Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты обучению решения текстовых задач младших школьников 6
1.1. Понятие задачи в образовательных контекстах 6
1.2. Психовозрастные особенности младших школьников при обучении
решению задач 16
1.3. Методические особенности организации деятельности младших
школьников в процессе формирования умения решать задачу 26
Выводы по главе 1 38
Глава 2. Исследование актуального уровня сформированности умения решать текстовую задачу младшими школьниками 40
2.1. Диагностика уровня сформированности умения решать текстовую задачу
младшими школьниками 40
2.2. Результаты проведения диагностических методик по выявлению уровня
сформированности умения решать текстовую задачу младшими школьниками 44
2.3. Описание комплекса упражнений, направленного на совершенствование
умения решать текстовую задачу обучающимися 3 класса 48
Выводы по 2 главе 67
Заключение 69
Список использованных источников 71
Приложение А 76
Приложение Б 80
Приложение В 81
Текстовые задачи занимают значительное место в курсе математики начальной школы. Задача является хорошим инструментом для развития у обучающихся логического мышления, умения обобщать, синтезировать, анализировать, устанавливать взаимосвязь между элементами. Умение решать текстовые задачи считается основным при оценке общематематической культуры учащихся.
Методические вопросы обучения решению задач рассматривались Л.М. Фридманом , А.А. Столяром , М.И. Моро , М.А. Бантовой, Л.П. Стойловой , Н.Б. Истоминой , Л.Г. Петерсон А.В. Белошистой и др.
Во всех образовательных учреждениях России действует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Его основной целью является формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, которые обеспечивают способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Огромные возможности для формирования универсальных учебных действий имеет процесс обучения младших школьников решению текстовых задач. Одним из предметных результатов ФГОС НОО по учебному предмету «Математика» является умение решать текстовые задачи.
Для того, чтобы без затруднений решать текстовые задачи, у учащихся должны быть сформированы общие умения в решении текстовых задач. К общим умениям, формируемым в начальной школе относятся такие как: умение выделять объекты, о которых идет речь в задаче; умение выделять условие и вопрос задачи; умение выделять известные, неизвестные, искомые величины и др. Ведущую роль в формировании этих общих умений играет начальная школа, где учащиеся знакомятся со структурами задачи, этапами ее решения.
При формировании умения решать текстовую задачу в школе уделяется не так много времени именно общим умениям. На уроках учащиеся встречаются с задачами определенного типа и нарешивают их, чем больше, тем лучше. В связи в этим, у учеников начинают возникать трудности при решении задач определенного вида через какой-то промежуток времени, когда им не уделяется внимание. Все это происходит потому что обучающиеся не видят за текстом задачи смысла, предметных действий, следовательно, не могут перевести текст задачи в арифметические действия.
Цель исследования: выявить актуальный уровень умения решать текстовую задачу младшими школьниками и разработать комплекс заданий для формирования умения решать текстовую задачу младшими школьниками.
Объект исследования: процесс формирования умения решать текстовую задачу младшими школьниками.
Предмет исследования: актуальное состояние сформированности умения решать текстовую задачу младшими школьниками и способы его изменения.
Гипотеза исследования: у обучающихся 3 класса умение решать текстовую задачу сформировано преимущественно на среднем уровне и характеризуется следующими критериями: правильность, обоснованность выбора стратегии решения, наличие адекватной визуализации.
Задачи, которые необходимо решить в процессе изучения темы:
1. Провести анализ методической литературы по основным способам работы над формированием умения решать текстовую задачу младшими школьниками.
2. Определить критерии оценивания умения решать текстовую задачу младшими школьниками и описать уровни состояния объекта.
3. Подобрать методики, позволяющие выявить актуальный уровень сформированности умения решать текстовую задачу у младших школьников, обучающихся в 3 классе.
4. Провести констатирующий срез.
5. Обработать результаты исследования и представить их в виде таблиц и диаграмм.
...
В ходе работы над выпускной квалификационной работой мы изучили психолого-педагогическую, методическую литературу и выяснили, что представляет собой термин «текстовая задача» и из чего он состоит, а также пришли к выводу, что проблема формирования умения решать текстовую задачу у обучающихся младшей школы актуальна и требует дальнейшего исследования.
Мы определили критерии определения актуального уровня сформированности умения решать текстовую задачу у обучающихся младшей школы. Критерии, выбранные нами для диагностики уровня сформированности: правильность, обоснованность выбора стратегии
решения, наличие адекватной визуализации.
В ходе исследования нами был проведен констатирующий эксперимент, в процессе проведения которого мы определили актуальный уровень сформированности умения решать текстовую задачу. Констатирующий эксперимент проводился на базе МБОУ «Тюхтетская СШ №1». Для диагностики первого критерия было предложено решить пять задач. Второй критерий проверялся следующим образом: учащимся необходимо было выбрать правильное решение задачи из нескольких предложенных и объяснить свой выбор. Для диагностики третьего критерия мы предложили сделать визуализацию к каждой из задач. Таким образом, на констатирующем этапе эксперимента критерии уровня сформированности умения решать текстовую задачу оценивались с помощью трех блоков задач.
При изучении актуального уровня сформированности умения решать текстовые задачи, нами была проведена статистическая обработка результатов проведенного исследования. Она представлена в виде таблиц и диаграмм, которые наглядно отражают динамику актуального уровня сформированности умения решать текстовую задачу младшими школьниками.
На основе полученных данных мы объяснили результаты исследования и убедились, что гипотеза верна, а именно в том, что у обучающихся 3 класса умение решать текстовую задачу сформировано преимущественно на среднем уровне и характеризуется такими критериями: правильность, обоснованность выбора стратегии решения, наличие адекватной визуализации.
Способом решения выявленных проблем и заключительным шагом нашей работы стала разработка комплекса заданий, который состоит из трех блоков. Первый блок состоит из заданий, которые помогут определить предметное действие, заложенное в основу задачи. Второй блок направлен на обоснование выбора стратегии решения задачи. В третий блок включены задания, способствующие формированию умения отражать взаимосвязи между данными задачи с помощью визуализации. Задания были подобраны таким образом, чтобы полноценно решить выявленные проблемы, совершенствовать умение решать текстовые задачи и предотвратить ошибки при решении.
Таким образом, задачи, поставленные, в данной выпускной квалификационной работе были выполнены, тем самым цель исследования была достигнута.
1. Артёмов А.К. Развивающее обучение математике в начальных классах: Пособие для учителей и студентов фак. педагогики и методики нач. обучения. Самара: Изд-во Самар. ГПУ: Самар. ун-т, 1995. 117 с.
2. Аргинская И.И., Вороницына Е.В. Особенности обучения младших школьников математике // Первое сентября. 2005. № 24. С. 12-21.
3. Асимов А., Гафурова М. Обучение детей использованию схемы в виде отрезок при решении задач // Мировая наука. 2020. №3(36). С.166-171.
4. Ахметгалиев А.А. Развитие математической памяти у младшего школьника // Начальная школа. 2005. № 6. С.66-70.
5. Афонская Н.В. Обучение младших школьников работе с информацией при решении текстовых задач // RATIO ET NATURA. 2022. №2(6).
6. Балл Г.А. О психологическом содержании понятия «задача» // Вопросы психологии. 1970. №6. С. 17-22.
7. Бантова М.А., Бельтюкова Г.В. Методика преподавания математики в начальных классах. М.: Просвещение, 2009. 335 с.
8. Бажан З.И., Шарманова Н.И. Методические подходы к формированию умения решать текстовые математические задачи младшими школьниками // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-1. С. 15-20.
9. Белошистая А.В. Методика обучения математике в начальной школе: курс лекций: учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений. М.: Владос, 2005. 455 с.
10. Белошистая А.В. Обучение решению текстовых задач в начальной школе. Книга для учителя. М.: Русское слово, 2003. 286 с.
11. Будаева Л.Н. Использование приемов моделирования текстовых
задач в начальном курсе математики [Электронный ресурс] // МНКО. - 2013. - № 3 (40). - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/nZispolzovanie-
priemov-modelirovaniya-tekstovyh-zadach-v-nachalnom-kurse-matematiki (дата обращения: 16.01.2017).
12. Волков Б.С. Психология младшего школьника. М.: Педагогическое общество России, 2002. 128 с.
13. Выготский Л.С. Педагогическая психология / под ред. В.В. Давыдова. М.: АСТ: Астрель: Хранитель, 2008. 671 с.
14. Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М.: издательство МГУ, 2001. 287 с.
15. Давыдов В.В., Маркова А.К. Концепция учебной деятельности // Вопросы психологии. 1981. №6. С. 19-20.
... всего 55 источников