Введение 3
Глава 1. История развития керамики как вида декоративно-прикладного искусства 7
1.1 Виды керамики 14
1.2 Рельеф как вид керамика 15
Глава 2. Технология создания рельефа 25
2.1 Тема создания образа и ее объяснение 25
2.2 Цветовое решение 27
2 .З Цветовое пространство интерьера 28
2.4 Коллаж-метод эскизирования 30
2.5 Технология глазури 31
2.5 Методика создания рельефа в керамике 42
3. Практическая часть 47
Заключение 50
Список использованной литературы 53
Приложения
Изобразительное искусство как понятие включает в себя такие виды художественного творчества как живопись, графика, скульптура и декоративно-прикладное искусство. В отличие от произведений живописи и других видов изобразительного искусства, произведения декоративно-прикладного искусства находят применение в практическом быту. Такие качества как эстетичность, художественный эффект, практичность в быту и декорирование интерьера являются характерными для произведений декоративно-прикладного творчества.
Желание человека сделать уклад своей жизни близким к фактуре природы определило тот факт, что художники декоративно-прикладного искусства попытались уйти от искусственной, безжизненной и недуховной среды, что и выразилось в керамике. Керамика - это первый материал, который использовался человеком повсеместно и максимально разносторонне.
В данной работе в частности будет обозрение керамики, представленной в виде рельефа, декоративного панно.
В современном мире в декоративном искусстве рельеф играет большую роль. Видоизменяясь, совершенствуясь и эволюционируя, рельеф принимает неоднозначные формы. Сейчас, в эпоху упрощения форм, однозначно, рельеф несет исключительно декоративный характер. Цель данной работы - овладеть техникой создания панно в современной интерпретации. Задачи этой работы таковы: изучить материалы прошлых исследователей этой темы, чтобы сформировать последовательность жизни рельефа в обществе, понять, как рельеф развивался, какую он роль играет в настоящее время, и представить в материале рельеф 21 века.
Объектом исследования является керамический рельеф.
Предметом исследования является рельеф в современном авангардном искусстве.
Данная работа не претендует на полное научное изложение информации об исследуемом объекте.
Тема дипломной работы: Рельеф «Цветы любви». Тема цветов бесспорно будет являться актуальной всегда во все времена. Особенно она актуальна не только в живописи, но и в керамике.
Объектом исследования является тема цветов в сфере керамики и оформления дизайна.
Предметом исследования является декоративная практика и теория происхождения керамики, ее исторический анализ.
Целью настоящего исследования является обзор, осмысление, исследование и анализ керамики, ее технологи и основных ее понятий в мировой культуре.
Нашими задачами будут:
1. Определение основных понятий в сфере керамики,
2. Определение исторических корней и происхождения керамики,
3. Определение периодизации развития керамики,
4. Изучить особенности возникновения и развития коллажа как способ эскизирования;
5. Определить технологию создания рельефа;
6. Определить тему создания образа и ее объяснение;
7. Исследовать вопрос цветового решения в керамике;
8. Определить технологию глазури;
9. Определить методику создания рельефа в технике «Керамика»...
Огромный опыт, накопленный в мировой декоративной керамике последней трети XX - начала XXI века подтвердил, что в ней можно успешно решать самые разнообразные творческие задачи: создавать скульптуру, декоративные композиции, арт-объекты, инсталляции и крупные монументальные произведения.
С древних времён и вплоть до наших дней керамические изделия занимают одно из ведущих мест в декоративно-прикладном искусстве народов мира.
Мастера пробовали разные техники, разные сорта глины. При производстве керамики использовали разнообразные цвета, техники рисунка, способы изготовления.
Понятие «художественная керамика» включает все разновидности изделий, выполняемых из глины. В зависимости от основного исходного сырья и дополнительных компонентов получают терракоту, майолику, фаянс, фарфор.
Интерес к керамике сохранился и в наше время. Ныне керамика широко используется в интерьере в виде декоративных перегородок, решёток и многими интересными вещами.
Существует довольно много способов ручной лепки, это: конструктивный, пластический, комбинированный, свободная лепка, способ кругового налепа, способ выбирания глины стеком, способ выбирания глины стеком и т.д.
Чтобы создавать различные изделия из такого художественного пластичного материала, как глина, нужно знать способы и приемы лепки.
Благодаря своим свойствам глина предоставляет огромные возможности для творчества и самовыражения. Поэтому лепка из глины - один из любимых видов художественного творчества.
Всю керамику делят на изделия грубой и тонкой керамики.
Производство керамических изделий включает следующие основные операции: приготовление массы, формование изделий, сушку, обжиг и декорирование.
Материалы, применяемые для керамического производства, принято подразделять на: основные и вспомогательные. К основным относятся мате-риалы, идущие для приготовления керамических масс, глазурей, керамических красок; к вспомогательным - материалы, применяемые для изготовления гипсовых форм, капселей.
Важное место в современной керамике приобретает синтез российской декоративной керамики с другими материалами, позволяющий значительно расширить творческую палитру для современных художников. Новое качество приобрело соединение керамики и текстиля при создании художественных образов авторских кукол, которые стали новым направлением в декоративном искусстве России.
Оригинальным явлением в русской керамике нового века стали пространственные арт-объекты, например, Д. Суровцевой (Москва), отмеченные обостренным чувством материала, синтезом фарфора с различными материалами и высокой профессиональной культурой.
На основании отличительных пластических, цветовых и конструктивных качеств материала, изложенных нами в работе,
современная декоративная керамика уже сейчас рассматривается как самостоятельный вид современного искусства...
1. Акунова Л.Ф., Приблуда С.З. Материаловедение и технология производства художественных керамических изделий. - М.: Высшая школа. 1979.
2. Артемоненко А.В. 1960 Технология керамики // УГ№8
3. Абрамова М.П. 1969. О керамике с зооморфными ручками // СА. №2.
4. Артамонов М.И. 1948. Скифское царство в Крыму // ВЛГУ. № 8
5. Арчер Мартин. Эллинистическая и римская керамика в Северном Причерноморье. - М: Просветление, 1998 - 128 с.
6. Андреева О., Бежина И. Комодные игрушки для любования // Народное творчество. - 2000. - №2. - С.46-47.
7. Буббико Дж., Круус Х. Керамика: техники, материалы, изделия. Пер с итал. - изд. «Ниола-Пресс». 2006.
8. Борев Ю.Б. Художественное направление в искусстве 20 века: борьба реализма и модернизма. - Киев. 1986.
9. Баранов И.А. 1968. Археологические памятники у с. Новокленово // АИУ 1967 г. Вып. II
10. Борейко В.Е. Лесной фольклор. Древа жизни и священные рощи. - К: Наукова Думка, 2000 - 200 с.
11. Внуков С.Ю. 1984. Светлоглиняные амфоры городища Чайка близ Евпатории // ВМГУ. Серия 8. История. № 6.
12. Горчаков Г.И. Строительные материалы: учебное пособие для высших учебных заведений/ Г.И. Горчаков, Ю.М. Баженов; под общ.ред.Г.И. Горчакова. - Владимир: Союзполиграфпром, 1986. - 686 с
13. Залесская В.Н. Керамика с поливой, люстром и другими способами орнаментации. К: Наукова Думка, 1985 - 240 с
14. Каплан Н.И., Митлянская Т.Б. Народные художественные промыслы: Учеб. Пособие. - М.: Высш. Школа, 1980. - 176 с., ил.
15. Моран А. История декоративно-прикладного искусства. - М.: Искусство, 1982. - 577 с...23