Сюжетно-ролевые игры как средство развития лексического навыка у обучающихся 8 класса при реализации когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку в условиях дополнительного образования
Введение 3
Глава 1. Теоретико- методологические основы реализации когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку в условиях дополнительного образования 8
1.1. Содержание и условия реализации когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку 8
1.2. Особенности обучения лексике на уроке иностранного языка в 8 классе в условиях дополнительного образования 19
Выводы по главе 1 33
Глава 2. Опытно- экспериментальная работа по развитию лексического навыка с использованием сюжетно- ролевых игр при реализации когнитивно- коммуникативного подхода к обучению английскому языку в 8 классе в условиях дополнительного образования 35
2.1 Сюжетно- ролевые игры как средство развития лексического навыка ..35
2.2. Комплекс сюжетно-ролевых игр, направленных на развитие лексического навыка при обучении английскому языку в условиях дополнительного образования с использованием когнитивно-коммуникативного подхода (на основе УМК «Wider World 4». Авторы: S.
Gaynor, K. Alevizos, C. Barraclough) 52
Выводы по главе 2 76
Заключение 78
Список использованных источников 80
Приложение А 84
Приложение Б 85
Актуальность темы исследования. Исходя из основных положений Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС ООО) основополагающее значение имеет формирование иноязычной коммуникативной компетенции, так как от уровня ее сформированности зависит осуществление коммуникации между людьми [Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, 2015].
К сожалению, некоторые обучающиеся не могут в полном объеме освоить и развить требуемые умения и навыки в условиях общего образования, поэтому обращаются за получением дополнительных знаний в учреждения дополнительного образования детей и взрослых.
Одним из продуктивных методов развития лексического навыка является использование ролевых игр, а именно их подвида «сюжетно-ролевая игра», мотивирующих обучающихся к развитию лексического навыка.
Важность и эффективность использования ролевых игр описывались в трудах таких ученых как: Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, С. Л. Новосёлова, Л. И. Божович, М.М. Безруких, О.С. Газман.
Когнитивно- коммуникативный подход к обучению иностранному языку исследовались следующими учеными: И. Филиппович, М.А. Макурина, Д. Марш, Т.Е. Клетц, С. Дарнб, Д. Койл.
В сфере обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования использовались работы Е.И Пассова, И.Л. Колесниковой, Д. Броугтон.
Сюжетно - ролевые игры как средство развития лексического навыка изучали С.Ю Исаечкина, С.Н. Цейтлин, А.П. Усова, В.А. Недоспасова, Р.А. Иванкова, Дж. П. Ладоусс.
Тема исследования: «Сюжетно-ролевые игры как средство развития лексического навыка у обучающихся 8 класса при реализации когнитивно-коммуникативного подхода к обучению иностранному языку в условиях дополнительного образования».
Объектом диссертационного исследования является процесс обучения иностранному языку в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования - процесс развития лексического навыка обучающихся 8 класса при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование сюжетно-ролевых игр при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования в 8 классе будет способствовать развитию лексического навыка у обучающихся при условии применения когнитивно-коммуникативного подхода.
Цель исследования - теоретически обосновать и опытным путем доказать эффективность использования сюжетно-ролевых игр для развития лексического навыка у обучающихся 8 класса в условиях дополнительного образования.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1) уточнить содержание и условия реализации когнитивно- коммуникативного подхода к обучению иностранному языку;
2) выявить психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку в 8 классе в условиях дополнительного образования;
3) изучить возможности использования сюжетно- ролевых игр как средства развития лексического навыка у обучающихся 8 класса в условиях дополнительного образования;
4) разработать комплекс сюжетно-ролевых игр для развития лексического навыка при обучении английскому языку в 8 классе в условиях дополнительного образования в дополнение к УМК «Wider World 4» S. Gaynor, K. Alevizos, C. Barraclough для языкового уровня B1-B1+;
5) провести апробацию разработанного учебно-методического материала...
В ходе данного исследования рассмотрены и проанализированы особенности реализации когнитивно- коммуникативного подхода с целью развития лексического навыка обучающихся в процессе обучения иностранным языкам. Данная тема является актуальной и входит в круг педагогических и научных интересов преподавателей, потому что современные реалии требуют поиска новых идей и методов, т.к. современные обучающиеся разительно отличаются даже от тех, кто учился 10-20 лет назад.
В XXI веке сложно удивить и заинтересовать обучающихся традиционными и уже привычными заданиями и упражнениями, что негативно сказывается на их мотивации к учению: без энтузиазма подходят к выполнению заданий, могут не полностью выполнить не нравящуюся им часть, вообще отказаться выполнять какое-либо задания. Психологи, работающие с возрастной периодизацией, заявляют, что общепринятые стандарты и возрастные рамки сильно сдвинулись, так как нынешние дети живут в информационных полях с самого их рождения, не имея необходимости применять какие-то усилия для самостоятельного поиска информации.
Педагоги, работающие в сфере образования, должны быть компетентны и осведомлены о последних новшествах и современных подходах к обучению, что может помочь им подобрать наиболее оптимальные педагогические и методические стратегии и инструменты, которые можно применить в практике обучения иностранным языкам для успешного освоения представляемого педагогом материала и достижения целей обучения.
Сюжетно- ролевые игры как ничто другое мотивирует обучающихся к работе и выполнению заданий, так как именно этот вид заданий способен помочь обучающимся почувствовать себя комфортно и повысить уверенность в своих силах, ведь именно такие упражнения реализуют принцип разноуровневого обучения, при реализации которого обучающиеся разных уровней способны на равных и не чувствовать разницы в языковых способностях.
Владение иностранными языками является практически обязательным навыком для современного человека. Данный навык необходим в профессиональной сфере, путешествиях, межличностной коммуникации и т.д., что делает его изучение одной из приоритетных задач для обучающихся всех возрастов. Обучающиеся, которые имеют низкий уровень усвоения иностранных языков, или же те, кто по возрастным ограничениям/ каким- либо другим причинам не может получать знания в рамках общего образования, обращаются в учреждения дополнительного образования. Деятельность данных учреждений регулируется Федеральным Законом «Об образовании», а именно ст.75, на основании которой организация в праве самостоятельно планировать свою деятельность, составлять учебный план, а также выбирать методы и приемы обучения.
В рамках исследования разработан и апробирован комплекс сюжетно-ролевых игр в дополнение к УМК «Wider World 4», содержащий 9 сюжетно-ролевых игр.
Дальнейшей перспективой исследования является углубленное изучение особенностей использования сюжетно- ролевых игр с целью развития лексического навыка обучающихся и разработка комплекса сюжетно- ролевых игр для всех глав УМК «Wider World 4» авторов: S. Gaynor, K. Alevizos, C. Barraclough) для уровня B1- B1+.
1. Беспалько, В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. - М.: Педагогика, 1988. -160 с.
2. Волкова Е.А. Категория «содержание обучения» в системе преподавания профессионально ориентированного иностранного языка и культуры // Молодой ученый. -2016. -№ 8 (67). С.- 772-776.
3. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. - 1996.- № 6. - C.-62-68.
4. Дзюина Е.В. Поурочные разработки по английскому языку[Текст]/Е.В. Дзюина. -М.: ВА-КО, 2009.-56с.
5. Золотарева А. В. Дополнительное образование детей как фактор социально-экономического развития региональной системы образования / A.B. Золотарева // Вестник образования России. -2008. - № 22. - С. 35-39.
6. Конышева А.В. Игровой метод в обучении иностранному языку. - Спб.: КАРО, Минск: Четыре четверти, 2008.- 175 с.
7. Мильруд Р.П., Максимова И.Р. Современные концептуальные принципы коммуникативного обучения иностранным языкам // Иностр. яз. в школе, 2016.- № 4.- С. 9-15.
8. Образцов П.И., Иванова О.Ю. профессионально-ориентированное обучение иностранному языку на неязыковых факультетах вузов: учеб. пособие / под ред. П.И. Образцова. - Орел: Огу, 2005.-114 с.
9. Сафарова, Н.А. психологические особенности младшего школьного возраста / Н. А. Сафарова. / Молодой ученый. 2020.- №10(300).-С.215- 217. [Электронный ресурс] URL: https://moluch.ru/archive/300/67938 (дата обращения: 10.10.2020).
10. Степанова Т.Ю. Специфика применения коммуникативного подхода в обучении иностранным языкам // Интеграция образования. -2016. -№ 2.-С. 37-41.
11. Стронин, М.Ф. Обучающие игры на уроке английского языка. - М.: Просвещение, 1981. -112с.
12. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования [Электронный ресурс] // Федеральный государственные образовательные стандарты. Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: https: //normativ.kontur.ru/document?moduleId= 1 &documentId=251385(Дата обращения:10.11.2020)
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»( от 29.12.2012 N 273-ФЗ ст.75 (ред. от 08.12.2020)) [Электронный ресурс]// Москва: Министерство образования и науки Российской Федерации. URL: https: //fzrf. su/zakon/ob-obrazovanii-273-fz/st-7 5. php (дата обращения: 10.12.2020)
14. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М.: Москва, 2001.-365 с.
15. Цвык А.З. Ролевые игры. Их применение в обучении иностранным языкам 2019 [Электронный ресурс]. URL: https://refdb.ru/look/1778518.html(дата обращения: 12.11.2020)...(43)