ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПРОЯВЛЕНИЯ
ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 7
1.1. Психолого-педагогические подходы к проблеме одиночества 7
1.2. Подростки и юноши как особая социальная группа 12
1.3. Проблема переживания одиночества в подростковом и юношеском
возрасте 19
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 27
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ОДИНОЧЕСТВА В ПОДРОСТКОВОМ И ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ 28
2.1. Общая характеристика экспериментальной выборки и методов
исследования 28
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования 31
2.3. Психолого-педагогическая модель преодоления чувства
одиночества в подростковом и юношеском возрасте 38
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 45
ПРИЛОЖЕНИЕ 50
Сложно найти человека, который хотя бы иногда не испытывал чувства одиночества. В течение жизни человек по разным причинам может утрачивать множество связей: с окружающими, со своим истинным «я». Одиночество некоторых людей может объясняться не только вынужденной изоляцией, потерей или отсутствием социальных взаимосвязей, но и личностными качествами (например, стеснительностью, замкнутостью, застреванием на негативе). Особенно тяжело переживается чувство одиночества в подростковом возрасте, поскольку в силу своей социальноличностной незрелости дети болезненно воспринимают критичность и негативное оценивание своей личности, оценки поступков, внешности.
Проблема одиночества в современной научной литературе наиболее активно исследуется примерно с 50-х годов XX столетия, в работах Р.С. Вейс, Т.Б. Джонсон, В. Зилбург, К.Э. Мустакас, Л.Э. Пепло, Д. Рисмен, У.А. Садлер, П.Е. Слейтер, Э. Фромм и др. В отечественной литературе по идеологическим причинам научные исследования одиночества как самостоятельного феномена проводились редко. Повышенный интерес к этой проблеме начал проявляться только в последнее десятилетие, что может означать переход ее в разряд актуальных. Среди самых масштабных научных исследований, которые демонстрируют многие аспекты одиночества, следует выделить работы таких ученых, как М.И. Буянов, А.С. Гагарин, О.В. Данчива, С.Г. Корчагина, Ю.П. Кошелева, Ж.В. Пузанова, Г.М. Тихонов, Н.В. Тулина, Н. Хамитов, Ю.М. Швалб и др. Несмотря на масштабные многолетние исследования, которые продолжаются и в наше время учеными разных отраслей, существует научный плюрализм в определении сущности одиночества, причин его возникновения, характера проявления и воздействия на людей в разные онтогенетические периоды.
Таким образом, можно констатировать, что подростковое одиночество - тема, все еще недостаточно изученная, требует более детального раскрытия психологических аспектов, в том числе и экзистенционального своего содержания.
Научная новизна работы заключается в интегрированном анализе научных видений по проблеме подросткового и юношеского одиночества, в выявлении характерных особенностей эмоциональной сферы подростков, юношей, испытывающих чувство одиночества, и представляет собой на данном этапе способ проверки обоснованности гипотез и задач исследования. Подростковый период характеризуется своей эмоциональной сензитивностью и относится к стадии онтогенеза, где велик риск в области дезинтеграции психоэмоционального состояния подростка. Являясь «зеркалом» общества, подросток отражает имеющиеся здесь тенденции, проявляя их с помощью механизма идентификации, эмоционального состояния значимых взрослых.
Чувство одиночества у подростка и юноши может провоцироваться естественными для этого возраста психофизиологическими изменениями, к которым он не готов, приобретения негативного социального опыта, осознания своей непохожести на других. Для некоторых подростков и юношей это становится чрезвычайно тяжелым испытанием, «следы» от которого остаются на всю жизнь, иногда они ее делают совсем короткой. Статистика подростковых и юношеских суицидов не позволяет игнорировать эту серьезную социально-психологическую, медицинскую проблему. Как отличаются друг от друга люди, так и различается их отношение к одиночеству. Что для одного тягостное существование, связанное с депрессией и ощущением собственной неполноценности, то для другого размеренная и спокойная жизнь «для себя», дающая возможность построить успешную карьеру или заняться творчеством. Одиночество может быть не только проявлением негативных чувств и эмоций, но и радостью и удовольствием.
На основании вышеизложенного выявлены противоречия между:
- значительным количество зарубежных и отечественных
исследований по проблеме одиночества и отсутствием единой
терминологии, определяющей данное понятие;
- возможными негативными последствиями одиночества на формирование личности в подростковом и юношеском возрасте и отсутствием психолого-педагогической системы профилактики и коррекции деструктивного состояния у данной категории детей.
...
Таким образом, изучив особенности проявления одиночества в подростковом возрасте, считаем необходимым сделать следующие выводы:
- основываясь на психолого-педагогические подходы к проблеме
одиночества: психодинамический, экзистенциальный, социологический,
когнитивный, можно выделить ряд ключевых моментов: одиночество является осознаваемым состоянием, состояние одиночества, испытываемое человеком, оценивается как тягостное, несущее в себе отрицательную эмоционально-аффективную окраску, одиночество является результатом депривации личностных потребностей;
- специфика подростков и юношей как особой социальной группы заключается в том, что именно в данные возрастные периоды складываются определенные личностные качества: целеустремленность и настойчивость сочетаются с импульсивностью и неустойчивостью. Потребность в общении сменяется желанием уединиться. В подростковом возрасте формируется осознанное отношение к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В юношеском возрасте усиливается внимание к своему внутреннему миру;
- именно в подростковом периоде проблема одиночества ощущается наиболее остро, поскольку в этот возрастной этап ребенок формируется как личность, расширяет круг социальных потребностей, исследует новые социальные роли в поиске идентичности. Чувство одиночества может перерасти в устойчивое негативное психическое состояние, сопровождающееся психосоматическими заболеваниями, и даже стать препятствием для личностного развития. В юношеском возрасте одиночество может также проявляться в наиболее острой форме. Вместе с тем переживание одиночества сопровождает развитие ряда личностных новообразований молодых людей, то есть дает возможность их личностному росту;
- с целью выявления особенностей проявления одиночества в
подростковом и юношеском возрасте нами проведено исследование на базе МБОУ СОШ № 147, г. Красноярск. В исследовании были применены
следующие методики: тест «Шкала одиночества Д. Рассела и
М. Фергюсона»; «Опросник для определения вида одиночества» (С.Г. Корчагиной);
- в результате исследования выявлено, что для юношей характерна активная жизненная позиция, самоуверенность, общительность, инициативность. Для этих учащихся состояние одиночества не характерно, выражено лишь у 26,7% юношей. Данная группа юношей испытывает одиночество значительно реже и переживает менее остро, чем другая группа подростков, которая составляет 60% испытуемых. Эти учащиеся отличаются замкнутостью, застенчивостью, пассивностью, интровертированностью. Большинство подростков (53,3%) в отличие от юношей наиболее возбудимы, тревожны, конфликтны, с выраженной неспособностью к сотрудничеству, подозрительностью и зависимостью в межличностных отношениях. С целью коррекции проявлений и видов одиночества в подростковой и юношеской среде, нами разработаны методические рекомендации для педагога МБОУ СОШ № 147 г. Красноярск.
1. Абдураманова Л.Р., Юдеева Т.В. Индивидуально-психологические особенности переживания одиночества в подростковом возрасте // Ученые записки Крымского инженерно-педагогического университета. Серия: Педагогика. Психология.2017. №4 (10). С. 18-22.
2. Василенко Е.А., Сапожникова М.О. Исследование чувства одиночества у учащихся подросткового возраста // Методы и механизмы реализации компетентностного подхода в психологии и педагогике: сборник статей Международной научно-практической конференции. 2017. С. 65-69.
3. Воробьева М.В. Личностные особенности подростков,
переживающих состояние одиночества // Психология трудного детства: материалы Международной научно-практической конференции,
посвященной 15-летию научной школы доктора психологических наук, профессора, академика АПСН и РАЕ, заслуженного деятеля науки и образования, заслуженного работника высшей школы РФ Р.В. Овчаровой. 2014. С. 132-137.
4. Герт В.А. Коррекционные аспекты преодоления негативного влияния одиночества в подростковом возрасте // Специальное образование. 2011. №1. С. 26-33.
5. Голиков Н.А. Качество жизни детей: социальные технологии оптимизации //Образование и общество. 2011. №2. С. 65-70.
6. Гонова А.Х., Лукьянов А.С. Исследование одиночества и коррекция его проявлений в подростковом возрасте // Психологические исследования личности в современной стрессогенной среде: сборник материалов VI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2017. С. 247-251.
7. Даудова Д.М., Гасанова П.Г. Проблема одиночества в подростковом возрасте // Педагогическое образование и наука. 2011. №8. С. 50-55.
8. Домрачева В.В. Проблема одиночества в подростковом и юношеском периодах развития // Развитие человека в современном мире: материалы VII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 64-68.
9. Ераскова А.А. Феномен подросткового одиночества: причины и
способы коррекции // Академия профессионального образования. 2016.
№10 (64). С. 45-47.
10. Касьянов В.Н., Прудникова И.И. Изучение чувства одиночества у подростков и юношей // Психологическая студия: сборник статей студентов, магистрантов, аспирантов, молодых исследователей кафедры прикладной психологии ВГУ имени П.М. Машерова. 2016. С. 99-101.
11. Кон И. С. Психология ранней юности. М.: АСТ, 2005. 256 с.
12. Лешонок Л.Р., Казаева Е.А. Влияние чувства одиночества на личность подростка // Всероссийская весенняя психологическая сессия: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции.
1. С. 170-174.
13. Магомедова С.М. Переживание подростками чувства одиночества в ситуации развода родителей // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия 2: Гуманитарные науки. 2014. №4. С. 247-253.
14. Мадорский Л.Р., Зак А.З. Глазами подростков. М.: Просвещение, 1991. 244 с.
15. Мартинкевич А.В., Ушева Т.Ф. Профилактика одиночества как фактор психологического благополучия подростков // Наука вчера, сегодня, завтра. 2017. №6 (40). С. 61-66.
... всего 33 источников