своей деятельности они способны решить и в рамках действующего права.
Итак, нотариальные действия в Российской Федерации совершают нотариусы, работающие в государственной нотариальной конторе или занимающиеся частной практикой.
При совершении нотариальных действий нотариусы обладают равными правами и несут одинаковые обязанности независимо от того, работают ли они в государственной нотариальной конторе или занимаются частной практикой. Оформленные нотариусами документы имеют одинаковую юридическую силу.
На должность нотариуса в Российской Федерации назначается в установленном законом порядке гражданин Российской Федерации,имеющий высшее юридическое образование, прошедший стажировку сроком не менее одного года в государственной нотариальной конторе или у нотариуса, занимающегося частной практикой, сдавший квалификационный экзамен, имеющий лицензию на право нотариальной деятельности.
Нотариус беспристрастен и независим в своей деятельности и руководствуется Конституцией Российской Федерации, Конституциями республик в составе Российской Федерации, Основами законодательства Российской Федерации о нотариате, законодательными актами Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации, а также правовыми актами органов государственной власти автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, принятыми в пределах их компетенции, а также международными договорами.
Необходимо развивать и науку о нотариате, нотариальное право. Такой подход поможет более четко сформулировать отправные точки для более прогрессивного законодательного регулирования нотариальной деятельности, более четко определить роль нотариата как связующего звена между гражданским обществом и государством, реально обеспечивающим частные и публичные интересы.
Чтобы реализовать свой невостребованный потенциал, нотариат России должен обеспечить качественное и постоянное повышение профессиональной квалификации нотариусов, соблюдение ими правил профессиональной этики, беспристрастности отношения к гражданам.
Несмотря на кажущуюся банальность этих задач, без постоянной работы в этой сфере полноценная реализация потенциала нотариата не представляется возможной.
В любом государстве политическая стабильность обуславливает и деловой климат, и экономический рост, и инвестиционную привлекательность страны. Нельзя отрицать, что политическая стабильность демократического государства зависит во многом от уровня развития институтов гражданского общества и от их востребованности государством.
Российский нотариат стремится заявить о себе, как о единой, цельной,негосударственной правоохранительной и правозащитной системе. Создание надлежащих условий для функционирования данного института является задачей не только нотариального сообщества России, но и государства.
В свою очередь, стабильная ситуация в нотариате России, его востребованность позволили бы раскрыть и реализовать внутренние
возможности нотариата, положительно влияя на стабильность в обществе и укрепляя правовую защищенность граждан нашей страны.
На сегодняшний день нотариат становится неотъемлемой частью нашего современного российского общества. Нередко сталкиваемся с
покупкой недвижимости, с право наследованием, и другими гражданско-правовыми, трудовыми, семейными особенностями законодательства. И поэтому поводу встречаясь с такими нюансами необходима нотариальная помощь, консультация по какому-либо возникающему вопросу. Данная тема очень актуальна поскольку, нотариат имеет как свои плюсы, так и минусы.
Рассмотрим наиболее глобальные и правовые недостатки законодательства и приведем примеры работы деятельности нотариата и нотариусов в целом.
Конституция Российской Федерации гарантирует защиту прав и свобод человека Конституция Российской Федерации 1993г., Ст.2, ст. 19, ст. 35, ст.45, ст. 48.; равенство прав и свобод независимо от пола, расы,национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии и т.п. Каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им. Конституцией гарантируется право наследования. Каждый вправе защищать свои права, свободы и законные интересы всеми способами, не противоречащими закону.
Нотариат призван формировать обстоятельства с целью осуществления предписанных конституционных прав граждан, с помощью совершения
нотариусами предусмотренных нормативно-правовыми актами нотариальных действий от имени Российской Федерации.
Нотариат представляет собой систему государственных органов и должностных лиц, на которые возложено удостоверение бесспорных прав и фактов, свидетельствование документов, выписок из них, придание документам исполнительной силы и выполнение других законом предусмотренных действий и в предусмотренном законом порядке в целях обеспечения защиты прав и охраняемых законом интересов граждан и юридических лиц. Задачи нотариата: охрана и защита недвижимости, прав граждан, учреждений и организаций, строгое соблюдения законности и укрепления правопорядка, предупреждение правонарушений методом быстрого нахождения необходимой нормы закона, подтверждение документов и других действий. В собственной работе органы нотариата опираются на законодательство Российской Федерации и обязательного соблюдения от абсолютно всех без исключения лиц, обращающихся за помощью. Не смотря на все выше сказанное определение, институт нотариат имеет свои перспективы развития, но и существуют наиболее важные пробелы как законодательстве, так и на практике.
Основные проблемы нотариата носят довольно всеобщий характер и отражают общеправовую обстановку в России. Российское право, включая нотариат, носит переломный момент, потому что прежние понятия не могут базироваться и реализовываться на новых, точных и ясных правовых предписания.
Одна из главных задач, формирование и завершение единого, целостного института нотариат. В 1993 г. была принята Новая редакция
Основ законодательства о нотариате, общероссийский нотариат разделился на две категории это государственных и частных нотариусов. Большинство нотариусов предполагают из-за такого деления граждане государства страдают. На сегодняшний день первая категория нотариусов перегружены процессами оформления наследственных прав: граждане вынуждены простаивать в очереди чуть ли не неделями, чтобы получить квалифицированную помощь, не зная, какой нотариус частнопрактикующий или государственный даст полный ответ на интересующиеся вопросы. В настоящее время разрабатывается план закона о внесений изменений в законодательства РФ о нотариате, и в последующим должна быть единая централизованная система, где будут только часто практикующие нотариусы.
Следующая проблема так же наиболее важна это неполное применение возможности нотариата в правоохранительной области. Придерживаясь установленного порядка нотариальных действий, предоставляет потребность изучения довольно обширного диапазона подтверждений регистрации имущества, для того чтобы не было повышения криминальности в этой области. В сторону нотариусов распространяются критические замечания иногда, а даже порой обоснованные и аргументированные, о упущенных погрешностях когда регистрируется покупка недвижимого имущества и автотранспорта. Вследствие этого необходимо выработать и выстроить такую работающую и полноценную систему, чтобы нотариат взаимодействовал с правоохранительными органами и, безусловно принимая во внимание все особенности как одной стороны, так и другой стороны.
Также не возможно не коснуться такой трудности принадлежащая непосредственно нотариальной деятельности. Нотариус знакомясь с документами должен убедиться в их подлинности и законности. Однако порой встречаются документы, подделанные до такой степени виртуозно, что же без специализированных предметов различить их с подлинника фактически неосуществимо. Сегодня исследование достоверности документов обязательно потому, что нотариусы вынуждены узнавать друг у друга когда и кем был зарегистрирован документ, еще кроме того применяют высококлассную проницательность и навык. Однако данного мало, и деятельность у правоохранительных органов достаточна. Нотариусы считают, во избежание такого рода ситуаций нужно формирование специальных бланков, либо хранить бумаги в хорошо закрытых и охраняемых помещениях. И в отдельных регионов РФ вводятся подобные специализированные бланки. К примеру, равно как, установлено, что московские власти использовали специальные бланки с целью заключения различных договоров. И особо острой проблемой в нотариате, по нашему мнению, является профессионально-нравственная этика нотариусов. Казус заключается в этом, что же нотариусы подтверждают операции с недвижимостью, тогда когда люди не осознают последствия своих действий,либо находятся под воздействием наркотических веществ. В случае когда одни нотариусы из моральных принципов и взглядов искали легитимные причины и такие операции не регистрировали в подобных случаях прочие нотариусы позволяли себе такие фривольные поступки. После таких действий число обманутых людей возросло, многие вынуждены жить на съемных квартирах и без средств существования, и поэтому к работе нотариусов стали относится с недоверием и стали порождать спорные вопросы о честности нотариусов.
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.), в ред. от 21.07.2014 г. // Собрание законодательства РФ. 1993. №13. Ст. 1110.
2. Основы законодательства Российской Федерации «О нотариате» от 11.02.1993 г. № 4462-1, в ред. от 29.12.2015 г. // Российская газета. 13.03.1993. №49.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. №195-ФЗ, в ред. от 09.03.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 07.01.2002. №1.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 г. №51-ФЗ, в ред. от 31.01.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. №32.Ст. 3301.
5. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 г. №146-ФЗ, в ред. от 15.02.2016 г. // Собрание законодательства РФ. 03.08.1998. №31. Ст. 3824.
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 г. №223-ФЗ, в ред. от 30.12.2015 г. // Собрание законодательства РФ. 01.01.1996. №1. Ст.16.
7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. №63-ФЗ, в ред. от 30.12.2015 г. // Собрание законодательства РФ. 1996. №25. Ст.2954.
8. Федеральный закон РФ от 20.04.1995 г. №45-ФЗ «О государственной
защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих
органов», в ред. от 03.02.2014 г. // Справочно-праовая система
«Консультант Плюс».
9. Закон г.Москвы от 14.05.2006 г. «Об организации и деятельности
нотариата в городе Москве», в ред. от 02.04.2008 г. // Вестник Мэра и
Правительства Москвы. 12.05.2006. №27.
10. Приказ Минюста РФ от 26.10.1998 г. №150 «Об утверждении Порядка
выдачи лицензий на право нотариальной деятельности», в ред. от
01.08.2005 г. // Зарегистрировано в Минюсте РФ. 10.11.1998. №1642.
11. Приказ Минюста РФ от 14.04.2000 г. №132 «Об утверждении Положения
о квалификационной комиссии по приему экзамена у лиц, желающих
получить лицензию на право нотариальной деятельности», в ред. от
18.08.2008 г. // Зарегистрировано в Минюсте РФ. 19.04.2000. №2198.
12. Приказ Минюста РФ от 21.06.2000 г. №179 «Об утверждении Порядка
прохождения стажировки лицами, претендующими на должность нотариуса», в ред. от 15.05.2012 г. // Зарегистрировано в Минюсте России.27.06.2000. №2281.
13. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 г. №91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов
нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» // Справочно-правовая система «Консультант плюс».
14. Инструкция о порядке совершения нотариальных действий, утвержденной Министерством юстиции РФ от 19.03.1996 г. // Зарегистрировано в Минюсте РФ. 19.03.1996. №1055.
15. Кодекс профессиональной этики нотариусов в Российской Федерации от
26.11.2015 г. // Справочно-правовая система «Гарант».
16.Закон Республики Тыва от 12.03.2010 г. №1781 ВХ-2 «Об отдельных вопросах организации нотариата в Республике Тыва» // Справочно- правовая система «Консультант Плюс».
2. Научная и учебная литература
17. Абраменков М.С. Проблемы коллизионно-правового регулирования наследственных отношений в современном международном частном праве: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. / М.С. Абраменков; науч. рук. Л.П. Ануфриева. М., 2007. С. 24-25.
18. Андреева Ю.А. Юридическая ответственность нотариусов // Законы России: опыт, анализ, практика. 2010. № 4. С. 63-67.
19. Ахмедов Ч.Н., Карнаушенко П.В. Нотариус Российской империи:
нормативно-правовые и организационные основания деятельности //
Вестник Санкт-Петербургского университета МВД России. 2006. №4.с.37-45.
20. Безлепкин Б.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. М., 2011. 480 с.
21. Бессолицына Е.А. Состояние нотариата в Российской Федерации и проблемы его совершенствования // Законодательные исследования. Уфа:Изд-во "Диалог ", 2007. Вып. 4. С.11-16.
22. Богатырева И.Н. К вопросу об истории возникновения института российского нотариата // Юристъ-Правоведъ. 2009. №5. С.87-90.
23. Боровков А.В., Улесов Н.И. Современные проблемы нравственного регулирования деятельности нотариуса в Российской Федерации //Юридические науки: проблемы и перспективы: материалы II междунар. науч. конф. (г. Пермь, январь 2014 г.). Пермь: Меркурий, 2014. С.76-78.
24. Ботанцов Д.В., Малкин О.Ю. Применение нотариусами коллизионных норм в сфере наследственных отношений // Актуальные проблемы права: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). М.: Буки-Веди, 2015. С.105-108.
25. Ботанцов И.В. Совместные завещания и наследственные договоры:иностранный опыт // Петербургский Нотариус. СПб, 2014. № 3. С. 17-19.
26. Быкович Д.А. Правовой статус нотариуса в Российской Федерации //Молодой ученый. 2012. №10. С.213-215.
27. Вергасова Р.И. Нотариат в России: Учебное пособие. М.: Юристъ, 2005.390 с.
28. Вергасова Р.И. Нотариат в России. М.: Норма, 2009. 464 c.
29. Герасимов В. Потенциал нотариата не востребован // Российская юстиция.2010. №1. С.31-44.
30. Гомола А.И. Нотариат. М.: Академия, 2011. 192 c.
31. Гостюхин А.В., Монгуш А.Л., Маады А.И. К вопросу о современном положении института нотариата в Республике Тыва и о необходимости его реформирования // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2015. Т.1 №11-1. С.264-266.
32. Гурьева Е.В. Нотариат России: конспект лекций. М.: Юрайт-Издат, 2008.с.26.
33. Демина Н.В. Исторические этапы развития нотариата в России // Государство и право: теория и практика: Межвузовский сборник научных трудов. - СПб.: Лема, 2008, Вып. 4. - С.39-42.
34. Денисова Е.Э. Нотариат в Российской Федерации. М.: ТК Велби,Проспект, 2011. 450 с.
35. Дударев А.В. Принцип федерализма в деятельности российского нотариата и его воплощение в сфере межнационального сотрудничества // Право и государство: теория и практика. 2009. №2(50). - С.22-24.
36. Жалинский А.Э. Введение в специальность Юриспруденция. - М., 2009.290 с.
37.Загайнова С.К., Шереметова Г.С., Ярков В.В. Экспертная группа
Современные направления развития системы гражданской юрисдикции // Российский юридический журнал. 2010. №5. С.19-25.
38.Зайцева Т.И., Гонгало Б.М., Крашенинников П.В., Юшкова Е.Ю., Ярков
В.В. Настольная книга нотариуса. М.: Волтерс Клувер, 2009. с.44.
39.Звеков В.П. Коллизии законов в международном частном праве. М., 2007.С. 339.
40.Зенин И.А., Ипатова И.А. Основы нотариата: Учебно-методический комплекс. М.: Изд. центр ЕАОИ, 2008.
41. Ефремов В.А. К вопросу об исторических этапах становления и развития
института нотариата в России (Историко-правовой аспект).Дореволюционный период // Нотариус. 2010. №4. С.38.
42. Калиниченко Т.Г. Нотариальные действия: понятие, содержание и виды //Нотариальный вестник. 2009. - №4. С.4-16.
43. Комаров Н.И. Нотариат в Российской империи во второй половине XIX -
начале XX века (Историко-правовое исследование): Дис. канд. юрид. наук.М., 2004. 150 с.
44. Маады А.И. Актуальные проблемы становления института нотариата Республики Тыва // Эволюция государственно-правовых систем современности: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 20 февраля 2010 г., г. Абакан. - Абакан: ООО "Книжное изд-во "Бригантина", 2010. - С. 104-106.
45. Мананников О.В. О действиях и ответственности нотариусов и регистраторов // Нотариус. 2009. №2. С.10-13.
46. Медведев И.Г. Предложения по направлениям совершенствования взаимодействия нотариата и Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (правовые вопросы) //Нотариальный вестник. 2009. №2. С.15-27.
47. Москаленко М.И. Оптимизация правового регулирования статуса нотариата в городах федерального значения // Нотариус. 2010. №1. С.34.
48. Новикова О.Б. Совершенствование законодательства и деятельности нотариата в России // Проблемы правопонимания и правоприменения: теория и практика: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, г. Волжский, 28 мая 2009 г. Волгоград: ВА МВД России,2009. Ч. 1. С. 232-236.
49. Романовская О.В. Кодекс профессиональной этики нотариусов в системе российского законодательства // Нотариус. 2011. №5. С.8-12.
50. Романовская О.В. Российский нотариат и современные проблемы наследственного права // Российская юстиция. 2015. №3. С. 10-14.
51. Романовский Г.П., Романовская О.В. Организация нотариата в России. М.:Приор, 2011. 457 с.
52. Румянцева В.Г., Тутинас А.В. Институт нотариальной деятельности:
понятие, сущность, содержание // История государства и права. 2009. №6.С.7.
53. Сальников Ю.Н. Исторический аспект становления и развития нотариата в России как института защиты прав и законных интересов граждан //Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия:Право. 2002. №1. с.90.
54. Смирнов С. Нотариальное право - самостоятельная отрасль // Законность.2009. №12. с.39.
55. Смирнов С.В. Нотариат - публично-правовая саморегулируемая организация / С.В. Смирнов, Т.Г. Калиниченко, В.А. Бочковенко //Российская юстиция. 2011. №5. С.43.
56. Сучкова Н.В. Нотариат. М.: Юрайт, 2013. 336 c.
57. Сучкова Н.В. Нотариат. М.: Юрайт, 2014. 336 c.
58. Сучкова Н.В. Нотариат: учебник для академического бакалавриата. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Издательство Юрайт, 2015. 377 с.
59. Сычев О.М. Гражданско-правовой статус нотариусов, занимающихся частной практикой, и нотариальных палат в Российской Федерации //Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2009.
60. Сычев О.М. Экспертное заключение на проект Федерального закона «О нотариате и нотариальной деятельности в Российской Федерации» (общая часть) // Нотариус. 2011. №3. С.2-8.
61. Толстых В.Л. Международное частное право: коллизионное регулирование. СПб., 2014. С. 478-479.
62. Тулинов Р. Заметки по поводу законопроекта об организации и деятельности нотариата // Современное право. 2009. №4. С.137-139.
63. Царелунго А.Б. Правовой статус нотариуса в Российской Федерации //Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2006. 360 с.
64. Фадеева Г.В. Совершенствование нотариальной деятельности в РФ //
Акме. Сборник трудов молодых ученых. Саратов: СЮИ МВД России, 2008. Вып. 4. С.254-268.
65. Шамба Т.М., В.Н.Кокин, Н.Т. Шамба. Нотариат в Российской Федерации:Учебник. М.: Норма, 2010. 580 с.
66. Щенникова Л.В. Гражданское законодательство и нотариат в России: проблема соответствия // Законодательство. ноябрь 2002. №11. С.23-26.
67. Ширипов Д.В., Малахова М.Н. Нотариат России. М.: Дашков и Ко 2011.288 c.
68. Ярик А.А. Нотариус как яркий представитель юридической профессии //Нотариус. 2006. №6. С.22.
3.Судебная практика:
69. Постановление Конституционного Суда РФ от 19.05.1998 г. №15-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 2, 12, 17, 24 и 34 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате» //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс».
70. Постановление Конституционного Суда РФ от 24.02.1998 г. №7-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 1 и 5 Федерального закона от 5 февраля 1997 года «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонды обязательного медицинского страхования на 1997 год» в связи с жалобами ряда граждан и запросами судов» // Российская газета. 10.03.1998. №46.
4.Электронные ресурсы:
71.Официальный сайт Нотариальной палаты Республики Тыва.
[Электронный ресурс]: http://xn--80aagwxgpoeal1h.xn--p1ai/