Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследовательской деятельности на
кружковых занятиях по геометрии 6
1.1 Понятие и отличительные особенности исследовательской
деятельности 6
1.2 Структурные компоненты исследовательской деятельности
обучающихся. Основные функции учебного исследования 9
1.3 Кружковая деятельная как одна из эффективных форм внеклассной
работы 11
1.4 Значение исследовательских умений на кружковых занятиях по
геометрии 14
1.5 Творческое мышление как путь активизации исследовательской
деятельности обучающихся 17
Глава 2. Организация исследовательской деятельности обучающихся на примере конструкции «качели на равностороннем треугольнике» 19
2.1 Возможности реализации исследовательской деятельности на
кружковых занятиях по геометрии c помощью программы GeoGebra 19
2.2 Система исследовательских задач на примере организации
деятельности обучающихся в кружке 20
2.3 Рабочий лист как средство организации исследовательской
деятельности обучающихся в кружковой работе 49
Заключение 52
Список литературы 53
Школа играет очень важную роль в развитии личности, от того, какие знания, умения и навыки сформируются в процессе обучения, зависит его будущее. Быстрое развитие мира и современного общества диктует особые требования к школе, например, формирование у учеников умения творческого решения разного рода задач, критического мышления, выражение и отстаивания собственнойточки зрения, стремления к непрерывному самообразованию. В условиях, когда объем информации постоянно увеличивается, становится важным не просто передать знания, а научить овладению новым знанием и новыми видами деятельности. Формировать данные навыки помогает освоение различных предметных дисциплин, в частности, геометрии.
Существует немало путей, с помощью которых можно выполнять задачи, поставленные перед школой. Одним из таких является развитие способностей обучающихся к исследовательской деятельности посредством приобщения к ней. Исследовательская деятельность тесно связана с творческой, поэтому важно развивать и творческие способности для наиболее результативной работы в рамках учебного исследования во время кружковой работы.
Активная деятельность учителя при организации исследовательской деятельности школьников имеет важное значение в связи с реализацией федерального государственного образовательного стандарта, в котором отмечается необходимость «формирования компетенций обучающихся в области использования исследовательской деятельности».
Актуальность темы: исследовательская деятельность способствует развитию навыков, которые необходимы для развития будущего человека, но не все учителя школ применяют такого типа задачи в своей работе.
Большинство методистов относят формирование элементов исследовательской деятельности к задачам кружковых занятий или к урокам,
которые проводятся в классах с углубленным изучением математики. На вопросы: «как эффективнее формировать элементы исследовательской
деятельности?», «какую проводить для этого работу?», «как её правильно организовать с методической точки зрения?», «какие задания использовать?», ответы найти достаточно проблематично. В электронных и книгопечатных ресурсах представлены только некоторые типы задач, применимые для работы с обучающимися. Именно в этом состоит проблема рассматриваемой темы.
Цель исследования: исследование методических особенностей
организации исследовательской деятельности на кружковых занятиях на примере геометрической конструкции «качели на равностороннем треугольнике» в 9 классе.
Объект исследования: учебно-исследовательская деятельность
школьников.
Предмет исследования: организация учебно-исследовательской
деятельности в процессе кружковой работы.
Чтобы реализовать поставленную цель, необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить и обобщить литературные источники, раскрывающие содержание выбранной темы.
2. Структурировать прочитанную информацию по рассматриваемой теме.
3. Познакомиться с понятиями исследовательской деятельности, предложенные разными авторами, выделить отличительные особенности.
4. Рассмотреть структурные компоненты и функции исследовательской деятельности.
5. Изучить геометрическую конструкцию «качели на равностороннем треугольнике».
6. Доказать свойства, которыми обладает конструкция «качели на равностороннем треугольнике».
исследовательской деятельности.
Гипотеза исследования: вовлечение обучающихся в исследовательскую деятельность способствует наиболее прочному усвоению изучаемого материала.
При написании работы были использованы следующие методы исследования: поиск и анализ психолого-педагогической, математической литературы, обобщение и систематизация информации.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования учителем полученных результатов при организации работы математического кружка.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы.
В первой главе содержатся теоретические основы по теме исследования, в частности: понятие исследовательской деятельности и её отличительные особенности; характеристика кружковой деятельности, как одной из эффективной формы внеклассной работы, а также влияние учебного исследования на развитие творческого мышления.
Во второй главе разработана система исследовательских задач на примере использования конструкции «качели на равностороннем треугольнике», составлены методические рекомендации по организации учебного исследования, представлен рабочий лист.
В заключении обобщены результаты исследования.
Список литературы представлен 15 источниками, ссылки на которые содержатся в тексте работы.
Исследовательская деятельность - важный процесс, который решает многие образовательные задачи, так как именно данный вид деятельности способствует развитию абстрактного мышления, логического мышления, воспитанию самостоятельности в решении задач.
При организации исследовательской деятельности важно опираться на интересы обучающихся, чтобы они смогли в большей мере раскрыть свой потенциал и продемонстрировать свои способности. При систематическом использовании исследовательских задач развивается интеллектуальный потенциал личности, так как обучающиеся самостоятельно открывают знания, путем собственной творческой деятельности, что способствует повышению интереса к процессу обучения. Такие знания являются наиболее прочными и действенными. Разработанная в рамках исследования система задач может быть использована учителем математики для организации учебного исследования на кружковых занятиях.
В ходе проделанной работы были получены следующие результаты:
1. Изучены и проанализированы научная и учебно-методическая литература, связанная с организацией исследовательской деятельность во время кружковой работы;
2. Изучена геометрическая конструкция «качели на равностороннем треугольнике»;
3. Доказаны свойства, которыми обладает геометрическая конструкция «качели на равностороннем треугольнике»;
4. Разработаны методические рекомендации по организации исследовательской деятельности на примере работы с задачей;
5. Разработан рабочий лист для работы в кружке.
Полученные результаты свидетельствуют о достижении поставленной цели посредством решения сформулированных во введении задач.
1. Александров А. Д., Вернер А. Л., Рыжик В. И. Геометрия. 7 класс : учеб. пособие для образовательных организаций : углуб. уровень. СПб. : СМИО Пресс, 2022. 252 с.
2. Атанасян Л. С. Геометрия. 7 - 9 кл : учеб. для общеобразовательных учреждений. М. : Просвещение, 2017. 384 с.
3. Балк М. Б. Математика после уроков : пособие для учителей. М. : Просвещение, 2003. 462 с.
4. Гордин Р. К. Теоремы и задачи школьной геометрии. Базовый и профильный уровень : учеб. пособие. М. : МЦНМО, 2015. 96 с.
5. Далингер В. А. Поисково-исследовательская деятельность учащихся по математике : учебное пособие. Омск : Изд-во ОмГПУ, 2005. 456 с.
6. Интернет-проект «Задачи». URL :https://problems.ru/.Заглавие с экрана (дата обращения: 30.05.2023).
7. Клещева И. В. Учебно-исследовательская деятельность учащихся при изучении математики как средство достижения новых образовательных результатов // Мир науки, культуры, образования. 2012. №4. С. 27 - 37.
8. Математика в задачах: сборник материалов выездных школ команды Москвы на Всероссийскую математическую олимпиаду. / А.А. Заславский [и др.] ; под ред. А.А. Заславского. М. : МЦНМО, 2012. 488 с.
9. Обухова А. С. Исследовательская деятельность учащихся : научно-методический сборник. М. : Исследователь, 2007. 495 с.
10. Погорелов А. В. Геометрия. 7-9 классы : учеб. для
общеобразовательных учреждений. 6-е изд. М. : Просвещение, 2018. 240 с.
11. Смирнов В. А., Смирнова И. М. Геометрия с GeoGebra. Планиметрия : учеб. пособие. М. : Прометей, 2018. 206 с.
12. Тищенко А. А. Кружковая работа по математике как форма подготовки к олимпиадам // Дидактика математики: проблемы и исследования. Международный сборник научных работ. 2023. № 1. С. 77 - 83.
13. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования : [утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г.]. М. : Просвещение, 2021. 62 с.
14. Хуторской А. В. Эвристическое обучение : научно-методический сборник. М. : Эйдос, 2011. 320 с.
15. Швецов Д. В. Важная лемма // Квант. 2012. № 5 - 6. С. 55 - 59.