КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРОИЗВОЛЬНОГО ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
|
Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
Проблема внимания в психолого-педагогической и методической литературе 8
Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
Обзор диагностических и коррекционных методик произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития в трудах ученых 25
Вывод по I главе 3 2
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 34
Организация и методика констатирующего эксперимента 34
Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
Вывод по II главе 47
Глава III. Коррекция произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 49
Теоретические основы формирующего эксперимента 49
Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития 54
Контрольный эксперимент и его анализ 62
Вывод по III главе 6 9
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложения 81
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
Проблема внимания в психолого-педагогической и методической литературе 8
Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
Обзор диагностических и коррекционных методик произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития в трудах ученых 25
Вывод по I главе 3 2
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 34
Организация и методика констатирующего эксперимента 34
Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
Вывод по II главе 47
Глава III. Коррекция произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 49
Теоретические основы формирующего эксперимента 49
Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития 54
Контрольный эксперимент и его анализ 62
Вывод по III главе 6 9
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложения 81
Актуальность исследования. Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. Внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции познавательной активности и поведения ребенка.
Проблема развития произвольного внимания детей является актуальной к изучению специалистами различных областей науки. По мнению В.А. Ивановой и М.А. Лебедевой «старший дошкольный возраст - период формирования произвольности психических процессов, в том числе и внимания. Развитие произвольного внимания выступает условием успешного выполнения любого вида деятельности. При недостаточном развитии произвольного внимания в дошкольном возрасте возникают проблемы в период школьного обучения. Как правило, в 1 классе у детей уже отмечается рассеянность, невнимательность, медленный, либо наоборот ускоренный темп деятельности, который не позволяет качественно выполнять задания, предложенные учителем».
В настоящее время реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО развитие познавательных структур личности (памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия) реализуется через программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались зарубежные специалисты, например, Д. Джонстон и отечественные педагоги, психологи (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, Л.Ф. Чупров).
В специальной педагогике есть значительное число исследований, в которых изучаются отдельные психические функции детей, имеющих задержку психического развития. В работах П.Я. Гальперина говорится о «недостаточной сформированности произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, дефицитарности основных свойств внимания, к которым относится концентрация, устойчивость, объем, распределение, переключение внимания».
Однако, в настоящее время отсутствуют значительные теоретикоэкспериментальные педагогические исследования, посвященные разработке проблемы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр.
Проблема исследования заключается в необходимости развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной методологической разработкой для его коррекции.
Объект исследования. Произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
...
Проблема развития произвольного внимания детей является актуальной к изучению специалистами различных областей науки. По мнению В.А. Ивановой и М.А. Лебедевой «старший дошкольный возраст - период формирования произвольности психических процессов, в том числе и внимания. Развитие произвольного внимания выступает условием успешного выполнения любого вида деятельности. При недостаточном развитии произвольного внимания в дошкольном возрасте возникают проблемы в период школьного обучения. Как правило, в 1 классе у детей уже отмечается рассеянность, невнимательность, медленный, либо наоборот ускоренный темп деятельности, который не позволяет качественно выполнять задания, предложенные учителем».
В настоящее время реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО развитие познавательных структур личности (памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия) реализуется через программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались зарубежные специалисты, например, Д. Джонстон и отечественные педагоги, психологи (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, Л.Ф. Чупров).
В специальной педагогике есть значительное число исследований, в которых изучаются отдельные психические функции детей, имеющих задержку психического развития. В работах П.Я. Гальперина говорится о «недостаточной сформированности произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, дефицитарности основных свойств внимания, к которым относится концентрация, устойчивость, объем, распределение, переключение внимания».
Однако, в настоящее время отсутствуют значительные теоретикоэкспериментальные педагогические исследования, посвященные разработке проблемы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр.
Проблема исследования заключается в необходимости развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной методологической разработкой для его коррекции.
Объект исследования. Произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
...
По данным многочисленных психолого -педагогических исследований одной из наиболее часто встречающихся форм дизонтогенеза является задержка психического развития. Это и обуславливает повышенный интерес к изучению особенностей развития данной группы детей. Как правило у детей с задержкой психического развития отмечается нестабильность эмоциональной, личностной сферы, нарушение когнитивных функций, в том числе и произвольного внимания.
Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности , имеющее свои свойства, характеристики, параметры оценки.
Дети, у которых нарушено развитие свойств внимания, испытывают трудности в обучении и развитии. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности.
Цель данной выпускной квалификационной работы было теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность подободранных коррекционно-развивающих игр как средства развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В процессе исследования мы предположили , что использование комплекса дидактических игр в работе учителя дефектолога позволит повысить уровень произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. За основу нами были взяты задания, предложенные В. Богомоловым, С.Д. Забрамной, О.В. Боровик, Н.И. Гуткиной.
Данные задания были нами адаптированы к группе старших дошкольников с задержкой психического развития. Адаптация заключалась в упрощении подачи инструкции, подборе стимульного материала и структурировании самих заданий. Диагностика проводилась с учетом согласованной деятельности педагога-психолога и учителя дефектолога.
Базой для реализации исследования явилось Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «ХХХ». В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет. Дети занимаются по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования для детей с задержкой психического развития по рекомендациям психолого -медикопедагогической комиссии.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: снижен объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение внимания. Так же отмечались сложности в восприятия и удержания словесной инструкции педагога, удержании объема информации как зрительной, так и слуховой, нарушения графомоторных умений , несформированность понятий одинаковые-разные, сложности дифференциации фигур (путали овал и круг, квадрат и прямоугольник), высокая отвлекаемость дошкольников, что свидетельствует о трудностях сосредоточения на задании.
Исходя из данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента, был реализован формирующий эксперимент. Нами был разработан и апробирован комплекс коррекционно -развивающих занятий учителя-дефектолога с включением в него дидактических игр и упражнений по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На этапе формирующего эксперимента все дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы. После проведения дефектологических занятий дети были повторно диагностированы.
По результатам изучения объема, концентрации, устойчивости,
переключаемости и распределения произвольного внимания в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика (среднем на 40 % (4 ребенка). Следует отметить, что в контрольной группе на 10 % (1 человек) увеличилось количество детей со средним уровнем. у детей улучши в развитии. Также у детей улучшились представление о форме предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник), они стали лучше воспринимать инструкцию, на данном этапе эксперимента она предъявлялись один раз. Дети начали лучше узнавать и называть цвета, улучшилось представление о понятиях одинаковые -разные, большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий. Детали в пространстве рисунка стали располагаться в правильном направлении, и практически соответствовали образцу, Штрихи стали более плавными, не было резких переходов, что показывает улучшение графомоторных умений. Переключение с одного вида деятельности на другой приобрело плавный, планомерный характер, детям требовалось меньше времени на выполнение заданий.
...
Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности , имеющее свои свойства, характеристики, параметры оценки.
Дети, у которых нарушено развитие свойств внимания, испытывают трудности в обучении и развитии. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности.
Цель данной выпускной квалификационной работы было теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность подободранных коррекционно-развивающих игр как средства развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В процессе исследования мы предположили , что использование комплекса дидактических игр в работе учителя дефектолога позволит повысить уровень произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. За основу нами были взяты задания, предложенные В. Богомоловым, С.Д. Забрамной, О.В. Боровик, Н.И. Гуткиной.
Данные задания были нами адаптированы к группе старших дошкольников с задержкой психического развития. Адаптация заключалась в упрощении подачи инструкции, подборе стимульного материала и структурировании самих заданий. Диагностика проводилась с учетом согласованной деятельности педагога-психолога и учителя дефектолога.
Базой для реализации исследования явилось Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «ХХХ». В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет. Дети занимаются по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования для детей с задержкой психического развития по рекомендациям психолого -медикопедагогической комиссии.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: снижен объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение внимания. Так же отмечались сложности в восприятия и удержания словесной инструкции педагога, удержании объема информации как зрительной, так и слуховой, нарушения графомоторных умений , несформированность понятий одинаковые-разные, сложности дифференциации фигур (путали овал и круг, квадрат и прямоугольник), высокая отвлекаемость дошкольников, что свидетельствует о трудностях сосредоточения на задании.
Исходя из данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента, был реализован формирующий эксперимент. Нами был разработан и апробирован комплекс коррекционно -развивающих занятий учителя-дефектолога с включением в него дидактических игр и упражнений по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На этапе формирующего эксперимента все дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы. После проведения дефектологических занятий дети были повторно диагностированы.
По результатам изучения объема, концентрации, устойчивости,
переключаемости и распределения произвольного внимания в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика (среднем на 40 % (4 ребенка). Следует отметить, что в контрольной группе на 10 % (1 человек) увеличилось количество детей со средним уровнем. у детей улучши в развитии. Также у детей улучшились представление о форме предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник), они стали лучше воспринимать инструкцию, на данном этапе эксперимента она предъявлялись один раз. Дети начали лучше узнавать и называть цвета, улучшилось представление о понятиях одинаковые -разные, большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий. Детали в пространстве рисунка стали располагаться в правильном направлении, и практически соответствовали образцу, Штрихи стали более плавными, не было резких переходов, что показывает улучшение графомоторных умений. Переключение с одного вида деятельности на другой приобрело плавный, планомерный характер, детям требовалось меньше времени на выполнение заданий.
...
Подобные работы
- Психологическая коррекция внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2024 - Психологическая коррекция произвольного внимания у детей старшего
дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2020 - Программа психологической коррекции мышления детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2024 - Система работы по сенсорному развитию детей старшего дошкольного
возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Система работы по сенсорному развитию детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития в игровой деятельности
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2021 - Наглядное моделирование как средство обучения пересказа детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4560 р. Год сдачи: 2019 - Психологическая коррекция произвольного внимания дошкольников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4310 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2018 - РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ЗПР ПОСРЕДСТВОМ КОМПЛЕКСА ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4380 р. Год сдачи: 2021





