ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 6
1.1. История развития игровой деятельности. Классификация игровой
деятельности 6
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего
дошкольного возраста 11
1.3. Особенности организации игровой деятельности с детьми
младшего дошкольного возраста 15
Выводы по Главе 1 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 23
2.1. Методика и организация исследования 23
2.2. Анализ и интерпретация результатов констатирующего этапа
эмпирического исследования 24
2.3. Психолого-педагогическая работа организации игровой
деятельности с детьми младшего дошкольного возраста 34
2.4. Анализ эффективности проделанной работы 44
Выводы по Главе 2 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 61
ПРИЛОЖЕНИЯ 65
Актуальность. Известно, что наиболее эффективно социальное взросление дошкольника происходит в игре. Дошкольный возраст - это период интенсивного вхождения ребенка в мир социальных отношений, усвоения общественного опыта, игра несет в себе огромный потенциал социального наследия, благодаря игре, как сказал Л.С. Выготский, происходит «врастание в культуру». В процессе становления всех видов детской деятельности происходит в это время и овладение социальным опытом.
Во время игры у ребенка активно развиваются основные формы мышления, речи и воображения, совершенствуются элементарные навыки исследования, формируется связь между образами, словами и их значением, развиваются творческое воображение и творчесое мышление. В процессе игровой деятельности в раннем и дошкольном возрасте происходит развитие качеств личности, формируются черты характера, наблюдается развитие эмоционально-волевой сферы, эмпатии и волевой регуляция поведения. Огромно значение игровой деятельности в становлении межличностных отношений, в развитии умений общения со сверстниками и взрослыми, в понимании аспектов социального взаимодействия, коммуникации и социальной перцепции. Во время игровой деятельности ребенок взаимодействует с внешним миром, он играет определенный сюжет и роль, в результате этого взаимодействия дошкольник начинает осознавать социальные нормы и правила .
В современном нормативном документе Федеральном государственном общеобразовательном стандарте дошкольного образования игра
рассматривается как важное средство социализации личности ребенка - дошкольника.
В связи с этим, в условиях введения ФГОС дошкольного образования педагогу важно понять особенности организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Цель исследования: теоретическим путем выявитьособенности игры детей младшего дошкольного возраста и экспериментальным путем создать психолого-педагогические условия ее организации.
Задачи исследования:
1. Изучить и проанализировать научно-методическую литературу по теме исследования.
2. Подобрать методы и методики диагностики.
3. Эмпирическим путем выявить особенности организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
4. Разработать и реализовать психолого-педагогическую работу по организации игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста
5. Изучить эффективность проделанной работы и сделать выводы.
Объект исследования: игровая деятельность детей младшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: психолого-педагогические условия
организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Метод исследования:
- анализ психолого-педагогической литературы;
- наблюдение.
Методика исследования:
Наблюдение за игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста (автор О.П. Гаврилушкина).
Гипотеза исследования: развитию игровой деятельностидетей младшего дошкольного возраста будет способствовать создание психологопедагогических условий по ее организации.
...
Данная выпускная квалификационная работа была ориентирована на выявление особенностей организации игровой деятельности детей дошкольного возраста, а также разработку и реализацию психологопедагогических условий организации игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста.
В связи с поставленной целью в первой главе исследования рассмотрено состояние исследуемой проблемыв психолого-педагогической литературе, в результате чего было выявлено, что игра - это ведущий вид деятельности ребенка, в игре он развивается как личность, у него формируются те стороны психики, от которых впоследствии будет зависеть успешность его социальной практики. В первой части исследования были рассмотрены классификации игр и выделены виды игр, которые развиваются постепенно в ходе онтогенеза: режиссерская игра; образно-ролевая игра; сюжетно-ролевая игра.
Кроме этого, было отмечено, что дошкольный период - это период первоначального личности, возникновения эмоционального предвосхищения последствий своего поведения, самооценки, усложнения и осознания переживаний, обогащения новыми чувствами и мотивами. Центральными новообразованиями этого возраста можно считать соподчинение мотивов.
Относительно игровой деятельностидетей младшего дошкольного возраста сделан вывод о том,что в данный период сюжетно-отобразительная игра переходит в сюжетно-ролевую. Сформированность игровой деятельности создает необходимые психологические условия и
благоприятную почву для всестороннего развития ребенка. Всестороннее воспитания людей с учетом их возрастных особенностей требует систематизации используемых в практике игр, установление связей между разными формами самостоятельной игровой и не игровой деятельности, протекающей в игровой форме.
После анализа теоретических положений в работе представлены результаты эмпирического исследования, проведенного на базе на базе муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения Ирбейского района Красноярского края. В исследовании принимали участие 18 детей младшего дошкольного возраста.
Основной целью экспериментального исследования являлось выявление особенностей организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
В качестве диагностической методики была выбрана методика «Наблюдение за игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста» (автор О.П. Гаврилушкина).
Анализируя полученныев ходе констатирующего эксперимента данные, можно сделать вывод, что большинство детей младшего дошкольного возраста как экспериментальной (57%) так и контрольной группы (50%) продемонстрировали низкий уровень развития игровой деятельности. Это проявляется в том, что в большинстве параметров оценки игровой деятельности имеют низкий уровень развития.
Результаты констатирующего эксперимента свидетельствовали о необходимости и целесообразности проведения работы, направленной на обеспечение психолого-педагогических условий организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста.
Мы выделили следующие психолого-педагогические условия обеспечения организации игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста:
-создание предметно-развивающей среды;
-сопровождение игровой деятельности;
- организация взаимодействия с семьями детей.
С целью проверки эффективности предложенной психологопедагогической работы по организации игровой деятельности с детьми младшего дошкольного возраста был проведен контрольный эксперимент с 59
использованием той же методики «Наблюдение за игровой деятельностью детей младшего дошкольного возраста» (автор О.П. Гаврилушкина).
После проведения формирующих мероприятий в экспериментальной группе средний уровень развития игровой деятельности составил 43%, а высокий36% при этом, низкий уровень снизился до 21%.
В контрольной группе произошли незначительные изменения.
Гипотеза исследования подтвердилась.
1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. М.: Академия, 1999.762 с.
2. Аникеева Н.П. Психологическийклимат в коллективе. М.: Просвещение, 1999. 224 с.
3. Арсентьева В.П. Игра - ведущий вид деятельности в дошкольном детстве. М.: Форум, 2009. 155с.
4. Артамонова О. Предметно-пространственная среда: ее роль в развитии личности // Дошкольное воспитание. 1995. №4. С.14-18.
5. Баданика Л. А. Организацияадаптации родителей к детскомусаду // Дошкольное воспитание. 2007. №5. С.11.
6. Баринова Н.М. Ребенок развивается в игре // Ребенок в детскомсаду. 2010. № 6. С.67-71.
7. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 2001.165 с.
8. Большакова Л. К. О работе с детьмимладшего дошкольного возраста впериод адаптации к ДОУ //Дошкольноевоспитание. 2007. №5. С.18.
9. Бондаренко А.К., Матусик А.И. Воспитание детей в игре. М.: Просвещение,1983. 136 с.
10. Валитова И.Е. Психология развития ребенкадошкольного возраста. М.., 2005. С. 40.
11. Васильева М.А. Руководство играмидетей в дошкольных учреждениях. М.: Просвещение,1986. 141 с.
12. ВолковБ .С. ,ВолковаН.В.. Психологияразвитиячеловека.М.: Академический проспект, 2004. 288с.
13. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка // Вопросы психологии. 2006. №6. С.44-48.
14. Гаврилушкина О.П. Комплектдиагностических методик
для изученияразвития детей младшегодошкольного возраста
3-4лет). М.: АНО ПЭБ, 2007. 40 с.
15. Гербова В.В., Иванкова Р.А. Воспитание детей во второй младшей группе детского сада. М.: Синтез, 2009. 115 с.
... всего 46 источников