Введение 3
1. Особенности развития координационных способностей детей при занятиях регби 7
1.1. .. Анатомо-физиологические и психолого-педагогические особенности детей 10
13 лет 7
1.2. Особенности развития координационных способностей у обучающихся 16
1.3. Методы развития координационных способностей у детей среднего школьного
возраста 20
2. Организация и методы исследования 26
2.1 Организация исследования 26
2.2. Методы исследования 27
2.3. Комплекс упражнений для развития координационных способностей у детей
10-13 лет, занимающихся регби 30
3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждения 35
Заключение и выводы 41
Список использованных источников 44
В современном мире, где наука и технологии развиваются с высокой скоростью, наш образ жизни становится все более интенсивным. Условия работы становятся все сложнее, и современные профессии требуют от человеческой нервной системы большой выносливости, особенно касаясь умения координировать движения, быстро реагировать на изменяющуюся ситуацию и обрабатывать информацию в момент. Сегодня многие специальности требуют от нас работать как часть сложной машины.
Наибольший эффект в развитии координационных навыков достигается, если начать работать над ними с самого детства. Дети — это будущее, и нам нужно обеспечить им навыки, чтобы успешно функционировать в быстро меняющемся мире. Путешествие в мир знаний и навыков начинается с постоянного обновления двигательного опыта. Этот опыт служит надежным путеводителем в освоении сложных координационных движений, будь то в спорте или в работе.
Для эффективного развития координационных навыков у детей младшего школьного возраста предлагается использовать привлекательные методики, которые пользуются популярностью среди детей. Одним из занимательных и полезных способов развития координации является игра в регби. Регби — это не просто игра, это целый комплекс систематических занятий, способствующих укреплению здоровья и развитию физических качеств. Важно отметить, что все движения в этом виде спорта имеют естественный характер, основанный на беге, стратегии и физической силе. Медико-биологические исследования показывают, что занятия регби оказывают значительное воздействие на морфофункциональные изменения в организме [2].
Благодаря игре в регби улучшается не только физическое здоровье, но и психологическое состояние. Участие в единоборствах способствует укреплению мышечно-связочного аппарата, а также развитию логического и стратегического мышления. Нервно-мышечный аппарат становится более сильным, а координация движений улучшается.
Благодаря занятиям регби спортсмены улучшают свои навыки и способности, что влияет на общее состояние организма. Улучшается кровообращение, увеличивается выносливость и уменьшается риск различных заболеваний. Все это делает регби одним из самых эффективных видов спорта для поддержания здоровья и развития организма.
Система спортивной тренировки в регби находится в постоянном развитии и совершенствовании. Благодаря фундаментальным разработкам в области улучшения двигательных навыков игроков тренировочный процесс становится более эффективным и результативным. Современное регби характеризуется постоянным ростом достижений, что требует постоянного обновления подходов к тренировочной системе.
Основной упор делается на постоянное совершенствование мастерства игроков, что рассматривается как непрерывный процесс. В настоящее время идет активный поиск более эффективных средств и методов для повышения качества тренировок и улучшения игровых навыков регбистов.
Существующие законы построения тренировочного процесса становятся более приспособленными к современным требованиям игры. Регби продолжает развиваться, и тренеры и специалисты по спортивной тренировке стремятся к использованию передовых методов, чтобы обеспечить игрокам лучшие условия для развития и достижения новых высот в своей игре.
Развитие регби как вид спорта включает в себя не только физическую подготовку, но и научно-методическое обеспечение тренировочного процесса. Важным моментом является взаимодействие между тренером, научными сотрудниками и спортсменами, которое позволяет оперативно корректировать подходы и повышать эффективность подготовки регбистов [18].
Положительные эмоции, которые испытывают участники игры, такие как жизнерадостность, бодрость и инициатива, делают регби не только средством физического развития, но и активным способом отдыха. Игра стимулирует не только тело, но и ум спортсменов, помогая им развивать координацию движений и чувство ориентации в пространстве.
Согласно мнению ученых и специалистов, техника владения мячом является основой игры в регби. Однако, наряду с этим, развитие координации движений и умение чувствовать себя в пространстве играют ключевую роль в обучении и совершенствовании игровой техники.
Актуальность исследования воспитания координационных способностей в процессе обучения обучающихся неоспорима. Координационные способности играют важную роль в успешном освоении технико-тактических действий, что в свою очередь влияет на результативность участия в соревнованиях. Эти способности напрямую влияют на спортивные достижения и эффективность деятельности спортсменов.
Многие авторы выделяют координационные способности как одну из наиболее важных при подготовке обучающихся. Они подразумевают слаженность и точность движений, а также способность контролировать свое тело в пространстве. Эти навыки существенно влияют на способность спортсмена применять изученные тактики и техники в реальных условиях.
Эффективность тренировочного процесса напрямую зависит от того, насколько разнообразно и целенаправленно развиваются координационные способности обучающихся. Важно создавать условия для комплексного развития координации, что способствует улучшению спортивных результатов и общей физической подготовке учащихся.
Объектом: развитие координационных способностей обучающихся в системе дополнительного образования.
Предмет: специальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей детей 10-13 лет, занимающихся регби.
Цель: обоснование и оценка эффективности специального комплекса физических упражнений, направленного на развитие координационных способностей детей 10-13 лет, занимающихся регби.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Определить особенности развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста на основании анализа информационных источников.
2. Разработать и оценить эффективность специального комплекса физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей детей 10 - 13 лет, занимающихся регби, во внеучебной деятельности.
Гипотеза: предполагается, развитие координационных способностей детей 1013 лет, занимающихся регби будет более эффективным, если:
• изучить современные методики развития координационных способностей, выделить наиболее эффективные средства;
• разработать специальный комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей детей 10 -13 лет, занимающихся регби;
• внедрить в учебно-тренировочный процесс по регби комплекс физических упражнений, направленный на развитие координационных способностей у детей 10-13 лет, занимающихся регби.
Методы исследования: анализ информационных источников, педагогический эксперимент, оценка общей физической подготовленности, оценка развития координационных способностей, математические методы обработки данных.
Физическая подготовка является ключевым элементом в процессе обучения и развития регбистов-подростков, согласно мнению специалистов, таких как Л.Р. Айрапетьянц, М.А. Годик, Б.А. Ашманов, А.М. Максименко и Л.П. Матвеева. Она лежит в основе, на которой строится освоение и улучшение техники и тактики игры. Поэтому усиление физической подготовленности мальчиков и девочек в возрасте от 10 до 13 лет становится одной из ключевых задач, с которыми сталкиваются тренеры на ежедневных тренировках. Изучение литературных источников и аналитика практики ведущих тренеров подтверждает, что сегодня еще не существует четкого определения возрастных особенностей физических способностей, которые могли бы стать эффективными инструментами для комплексного и целенаправленного развития физических качеств у юных регбистов.
Освоение спортивной игры регби происходит в процессе овладения специальными знаниями, умениями и навыками и совершенствования в них.
Под спортивной тренировкой принято понимать специализированный процесс всестороннего физического воспитания, который направлен на достижение высоких спортивных результатов и подготовку к общественно полезной деятельности, это многолетний специализированный воспитательный процесс, целью которого является воспитание игроков и игровых коллективов, достижение индивидуальных и коллективных максимальных возможностей, и оптимальных результатов в соревнованиях различного масштаба.
Спортивная тренировка создает основы для овладения игровыми приемами. К ним относятся воспитание творческих способностей, позволяющих отдельный навык видоизменять или сочетать с другими и на этой основе создавать новые соответствующие функциональные предпосылки, морально-волевые качества, формирующие волю и характер спортсмена.
По мере роста спортивной квалификации занимающихся изменяется содержание тренировочного процесса. На этапе начального обучения главное состоит в создании предпосылок для полноценного решения задач тренировочного процесса. Для этого знакомят с игрой и ее правилами, воспитывают двигательные качества и навыки. Его назначение - обучение основам игры и подготовка к первым официальным соревнованиям. Следующий этап углубленного освоения и
совершенствования знаний, качеств и навыков, обеспечивает достижение высоких спортивных результатов.
Все этапы тесно связаны. Каждый из них обеспечивает решение задач последующего, создавая необходимый запас знаний и практических умений. Ю.Д. Железняк, В.А. Кунянский, А.В. Ивойлов, Ю.Н. Клещев и др. отмечали, что опросы методики воспитания физических качеств у юных регбистов тесно связаны с проблемой возрастных особенностей строения и функций детского организма. В связи с тем, подчеркивают они, в подростковом и юношеском возрасте организм человека находиться еще в стадии незавершенного формирования, воздействие физических упражнений может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие. Специальные исследования О.В. Козыревой, З.И. Кузнецовой, В.И. Ляха, Л.Т. Майорова и практический опыт тренеров показывают, что в определенные возрастные периоды жизни человека имеются благоприятные возможности для развития и воспитания физических способностей. Эти периоды, по их мнению, называют сенситивными или чувствительными, потому что в них наблюдается бурное развитие определенных физических способностей.
Исследованиями О.В. Козыревой, З.И. Кузнецовой, В.И. Ляха, Л.Т. Майорова и др. установлено, что в эти периоды обеспечивается наибольший эффект для их воспитания.
Результаты педагогического эксперимента показали, что комплекс упражнений эффективен. Комплекс упражнений способствует не только физическому развитию детей, но и улучшает их способность концентрироваться и поддерживать внимание. Кроме того, регулярные занятия помогают формировать навыки работы в команде и развивают социальные навыки, что особенно важно в этом возрасте. Все упражнения подобраны таким образом, чтобы быть безопасными и интересными, что повышает мотивацию учащихся к регулярным тренировкам. На основе анализа результатов, полученных в педагогическом эксперименте, были сделаны следующие выводы:
1. Анализ литературных источников показал, что проблема развития координационных способностей обучающихся средней школы является актуальной и требует изучения.
2. Разработан комплекс упражнений для развития координационных способностей обучающихся среднего школьного возраста, который включает в себя различные виды активности, направленные на улучшение баланса, точности, реакции и взаимодействия между разными частями тела, включая упражнения со световым когнитивным тренажером.
3. Предложенный экспериментальный комплекс упражнений для развития координационных способностей показал свою эффективность и позволил улучшить показатели обучающихся в экспериментальной группе на 12-30%, тогда как, в контрольной группе прирост составил 1-7%.
1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 2009. - с. 144.
2. Академия регби России Основы регби, принципы успешной подготовки регбистов. М.; Спортакадемпресс, 2012. 250с.
3. Булычева Е.В. Влияние физической активности спортивного типа на формирование предикторов стресса и его последствий у подростков школьного возраста / Е.В. Булычева, И.А. Сетко // Гигиена и санитария. — 2021. — № 6. — с. 623-628.
4. Бочаров, М. И. Спортивная метрология: учеб.пособие / М. И. Бочаров. - Ухта : УГТУ, 2012. - 156 с.
5. Верхошанский, Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов: монография / Ю. В. Верхошанский. — М.: Советский Спорт,
2014. — 352 с.
6. Гальперин С.И. Анатомия и физиология человека (Возрастные особенности с основами школьной гигиены). Изд. 2-е, перераб. и доп. Учебное пособие для пед. ин-тов. М., “Высшая школа”, 2012.
7. Журов М.Н. Подвижные игры: Учебник для студентов педагогических вузов. - М.: Издательский центр “Академия”, 2012. - 160 с
8. Коджаспиров, Ю.Г. Игровая рационализация уроков / Ю.Г.Коджаспиров. - Физическая культура в школе. - № 7. - 2013. - С. 32. 27. Коссов, А.И. Психомоторное развитие младших школьников / А.И. Коссов. - М.: АкадемПресс, 2013. - 264 с.
9. Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры / П.К. Кофман. - М.: Физкультура и спорт, 2015. - 280 с.
10. Курамшин, Ю.Ф. Координационные способности и методика их развития / под. Ред. Б.А. Ашмарина. - СПб., 2013. - 45 с.
11. Луценко, С.А. Теория и методика физической культуры: методические рекомендации по изучению дисциплины / С.А.Луценко. - СПб.: ИСПиП,
2015. - 75 с.
12. Лях В.И. Координационные способности школьников. // - Минск: Полымя, 2005. - 153с.
13. Лях В.И. « Развивая координационные способности». 1-4 классы. №10 с.18. / Журнал “Физическая культура в школе”. 2013 г.
14. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 412 с.
15. Назаров, В.П. Координация движений у детей школьного возраста / В.П. Назаров. - М.: Физкультура и спорт, 2014. - 144 с...30