Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ (уроки по фольклору и народные праздники)

Работа №170445

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы65
Год сдачи2019
Стоимость4320 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Народное искусство как педагогическая система русского народа 6
1.1. Устное народное творчество: национальные и региональные традиции 6
1.2. Опыт освоения фольклора школьниками: проблема социализации 20
Глава II. Фольклорные традиции в урочной и внеурочной деятельности
современных школьников 31
2.1. Освоение учениками фольклорной жанрологии (5-8 кл.) 31
2.2. Народный праздник «Масленица» (социальный опыт современных школьников) 46
Заключение 59
Список литературы 63

Устное народное творчество играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Произведения устного народного творчества выступают как фактор социального развития личности школьника. Эмоциональное отношение к устному народному творчеству можно рассматривать как первоначальный процесс овладения опытом предшествующих поколений.
Социализирующей функцией фольклора, его эстетико-воспитательной роли посвятили свои исследования такие ученые, как В.П. Аникин [Аникин, 2001], Т.А. Агапкина [Агапкина, 2013], В.Е. Гусев [Гусев, 1967]. Многолетний опыт научного исследования народной культуры Приенисейской Сибири принадлежит Н. А. Новоселовой. Ее работы посвящены различным жанрам УНТ и в особенности народным праздникам. [Новоселова 1995; 2005; 2010; 2012; 2013; 2018]. Для педагога исследования Н.А. Новоселовой представляют ценные сведения, поскольку обладают полнотой и широтой материала.
Произведения русского фольклора в современных школьных программах В. Я. Коровиной [Коровина, 2014], В. Г. Маранцмана [Маранцман, 2005] и других представлены малыми жанрами, образцами волшебных, бытовых и народных сказок в 5 и 6 классах, а также былинами и народными песнями в 7 и 8 классах.
Словесники России достаточно часто публикуют свои методические материалы в профессиональных журналах. Это разнообразные, небезынтересные методические материалы, которыми педагог может воспользоваться на уроках литературы. Однако, конкретного материала по изучению фольклора в 5 — 8 классах очень мало.
Обзор опыта учителей позволяет сделать вывод о том, что принцип активной организации деятельности учеников (5 — 8 класс) является основополагающим. Активная организация деятельности означает субъектную позицию учащихся. Они являются равноправными участниками фольклорно-эстетического действия.
Однако, опыт постижения народной культуры ограничивается только лишь рамками учебного учреждения. Не происходит социализации подрастающего поколения в семейном кругу и культурном сообществе. Таким образом, традиции, бытовавшие на территории Приенисейской Сибири, утрачиваются и в современном социокультурном пространстве требуют возрождения.
Все вышесказанное определяет актуальность данного исследования.
Цель исследования: актуализировать имеющийся методический опыт в освоении фольклора, разработать систему учебной и культурно - просветительской деятельности с современными школьниками.
Задачи исследования:
1. Определить типологические черты народных праздников на территории Приенисейской Сибири.
2. Выявить традиции освоения народной культуры в образовательном пространстве современной школы.
3. Разработать цикл учебных занятий (5 — 8 класс) и создать модель весеннего праздника во внеучебном культурном пространстве.
Объект исследования: жанрология устного народного творчества и народные праздники на территории Приенисейской Сибири.
Предмет исследования: урочная и внеурочная деятельность по освоению отдельных жанров фольклора, организация праздника Масленица с учащимися и жителями поселка Запасной Имбеж.
Новизна исследования носит практико-ориентированный характер: современная методика занятий с младшими и старшими подростками по освоению УНТ и создание современной модели праздника Масленица в современном социокультурном пространстве.
Практическая значимость: материалы данного исследования могут быть использованы педагогами основной общеобразовательной школы, сотрудниками Дома культуры, библиотекарями.
Структура работы включает: Введение, Глава 1, Глава 2, Заключение, Список литературы.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Использование идей народной педагогики в практике обучения и воспитания связано с необходимостью обращения в современных условиях к социально-исторической и культурной самоидентификации. Утрата исторических и культурных корней своего народа может привести к бездуховности личности. Соприкосновение с народным искусством и традициями духовно обогащает ребёнка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре.
Многовековой опыт человечества и специальные исследования показали, что устное народное творчество, влияет на мировоззрение человека. Воспитание и самовоспитание детей в Приенисейской Сибири шло в процессе совместного времяпрепровождения, в процессе проживания детских традиций, обыгрывания многих сторон «взрослой» жизни. Дети участвовали в обрядах, приобщались к фольклорному творчеству.
В практике преподавания русского фольклора особая роль отводится его образовательно-воспитательному значению, его роли в формировании национальной самоидентичности. Обзор опыта учителей позволяет сделать вывод о том, что принцип активной организации деятельности учеников (5-8 класс) является основополагающим. Активная организация деятельности означает субъектную позицию учащихся. Они являются равноправными участниками фольклорно - эстетического действия. Следовательно, мы опираемся на принцип включенности современных школьников в это действие и разрабатываем собственные уроки, учитывая лучший опыт учителей.
Мы предлагаем цикл уроков для современных школьников (5-8 классы).
Занятие в 5 классе проходило в формате внеурочного занятия «Путешествие в страну Фольклорию». Ученики «путешествуют» от одного фольклорного селения к другому, выполняя задания, попутно усваивая малые жанры фольклора.
Такой формат занятия способствует включенности, деятельностности, активному эмоциональному «проживанию» материала.
Это определило необходимость занятий подобного формата в 8 классе, так как приоритеты и интересы старших подростков меняются.
Внеурочное занятие в 8 классе было проведено в формате школьного фольклорного праздника «Во горнице, во светлице». На этом занятии школьники отгадывают загадки, участвуют в инсценировке русской- народной сказки, читают скороговорки, расширяя свои знания о малых жанрах фольклора, а также изучают новые жанры: народные и лирические песни.
Проведенные занятия позволили сделать вывод, что как младшие, так и старшие подростки откликаются на такую далёкую и непонятную им народную культуру.
Такая активная позиция учащихся обеспечивает возможность проведения народного праздника «Широкая Масленица» на территории села Запасной Имбеж, который обеспечивает активное участие в организации и проведении праздника, поможет познакомить их с основными традициями празднования Масленицы и создать условия для расширения знаний учащихся о национальной культуре.
С нашей точки зрения праздник должен проходить в два этапа, согласно периодам празднования Масленицы. В первой половине праздничной недели объявляются семейные конкурсы (на лучший эскиз чучела Масленицы, на лучший праздничный стол и творческий конкурс «Широкая Масленица»).
Во второй половине праздничной недели начинаются широкие масленичные гуляния. В четверг объявляются результаты конкурса на лучший эскиз чучела Масленицы «Здравствуй, Масленица годовая!».
В пятницу, пятый день праздничного гуляния (катания на лошадях, встреча Масленицы). Чучело масленицы провозят по улицам села с песнями, частушками и закличками, подготовленные учениками 5 класса.
В последний день праздничного гуляния, в воскресенье, праздник начинается с театрализованного представления (Дом культуры). Концертная программа, подготовленная учениками 8 класса: театрализованное представление и русские-народные игры.
Основываясь на традициях празднования в Приенисейской Сибири, в концертной программе принимают участие семейные коллективы, которые заранее подали заявки для участия в творческом конкурсе с номерами художественной самодеятельности, а также участники семейного конкурса «Лакомка».
Недельный праздник в селе Запасной Имбеж заканчивается сжиганием чучела Масленицы и переходом к важнейшей традиции последнего дня масленичного гуляния — прощального обряда.
Таким образом, знания о жанрах (5класс), элементах национального русского праздника (8 класс) становятся той базой, которая поможет школьникам активно применить их на народных празднествах годового круга в своих поселках и деревнях.
Предложенная нами методика освоения фольклорных традиций в урочной и внеурочной деятельности современных школьников актуализирует знания школьников о народной культуре. Необходимо включить эти знания в культурное пространство мест проживания детей и подростков. Наиболее эффективной формой такого включения являются народные праздники годового круга. Основной принцип организации — дружеское сотрудничество школьников с членами семьи, педагогами, работниками культуры. Поэтапно и системно организованная работа позволяет приблизить далекое прошлое к современному растущему человеку, открыть увлекательный и яркий мир народной культуры, решить проблему социализации современного школьника.
Перспектива исследования заключается в том, что предложенная модель праздника «Широкая Масленица» может служить основой для других праздников народного календаря (например, Троица, Покров, Рождество).



1. Агапкина Т.А., Славянская этнолингвистика: Библиография. -М.: «Индрик», 2013.
2. Аникин В.П., Русское устное народное творчество: Учебник- М.: Высшая школа, 2001.
3. Благова Г.Ф., Пословица и жизнь: Личный фонд русских пословиц в историко-фольклористической ретроспективе. - М.: Восточная литература, 2000.
4. Вайндорф-Сысоева М.Е., Крившенко Л.П. Педагогика: Краткий курс лекций. - М.: Юрайт, 2004.
5. Голубков В.В., Методика преподавания литературы. - М.: Учпедгиз, 1962.
6. Гусев В.Е., Эстетика фольклора. - Л.: Наука, 1967.
7. Земцовский И.И., Поэзия крестьянских праздников: сборник. Л.: Советский писатель, 1970.
8. Коровина В.Я., Рабочие программы. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2014.
9. Лазутин С.Г., Поэтика русского фольклора: Учеб. пособие для студентов. - М.: Высшая школа, 1981.
10. Маранцман В. Г, Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования. 5-9 классы. - М.: Просвещение, 2005.
11. Мартынова А.Н., Детский поэтический фольклор: Антология. - СПб.: Дмитрий Буланин, 1997.
12. Мельников М.Н., Русский детский фольклор: Учеб. пособие для студентов. - М.: Просвещение, 1987.
13. Неменский Б.М., Мудрость красоты. - М.: Просвещение, 1987.
14. Неменский Б.М., Познание искусством. - М.: Издательство УРАО, 2000.
15. Никитченков А.Ю., Теория и практика преподавания фольклора в начальной школе: учебное пособие. - М.: Прометей, 2011.
16. Никитченков А.Ю., Фольклор в системе филологической и методической подготовки педагогов начальной школы: монография. - М.: Прометей, 2013.
17. Новицкая М.Ю., Введение в народоведение. Родная земля. - М.: Дрофа, 2003.
18. Новоселова Н.А., Великий пост и Пасха в народной культуре
Приенисейской Сибири: фольклорно-этнографические материалы.
Семантика обрядовых действий. - Красноярск: ГЦНТ, 2013.
19. Новоселова Н.А., Зимние святки в Приенисейской Сибири: учебное пособие. - Красноярск, 2018.
20. Новоселова Н.А., Пасха и Вознесение в народной культуре Приенисейской Сибири. Проблема распространения и семантики обрядовых действий: учебное пособие. - Красноярск, 2013.
21. Новоселова Н.А., Празднование Масленицы в Енисейской губернии: монография. - Красноярск, 2004.
22. Новоселова Н.А., Пришла Коляда накануне Рождества: святочные обряды Красноярского края. - Красноярск, 1995.
23. Новоселова Н.А., Ранний период Приенисейской весны в обрядах, труде и фольклоре: монография. - Красноярск, 2005.
24. Новоселова Н.А., Семик и Троица в Приенисейской Сибири. - Красноярск, 2012.
25. Новоселова Н.А., Сибирская Масленица. - Красноярск, 2010.
26. Ожегов С.И., Толковый словарь русского языка. - М.: ИТИ Технологии, 2006.
27. Руденкова И.В., Русская песня: 5 класс. Уроки литературы. № 8. С. 13-15. - М. 2015.
28. Рыбникова М.А., Русские пословицы и поговорки. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1961.
29. Соловей Т.Г., Цветы и ягодки русской поэзии: изучение пословиц и поговорок. Уроки литературы. № 5. С 10 -14. - М. 2014.
30. Чертов В.Ф., Русский фольклор в школьном изучении: сравнительноисторический аспект. Наука и школа. № 3. С. 4151. - М. 2018.
31. Шишкина, В. Русские частушки: обзор. Уроки литературы. № 2. С. 6-8. -
М. 2015.
32. https://mylektsii.ru/5-133268.html
33. https: //zarenica. net/blog/vo spitanie-detej -na-rusi


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ