Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у старших дошкольников логического и наглядно-образного мышления средствами развивающих игр

Работа №17087

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы55
Год сдачи2016
Стоимость5970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
575
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИЧЕСКОГО И НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ
СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР 6
1.1. Понятие логического и наглядно-образного мышления 6
1.2. Особенности формирования логического и наглядно-образного
мышления у детей старшего дошкольного возраста 18
1.3. Развивающие игры в дошкольном образовании возрасте 5-6 лет 24
1.4. Роль дидактических игр в формировании логического и наглядно-
образного мышления детей старшего дошкольного возраста 26
ГЛАВА II. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЛОГИЧЕСКОГО И НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО
МЫШЛЕНИЯ ДЕТЕЙ 5-6 ЛЕТ СРЕДСТВАМИ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР
2.1. Констатирующий этап эксперимента
2.2. Формирующий этап 36
2.3. Контрольный этап 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 44
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 50


Актуальность. Мышление является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. На современном этапе развития общества ценятся люди с высоким интеллектуальным потенциалом. Система образования одной из приоритетных задач ставит развитие мышления у детей [40].
Социальный и научно-технический прогресс требует дальнейшего совершенствования учебно-воспитательного процесса во всех звеньях общего образования, в том числе и в системе дошкольного воспитания.
Исследования Н.Н. Поддъякова показали, что в процессе предметной деятельности (изобразительная деятельность, конструирование, труд в природе) ребенок дошкольного возраста выделяет существенные связи явлений и отражает их в образной форме [40].
В форме представлений, которые в совокупности с элементарными понятиями могут быть ядром иерархической системы знаний). Работы по специфике детского мышления А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца. Л.И. Божович, А.А. Люблинской, Л.А. Венгера, Г.И. Минской, Н.Н. Поддъякова также вскрывают тесную связь мышления дошкольника с практической деятельностью [28].
В соответствии современными тенденциями развития образования, мы должны выпустить из детского сада, человека любознательного, активного,обладающего способностью решать интеллектуальные задачи. Развитие логического мышления - это залог успешности выпускника детского сада в школе. От уровня состояния компетентности, успешности, логичности зависит наше будущее. Проблемами психологии мышления занимались такие ученые как П.Я. Гальперин, Ж. Пиаже, Н.Н. Поддъяков др. [8].
Объективно существует противоречие между необходимостью развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста и неготовностью воспитателей способствовать этому процессу. Это противоречие обозначило проблему исследования: выявление эффективных средств развития логического и наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
На основе противоречия и проблемы исследования возникает тема исследования «Формирование у старших дошкольников логического и наглядно-образного мышления средствами развивающих игр».
Цель исследования: теоретически обосновать и проверить опытно-экспериментальным путем формирование логического и наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: влияние развивающих игр на формирование логического и наглядно-образного мышления детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза исследования: одним из эффективных средств формирования логического и наглядно-образного мышления у детей 5-6 лет является использование развивающих игр.
Задачи исследования:
1 .Проанализировать историю и современное состояние проблемы развития логического и наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с помощью развивающих игр.
2. Выявить уровень развития логического и наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
3. Разработать комплекс развивающих игр для формирования логического и наглядно-образного мышления у дошкольников и проверить его эффективность.
Методологической основой исследования: являются труды Н.Н.Поддъякова о мышлении дошкольника и П.Я. Гальперина. 
Выбор того или иного метода исследования всегда определяется предметом и задачами конкретного исследования. Наиболее широко применяются следующие методы:
Методы исследования:
- теоретические - анализ и обобщение психологической, педагогической, научно-методической литературы по проблеме исследования;
-эмпирические - констатирующий, формирующий и контрольный эксперимент, включенное наблюдение, индивидуальные беседы с детьми.
База исследования. Опытно-экспериментальная работа проводилась в старшей группе МАДОУ ЦРР «Ручеек» пгт. Каа-ХемКызылского района.
Исследование проводилось во время педагогических практик. В исследовании принимали участие 20 детей в возрасте 5-6 лет.
Структура и объем работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Таким образом, предварительно выдвинутая нами гипотеза:формирование логического и наглядно-образного мышления у детей в ДОО будет эффективнее, если систематически использовать развивающие игры.
Одним из главных способов познания мира является игра. В процессе игры новое усваивается легче и непринуждённее. С помощью специально разработанных игровых методик можно способствовать развитию органов чувств - зрения, слуха, умственных способностей, укрепить внимание и память. Развивающие игры - помогают провести время не только интересно,но и эффективно, получив при этом огромную пользу для общего развития ребенка. Это может быть игры на внимание, логические игры.
Действительно, развивающие игры способствуют развитию логического и наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста.
Развивающие игры содержат условия, способствующие полноценному развитию личности: единство познавательного и эмоционального начала,внешних и внутренних действий, коллективной и индивидуальной активности детей. При проведении игр необходимо, чтобы все эти условия были реализованы, т.е. чтобы каждая игра приносила ребенку новые эмоции,умения, расширяла опыт общения, развивала совместную и индивидуальную активность. Если ребенок систематически играет в развивающие игры, то они способствуют развитию умственной активности, самостоятельности мыслить и творчески относиться к учебной задаче.
Таким образом, после проведенного эксперимента мы можем говорить о том, что целенаправленное развитие мышления детей при помощи развивающих игр, дает положительные результаты. Результаты контрольного эксперимента подтвердили эффективность использования развивающих игр в формировании логического и наглядно-образного мышления у детей старшей группы. Выдвинутая нами гипотеза подтвердилась.



1. ФГОС дошкольного образования, приказ Министерства об образовании и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября по 2013 года № 1155 (зарегистрирован Минюстом России 14 ноября 2013 года № 30384) // Российская газета. - 2013. - 25.11 (№265).
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. ISBN 5-272-00315-2. -СПб.: Питер, 2001. - 288 с.
3. Божович Л.И. Речь и практическая интеллектуальная деятельность ребенка (экспериментально теоретическое исследование) // Культурно-историческая психология. -2006. - № 1-3.
4. Бордовская Н.В. Психология и педагогика. Стандарт третьего поколения. Учебник для ВУЗов. - М.: Питер, 2014. - 521 с.
5. Бородич А.М. Методика развития речи детей. - М.: Просвещение,2004. - 255 с.
6. Веджетти М.С. Значение теоретического мышления для решения проблем современного образования и развития самопознания человека / М.С.Веджетти // Психологическая наука и образование. - 2010. - №4. - С.42-50.
7. Веракса Н.Е. От рождения до школы: Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / под ред. Н.. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 3-е изд.,испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. - 368с.
8. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве.- М.: Мозаика-Синтез, 2006.- 463 с.
9. Гальперин П.А. Введение в психологию. Учебное пособие для вузов. - 6-е издание. - М.: КДУ, 2006. - 331 с.
10. Гогоберидзе А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения.Гриф УМО МО РФ / Под ред. А.Г. Гогоберидзе. - М.: Питер, 2015. - 497 с.
11. Григорьева Л.П. Развитие восприятия у ребенка.- М.: Школьная Пресса, 2007. - 72 с. 
12. ГубановаН.Ф. Развитие игровой деятельности. Старшая группа.ФГОС. - М.: Учитель, 2014. - 270 с.
13. Даваа К.Д. Гумманизация образования - ключевой элемент нового
педагогического мышления [Текст] / К. Даваа // Башкы. - 2009. - №2. - С.74-76.
14. Дж. Брунер. Психология познания: За пределами непосредственной информации. - М.: БЕК, 2007.- 294с.
15. Дубина Л. Развитие логического и наглядно-образного мышления у
детей старшего возраста посредством дидактических игр // Дошкольное воспитание. - 2012. - № 10. - С.26-36.
16. Дьяченко М.Н., Кандыбович Л.Л. Психологический словарь-справочник. - Мн., 2001.
17. Запорожец А.В. Избранные психологические труды. Т.1:
Психологическое развитие ребенка. - М.: Педагогика, 1986. - 344 с.
18. Зинченко В.П. Теоретическое или полифоническое мышление /В.П. Зинченко // Психологическая наука и образование. - 2010. - №4. - С. 8-29.
19. Квач Н.В. Развитие наглядно-образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.: ВЛАДОС, 2001. - 160 с.
20. Квач Н.В. Развитие наглядно-образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. - М.: Владос, 2012.- 298 с.
21. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь: Для студ. высш. и
сред.пед. учеб, заведений / Г.М Коджаспиров. - М.: Академия, 2001. - 176с.
22. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб, заведений / С.А. Козлова, Т. А. Куликова/ 3-е изд. испр. и доп. -М.: Академия, 2001. - 268с.
23. Козлова С.А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред.проф.
учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. - 7-е изд., стер. - М.:Издательский центр «Академия», 2007. - 416 с. 
24. Коломинский Я.П., Панько Е.А., Игумнов С.А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика,профилактика и коррекция. - СПб.: Питер, 2004. - 480с.
25. Колюцкий В.И. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека - М.,2002.
26. Комарова Т.С., Савенков А. И. Коллективное творчество дошкольников. - М. Педагогическое общество, 2014. - 345 с.
27. Коменский Я.А. Учитель учителей. Педагогика детства. - М.:Карапуз, 2008. - 397 с.
28. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. - М.: Академия,2000. - 258 с.
29. Логика / под ред. О.Г. Жукова. - М.: АРКТИ, 2008.
30. Лунева О.В. Социальный интеллект - условие успешной карьеры //Знание. Понимание. Умение. - 2006. - №1. - С.53-58.
31. Лустина Н.С., Петшик Т.С. Дидактическая игра как средство
формирования словаря у детей дошкольного возраста // Актуальные проблемы современного образования: опыт и инновации 2012. - С. 234-237.
32. Макаренко А.С. Книга для родителей. Собрание сочинений в четырех томах. Том 4 / А.С. Макаренко. - М.:Правда, 1987.
33. Мартынова Е.А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации,конспекты занятий. - М.: Учитель, 2015. - 271 с.
34. Микляева Н.В., Микляева Ю.В., Виноградова Н.А. Дошкольная педагогика. - М.: ЮРАЙТ, 2016. - 498 с.
35. Михайленко Н.Я., Короткова Н.А.. Как играть с ребёнком. - М.:Обруч, 2012. - 176 с.
36. Мухина В.С. Детская психология. - М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 352 с. 
37. Немов Р.С. Психология: Учебник для студентов высших
педагогических учебных заведений. В 3 кн.- 4-е изд.- М.: Гуманит. Владос,2005.
38. Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М.: «Оникс», «Мир и образование», 2007. - 639с.
39. Панова Е.Н. Дидактические игры-занятия в ДОУ: Практическое
пособие для воспитателей и методистов ДОУ / Автор-составитель Е.Н.Панова. - Воронеж: ТЦ «Учитель», 2006. - 79 с.
40. Поддъяков Н.Н. Мышление дошкольника.-М.: Педагогика, 2003. -С. 147-161.
41. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2007. - 713 с.
42. Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / Худ. Е.Смирнов. - М.: Изд-во Эксмо, 2005.- 208 с.
43. Степанова О.А. Развитие игровой деятельности ребенка: Обзор программ дошкольного образования. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 128 с.
44. Стребелева Е.А. Педагогика: Коррекционное образование ред.,Стребелева Е.А. Издательство: Просвещение, 2014 г.
45. Стребелева Е.А., Венгер А.Л., Екажнова Е.А. Специальная дошкольная педагогика / Е.А.Стребелева. - М.: Академия, 2005.
46. Тихомиров O.K. Психология мышления. - М., 2002.
47. Тугушева Г. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. - М.: Учитель, 2014. - 194 с.
48. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт
педагогической антропологии / К.Д. Ушинский. - Ленинград: Академии педагогических наук, 1948.
49. Холодная М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования СПб., 2002.
50. Шаграева О.А. Детская психология - М., 2001. 
51. Эльконин Д.Б. Психология игры. 2-е изд. перераб. и доп. - М:Просвещение, 2014. - 300 с.
52. Якиманская И.С. Основы личностно-ориентированного образования - М.: Педагогика, 2011.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ