Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Исторические сюжеты русской литературной традиции. Бабий Яр. (материалы для учебной и научно-исследовательской деятельности учащихся средней и старшей школы)

Работа №170888

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

литература

Объем работы53
Год сдачи2017
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава1. Бабий Яр как географическая реальность и литературная реалия: культурно-историческая справка 7
Глава 2.1 Трагедия Бабьего Яра в литературе и кинематографии 22
Глава2.2 Анатолий Кузнецов и его взгляд на события в Бабьем Яру 23
Глава 2.3 Бабий Яр в лирических произведениях 34
Глава 2.4. Медиальные трансформации исторического сюжета:
трагедия у Бабьего Яра в кинематографии 45
Заключение 49
Список литературы 52
Видеоматериалы 56


С течением времени многие жанры, образы, сюжеты претерпевают трансформацию в большей или меньшей степени. Каждой культуре свойственен свой сюжетный репертуар, который отражает дух эпохи, интересы современников. Но есть и такие сюжеты, которые трансформируются, но остаются востребованными на протяжении нескольких эпох. Это так называемые «бродячие» сюжеты, легендарные сюжеты, собственно мифотворчество, когда о политической или культурной исторической фигуре, или историко- культурном событии, или культурно - значимом топосе сознательно создаются мифы и легенды.
«Переписывание» истории как таковой, трансформирует, в свою очередь, исторические личности, события, топосы. Процесс искажения, переосмысления или придумывания тех или иных событий, личностей, для достижения различных целей есть процесс мистификации. Вокруг данного процесса постепенно складываются историко-легендарные сюжеты, например, сюжет о мифологизированном Сусанине- проводнике, о Распутине-« святом черте». Под процесс мистификации попадают и образы топосов, например, образ Сибири, как образ экзотической, таинственной и, в какой-то степени, потусторонней земли.
Так, в ряду историко- легендарных сюжетов русской литературной традиции, связанных с топосами, мифологизированными народным сознанием, оказываются сюжеты об Аскольдовой и Олеговой могилах(«Повесть временных лет»), о возникновении Казани на месте «змеиного» царства («Сказание о казанском царстве»), о строительстве Санкт-Петербурга... Этот ряд может быть продолжен. Таким историколегендарным топосом стал и Бабий Яр - трагически известное место под Киевом, где во время Второй мировой войны нацисты сделали первую и, к сожалению, удачную пробу уничтожить огромное количество мирных жителей большого города.
Согласно исторической справке, «Бабий Яр (укр. Бабин Яр)-урочище в северо-западной части Киева, между районами Лукьяновка и Сырец. Впервые упоминается под современным названием в 1401 году, когда хозяйка трактира(укр. “баба”), находившегося здесь, продала эти земли доминиканскому монастырю. В XV—XVIII вв. также встречались названия “Шалэна Баба” и “Бхсова Баба”»[ 5;10]. Для Советского союза это место стало символом холокоста и самого жуткого проявления жестокой политики и идеологии фашизма на оккупированных территориях.
Расстрел осенью 1941 г. на окраине Киева в Бабьем Яре десятков тысяч евреев, душевнобольных людей, военнопленных, матросов днепровской Пинской флотилии, представителей Киевского подполья и граждан Украины из других областей, и поныне остается одним из самых трагических событий новейшей истории.
Трагедия у Бабьего Яра исследуется различными науками с разных сторон уже довольно давно, и по сей день рядом с уже известными фактами появляются новые сведения, а также домыслы, догадки и детали, обеспечивающие работу сюжетопорождающего механизма.
Актуальность темы связана с интересом отечественной
филологической науки к историческим сюжетам, формирующимся в более ранние культурно-исторические эпохи и по праву считающимися бродячими; а также к сюжетам, порождаемым, «здесь и сейчас», но при этом эксплуатирующим традиционный мотивно-образный материал. К таковым по праву можно отнести сюжеты, возникшие в эпоху второй мировой войны, в частности, обусловленные конкретными трагическими ее эпизодами, а именно - трагедией в Бабьем Яру.
В своем исследовании мы не ставим перед собой задачу обнаружить новые исторические факты произошедшей под Киевом в годы Великой Отечественной войны трагедии, также не беремся давать оценку имеющимся фактам, это дело историков; наша цель гораздо скромнее и лежит исключительно в рамках литературоведения: определить ключевые аспекты формирования и трансформации историко-легендарного сюжета о событиях у Бабьего Яра в контексте русской литературы второй половины ХХ в.
Для решения заявленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать культурно-исторический контекст военного времени, когда произошли реальные трагические события у Бабьего Яра;
2. установить структурные элементы, формирующие инвариантную структуру историко-легендарного сюжета о трагедии в Бабьем Яру;
3. выявить аспекты трансформации сюжета в произведениях русской литературы второй половины ХХ в.;
4. определить особенности репрезентации сюжета и отдельных составляющих его мотивов и иных структурных элементов в различных формах медиакультуры второй половины ХХ в.
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Великая Отечественная война уже стала для нас историей. Мы узнаем о ней по книгам, фильмам, старым фотографиям, воспоминаниям тех, кому посчастливилось дожить до Победы. О ней писали участники и очевидцы тех трагических событий. И сейчас эта тема продолжает волновать писателей, которые открывают в ней новые аспекты и проблемы.
В своем исследовании мы не ставили перед собой задачу обнаружить новые исторические факты произошедшей под Киевом в годы Великой Отечественной войны трагедии, также не брались давать оценку имеющимся фактам, это дело историков; наша цель гораздо скромнее и лежит исключительно в рамках литературоведения: определить ключевые аспекты формирования и трансформации историко-легендарного сюжета о событиях у Бабьего Яра в контексте русской литературы второй половины ХХ в.
Для решения заявленной цели нами были поставлены следующие задачи:
1. охарактеризовать культурно-исторический контекст военного времени, когда произошли реальные трагические события у Бабьего Яра;
2. установить структурные элементы, формирующие инвариантную структуру историко-легендарного сюжета о трагедии в Бабьем Яру;
3. выявить аспекты трансформации сюжета в произведениях русской литературы второй половины ХХ в.;
4. определить особенности репрезентации сюжета и отдельных составляющих его мотивов и иных структурных элементов в различных формах медиакультуры второй половины ХХ в.
Роман А. Кузнецова написан самим автором о пережитых им в детстве днях оккупации Киева в 1951-1943 годах. Из данного романа мы узнаем о жизни мирного населения города во время войны. Роман насыщен переживаниями юного героя за свою жизнь и за жизнь родных и близких ему людей. Автор романа рассказывает нам о событиях в Бабьем Яру. Сам автор не был очевидцем расстрелов, ему обо всем рассказали очевидцы- Дина Проничева и Панасик, Гуменная. Кузнецову удалось передать жизнь и быт заключенных в концлагере военнопленных, о их быте и тяжелых работах на территории Бабьего Яра. Своим романом автор показывает нам непримиримое отношение к убийству людей, к издевательствам над людьми. Мы видим, что во время войны тяжелее всего жилось детям, ведь им приходилось добывать еду не только себе, но и заботиться о своих близких. В этой книге звучит призыв к людям сохранять мир, отказаться от всех видов насилия. История уничтожение целой нации, люди продолжают убивать друг друга за какие- то идеи, предавать за деньги, убивать людей другой веры.
Такие книги учат нас ценить жизнь, быть добрее, относиться с уважением к человеку, помогать другим в тяжелых жизненных ситуациях.
В лирических произведениях о Бабьем Яре, написанных Е. Евтушенко и И. Глейзером мы также видим непримиримое отношение поэтов к насилию над людьми. Лирические герои сочувствуют обреченным, которых ведут на расстрел и ненавидят фашистов.
В русской литературе существует огромное количество произведений о Великой Отечественной войне. Благодаря таким произведениям, мы можем узнать о геноциде во время войны, о поступках людей, которые пытаются подать руку помощи попавшему в беду человеку, о том, что даже в самые страшные дни оккупации Киева многие его жители остались людьми в условиях того времени. Литература всегда шла в ногу с историей, Бабий Яр - это история Великой Отечественной войны, описанная в литературных произведениях. Эта война оставила большой след не только в истории России, Украины и Беларуси, но и в истории всего человечества. Погибло большое количество людей. Просматривая художественные фильмы о ВОв, мы так- же знакомимся с историей войны, с событиями, которые происходили более семидесяти лет назад. Кино и литература тесно связаны друг с другом, ведь художественный фильм зачастую снимается по литературному произведению. В фильмах о Бабьем Яре показаны события, участниками которых были люди, жившие в то время в Киеве, мы хорошо видим их чувства и переживания. Фильм может передать то, чего не может передать книга- в нем мы видим реальных людей своими глазами. Режиссеры данных фильмов показывают непримиримое отношение к предательству, к убийству людей. Фильмы учат нас помогать людям не смотря на опасность.



1) Альтман И.А. Жертвы ненависти: Холокост в СССР 1941-1945 гг. М.:
Совершенно секретно, 2002.
2) Аллен У. Э. Д., Муратов П. П. Русские кампании германского вермахта, 1941-1945/Пер. с англ. A. B. Верди, A. M. Хитрова; предисл. A. M. Хитрова. — М.: Айрис-пресс, 2005. — 559 с.
3) Анисимов В. И. Поэзия правды и мечты: Нравственные искания в творчестве советских поэтов 60 - 70-х гг. - М.: Просвещение, 1982. - 112 с.
4) Антокольский П. Из новой поэмы / / Юность. - 2005. - №6. - С.44
5) Бабий Яр: К пятидесятилетию трагедии 29, 30 сентября 1941 года / Сост.
Ш. Спектор, М. Кипнис. - Иерусалим: PRISMA-PRESS, 1991.
6) Барлас, В.Я. Глазами поэзии: Об открытиях искусства и современных поэтах. - 2-е изд., доп. / В.Я.Барлас - М. : Сов. писатель, 1986. - 287 с.
7) Барлас В. Всегда ли верить вдохновенью? // Литературная газета. 1960. 9 января.
8) Бахтин М. М. «Литературно-критические статьи»/ Часть
1.М.:Художественная литература, 1986. — 543 с.
9) Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С.361.
10) Возчиков, В. А. Евгений Евтушенко - критик: Литературно-критические этюды / В.А. Возчиков. - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1992. - 88 с.
11) Война Германии против Советского Союза, с. 124.
12) Великая Отечественная война. 1941-1945. Народ и Война. Т. 4. - М.: Ин-т истории РАН, Ин-т воен. истории, 1998.
13) Вестник. Люди остаются людьми. Свидетельства очевидцев. Вып. 1-6. - Черновцы, 1991-1995
14) В живых остались только мы. Свидетельства и документы / Ред.- сост. Б. Забарко. -Киев: Институт иудаики, 1999.
15) Гаспаров М. Л. Книга для чтения // Новый мир. 1996. № 2
16) А.И.Гербер, Д.В.Прокудин / Под ред. И. А. Альтмана. - М.: Akademia, Фонд «Холокост», 2006
17) Гефтер М.Я. Эхо Холокоста и русский еврейский вопрос. - М.: НПЦ "Холокост", 1995.
... всего 64 источника


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ