Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Нецелевое использование бюджетных средств как основание ответственности за нарушение бюджетного законодательства

Работа №107239

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

административное право

Объем работы100
Год сдачи2022
Стоимость5710 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
110
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1 Бюджетные нарушения как основания для применения мер ответственности 10
1.1 Противоречия в определении и состав бюджетных нарушений 10
1.2 Виды бюджетных нарушений и бюджетные меры принуждения
190
1.3 Определение вида ответственности за нарушение бюджетного
законодательства 2829
Глава 2 Основания применения мер ответственности за нецелевое использование бюджетных средств 3739
2.1 Бюджетные меры принуждения, применяемые за нецелевое
использование бюджетных средств 3739
2.2 Административная ответственность за нецелевое использование
бюджетных средств 435
2.3 Основания для назначения уголовного наказания за нецелевое
расходование бюджетных средств 524
Глава 3 Правоприменительная практика за нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств 603
3.1 Сравнительный анализ нарушений и мер ответственности за
нецелевое, неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств 603
3.2 Противоречия при реализации мер ответственности за нецелевое
использование бюджетных средств на основании анализа судебной практики
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников


Почти два столетия формируется российское законодательство, регулирующее бюджетные правоотношения. Сегодня накоплен огромный запас знаний о бюджете, а результаты бюджетной деятельности в части осуществления операций с доходами и расходами государства имеют важнейшее значение для всех сфер общественной жизни. Очевидно, что социально-экономическое развитие любого современного государства во многом зависит от эффективного функционирования его бюджетной системы.
В современных условиях роста степени личной ответственности руководителей государственных структур всех уровней и государственных учреждений важное значение как для бюджетной системы в целом, так и для исполнения бюджета в частности, отводится четкому и строгому соблюдению направления расходования средств из бюджета в соответствии с условиями и принципами их предоставления.
Однако, несмотря на проведенные реформы в финансово-бюджетной сфере, многочисленное внесение поправок в действующее бюджетное законодательство, усиление контроля со стороны соответствующих органов, ответственных за осуществление государственного (муниципального) финансового контроля, сохраняется, а в некоторых экономических отраслях повышается, количество бюджетных правонарушений.
Так, в марте 2021 года в ходе встречи Президента Российской Федерации В. Путина с председателем Счетной палаты Российской Федерации, А. Кудрин доложил главе государства о результатах контрольной деятельности за 2020 год.
При проведении проверок, по словам А. Кудрина, особое внимание уделяется в основном проверке финансовых показателей целевого финансирования, возможных хищениях, качестве бухгалтерского учета. Также, глава ведомства сообщил о многочисленных бюджетных нарушениях, например, по результатам проверки Госкорпорации «Роскосмос» в 2020 году выявлено нарушений на сумму более 30 миллиардов рублей, основная доля которых приходится на нецелевое использование бюджетных средств, нарушения в части ведения бухгалтерского учета и отчетности, нарушения нормативов финансирования [67].
Согласно Отчету о работе Счетной палаты Российской Федерации за
2020 год существенным блоком нарушений, после нарушений в сфере осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, являются нарушения при формировании и исполнении бюджета (на общую сумму 70,6 млрд рублей), из которых больше половины приходится на нарушения при исполнении бюджета (52,3 млрд рублей) [29].
В настоящее время в целях борьбы с различного рода злоупотреблениями в бюджетной сфере и процветающей коррупцией, в связи с несогласованностью норм действующего законодательства, мы приходим к выводу, что правовой институт ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации требует существенного перестроения и актуализации. Правовые коллизии и «законодательные недоработки» в части существующих мер ответственности за нарушение бюджетного права фактически приводят к безнаказанности нарушителя.
Так, Президент Российской Федерации В. Путин в своем указе от 16.08.2021 № 478 «О Национальном плане противодействия коррупции на
2021 - 2024 годы» дал распоряжение Министерству внутренних дел
Российской Федерации совместно с Федеральной службой безопасности Российской Федерации, Федеральным казначейством, контрольно-счетными органами субъектов Российской Федерации и муниципальных образований принять меры по недопущению нецелевого использования бюджетных ассигнований федерального бюджета, обратив особое внимание на выявление и пресечение фактов взяточничества, предоставления аффилированным коммерческим структурам неправомерных преимуществ и оказания им содействия в иной форме должностными лицами федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, что также подтверждает важность и значимость рассматриваемой проблематики [73].
Актуальность и научная значимость выбранной темы исследования неоспорима, поскольку правильное функционирование механизмов государственной финансовой системы неразрывно связано с урегулированным и организованным процессом поступления денежных средств в бюджет страны, а также их дальнейшим четким распределением в соответствии с целевым назначением, которое обусловлено потребностями государства и общества.
Таким образом, всестороннее исследование и анализ механизма реализации ответственности за нарушение принципа целевого использования бюджетных средств позволит выработать действенные предложения по совершенствованию инструментов упреждающих мер по недопущению указанного выше бюджетного нарушения, усовершенствованию методов государственного финансового контроля при выявлении и квалификации бюджетных правонарушений, а также применения мер ответственности, соответствующих принципам справедливости и соразмерности наказания. Вследствие чего, тема ответственности за нарушение принципа целевого использования бюджетных средств является одним из главных вопросов в бюджетной сфере, требующих к себе особого внимания.
Объектом исследования выступают общественные правоотношения, сложившиеся в результате несоблюдения норм бюджетного законодательства в части целевого использования бюджетных средств, а также круг теоретических и практических вопросов правового регулирования ответственности за нарушение порядка использования бюджетных средств.
Предмет исследования составляют нормативные правовые акты, регламентирующие правоотношения в бюджетной сфере; правовые нормы, устанавливающие виды бюджетных нарушений и виды ответственности за бюджетные нарушения; противоречия при квалификации бюджетных нарушений, а также в части применения мер ответственности согласно нормам бюджетного, административного и уголовного права; акты органов государственного финансового контроля; судебная и правоприменительная практика в исследуемой сфере.
Цель исследования заключается в:
- изучении понятия бюджетного нарушения (правонарушения) и противоречий в его определении;
- комплексном изучении составов бюджетных нарушений, их сравнительном анализе;
- комплексном общетеоретическом исследовании мер принуждения и ответственности за нарушение норм бюджетного права, выразившегося в виде нецелевого использования бюджетных средств;
- сравнительном анализе мер ответственности за нецелевое использование (расходование) бюджетных средств согласно нормам бюджетного, административного и уголовного права;
- выявлении правовых коллизий при квалификации нарушений, связанных с использованием бюджетных средств в сравнении с бюджетным нарушением в виде нецелевого использования бюджетных средств;
- формулировании предложений по совершенствованию и актуализации норм права, устанавливающих понятие нецелевого использования бюджетных средств и меры ответственности за нецелевое использование (расходование) бюджетных средств.
Достижение поставленной цели обусловило постановку и решение следующих исследовательских задач:
- изучить понятие бюджетного нарушения;
- изучить виды бюджетных нарушений, их состав и отличительные признаки;
- изучить теоретические основы бюджетно-правовой ответственности;
- провести сравнительный анализ видов бюджетных нарушений и ответственности за их совершение на основании норм бюджетного, административного и уголовного права;
- проанализировать меры принуждения, применяемые за нецелевое использование бюджетных средств;
- изучить меры административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств;
- изучить нарушение в виде нецелевого использования (расходования) бюджетных средств, как основание для назначения уголовного наказания;
- изучить, провести анализ и сопоставление классификаторов нарушений по результатам контрольной деятельности государственных органов финансового контроля, судебную и правоприменительную практику в исследуемых правоотношениях;
- провести системный анализ нормативных правовых актов, регулирующих исследуемый вид бюджетного правонарушения, бюджетных мер принуждения и ответственности, применяемых за их совершение;
- выявить недостатки, правовые коллизии, связанные с законодательным регулированием исследуемых правоотношений;
- сформулировать предложения по актуализации действующего законодательства и совершенствованию мер ответственности за совершение исследуемого правонарушения.
В качестве теоретической базы для проведения данного исследования послужили труды ведущих ученых в области теории государства и права, административного права, уголовного права и других отраслей, работы в области финансового права и смежных наук ученых-юристов - А.В. Офицеровой, Ю.А. Крохиной, Н.А. Саттаровой, С.А. Полосина, А.Г. Карапетяна, С.В. Кучерова, А.А. Говорова, В.Ю. Трубина, А.Я. Казакова, Е.М. Андреевой, С.А. Поляковой, Н.А. Поветкиной и других.
При подготовке данной работы была проанализирована литература, освящающая вопросы бюджетной системы и методов бюджетного регулирования, учебная и специальная литература по финансовому, налоговому, уголовному и бюджетном праву, информационно-аналитические и научно-практические материалы, относящиеся к теме исследования.
Изучены и проанализированы различные аспекты бюджетно-правовой ответственности за нарушение норм бюджетного права, представленные в работах Ю.А. Крохиной, А.В. Офицеровой, А.Г. Карапетяна, Е.В. Трошкиневой, С.В. Кучерова, В.Ю. Трубина, А.А. Говорова, Н.А. Саттаровой, С.А. Полосина, Э.С. Карпова, С.А. Поляковой и других ученых.
Нормативную базу исследования составили Конституция Российской Федерации, федеральные законы, указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления Правительства Российской Федерации и высших исполнительных органов субъектов Российской Федерации, нормативные акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, судебная и административная практика, а также письма и разъяснения федеральных министерств и ведомств.
В качестве методологической основы для проведения исследования выбраны общенаучные и частнонаучные методы, базирующиеся на подходе посредством анализа, синтеза, обобщения, сопоставления, дедукции, индукции, аналогии, а также на системном, статистическом, сравнительно-правовом, формально-логическом и других методах.
Научная новизна исследования заключается в комплексном анализе понятия и мер ответственности за бюджетное нарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств, выявлении правовых коллизий при квалификации нарушений, связанных с использованием бюджетных средств в сравнении с бюджетным нарушением в виде нецелевого использования бюджетных средств, определении на основании данного исследования проблем законодательной регламентации и правоприменительной практики, в результате чего, сформулированы предложения по внесению изменений, направленных на совершенствование действующего бюджетного, административного и уголовного законодательства и правовых актов органов государственного финансового контроля.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в возможности использования результатов работы для дальнейших научных исследований по рассматриваемой теме, для устранения правовых коллизий и совершенствования действующего законодательства, а также использования в практической деятельности органами государственного и муниципального финансового контроля.
Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены всесторонним анализом и добросовестным исполнением всех этапов подготовки исследования, качественным проведением научно-исследовательских работ, личным опытом участия в проведении контрольных мероприятий органом государственного финансового контроля субъекта Российской Федерации.
Личное участие автора в организации и проведении исследования состоит в подготовке всех этапов исследовательской работы и непосредственном самостоятельном написании магистерской диссертации.
Апробация и внедрение результатов работы велись в течение всего периода исследования. В процессе подготовки диссертации написана и опубликована научная статья, а результаты исследования применены в процессе профессиональной деятельности при осуществлении контроля органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенное исследование в соответствии с поставленными целями и задачами, позволило сделать ряд выводов и предложений теоретического и практического характера.
В рамках проведенного исследования изучены понятие, виды и составы бюджетных нарушений, меры бюджетного принуждения, применяемые за их совершение, также проведен их сравнительный анализ, особое внимание отведено изучению бюджетного нарушения в виде нецелевого использования бюджетных средств, исследованы меры ответственности за нецелевое использование (расходование) бюджетных средств согласно нормам бюджетного, административного и уголовного права, проведен анализ и сопоставление бюджетных нарушений согласно Классификатора нарушений, сформированного по результатам контрольной деятельности органов государственного финансового контроля, судебной и правоприменительной практики в исследуемых правоотношениях.
В результате чего, автором исследования проведен полный спектр действий для достижения поставленных исследовательских целей и задач, в том числе обоснована позиция о возможности применения термина «бюджетное правонарушение» и «бюджетно-правовая ответственность», выявлен ряд существенных правовых противоречий и несоответствий, на основании которых сформулированы предложения по внесению изменений в действующее законодательство, регламентирующее ответственность за нецелевое использование бюджетных средств.
Полученные в результате исследования выводы сводятся к следующему.
1. Анализ бюджетного, административного и уголовного законодательства в сравнении с фактическими результатами деятельности органов государственного финансового контроля и разработанными на основании этого классификаторами нарушений, свидетельствует о недостаточности установленных законодателем составов правонарушений, отраженных в действующих нормативных правовых актах, что создает возможность для злоупотреблений и уклонений от ответственности за действия, наносящие ущерб бюджету и бюджетному процессу.
В связи с чем, предлагается расширить круг составов бюджетных нарушений, административных правонарушений и уголовных преступлений, приблизив их количество к указанным в Классификаторе нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством и Классификаторе нарушений, выявляемых в ходе внешнего государственного аудита (контроля) Счетной палатой Российской Федерации.
2. Понятие нецелевого использования бюджетных средств, закрепленное в БК РФ должно быть основополагающим и единообразным во всех нормативных актах, регламентирующих ответственность за рассматриваемое нарушение бюджетного законодательства.
Формулировка статьи 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» БК РФ требует уточнения и дополнения с целью однозначного определения субъекта бюджетного правонарушения, поскольку к нему могут относиться не только участники бюджетного процесса, но и любой получатель средств из бюджета.
3. Установлено, что для части 1 статьи 306.4 «Нецелевое использование бюджетных средств» БК РФ не предусмотрена ни одна из бюджетных мер принуждения, регламентированных статьей 306.2 БК РФ.
По результатам исследования выявлена недостаточность предусмотренных статьей 306.4 БК РФ бюджетных мер принуждения, поскольку исключительно часть 3 указанной статьи предполагает меру ответственности за нецелевое использование межбюджетного трансферта в виде бесспорного взыскания суммы средств, использованных не по целевому назначению или сокращения предоставления средств межбюджетных трансфертов.
4. Статья 306.7 «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита» БК РФ предусматривает бюджетную меру принуждения за нарушение условий предоставления бюджетного кредита, в том числе использование его на цели, не соответствующие правовым актам, являющимся основанием для его предоставления. Иными словами, содержит в формулировке меру принуждения за использование средств, предоставленных в форме бюджетного кредита, не по целевому назначению.
В связи с чем, считаем необходимым внести изменения в статью 306.4 БК РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», дополнив ее частью 4 о бюджетных мерах принуждения за нецелевое использование средств бюджетного кредита, исключив упоминание о данном нарушении из теста статьи 306.7 БК РФ «Нарушение условий предоставления бюджетного кредита».
5. Необходимо внесение изменений в статьи 306.4 БК РФ, 15.14 КоАП
РФ и 285.1 УК РФ в части наименований документов, являющихся правовым основанием предоставления бюджетных средств. Проводя сравнительный анализ норм бюджетного, административного и уголовного права, необходимо отметить, что перечень документов-оснований,
устанавливающих цели расходования бюджетных средств во всех трех нормативных актах различен.
С целью устранения несоответствий в текстах нормативных правовых актов, по нашему мнению, присутствует необходимость внесения следующих изменений:
- в статью 15.14 КоАП РФ в части дополнения правовых оснований, определяющих цели использования бюджетных средств, термином «лимиты бюджетных обязательств»;
- в статью 285.1 УК РФ в части дополнения правовых оснований, понятие «уведомление о бюджетных ассигнованиях» в связи с неактуальностью данного документа («уведомление о бюджетных ассигнованиях» ранее было предусмотрено статьей 220 БК РФ, которая утратила силу с 01.01.2008);
- в статье 285.1 УК РФ понятие «утвержденный бюджет» предлагается заменить на «закон (решение) о бюджете», словосочетание «смета доходов и расходов» необходимо заменить на «бюджетная смета» с целью приведения к определениям, предусмотренным БК РФ.
6. Подробное изучение нормативной базы показало, что ни статья 2.10 КоАП РФ «Административная ответственность юридических лиц», ни статья 15.14 КоАП РФ «Нецелевое использование бюджетных средств», ни другие статьи КоАП РФ не дают понимание о субъектах, относящихся к понятию «юридическое лицо» для целей применения мер административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
На наш взгляд, целесообразно определить и законодательно закрепить круг лиц, относящихся к субъектам правонарушения в рамках статьи 15.14 КоАП РФ, охватив введенным определением всех возможных правонарушителей, в отношении которых возможно применить
административную меру ответственности за нарушение принципа целевого использования бюджетных средств.
7. Также особого внимания заслуживает факт отсутствия единого для всех отраслей права понятия «должностного лица». Толкование данного понятия содержится в примечаниях статей 2.4 КоАП РФ «Административная ответственность должностных лиц» и 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями». В БК РФ круг лиц, относящихся к категории «должностных» не определен и, как следствие, актуальной оказывается проблема единообразия понятия должностного лица как субъекта ответственности в рамках применения соответствующих мер ответственности за бюджетное нарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств.
8. Соблюдая принцип равенства граждан перед законом и принцип справедливости, считаем необходимым внести изменения в статью 285.1 УК РФ с целью установления уголовной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств всеми лицами, получающими и использующими целевые бюджетные средства.
Также, для приведения законодательных норм к единообразию необходимо внести изменения, заменив в наименовании и в тексте статьи 285.1 УК РФ словосочетание «расходование бюджетных средств» на «использование бюджетных средств» с целью соответствия терминологии нормам БК РФ и КоАП РФ.
Очевидно, что текст статьи 285.1 УК РФ нуждается в актуализации, изменении и дополнении в соответствии действующими нормами бюджетного законодательства, это является крайне необходимым для осуществления правоприменительной и судебной деятельности, а также облегчит процесс доказывания преступления.
9. По нашему мнению, органам государственного (муниципального) финансового контроля необходимо выработать единый механизм при принятии решения о квалификации нарушения, выразившегося в неверном применении бюджетной классификации расходов, в качестве нецелевого использования бюджетных средств, поскольку нарушение порядка применения бюджетной классификации, выразившееся например, в неверном применении целевой статьи или вида расходов не является нецелевым использованием бюджетных средств.
В связи с указанным выше полагаем, что необходим анализ действующих правовых норм и сопоставление рассматриваемого правонарушения с внутренними актами Счетной палаты Российской Федерации и Федерального казначейства, а также требуется законодательное урегулирование данной спорной ситуации с возможным выделением отдельного вида бюджетного правонарушения в виде неверного применения кодов расходов бюджетной классификации Российской Федерации.
10. Необходимо принять на федеральном уровне нормативный акт, регламентирующий единый порядок классификации видов бюджетного нарушения, с указанием более подробного перечня нарушений, учитывающего максимально возможные нарушения в бюджетной сфере, в частности при расходовании бюджетных средств. В данном случае государственные и муниципальные органы финансового контроля, а также службы ведомственного контроля будут руководствоваться единым порядком классификации нарушений, что, несомненно, положительно отразится на всех участниках проверочного процесса.
11. С целью недопущения «нецелевого» использования бюджетных средств «неэффективным» или «неправомерным», или наоборот, предлагается законодательно закрепить данные понятия и дать им соответствующее толкование. Необходимо отметить, что в Классификаторе Счетной палаты Российской Федерации, понятия «неправомерное использование бюджетных средств» и «неэффективное использование бюджетных средств» отсутствуют, чаще встречается понятие «избыточное расходование бюджетных средств», определение которым законодательными актами не установлено.
Кроме того, статьей 34 БК РФ предполагается соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств только участником бюджетного процесса, к которому согласно статье 152 БК РФ относятся далеко не все получатели средств из бюджета. По нашему мнению, целесообразно соблюдение указанного принципа всеми субъектами, получающими и использующими бюджетные средства, в не зависимости от формы их получения.
Важно отметить, что за нарушение в виде неправомерного либо неэффективного использование бюджетных средств юридических мер ответственности действующим законодательством Российской Федерации не установлено.
12. По нашему мнению, необходимо также отметить, что законодатель предусматривает меры административной и уголовной ответственности за нецелевое использование (расходование) бюджетных средств в независимости от того, полностью или частично бюджетные средства использованы вразрез тем целям, на которые они были предоставлены.
По нашему мнению, мера административного и уголовного воздействия за такое серьезное правонарушение, как нецелевое использование бюджетных средств, должна быть четко дифференцирована в зависимости от объема (суммы) нанесенного ущерба, а также полного или частичного направления средств не по целевому назначению.
13. Учитывая, что на практике суммы выявленных нарушений в виде нецелевого использования бюджетных средств составляют сотни и миллионы, а иногда и миллиарды российских рублей, то размер административного штрафа для должностного лица, предусмотренный статей 15.14 КоАП РФ, несоразмерно мал, а мера ответственности в виде дисквалификации должностного лица на срок от одного года до трех лет применяется к правонарушителю крайне редко, и на наш взгляд, не является действенной мерой, соответствующей принципу справедливости юридической ответственности, а также мерой, способствующей недопущению данного правонарушения в последующем.
14. В связи с тем, что значительная часть выявленных контролирующими органами фактов нецелевого использования бюджетных средств остается без применения за их совершение мер административной ответственности, а также возбужденные производства по делам, предусмотренным статьей 15.14 КоАП РФ, прекращаются по причине истечения срока давности, требуется увеличение срока исковой давности для рассматриваемого нарушения с одного года до трех лет.
15. Поскольку массовый характер незаконных действий в отношении бюджетных средств способен нанести существенный ущерб бюджету и, как следствие, отразиться на разрешении важных и первостепенных для государства и общества социально-экономических задач, считаем необходимым ужесточить меры ответственности за нецелевое использование бюджетных средств.
На наш взгляд, отсутствует необходимость увеличения верхнего предела размера нецелевого использования бюджетных средств для целей применения мер административной ответственности, оставив его в размере 1,5 миллионов рублей.
Вместе с тем, считаем необходимым увеличить верхний предел размера административного штрафа для должностных лиц, установив его в сумме до 500 тысяч рублей, а для юридических лиц - до 50 процентов суммы средств, полученных из бюджета бюджетной системы Российской Федерации, использованных не по целевому назначению. По нашему мнению, данные меры административной ответственности в большей степени соответствуют принципам справедливости и соразмерности наказания.
16. Применительно к части 2 статьи 285.1 УК РФ под особо крупным размером принимается сумма семь миллионов пятьсот тысяч рублей и выше, а такие отрасли, например, как строительство, здравоохранение или космическая отрасль, предусматривают расходы намного значительнее, в связи с чем, учитывая несоразмерность наказания размеру причиненного бюджету ущерба, тяжесть правонарушения, считаем необходимым установить иную градацию мер ответственности за указанный вид бюджетного правонарушения.
Необходимо ужесточить ответственность, предусмотренную частью 1 статьи 285.1 УК РФ и увеличить размер штрафа за нецелевое использование бюджетных средств от пятисот тысяч рублей до одного миллиона рублей соответственно, с увеличение срока принудительных работ до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового, либо лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до четырех лет или без такового.
Ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 285.1 УК РФ также предлагается ужесточить, соразмерно увеличив сумму штрафа в размере от миллиона до двух миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до пяти лет, либо принудительными работами на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового, либо лишением свободы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до шести лет или без такового.
В заключение проведенного исследования, мы приходим к выводу, что нецелевое использование бюджетных средств является многоаспектным понятием, а детальный анализ мер ответственности за нецелевое использование бюджетных средств позволил выработать предложения по совершенствованию и актуализации действующих правовых норм, позволил дать рекомендации в части квалификации некоторых бюджетных
правонарушений и применения мер ответственности за нецелевое использование бюджетных средств, соответствующих принципам
справедливости и соразмерности наказания.



1. Андреева Е. М. Финансово-правовые основы взаимного делегирования полномочий субъектов публичной власти в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 55 с.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
3. Бюджетное право: учебник / А.Е. Абрамова, И.И. Кучеров, М.А. Моисеенко и др.; под ред. Н.А. Саттаровой. М.: Деловой двор, 2009. 296 с.
4. Вифлеемский А. Б. Три «не» при квалификации нарушений // Финконтроль. 2019. № 3. URL: https://rufincontTol.ru/online/article/385115 (дата обращения: 10.12.2021).
5. Гейхман О. М. Бюджетное правонарушение понятие и особенности квалификации отдельных составов // Финансовое право. 2004. № 4. С 44 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система (дата обращения: 20.01.2022).
6. Говоров А. А. Совершенствование методики расследования нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н / Д., 2019. 29 с.
7. Запольский С. В. Финансовое право: учебник для бакалавров. М.: Юрайт, 2014. 575 с.
8. Казаков А. Я. Уголовно-правовая характеристика нецелевого расходования бюджетных средств и средств государственных внебюджетных фондов в условиях проведения бюджетной реформы: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. 30 с.
9. Канунникова Н. Г. Специфика административной ответственности за нецелевое использование бюджетных средств // Безопасность бизнеса. 2020. № 4. С. 15 - 18 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система (дата обращения: 25.02.2022).
10. Карапетян А. Г. Административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации: Дис. .. .канд. юрид. наук. М., 2018. 208 с.
11. Карпов Э. С. К вопросу о самостоятельности бюджетной
ответственности // Современная юриспруденция: сборник материалов
международной заочной научно-практической конференции. 2012. № 8. С. 90¬97. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=25049646 (дата обращения:
20.12.2021) .
12. Кашепов В. П. Государство и бизнес в системе правовых координат: монография. М.: ИНФРА-М, 2014. С. 273 // КонсультантПлюс: справочно¬правовая система (дата обращения: 25.02.2022).
13. Классификатор нарушений (рисков), выявляемых Федеральным
казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (утв. Казначейством России 19.12.2017) (ред. от 28.12.2021) //
КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
14. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 28.05.2022) //
КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
15. Комягин Д. Л. Бюджетные нарушения и бюджетные меры
принуждения: новация бюджетного законодательства // Реформы и право. 2014. № 2. С. 10-15 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система (дата
обращения: 20.01.2022).
16. Комягин Д. Л. Бюджетное право: учебник. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2018. 593 с.
17. Крохина Ю. А. Бюджетное право России: учебник для бакалавриата и магистратуры, 5-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт, 2019. 328 с.
18. Крохина Ю. А. Бюджетное право России. Учебник для бакалавриата и магистратуры, 6-е издание, переработанное и дополненное. М.: Юрайт. 2019. 345 с.
19. Крохина Ю. А. Финансовое правонарушение: понятие, состав и санкции // Финансовое право. 2004. № 3. С. 18 // КонсультантПлюс: справочно¬правовая система (дата обращения: 30.10.2021).
20. Крохина Ю. А. Финансовое право России: учебник для вузов. М.: НОРМА, 2007. 356 с.
21. Кучеров С. В. Проблемы правовой идентификации нарушений
бюджетного законодательства // Финансовое право. 2010. № 11. С. 2-5 //
КонсультантПлюс: справочно-правовая система (дата обращения: 20.01.2022).
22. Кучеров С. В. Правовые средства предупреждения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 204 с.
23. Кучеров С. В. Правовые средства предупреждения нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации: Монография. М., 2011. С. 162 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система (дата обращения: 20.02.2022).
24. Ливеровский А.А., Худяков А.И., Бродский М.А., Антонов В.Н. Бюджетные полномочия субъектов Российской Федерации: учебное пособие. СПб, 2003. 243 с. URL: http://openbudget.karelia.ru/tutorials/book1/pdf/book.pdf (дата обращения: 20.02.2021).
25. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.05.2022) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
26. Овчарова Е. В. Проблемы применения административной ответственности за нарушение налогового законодательства по Налоговому кодексу РФ и по Кодексу РФ об административных правонарушениях // Государство и право. 2007. № 8. С. 15 - 21 // КонсультантПлюс: справочно¬правовая система (дата обращения: 20.02.2022).
27. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от
19.06.2012 № 1220-О // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
28. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от
05.06.2014 № 1309-О // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
29. Отчет о работе Счетной палаты Российской Федерации в 2020 году. Официальный сайт Счетной палаты Российской Федерации. URL: https://ach.gov.ru/reports/report_2020#budget (дата обращения: 29.06.2021).
30. Офицерова А. В. Нецелевое расходование бюджетных средств: проблемы законодательной регламентации, пенализации и квалификации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2010. 30 с.
31. Панкова О. В. Рассмотрение в судах общей юрисдикции дел об административных правонарушениях. М. : Статут, 2014. 440 с.
32. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 25.04.2017 № 02-09-08/24851 «О неправомерном расходовании бюджетных средств» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
33. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 21.11.2018 № 02-09-09/84082 «О привлечении должностного лица бюджетного учреждения к ответственности за нецелевое использование бюджетных средств» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
34. Письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17.03.2020 № 02-09-09/20248 «О нецелевом и неэффективном использовании бюджетных средств» // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
35. Поветкина Н. А. Ответственность за нарушение финансового законодательства: науч.-практ. пособие. М.: ИНФРА-М, 2014. 225 с.
36. Поветкина Н. А. Эффективность расходования бюджетных средств: проблемы правовой квалификации // Финансовое право. 2015. № 3. С. 16 - 22 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система (дата обращения: 20.02.2022).
37. Поздина А. В. Бюджетные нарушения и административные правонарушения // Молодой ученый. Международный научный журнал. 2020. № 47 (337). С. 360. URL: https://moluch.ru/archive/337/75442/ (дата обращения:
20.12.2021) .
38. Полосин С. А. Ответственность за нецелевое использование бюджетных средств в системе мер финансово-правового принуждения: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2018. 195 с.
39. Полякова С. А. Финансово-правовая ответственность за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации: Дис. .. .канд. юрид. наук. М., 2015. 192 с.
40. Постановление Арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 21.09.2021 по делу № А58-334/2021// КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
41. Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 20.07.2021 по делу № АО4-6839/2019 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
42. Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.09.2021 по делу № А32-57978/2019 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
43. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от 20.07.2016 № 67-АД16-2 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
44. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от
03.05.2017 № 127-АД17-6 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
45. Постановление Верховного Суда Российской Федерации от
15.08.2018 № 82-АД18-3 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
46. Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.06.2014 по делу № А12-17290/2013 // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.
47. Постановление Коллегии Счетной палаты Российской Федерации от 07.09.2017 № 9ПК «СТА 101. Стандарт внешнего государственного аудита (контроля). Общие правила проведения контрольного мероприятия» (ред. от
24.12.2021) // КонсультантПлюс: справочно-правовая система.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ