Введение 3
Глава I. Анализ литературы по проблеме исследования 8
Проблема внимания в психолого-педагогической и методической литературе 8
Психолого-педагогические особенности произвольного внимания у детей
старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 15
Обзор диагностических и коррекционных методик произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического
развития в трудах ученых 25
Вывод по I главе 3 2
Глава II. Констатирующий эксперимент и его анализ 34
Организация и методика констатирующего эксперимента 34
Анализ результатов констатирующего эксперимента 38
Вывод по II главе 47
Глава III. Коррекция произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития 49
Теоретические основы формирующего эксперимента 49
Содержание коррекционно-педагогической работы по формированию
произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с
задержкой психического развития 54
Контрольный эксперимент и его анализ 62
Вывод по III главе 6 9
Заключение 71
Список использованных источников 74
Приложения 81
Актуальность исследования. Внимание - очень важный психический процесс, который является условием успешного осуществления любой деятельности детей как внешней, так и внутренней, а его продуктом - ее качественное выполнение. Внимание представляет собой психическое действие, направленное на содержание образа, мысли или другого явления. Внимание играет существенную роль в регуляции познавательной активности и поведения ребенка.
Проблема развития произвольного внимания детей является актуальной к изучению специалистами различных областей науки. По мнению В.А. Ивановой и М.А. Лебедевой «старший дошкольный возраст - период формирования произвольности психических процессов, в том числе и внимания. Развитие произвольного внимания выступает условием успешного выполнения любого вида деятельности. При недостаточном развитии произвольного внимания в дошкольном возрасте возникают проблемы в период школьного обучения. Как правило, в 1 классе у детей уже отмечается рассеянность, невнимательность, медленный, либо наоборот ускоренный темп деятельности, который не позволяет качественно выполнять задания, предложенные учителем».
В настоящее время реализуется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Согласно ФГОС ДО развитие познавательных структур личности (памяти, мышления, внимания, воображения, восприятия) реализуется через программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.
Анализ специальной психолого-педагогической литературы показал, что проблемой изучения внимания в течение многих десятков лет занимались зарубежные специалисты, например, Д. Джонстон и отечественные педагоги, психологи (Л.С. Выготский, П.Я. Гальперин, В.В. Лебединский, А.Н. Леонтьев, Р.С. Немов, М.С. Певзнер, У.В. Ульенкова, Л.Ф. Чупров).
В специальной педагогике есть значительное число исследований, в которых изучаются отдельные психические функции детей, имеющих задержку психического развития. В работах П.Я. Гальперина говорится о «недостаточной сформированности произвольного внимания у детей с задержкой психического развития, дефицитарности основных свойств внимания, к которым относится концентрация, устойчивость, объем, распределение, переключение внимания».
Однако, в настоящее время отсутствуют значительные теоретикоэкспериментальные педагогические исследования, посвященные разработке проблемы развития произвольного внимания у детей 6-7 лет с задержкой психического развития посредством коррекционно-развивающих игр.
Проблема исследования заключается в необходимости развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития и недостаточной методологической разработкой для его коррекции.
Объект исследования. Произвольное внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования. Содержание коррекционно-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
...
По данным многочисленных психолого -педагогических исследований одной из наиболее часто встречающихся форм дизонтогенеза является задержка психического развития. Это и обуславливает повышенный интерес к изучению особенностей развития данной группы детей. Как правило у детей с задержкой психического развития отмечается нестабильность эмоциональной, личностной сферы, нарушение когнитивных функций, в том числе и произвольного внимания.
Внимание - это особая форма психической активности человека, необходимое условие всякой деятельности , имеющее свои свойства, характеристики, параметры оценки.
Дети, у которых нарушено развитие свойств внимания, испытывают трудности в обучении и развитии. Вместе с тем внимание считают одним из главных показателей общей оценки уровня развития личности.
Цель данной выпускной квалификационной работы было теоретически обосновать и экспериментально проверить результативность подободранных коррекционно-развивающих игр как средства развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
В процессе исследования мы предположили , что использование комплекса дидактических игр в работе учителя дефектолога позволит повысить уровень произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Для подтверждения гипотезы было организовано диагностическое исследования, направленное на выявление особенностей произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. За основу нами были взяты задания, предложенные В. Богомоловым, С.Д. Забрамной, О.В. Боровик, Н.И. Гуткиной.
Данные задания были нами адаптированы к группе старших дошкольников с задержкой психического развития. Адаптация заключалась в упрощении подачи инструкции, подборе стимульного материала и структурировании самих заданий. Диагностика проводилась с учетом согласованной деятельности педагога-психолога и учителя дефектолога.
Базой для реализации исследования явилось Краевое государственное бюджетное учреждение социального обслуживания «ХХХ». В исследовании принимали участие 20 детей 6-7 лет. Дети занимаются по адаптированным основным образовательным программам дошкольного образования для детей с задержкой психического развития по рекомендациям психолого -медикопедагогической комиссии.
В результате констатирующего эксперимента были выявлены следующие особенности произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития: снижен объем, концентрация, устойчивость, переключаемость, распределение внимания. Так же отмечались сложности в восприятия и удержания словесной инструкции педагога, удержании объема информации как зрительной, так и слуховой, нарушения графомоторных умений , несформированность понятий одинаковые-разные, сложности дифференциации фигур (путали овал и круг, квадрат и прямоугольник), высокая отвлекаемость дошкольников, что свидетельствует о трудностях сосредоточения на задании.
Исходя из данных, полученных на этапе констатирующего эксперимента, был реализован формирующий эксперимент. Нами был разработан и апробирован комплекс коррекционно -развивающих занятий учителя-дефектолога с включением в него дидактических игр и упражнений по развитию произвольного внимания детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
На этапе формирующего эксперимента все дети были разделены на экспериментальную и контрольную группы. После проведения дефектологических занятий дети были повторно диагностированы.
По результатам изучения объема, концентрации, устойчивости,
переключаемости и распределения произвольного внимания в экспериментальной группе наблюдалась положительная динамика (среднем на 40 % (4 ребенка). Следует отметить, что в контрольной группе на 10 % (1 человек) увеличилось количество детей со средним уровнем. у детей улучши в развитии. Также у детей улучшились представление о форме предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник), они стали лучше воспринимать инструкцию, на данном этапе эксперимента она предъявлялись один раз. Дети начали лучше узнавать и называть цвета, улучшилось представление о понятиях одинаковые -разные, большой-маленький, высокий-низкий, длинный-короткий. Детали в пространстве рисунка стали располагаться в правильном направлении, и практически соответствовали образцу, Штрихи стали более плавными, не было резких переходов, что показывает улучшение графомоторных умений. Переключение с одного вида деятельности на другой приобрело плавный, планомерный характер, детям требовалось меньше времени на выполнение заданий.
...
1. Абасалиева А.З. Особенности внимания детей с задержкой психического развития // Теория и практика современной науки, 2019. С. 915-922.
2. Абаляшина Л.И. Взаимосвязь развивающей предметно-пространственной среды и сенсорного развития детей дошкольного возраста / Л.И. Абаляшина, Т.Ю Иванова, О.А. Скрупская // О некоторых вопросах проблемах психологии и педагогики: сб. науч. тр. по итогам междунар. науч. -практ. конф. - Красноярск, 2016. - с. 150-156.
3. Агаева И.Б., Л.П. Уфимцева «Организационно-педагогические условия
реализации федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) // Вестник КГПУ им. В. П. Астафьева. 2016. № 3 (35).
С.99-104.
4. Алябьева Е.А. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста: Метод. пособие в помощь воспитателям и психологам дошк. учреждений / Е. А. Алябьева. М.: Творч. центр Сфера, 2002. 89 с.
5. Андрущенко Т.Ю. Коррекционные и развивающие игры для детей 6 -10 лет [Текст] / Т.Ю. Андрущенко, Н.В. Карабекова. М.: Издательский центр «Академия», 2018. 96 с.
6. Арскиева З.А., Ажиев М.В. Проблемы развития произвольного внимания у детей дошкольного и младшего школьного возраста // Современные методы и технологии обучения: детский сад-школа-ВУЗ. 2019. С. 24-29.
7. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. Кн. для воспит. детского сада. М.: Просвещение, 1991.127 с.
8. Баскакова И.И. Внимание дошкольника, методы изучения и развития [Текст] / И. И. Баксакова. М.: НПО «МОДЭК», 2017. 64 с.
9. Белых В.А. Полный курс развития дошкольника. Внимание, память, мышление / под ред. В.А. Белых. М.: ЭКСМО, 2019. 187 с.
10. Блинова Г. М. Познавательное развитие детей 5-7 лет / Методическое пособие / Г. М. Блинова. - М.: Сфера, 2010. 128 с.
11. Богуславская З.М. Психологические особенности познавательной деятельности детей-дошкольников в условиях дидактической игры / под ред. З.М. Богуславской. М.: Просвещение, 2017. 343 с.
12. Большая книга детского психолога [Текст]: учеб. пособие для педагогов/ О. Н. Истратовой, Г. А. Широковой; под ред. Т. В. Эксакусто. Изд. 3-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2010. 568 с.
13. Болдарева Е.В. Развитие сенсорных способностей у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры // Реализация образовательных и профессиональных стандартов в психологии и педагогике: сб. ст. по итогам междунар. науч.-практ. конф. - Стерлиматак: АМИ, 2019. - С. 12-16.
14. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду / под ред.
A. К. Бондаренко. Москва, 2000. 127 с.
15. Васина Ю.М. Инновационные подходы к формированию сенсорных эталонов у детей дошкольного возраста // Инфоурок: сайт - Смоленск, [б. г.].
- 07.11.2020. - URL: https://multiurok.ru
... всего 66 источников