ВВЕДЕНИЕ 5
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 8
1.1. Понятие памяти и особенности ее развития в онтогенезе 8
1.2. Индивидуально-психологические особенности детей с ОНР третьего
уровня 14
1.3. Особенности памяти у детей дошкольного возраста с ОНР 19
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 25
2.1. Организация исследования особенностей памяти у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня 25
2.2. Описание психодиагностических методик исследования особенностей памяти у детей дошкольного возраста с ОНР 28
2.3. Анализ результатов экспериментальной работы по изучению особенностей памяти у детей дошкольного возраста с ОНР третьего уровня38
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ПАМЯТИ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ 48
3.1. Содержание и методика формирующего эксперимента по развитию
памяти у детей с ОНР третьего уровня 48
3.2. Результаты формирующего эксперимента 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 67
ПРИЛОЖЕНИЯ 71
Исследование развития памяти детей дошкольного возраста достаточно
актуально в связи с нарастанием объема осваиваемой детьми информации, но
ухудшением её развития у значительной части современных дошкольников.
Память является одним из важнейших психических процессов, с помощью
которого ребенок познает окружающий мир. Именно память сохраняет
прошлое для будущего. Любая деятельность, которая будет осваиваться
ребенком: чтение, письмо, занятие физкультурой, спортом, трудовая
деятельность – основана на том, что образ воспринятого сохраняется в
памяти. Развитие памяти является одном из «ключевых» моментов в
развитии дошкольника, «обслуживает» развитие других познавательных
процессов и является значимым показателем готовности к школе.
В исследованиях (П.П. Блонский, Л.М. Векнер, Л.С. Выготский, Л.Н.
Житникова, П.И. Зинченко, З.М. Истомина, Ф.В. Ипполитов, Е.С. Махлах
А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн) изучены механизмы и особенности памяти,
разных её видов; определены индивидуальные различия в её развитии;
показано влияние различных факторов на её совершенствование, указаны
методы и приёмы данного процесса.
Особый интерес представляет проблема её развития у детей с
нарушением речи. Так как память является ведущей в дошкольном возрасте,
то именно ее изучение и развитие очень важно при общем недоразвитии
речи. Но не только степень развития речи зависит от уровня развития памяти
ребенка, но и уровень развития памяти зависит от степени
сформированности речи.Значимость раннего и дошкольного возраста для
воспитания, коррекции и компенсации отклонений в развитии детей
неоспорима.
Общее недоразвитие речи – это различные сложные речевые
расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой
стороне, при нормальном слухе и интеллекте. ОНР имеет разную степень
выраженности – от полного отсутствия речи до развернутой фразовой речи с
элементами аграмматизма.
В исследованиях Р.Е. Левиной, О.Н. Усановой, А.П. Вороновой, Н.С.
Жуковой, Е.М. Мастюковой, Т.Б. Филичевой и других изучены особенности
развития детей с ОНР, а также показана необходимость исследования
особенностей памяти у детей с ОНР и ее развития. Развивать память у
дошкольников можно с помощью разных методов и приемов.
Значение нормального развития памяти очень велико. Для
полноценного общения, для того, чтобы ребенок уверенно и комфортно
чувствовал себя в обществе, необходимо, чтобы речь ребенка была
правильной, чтобы он четко произносил все звуки родного языка,
грамматически правильно строил предложения, обладал связной речью.
Объектом исследования является память у детей старшего
дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
Предметом исследования является исследование особенностей памяти
у детей старшего дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
Целью исследования является изучение особенностей памяти у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи третьего уровня.
Достижение поставленной цели исследования обеспечивается
решением следующих задач:
1. Изучение научной литературы по выделенной проблеме для
определения понятия памяти, общего недоразвития речи.
2. Выделение индивидуально-психологических особенностей детей
дошкольного возраста с ОНР третьего уровня.
3. Выявить особенности развития различных видов памяти у детей
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Описать организацию исследования и отобрать диагностические
методики для исследования особенностей памяти у дошкольников с
ОНР третьего уровня.
5. Провести констатирующий эксперимент и проанализировать его
результаты.
6. Разработать методические рекомендации и провести формирующий
эксперимент по развитию памяти у детей дошкольного возраста с ОНР
3 уровня.
7. Проанализировать результаты и описать выводы по исследованию.
Гипотеза исследования: у детей с общим недоразвитием речи третьего
уровня по сравнению с нормой отмечаются нарушения речеслуховой памяти,
зрительной памяти, а также значительно меньше объем активной и
пассивной памяти; своевременное развитие памяти способствует полному
или частичному устранению речевых недостатков.
Анализ специальной литературы выявил, что восприятие и память
находятся в тесной взаимосвязи с речевой функцией, а речевая функция тем
самым находится в тесной связи со всеми компонентами функциональной
системы. Выпадение какой-либо одной функции влечет за собой нарушение
другой.
В настоящее время имеются указания в специальной литературе, что у
детей с общим недоразвитием речи имеются нарушения вербальной памяти
(С.Н. Сазонова, В.К. Воробьева, Р.И. Мартынова, Ю.Ф. Гаркуша). Вместе с
тем нам известно, что в основе дефекта при общем недоразвитии речи лежит
наряду с недоразвитием лексико-грамматического строя речи, нарушается
слуховое восприятие и слуховое внимание (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюнова,
Г.А. Ткаченко), ввиду чего специфически меняется процесс формирования
речевой функциональной системы у детей с общим недоразвитием, может
специфично протекать процесс вербальной памяти, запоминания. На это
указывают многие авторы, в частности Г.А. Каше, Р.И. Мартынова. Если
процессы памяти связаны с запоминанием слов, близких по звучанию, с
нарушением фонем близких по артикуляторно-акустическим признакам, это
основание для изучения вербальной памяти.
Общее недоразвитие речи представляет собой сложный дефект, при
котором наблюдается органическое поражение центральной нервной
системы, следовательно, представляет собой специфическое проявление
речевой аномалии, при котором нарушается или отстает от нормы основные
компоненты речевой системы: лексический, грамматический и фонетический
строй.
В виду того, что ОНР носит органическую природу, специфически
развиваются такие психические функции как внимание, память, мышление
(С.С. Липидевский, Б.М. Гриншпун, Т.Б. Филичева, Т.В. Волосовец, А.Н. Леонтьев). Как указывают в своих исследованиях ученые ОНР в тяжелых
случаях граничит с умственной отсталостью, в легких – дети имеют
своеобразный характер развития познавательной сферы: внимания, памяти,
словесно-логического мышления (Н.С. Жукова, Г.А. Каше). Авторы
отмечают недостаточную устойчивость внимания, ограничена возможность
его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической
памяти страдает вербальная память, снижена продуктивность запоминания.
Они забывают сложные инструкции, элементы последовательности заданий.
У наиболее слабых детей низкая активность припоминания может сочетаться
с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности.
Такие дети без специального обучения с трудом овладевают анализом и
синтезом, сравнением и обобщением (Т.В. Волосовец).
На современном этапе основное внимание ученых привлекает изучение
связи речи и мышления, другие вопросы как речь и память, речь и внимание,
разработаны не столь детально, что говорит о выборе темы, о ее
актуальности.
Для диагностики уровня развития когнитивных процессов
предлагаются психодиагностические методики исследования памяти:
слухоречевой памяти«Заучивание 10 слов» А.Р. Лурия, зрительной памяти
«Запомни рисунки», активной памяти методика «Назови слова»
Матюгиной И.Ю. и Чакаберий Е.И., пассивной памяти методика «Выяснение
пассивного словарного запаса» В.К. Гайда, долговременной памяти методика
«Долговременная память» А.Ф. Ануфриевым и С.Н.Костроминой,
оперативной слуховой памяти методика «Непосредственного запоминания
словесного материала».
Для развития памяти у детей старшего дошкольного возраста были
предложены методики: упражненияна развитие слухоречевой памяти
«Цепочки звуков», «Язык инопланетян», «Актерское мастерство», «Слова по
парам», «Цепочки из слов»;система развития зрительной памяти, разработанная И.Ю. Матюгиной и Е.И. Чакаберия; для развития активной и
пассивной памяти предложен пример логопедического занятия на основе
разработок Л.М. Житниковойи Т.П. Зинченко.
Отклонения показателей в развитии различных характеристик и видов
памяти от средневозрастной экспериментальной нормы больше, чем на 1,5 и
более раз достоверно является косвенным признаком того, что речевые
нарушения накладывают отпечаток на развитие всех познавательных
процессов, а в частности и на развитие и формирование памяти.
Для доказательства того, что память детей с ОНР 3 уровня может
корректироваться и иметь положительную динамику в своем развитии, мы
разработали и внедрили коррекционно-развивающую программу.
Контрольный этап исследования показал, что разработанная нами
программа позволяет развить, скорректировать память данной категории
детей. А это в свою очередь доказывает выдвинутую нами гипотезу.
Ануфриев, А.Ф. Как преодолеть трудности в обучении детей / А.Ф.
Ануфриев, С.Н. Костромина. – М., 1989. – С. 42-43.
2. Бадалян, Л.О. Память и нервно-психическое развитие / Л.О. Бадалян //
Дошкольное воспитание. – 1976. – №4. – С. 23–31.
3. Блонский, П.П. Память и мышление. – Изд. 2. / П.П. Блонский. – М.:
Норма, 2007. – 208 с.
4. Выготский, Л.С. Память и её развитие в детском возрасте / Ю.Б.
Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. –
М.: АСТ, 2008. – 646 с.
5. Гайда, В.К. Психологическое тестирование: Учеб. Пособие / С.П. Захаров,
В.К. Гайда – Л.: НИК, 1982. – 306 с.
6. Галанов, А.С. Психодиагностика детей / А.С. Галанов – М.: ТЦ Сфера,
2005. – 128 с.
7. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / Н.А. Гвоздев – М.,
Педагогика, 1961. – 322 с.
8. Гвоздев, А.Н. От первых слов до 1 класса. Дневник научных наблюдений /
А.Н. Гвоздев. - Саратов, Изд-во Сарат. ун-та. 1981. – 342 с.
9. Гуревич, К.М. Психологическая диагностика. Учебное пособие / Под ред.
К.М. Гуревича и Е.М. Борисовой. — М.: Изд-во УРАО, 2007. – 286 с.
10.Дубровина, Т.И. Особенности слухоречевой памяти у дошкольников с общим
недоразвитием речи / Т.И. Дубровина // Специальная психология. - 2010. - №
3/4. - С.5-15.
11.Дубровина, Т.И. Формирование слухоречевой памяти в системе
логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у
дошкольников :автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т.И. Дубровина; Моск.
гос. гуманитар. ун-т им. М.А. Шолохова. - М., 2010. – 68 с.68
12.Дубровина, Т.И. Экспериментальное изучение памяти дошкольников с
общим недоразвитием речи / Т.И. Дубровина, И.Ю. Левченко //
Дефектология. – 2014. - № 3. - С. 45-52.
13.Жане, П. Эволюция памяти и понятие времени: Хрестоматия по общей
психологии. Психология памяти / Под. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романов.
М.: Союзиздат, 1979. – 264 с.
14. Зинченко,П.И. Непроизвольное запоминание и деятельность / Ю.Б.
Гиппенрейтер // Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. –
М.: АСТ, 2008. – 646 с.
15.Истомина, З.М. Развитие памяти: Учебно-методическое пособие / З.М.
Истомина. – М.: Союзиздат, 1978. – 345 с.
16.Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для
логопеда / Г.А. Каше – М.: Просвещение, 1985. - 207 с.
17.Клацки, Р. Память человека: структура и процессы / Р. Клацки. - М.:
Наука, 1978. – 502 с.
18.Коваленко, Ю.В. Развитие слухоречевой памяти у детей с ОНР III уровня /
Ю.В. Коваленко // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. –
2013. – № 1. – ART 130104. – 6 с.
19.Коломинский, Я.Л. Психическое развитие детей в норме и патологии / Я.Л.
Коломинский, Е.А. Панько –С-П.: Питер, 2004. – 482 с.
20.Лебедева, С.О. О возможностях развития образной памяти / С.О.Лебедева
// Дошкольное воспитание. – 1985. – №8. – С. 52-54.
21.Лебедева, С.О. Психологическое изучение детей с нарушениями развития /
С.О. Лебедева – М.: Издательство «Книголюб», 2007. – 152 с.
22.Левина, Р.Е. Избранные труды / Р.Е. Левина. – М.: Наука, 1965. – 576 с.
23.Левина, Р.Е., Никашина Н. А. Характеристика ОНР у детей / Р.Е. Левина,
Н.А. Никишина //Основы теории и практики логопедии. - М.:
Просвещение, 1968. - С. 67-85.69
24.Левченко, И.Ю. Вариативные особенности памяти у детей с общим
недоразвитием речи / И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина // Дефектология. –
2014. - № 5. - С. 46-50.
25.Левченко, И.Ю. Особенности памяти дошкольников с общим недоразвитием
речи / И.Ю. Левченко, Т.И. Дубровина // Коррекционная педагогика: теория и
практика. - 2013. - № 2(56). - С. 5-12.
26.Леонтьев,А.Н. Развитие высших форм запоминания / Ю.Б. Гиппенрейтер //
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008.
– 646 с.
27.Лурия, А. Р. Маленькая книжка о большой памяти / Ю.Б. Гиппенрейтер //
Хрестоматия по общей психологии. Психология памяти. – М.: АСТ, 2008.
– 646 с.
28.Люблинская, А.А. Детская психология: Учеб.пособие для студентов пед.
ин-ов / А.А. Люблинская - М., 1999. - 268 с.
29.Мастюкова, Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии: Ранняя диагностика
и коррекция / Е.М. Мастюкова – М..: Просвещение, 2007. – 95 с.
30.Машаров, В.И. Детская психология / под ред. В.С. Мухина – М.: Площадь,
2013. – 389 с.
31.Мельникова, О.А. Комплекс дидактических компьютерных игр по
формированию опосредованной памяти у детей с общим недоразвитием речи
/ О.А. Мельникова // Вестн. Ун-та Рос.акад. образования. - 2012. - № 1. - С.
65-67
32.Семенович, А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в
детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза / А. В. Семенович. – М.:
Генезис, 2007. – 474 с.
33.Соботович, Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции: (дети
с нарушением интеллекта и мотор.алалией) / Е.Ф. Соботович. – М.: АСТ,
2006. – 173 с.70
34.Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего дошкольного возраста) / Е.И.
Тихеева - М., 1981. – 255 с.
35.Трошихина, Ю. Г. Развитие кратковременной памяти у детей раннего
возраста / Ю.Г. Трошина, Д. Х. Гизатулина // Вопросы психологии. – 1979.
– №4. – С. 127–130.
36.Урунтаева, Г.А. Детская психология / Г.А. Урунтаева. - М.: Академия,
2006. — 368 с.
37.Филичева, Т.Б. Основы логопедии / Т.Б. Филичева – М.: Просвещение,
1989. –223 с.
38.Фотекова, Т.А. Диагностика речевых нарушений школьников с
использованием нейропсихологических методов / Т. А. Фотекова, Т. В.
Ахутина. – М: Айрис-пресс, 2007. – 176 с.
39.Чиркина, Г.В. Актуальные проблемы развития логопедической науки / Г.В.
Чиркина // Дефектология. – 2012. - № 1. – С. 3-9.
40.Чурсина, Н.П. Особенности формирования мнестической деятельности у
дошкольников с речевыми нарушениями / Н.П. Чурсина // Психолог в
дет.саду. – 2010. - № 3. – С. 107-124.
41.Эльконин, Д.Б. Особенности психического развития детей 6-7 летнего
возраста / Под ред. А. Л. Венгера. – М.: Педагогика, 2010. – 249 с.
42.Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте/ Под ред. Д. И.
Фельдштейна. – М.: АНО «Пэб», 2008. – 718 с.
43.Юдин, А.Т. Развитие памяти в онтогенезе / А.Т. Юдин // Психология. –
2012. - №11. – С.16-21.
44.Ярин, О.В. Развитие детской памяти / под общ.редакцией И.Ю.
Матюгиной, Е.И. Чакаберий. – М.: Просвещение, 1978. – 404 с.