Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Правовое регулирование деятельности Правительства РФ по охране государственной границы

Работа №12885

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

муниципальное право

Объем работы67стр.
Год сдачи2008
Стоимость6400 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
705
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1. Теоретико-правовые основы деятельности Правительства Российской Федерации по охране государственной границы
1.1 Юридическая сущность защиты и охраны государственной границы
1.2. Правовое регулирование деятельности Правительства Российской Федерации по охране государственной границы
Глава 2. Место и роль Правительства Российской Федерации в системе охраны государственной границы
2.1. Полномочия Правительства Российской Федерации по защите и охране государственной границы
2.2 Актуальные проблемы и пути совершенствования правового регулирования деятельности Правительства Российской Федерации по охране государственной границы
Заключение
Список использованных источников


Актуальность исследования. В соответствии со статьей 1 Конституции Российской Федерации (далее - Конституция) Россия является правовым государством. Правовое государство характеризуется, прежде всего, тем, что оно само ограничивает себя действующими в нем правовыми нормами, которым обязаны подчиняться все без исключения государственные органы, должностные лица, общественные объединения и граждане. Его важнейшим принципом является верховенство права, что означает, в первую очередь, верховенство закона. Другими словами, суть правового государства состоит в том, что власть государственных органов ограничивается законом. Сказанное имеет самое непосредственное отношение и к формированию правовых основ пограничной деятельности и охраны государственной границы.
Новые внешнеполитические и международно-правовые реалии, принимаемые в соответствии с ними меры по совершенствованию государственного управления в области безопасности России значительно усложнили и сделали крайне динамичными процессы в пограничной сфере.
Концепция формирования системы обеспечения интересов Российской Федерации в пограничной сфере предусматривает в качестве одной из основных задач разработку и своевременное приведение нормативной правовой базы в сфере пограничной деятельности в соответствие с реальной обстановкой в мире и стране, а также потребностями защиты экономической безопасности России и развития ее международных связей. С этой непростой задачей может справиться только тщательно подготовленная, логически взаимоувязанная, отражающая все важнейшие аспекты и учитывающая все особенности объекта правового регулирования система нормативных правовых актов.
Следует отметить, что за последние годы законодательство о государственной границе Российской Федерации (далее - государственная граница) и пограничной деятельности существенно обновилось. Приняты и вступили в силу многие федеральные законы, направленные на регулирование правоотношений по защите государственной границы, выявлению, предупреждению и пресечению правонарушений в пограничной сфере. Активная законодательная деятельность позволила существенно расширить регулирование общественных отношений в пограничной сфере, отразить в законах новые направления развития страны, ликвидировать пробелы в действовавшем ранее законодательстве, расчистить его от устаревших норм и предписаний.
Переход от биполярного мира, болезненный процесс становления российской государственности находят свое отражение не только в обострении проблем пограничного разграничения, но и в приграничных вооруженных конфликтах, проявлениях всех видов (в первую очередь экономической и демографической) экспансии по отношению к Российской Федерации, в стремлении ряда стран воспользоваться временными трудностями государства для реализации своих интересов.
Наибольшую тревогу вызывают проблемы: расширения НАТО на Восток, острая борьба за "приватизацию" постсоветского пространства, активные попытки вытеснить Российскую Федерацию из традиционных зон влияния, незавершенность международно-правового оформления Государственной границы Российской Федерации (из 60932,3 км границы Российской Федерации - 13599 км (8 сопредельных государств) не оформлены)"; проявление национализма, этнического и регионального сепаратизма, противоречий религиозного характера, активизация деятельности трансграничной организованной преступности, занятой в сферах наркобизнеса, контрабанды оружия, боеприпасов, химических и психотропных веществ через границу; расхищение национальных богатств Российской Федерации, ее сырьевых и материальных ресурсов, активизация контрабандной и иной незаконной деятельности; усиление незаконной миграции через Государственную границу Российской Федерации .
Таков далеко не полный перечень внешних и внутренних угроз, которые требуют от Российской Федерации и ее субъектов принятия адекватных, упреждающих мер по их нейтрализации. Запаздывание или задержка с решением этих проблем могли бы негативно сказаться на безопасности Российской Федерации.
В истории вряд ли найдутся аналоги, когда государство в течение короткого времени, в сложной политической и социально-экономической обстановке решало задачи коренной перестройки всей системы защиты национальных интересов . За этот период был осуществлен переход от границ эпохи "железного занавеса" к формированию принципиально новых, "контактных, соединяющих" границ Российской Федерации, соответствующих демократическим преобразованиям в стране и принятым международным стандартам.
Таким образом, актуальность исследуемой темы обусловлена объективной необходимостью анализа нормативной правовой базы и деятельности Правительства Российской Федерации по охране государственной границы.
Целью исследования является комплексное изучение вопросов, связанных с теорией и практикой деятельности Правительства Российской Федерации по охране государственной границы и выработка рекомендаций по внесению изменений и дополнений в действующее федеральное законодательство, касающихся конкретизации полномочий Правительства России и иных федеральных органов исполнительной власти в вопросах деятельности по контролю за соблюдением гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства правил пограничного режима.
Для достижения вышеназванной цели необходимо решить следующие задачи:
- исследовать международно-правовую практику регулирования отношений по охране государственных границ;
- проанализировать Российской Федерации по вопросам установления пограничного режима, выявить в нем правовые "пробелы", внести свои предложения по его совершенствованию;
- конкретизировать полномочия Правительства Российской Федерации по охране государственной границы;
- определить место и роль Правительства России в охране государственных границ;
Комплексного исследования проблем правового регулирования деятельности Правительства России по охране государственных границ до настоящего времени еще не проводилось. Некоторые аспекты деятельности федеральных органов исполнительной власти по охране государственной границы, в том числе Федеральной службы безопасности РФ, затрагивались в юридической науке, преимущественно со смешанной тематикой (Д.Н. Бахрах, А. В. Высоцкий, И.М. Гуткин, В.И. Захаренко, Б.М, Клименко, А.А. Першин, А.А. Порк, Э.А. Пушмин, В.Б. Рушайло, А.Д. Шерстнев и другие).
С учетом специфики деятельности пограничных органов Федеральной службы безопасности РФ отдельные вопросы в данной области рассматривали В.А. Балашов, С.Н. Булашов, В.В. Ласточкин, П.Н. Саклаков, В.Е. Чеканов и др.
Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие при реализации полномочий Правительства России по охране государственной границы.
Предмет исследования - совокупность правовых норм, составляющих правовую базу деятельности Правительства России по охране государственной границы.
Эмпирическую базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, материалы периодической печати.
Методологическую основу исследования составляют: исторический, системный, социологический, логический и сравнительно-правовой методы.
Структура работы обусловлена целью и задачами исследования и включает в себя: введение, две главы (четыре параграфа), заключение, список использованных источников и литературы.




Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Защита государственной границы есть согласованная деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемая путем принятия всей совокупности предусмотренных Конституцией и федеральным законодательством мер, обеспечивающих жизненно важные интересы личности, общества и государства на государственной границе и в пределах приграничной территории.
В свою очередь, под охраной государственной границы следует понимать осуществляемую федеральной службой безопасности, Вооруженными Силами Российской Федерации и другими силами (органами) обеспечения безопасности России в случаях и в порядке, определяемом федеральным законодательством, деятельность в целях недопущения противоправного изменения прохождения государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу.
Возвращаясь к нормам части первой статьи 3 Закона о границе, следует напомнить, что защита государственной границы осуществляется путем принятия организационно-правовых, пограничных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер.
Правила режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу, как видно из содержания разделов III-V Закона о границе, как раз и выступают в качестве организационно-правовых и пограничных мер, посредством реализации которых осуществляется защита государственной границы. Юридическая ценность правил режима государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через государственную границу самих по себе ни в коем случае не может быть равнозначной либо большей, нежели правовое значение защиты государственной границы.
Правовую основу деятельности Правительства России по охране и защите государственной границы составляют Конституция, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации. Деятельность Правительства РФ осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.
Совершенствование правовых основ деятельности Правительства России по охране и защите государственной границы в свете принципов правового государства возможно исключительно на основе обеспечения справедливого баланса публичных и частных интересов, в частности, согласования принципа свободы передвижения с необходимостью защиты национальной безопасности, включая пограничную безопасность.
Непосредственным образом основывается пограничная деятельность Правительства России и на положениях статьи 71 (пункты "м" и "н") Конституции, согласно которым безопасность, определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, исключительной экономической зоны и континентального шельфа России, отнесены к вопросам исключительного ведения Российской Федерации. Таким образом, Конституцией закрепляется принцип единства правового регулирования названых вопросов на всей территории России.
Рассматривая компетенцию Правительства Российской Федерации в сфере пограничной политики, следует учитывать, что в области приграничного сотрудничества федеральные органы исполнительной власти: а) заключают международные договоры и соглашения; б) устанавливают основные требования, предъявляемые к соглашениям о приграничном сотрудничестве; в) устанавливают порядок осуществления приграничного сотрудничества; г) определяют порядок применения Таможенного тарифа Российской Федерации; д) регулируют внешнеэкономическую деятельность хозяйствующих субъектов на приграничной территории Российской Федерации; е) представляют интересы России по вопросам приграничного сотрудничества в международных организациях.
Правительство России, в соответствии с федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации»:
- участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности Государственной границы;
- ведет международные переговоры по пограничным вопросам и заключает межведомственное соглашение в соответствии с полномочиями в области пограничной политики;
- устанавливает нормы и порядок финансирования и материально-технического обеспечения федеральной пограничной политики.
Кроме того, Правительство РФ обеспечивает реализацию Концепции национальной безопасности, выполнение федеральных целевых программ в рассматриваемой области, осуществляет меры по обеспечению сил, средств и органов национальной безопасности необходимыми финансовыми и материальными ресурсами.
Состояние законодательства в области полномочий Правительства России по охране государственной границы предопределяет необходимость совершенствования правовых основ деятельности в рассматриваемой сфере, в качестве правовой формы которого призваны выступить законопроекты "О федеральной службе безопасности" (новая редакция) и "О пограничной деятельности". В настоящее время разработка упомянутых законопроектов близится к своему завершению.
В этой связи представляется необходимым принятие именно федерального закона о статусе и защите государственной границы, который должен относиться к отрасли законодательства, определяющего основы конституционного строя Российской Федерации. Он должен быть направлен на практическую реализацию положений, закрепленных в статьях 4, 27 (часть 2), 55 (часть 3), 71 (пункты "а" - "г", "е", "к", "м" и "н"), 72 (пункты "б" и "к" части 1) и 76 (части 1 и 2) Конституции. Основная идея федерального закона о статусе и защите государственной границы должна заключаться в обеспечении правового регулирования вопросов статуса и защиты государственной границы.
Целями этого федерального закона призваны стать:
определение статуса государственной границы; формирование адекватной системы защиты интересов Российской Федерации на государственной границе и в пограничном пространстве; совершенствование государственного управления в сфере защиты государственной границы;
сокращение количества органов, осуществляющих функции по государственному контролю на государственной границе;
упрощение порядка пересечения границы лицами, осуществляющими в пограничном пространстве России правомерные виды деятельности.
Действие названного федерального закона целесообразно распространить на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (в оговоренных этим федеральным законом случаях), органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, организации и общественные объединения, вступающие в правоотношения, связанные со статусом и защитой государственной границы. Этот федеральный закон в определенных им случаях должен будет регулировать также отношения с участием иностранных государств, их органов и должностных лиц.
Конечной целью принятия указанного федерального закона следует признать качественное повышение уровня защиты национальных интересов на государственной границе и в пограничном пространстве России в целом.
Необходимо найти баланс между контактной и барьерной функциями границ и разрешить противоречие между развитием приграничного сотрудничества и обеспечением безопасности, борьбой с трансграничной преступностью.
В этой связи опыт европейских государств представляет определенную ценность для России, особенно тех, которым удалось сбалансировать контактную и барьерную функции, создать эффективную систему безопасности, продемонстрировав при этом успехи в развитии приграничного сотрудничества. Но следует учитывать, что в силу многих причин автоматическое копирование зарубежного опыта способно нанести вред и затормозить сотрудничество.




1. Конституция РФ. – М., 1999. – 123 с.
2. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" //СЗ РФ. 2002. N 5. Ст.375.
3. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении"//СЗ РФ. 2002. N 5. Ст.375.
4. Федеральный закон "Об обороне"// СЗ РФ. 1996. N 23. Ст.2750.
5. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 2. Ст.5005.
6. Федеральный закон от 20 марта 2001 г. "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции о защите прав человека и основных свобод" // СЗ РФ. 2001. N 13. Ст.1140.
7. Федеральный закон от 24 июня 1999 г. "О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации" // СЗ РФ. 1999. N 26. Ст.3176.
8. Федеральный закон от 15 августа 1996 г. "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" с изм. и доп. // СЗ РФ. 1996. N 34. Ст.4029; 1998. N 30. Ст.3606; 1999. N 26. Ст.3175.
9. Федеральный закон от 28 марта 1998 г. "О воинской обязанности и военной службе" с изм. и доп. // СЗ РФ. 1998. N 13. Ст.1475; N 30. Ст. 6313.
10. Федеральный закон от 3 апреля 1995 г. N 40-ФЗ "О федеральной службе безопасности" // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1995. - №15. - N 15. - ст. 1269
11. Федеральный закон от 10 января 1996 г. N 5-ФЗ "О внешней разведке"// СЗ РФ. 1996. N 3. – ст. 143.
12. Федеральный закон от 27 мая 1996 г. N 57-ФЗ "О государственной охране"// СЗ РФ. 1996. N 22. Ст.2594.
13. Ука Президента РФ от 11 марта N 308 "О мерах по совершенствованию государственного управления в области безопасности Российской Федерации"// СЗ РФ. 2003. N 12. Ст.1101.
14. Указ Президента РФ от 7 февраля 2000 г. N 318 "Об утверждении Положения об управлениях (отделах) Федеральной службы безопасности Российской Федерации в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах (органах безопасности в войсках)" // "Российская газета" от 12 февраля 2000 г.
15. России надо быть сильной и конкурентоспособной: Послание Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации // Российская газета. - 2002. - 19 апреля. - С.6.

Научная и учебная литература

1. Алехин А.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. М, 1998. С.179.
2. Административное право: Учебник Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2004. – 789 с.
3. Административное право. Академический курс: Учебник под ред. Старилова Ю.Н. – М.: Юрайт, 2004. – 1098 с.
4. Административное право. Академический курс: Учебник под ред. Старилова Ю.Н. – М.: Юрайт, 2004. – 1563 с.
5. Административное право: Учебник Под ред. Попова Л.Л. – М.: Юристъ, 2002. – 697 с.
6. Богданов А.В., Богородицкий И.Б., Россинский Б.В. Административное право: Учебник. – М.: НОРМА, 2003. – 689 с.
7. Бахрах Д.Н. Административное право. - М., 1996. – 890 С.
8. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник. М.: НОРМА, 2004. - 741 с.
9. Галлаган Д., Полянский В.В., Старилов Ю.Н. Административное право: история развития и основные современные концепции. – М.: Юристъ, 2001. – 407 с.
10. Дугенец А.С. Административная юрисдикция: Рабочий учебник. - М., 2001. – 267 с.
11. Елисеев П.С. Соотношение понятий "пограничная зона" и "приграничная территория" и пробелы в законодательстве Российской Федерации, регулирующем установление пограничного режима в пограничной зоне, российской части вод пограничных рек, озер и иных водоемов, во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации // Ориентир: Военно-педагог. сб. - Вып. 1. - М.: Академия ФПС России, 2000.
12. Комментарий к Федеральному закону "Об обороне» /Отв. ред. Парник Р.А. - М., 1998. – 345 с.
13. Кеворков Д.Р. Словарь-справочник по административному праву. - М.: МПИ ФСБ России, 2003.
14. Краткий словарь основных терминов, применяемых в системе Федеральной пограничной службы Российской Федерации. - М.: Граница, 1996.
15. Кузнецов Н.И. О некоторых вопросах совершенствования законодательства Российской Федерации в области военного строительства // Сб. научных трудов Военного университета. 2003. N 1. С.293-304.
16. Мигачев Ю.И., Тихомиров С.В. Военное право: Учебник. М., 2002.
17. Масленников М.Я. Административное право: Учебное пособие. – Тверь., 2002. – 398 с.
18. Наумов А.Е. Установление пограничных зон и их режимов субъектами Российской Федерации: Науч.-метод, сб. № 3. - М.: ГВИ ФПС России, 2001.
19. Общая теория национальной безопасности: Учебник под ред. Карапетяна С.М. – М., 2004. – 567 с.
20. Озеров В.А. Конституционно-правовые основы военной реформы в Российской Федерации: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. - М.: РАГС, 2001.
21. Общая теория национальной безопасности: Учебник / Под общ. ред. А.А. Прохожева. М., 2002.
22. Пограничные зоны государств Содружества // Пограничник Содружества. - 2000. - Июль - сентябрь.
23. Савенков А.Н. Конституционная законность и военная безопасность России. - М., 2002. – 432 С.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ