Введение .........4
1 Теоретическая часть. Теоретические основы финансового контроля
целевого использования бюджетных средств 7
1.1 Понятие и особенности финансового контроля в РФ 7
1.2 Особенности организации финансового контроля целевого
использования бюджетных средств 12
1.3. Критерии и показатели оценки эффективности финансового контроля..12
2 Аналитическая часть. Анализ финансового контроля за целевым
использованием бюджетных средств в Республике Хакасия 22
2.1 Характеристика территориального управления федеральной службы
финансово-бюджетного надзора 22
2.2 Анализ финансового контроля целевого использования бюджетных
средств со стороны территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора и контрольно - счетной палаты Республики Хакасия 28
2.3 Оценка эффективности контроля целевого использования бюджетных средств контрольно-счетной палатой по Республике
Хакасия 50
3 Мероприятия по совершенствованию финансового контроля в республике
Хакасия 62
Заключение 73
Список Использованных
Источников 75
Приложения 78
Приложения А
Приложения Б
Приложения В
Илюстративный материал(слайды)
Актуальность темы обусловлена важностью контроля расходования бюджетных средств в регионах в условиях бюджетного дефицита и неблагоприятных внешнеполитических вызовов.
Для современной России в высшей степени важным условием построения сильного и благополучного государства, защиты интересов его граждан становится организация финансового контроля над исполнением бюджетов и надлежащим использованием государственного и муниципального имущества.
В субъектах Российской Федерации сконцентрированы огромные финансовые и материальные ресурсы. Именно бюджеты субъектов Федерации и органов местного самоуправления обеспечивают финансирование наиболее значимых расходов, имеющих социальный характер: здравоохранение, образование и культура.
Сильное государство, высокий уровень жизни, здравоохранения, образования, культуры - все это достижения «финансовой свободы», которая обеспечивает суверенитет государства и самодостаточность общества.
Правонарушения, связанные с хищением бюджетных средств и их последующей легализацией, совершаются во всех странах мира, в том числе в самых благополучных, при этом главной движущей силой таких нарушений является коррупционная составляющая.
Объясняется это тем, что распоряжаться бюджетными деньгами или давать указания совершить с ними какие-либо действия могут только лица, наделенные определенными должностными полномочиями, а сами противоправные деяния совершаются под видом или в процессе законных хозяйственных операций. В связи с этим актуально совершенствование правовых основ и методик проведения бюджетного контроля в Российской Федерации.
По мнению специалистов, в настоящее время на первом месте по распространенности среди правонарушений бюджетных требований находятся не эффективные расходы, на втором - неправомерные расходы, на третьем - нарушения Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», на четвертом - нецелевые расходы, на пятом - потери бюджетных средств.
В современных сложных условиях финансовый контроль должен быть направлен на обеспечение динамичного развития общественного и частного производства. Охватывая производственную и непроизводственную сферы, он нацелен на повышение экономического стимулирования, рациональное и бережное расходование материальных, финансовых, трудовых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение расточительства и бесхозяйственности.
В условиях рынка государству, публичной власти необходимо сохранить свое социальное предназначение, что должно быть выражено и сформулировано в его экономической политике, направленной на обеспечение общенациональных интересов, социальных программ. В противном случае неизбежны злоупотребления, коррупция в различных сферах, в том числе в процессе перераспределения и управления финансовыми потоками.
Прошедшие годы преобразований подтвердили вывод о том, что отказ от контроля со стороны государства в условиях формирования рынка ведет к серьезным негативным общественным процессам, создающим угрозу национальной безопасности страны в целом. Важной гарантией сохранения социальной направленности экономической, а также финансовой политики государства и муниципальных образований, обеспечения публичных интересов в целом в процессе осуществления финансовой деятельности является усиление финансового контроля, и государственного финансового контроля в первую очередь.
...
В ходе выполнения данной работы были сделаны следующие выводы:
Обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления в современных условиях развития Российской Федерации настойчиво требует повышения результативности и эффективности использования средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов государственных внебюджетных фондов, бюджетов муниципальных образований. В связи с этим в бюджетном процессе возрастает роль финансового контроля за исполнением бюджетов.
Под финансовым контролем следует понимать осуществляющую с использованием специфических организационных форм и методов деятельность уполномоченных органов и должностных лиц в целях установления законности и достоверности финансовых операций, объективной оценки их экономической целесообразности.
Бюджетный контроль - это деятельность представительных и исполнительных органов государственной власти, местного самоуправления, а также специализированных контрольных органов по проверке законности, своевременности, правильности, эффективности и результативности образования, распределения и использования основного финансового плана - бюджета, осуществляемая на всех стадиях бюджетного процесса в Российской Федерации.
Организация и функционирование эффективной системы финансового контроля — обязательный и непременный элемент государственной финансовой политики. Поэтому совершенствование системы финансового контроля должно осуществляться не автономно, а как звено в общей системе мер перестройки финансового механизма. При этом государство использует финансовый механизм как важнейшее средство контроля за эффективным расходованием государственных средств.
Деятельность контрольно-счетных органов как инструмента финансового контроля нового типа, адекватного политической и экономической структуре российского общества предоставляет возможность решить эту сложнейшую задачу, для чего требуется сформировать стройную и внутренне логичную правовую базу финансового контроля
1. Федеральный закон от 05.04.2013 N 41-ФЗ (ред. от 04.11.2014) О Счетной палате Российской Федерации //Российская газета. - 2013. - №77
2. Указ Президента РФ от 25.07.1996 № 1095 (ред. от 18.07.2001) О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации //Российская газета. - 1996. - № 144
3. Арзуманова Л.Л. Правовое регулирование финансового контроля в РФ:
проблемы и перспективы: Моногр./ Л.Л.Арзуманова, О.В.Болтинова,
О.Ю.Бубнова; Отв. ред. Е.Ю.Грачева. - М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М,2013. - 384 с.
4. Бойко Н.Н. Проблемы организации финансового контроля в Российской Федерации // Финансовое право. 2014. N 3. С. 19 - 22.
5. Бровкина Н.Д. Основы финансового контроля: Учебное пособие / Н.Д. Бровкина; Под ред. М.В. Мельник; Финансовая Академия при Правительстве РФ. - М.: Магистр, 2011. - 384 с.
6. Василенко, Г.Н. Правовые основы финансового контроля в России и Европейском Союзе [Электронный ресурс]: монография / Г. Н. Василенко. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012. - 87 с.
7. Голубев А.В. Правовой статус субъектов финансово-бюджетного контроля. М.: Норма, 2011. - 450 с.
8. Дубинский А.М. Налоговые органы России: теория и практика финансового контроля: монография / отв. ред. С.В. Запольский. М.: КОНТРАКТ, 2014. 112 с.
9. Ильин А.Ю., Моисеенко М.А. Правовые механизмы реформирования внутреннего государственного финансового контроля // Финансовое право. 2015. N 4. С. 8 - 14.
10. Казаков А.Я. Меры, осуществляемые органами финансового контроля для предупреждения преступности в сфере экономики // Безопасность бизнеса. 2014. N 1. С. 31 - 35.
11. Карамов И.Ф. К вопросу о субъектном составе финансового мониторинга как вида финансового контроля // Финансовое право. 2014. N 3. С. 28 - 32.
12. Лагутин И.Б. Организационная основа бюджетного контроля в Российской Федерации: вопросы теории и практика правового обеспечения // Право и экономика. 2012. N 8. С. 58 - 62.
13. Морозко Н.И. Финансовый менеджмент: Учебное пособие / Н.И. Морозко, И.Ю. Диденко. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2014. - 224 с.
14. Реут А.В. К вопросу о законодательном уровне установления процедур государственного финансового контроля // Финансовое право. 2014. N 4. С. 10 - 14.
15. Рожкова, Э.С. Государственный финансовый контроль [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Э. С. Рожкова, Л. Н. Абрамовских. - Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2012. - 128 с.
... всего 21 источников