Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование позитивной идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата

Работа №170868

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

психология

Объем работы73
Год сдачи2023
Стоимость4670 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ИДЕНТИФИКАЦИИ ЛИЧНОСТИ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА 6
1.1 Самоидентификация личности как психолого-педагогическая проблема 6
1.2 Особенности идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата и их здоровых сверстников 13
1.3. Психолого-педагогические условия формирования позитивной идентичности личности подростков 24
Выводы по I главе 30
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПОФОРМИРОВАНИЮ ПОЗИТИВНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ ЛИЧНОСТИПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА32
2.1 Диагностика актуального уровня идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата 32
2.2 Опыт организации психолого-педагогической работы по формированию позитивной идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата 41
2.3 Анализ и интерпретация результатов экспериментальной работы 56
Выводы по II главе 58
Заключение 60
Список использованных источников 62
Приложение А 67
Приложение Б 69
Приложение В 71

Актуальность исследования. В настоящее время проблема формирования позитивной идентичности личности выдвигается на арену различных психологических исследований. Способность человека приобретать личную идентичность считается одной из существенных черт, отличающих человека от других живых существ.
Сегодня психологи выделяют множество типов самоидентификации, таких как личностная, социальная, профессиональная, этническая и многие другие. В работах психологов проблема самоидентификации обсуждается наряду с проблемами «Я-концепции», самости и образов Я. Самосознание связано с чувством идентичности.
На каждом возрастном этапе происходят определенные изменения, которые ставят человека перед необходимостью адаптироваться к этим изменениям, одним из таких периодов является подростковый возраст. Именно данный этап служит переходным от детства к взрослости и в этом возрасте формируются важнейшие психологические задатки для дальнейшего самоопределения.
Именно сегодня взрослеющий человек особенно уязвим с точки зрения становления адекватной идентичности личности. Подростки, которые только начинают формировать целостный систематизированный образ окружающего мира, особенно чувствительны к различного рода кризисам. Подростки с нарушением опорно-двигательного аппарата в инклюзивном обществе имеют такие же возможности самореализации, но искусственность и замкнутость пространства их жизни повышает риск возникновения формирования не достаточной, неадекватной идентичности. Поэтому необходима целенаправленная работа по формированию позитивной идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Противоречие между потребностью государства и общества в самоактуализирующейся и самореализующейся личности, независимо от ограничений возможностей здоровья, и недостаточным вниманием к организации целенаправленной психолого-педагогической работы в данном направлении в образовательном и социально-реабилитационном процессах, позволило определить проблему исследования: каковы условия, способствующие формированию позитивной идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата? и обусловило выбор темы нашего исследования: «Формирование позитивной идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата».
Объект исследования - процесс формирования позитивной идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Предмет исследования - психолого-педагогические условия формирования позитивной идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать, апробировать и определить результативность психолого-педагогических условий по формированию позитивной идентичности личности у подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата.
Задачи исследования:
1) изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по теме исследования;
2) провести диагностику актуального уровня сформированности идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата;
3) разработать и апробировать психолого-педагогические условия, направленные на формирование позитивной идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата;
4) проанализировать и интерпретировать данные, полученные в ходе экспериментальной работы.
Гипотеза: формированию позитивной идентичности личности подростков с нарушением опорно-двигательного аппарата будут способствовать следующие психолого-педагогические условия:
- диагностика актуального уровня сформированное™ идентичности личности подростков на первом этапе работы;
- организация и проведение групповых занятий с элементами социально- психологического тренинга, направленных на повышение уровня самооценки, самопринятия, нормализации временной перспективы;
- организация индивидуального консультирования подростков для определения путей личностной и профессиональной самореализации.....

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в подростковом возрасте происходят важнейшие изменения, формируется идентичность личности: устанавливается уровень самооценки, самопринятия, появляются навыки самопрезентации, устанавливается временная перспектива.
Развитие подростков характеризуется интенсивным ростом, включая изменения в размерах тела и видимые структурные и скелетные изменения. Радикально перестраиваются сразу три системы: гормональная, кровеносная и опорно-двигательная. Новые гормоны быстро выбрасываются в кровоток, оказывают возбуждающее действие на центральную нервную систему, определяя наступление полового созревания.
Активность подростков меняет их самовосприятие, что в свою очередь также влияет на их поведение и самочувствие. У многих подростков развитие самооценки сопровождается постоянной или ситуативной тревожностью. Важной для подростка задачей становится формирование позитивной идентичности личности, что может быть приобретено в рамках групповой психолого-педагогической работы. В качестве основных форм групповой работы были выбраны наиболее эффективные - социально-психологический тренинг и игровые формы работы.
Для проверки выдвинутой гипотезы нами была организована научно-исследовательская работа, которая состояла из трех этапов: подготовительного, основного и заключительного.
На подготовительном этапе была подобрана и проанализирована литература по выбранной теме, были разработаны критерии и уровни развития идентичности личности подростков, была выбрана методика изучения особенностей идентичности подростков.
Анализ и интерпретация полученных результатов позволили нам сделать вывод о том, что организация психолого-педагогической работы необходима для развития таких отдельных компонентов идентичности личности, как развитие адекватного уровня самооценки, самопринятия и нормализации временной перспективы.
По результатам констатирующего эксперимента нами была разработана программа формирования позитивной идентичности личности подростков в возрасте с нарушением опорно-двигательного аппарата.
После реализации программы была проведена повторная диагностика для отслеживания динамики в формировании идентичности личности подростков в возрасте 14-15 лет с нарушением опорно-двигательного аппарата. Было отмечено, что у участников повысился общий уровень позитивной идентичности личности и ее отдельных компонентов: повысился уровень самооценки, самопринятия, произошла нормализация временной перспективы, повысилась уверенность в своих силах.
Таким образом, можно констатировать, что выдвинутая нами гипотеза нашла свое подтверждение, цель исследования достигнута, поставленные задачи выполнены. Результаты проведенного исследования не претендуют на широкие обобщения и представляют один из вариантов решения проблемы.


1. Абакумова И.И. Смысловая сфера подростков: особенности развития в условиях включенного обучения [Текст] / И.И. Абакумова - Москва: Кредо 2016 - 115 с.
2. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания: учебник для вузов [Текст] / Б.Г. Ананьев - Л: издательство ЛГУ 2009 - 339 с.
3. Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание [Текст] / Ю.В. Артюхова - Педагогика 2012 - №4 - С. 117 - 121
4. Ахметова О.А. Возрастные изменения личностных черт у подростков: обзор литературы [Текст] / О.А. Ахметова, Е.Р. Слободская - Культурно¬историческая психология 2013 - №4 - С. 36-43
5. Баюта М.Б. Возрастная психология / М.Б. Баюта - М: Логос, 2016 - 304 с.
6. Белопольская, Н.Л. Психологический и телесный возраст подростков и юношей с реальными и мнимыми проблемами внешности [Текст] / Н.Л. Белопольская, И.С. Литовченко - Психологическая наука и образование. - 2014. - Т.19.- № 4. - С. 72 - 80.
7. Блинова В.Л. Теоретическая модель формирования готовности личности к саморазвитию [Текст] / В.Л. Блинова - Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия «Акмеология образования. Психология развития». 2013 Т.2 №1 - С. 16-20
8. Бойко В.В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь [Текст] / В.В. Бойко - СПб: изд-во «Сударыня», 2010 - 126 с.
9. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. - СПб.: Питер, 2009 - 317 с.
10. Бурлакова, Н.С. Идентичность и проблема субъекта в современной психологии [Текст] / Н.С. Бурлакова, В.И. Олешкевич // Методология и история психологии. - 2010. - Том 5. - Вып. 1. - С. 156 - 183.
11. Винокурова А.Л. Коростылева Л.А. Самосознание и особенности ценностно-смысловой сферы личности в профессиональной деятельности. [Текст] /Серия 12: Психология. Социология. Педагогика. 2014 - №2 - С. 123¬127
12. Волков, Б.С. Психология подросткового возраста: учебник [Текст] / Б.С. Волков. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2016. - 266 с.
13. Горьковая И.А. Микляева А.В. Жизненстойкость и копинг-стратегии подростков с сенсорными и двигательными нарушениями [Текст] / А.А. Горькова, А.В. Микляева. Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2018 - №187 - С. 85-95.
14. Гуружапова В.А. Педагогическая психология: учебник для бакалавров [Текст] / под ред. В. А. Гуружапова. - М.: Юрайт, 2016. - 493 с.
15. Дерманова, И.Б. Отношение к себе в связи с характеристиками личностной зрелости подростка [Текст] / И.Б. Дерманова - Психологическая наука и образование. - 2012. - № 4 - С. 50-60....(42)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ