Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Организация деятельности учащихся инклюзивных классов на уроках литературы (художественно-эстетический аспект)

Работа №170441

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы50
Год сдачи2023
Стоимость4220 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3-5
ГЛАВА 1. Художественно-эстетический аспект в реализации инклюзивного образования школьников 6-24
1.1 Особенности инклюзивного образования 6-16
1.2 Художественно-эстетическая характеристика школьников с
особенностями развития 16-24
ГЛАВА 2. Методическая организация художественно -эстетической деятельности учащихся в инклюзивном классе 25-44
2.1 Методическая организация рисования коллажа 25-31
2.2 Методическая организация создания анимационной
композиции по произведению 31-38
2.3 Методическая организация оформления кабинета литературы (литературный уголок) 38-44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 45-46
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Сегодня остро стоит вопрос о нестандартных социальных группах с теми или иными проблемами здоровья - это люди с ограниченными возможностями здоровья, люди с повышенными потребностями в социуме. По статистике, в мире их число с каждым годом увеличивается. В системе образования Российской Федерации школьников с той или иной формой нарушения здоровья получают образование в специальных (коррекционных) учреждениях, школах или дома. С 2011 года в России произошло существенное изменение в отношении общества к людям с повышенными потребностями и оценке учеников с особыми образовательными потребностями.
Для того чтобы систематизировать работу со школьниками вне нормы, создается ряд материально-технических и нормативных документов для организации педагогических условий. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ является главным этапом перехода образовательной системы на новый уровень. С появлением этого документа, инклюзивное образование внедряется и становится актуальным в России. Инклюзия сегодня, это постоянно меняющая составляющая социального общества. Благодаря инклюзии ученики становятся равноправными членами социума, развивают свои коммуникативные навыки, происходит процесс стимулирования равных прав. Благоприятная среда одна из важнейших задач в учебно - воспитательном процессе в инклюзивной среде.
В настоящее время процесс социальной реабилитации является предметом исследования специалистов многих отраслей научного знания. Психологи, философы, социологи, педагоги, социальные психологи и другие специалисты вскрывают различные аспекты этого процесса, исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы социальной реабилитации школьников с ОВЗ.
Современный взгляд на процесс развития психики у школьников с ОВЗ сложился в трудах отечественных психологов Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.Н. Леонтьева. Опираясь на теоретические и экспериментальные исследования, они установили и разграничили психические особенности у школьников с ОВЗ. По мнению Т.В. Егоровой школьники с ограниченными возможностями здоровья - это ученики, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания.
Художественно-эстетический потенциал школьников с ОВЗ был рассмотрен в трудах: H.A. Ветлугина, И.А. Грошенкова, Т.А. Добровольской, М.В. Киселева. Названные исследователи рассматривали художественно - эстетический аспект как форму дополнительного образования.
Изучая все тонкости работы с ОВЗ, было выявлено, что учитель встречается с серьезной проблемой, по организации совместной деятельности школьников с особенностями здоровья и учеников с нормой. Это связано, во-первых, с недостаточными знаниями учителей об особенностях школьников с ОВЗ, в частности в художественно-эстетическом аспекте; во-вторых, с отсутствием методических материалов для совместного обучения школьников. Для таких детей необходимы специальные условия и методики для обучения, которые станут помощью педагогам в процессе обучения. А также, адаптировать представленные методы, как для нормы учеников, так и для работы с ОВЗ. Все вышеперечисленное определяет актуальность нашей работы.
Проблема: организация работы на уроке литературы с учениками с ОВЗ, а также с обучающимися нормальным развитием.
Цель: разработка содержания комплекса художественно-эстетических форм работы учителя словесника в инклюзивных классах.
Исходя из поставленной цели, нами сформулированы следующие задачи:
1. Охарактеризовать школьников с особенностями развития;
2. Выявить наличие материала по работе со школьниками с особенностями в развитии;
3. Обозначить понятие «художественно - эстетическое воспитание», определить особенности эстетических чувств у детей с ОВЗ;
4. Разработать материалы для методической организации совместной деятельности обучающихся с разным уровнем развития (коллаж, анимация, дизайн).
Объект исследования: инклюзия и учащиеся инклюзивных классов.
Предмет исследования: художественно-эстетическая деятельность учащихся в инклюзивном классе.
Теоретическая основа: В нашей работе мы опираемся на труды педагогов, которые изучали вопрос о работе со школьниками с особенностями: Рубинштейн С.Л., Леонтьев А.Н., Егорова Т. В., Певзнер М.С., Власова Т. А., Выготский Л. С., Лубовский В. И., Лихачев Д. Б., Фокина Т.А. , анализируем труды методистов: Коровиной В. Я., Маранцмана В. Г.
Методы исследования: описательный, научный эксперимент и педагогическое моделирование.
Научная новизна исследования состоит в разработке содержания комплекса художественно-эстетических форм работы в инклюзивных классах (коллаж, анимация, дизайн).
Практическая значимость: данная работа будет полезна для учителей-словесников инклюзивных и традиционных классов.
Структура данной работы включает - введение, две главы (теоретическая и исследовательская части), заключение, список используемой литературы и приложения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Инклюзивное образование - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех школьников, что обеспечивает доступ к образованию для учеников с особыми потребностями. Благодаря инклюзии ученики становятся равноправными членами социума, развивают свои коммуникативные навыки, происходит процесс стимулирования равных прав.
В нашей работе мы рассмотрели проблемные зоны в обучении школьников с ОВЗ: во-первых, недостаточные знания учителей об особенностях учеников с ОВЗ, в частности в художественно-эстетическом аспекте; во-вторых, отсутствие методических материалов для совместного обучения школьников с разным уровнем развития.
Именно поэтому мы предлагаем комплекс художественно-эстетических форм работы учителя в инклюзивных классах. В данном комплексе мы предлагаем создание художественного коллажа, анимации и литературного уголка.
Коллаж очень увлекательная форма работы со школьниками. Благодаря творческому подходу в ходе работы, ученики заинтересованы в результате. Коллажи можно рассматривать как инструмент, который передается из рук в руки.
В ходе поискового эксперимента, мы отметили, что виды деятельности, использованные в данной работе эффективны, это позволяет на практике видеть, усидчивость, социализированность, динамику интереса к уроку литературы, взаимодействие с одноклассниками и вовлечение в учебный процесс учеников с ОВЗ.
Создание анимации - это разносторонний процесс, собирающий в себе многообразные виды художественно-эстетической деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. В процессе работы школьник осваивает приемы и средства создания образов.
Совместная творческая работа оказала положительное влияние на развитие школьников, сформировала доверительные отношения между одноклассниками, положительно повлияла на развитие внимания, памяти, речи и мышления, развитию трёхмерного восприятия формы.
В ходе поискового эксперимента мы отметили, что есть существенные проблемы школьников с ОВЗ во взаимодействии и контакте с одноклассниками. Для решения этой проблемы, мы приобщили школьников с ОВЗ и учеников с нормальным развитием к общественной деятельности. Это поможет: в социализации школьников с ОВЗ, выстраиванию доверительных взаимоотношений между учениками с нормальным развитием и школьниками с ОВЗ, в развитии самостоятельности своих действий, в реализации творческого потенциала обучающихся.
Во время работы над созданием дизайна литературного уголка, школьники не только получат практические навыки по оформлению пространственной среды класса, но также признание своей уникальности и неповторимости.
Разработанная модель внеурочной деятельности школы может стать эффективными способами самореализации детей с ОВЗ, причем во всех сферах: семье, культуре, досуге и трудовой деятельности.
В перспективе данный методический комплекс может послужить отправной точкой в создании методических материалов для учителей инклюзивных классов с акцентом в художественно-эстетическом аспекте.
Таким образом, говоря об инклюзивном образовании можно сказать, что эта проблема сложна, дискуссионна и требует методического обеспечения для учителей инклюзивных классов.



1. Акатов Л. И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья. Психологические основы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. -368 с.
2. Аргунова, Т. П. Интеграция детей-инвалидов в социум по средством социально-педагогической реабилитации // Наука и образование. - 2009. - №1. - С. 109-115.
3. Астафьев В. П. Белогрудка: рассказ /В.П. Астафьев. - М.: Сов. Россия, 1979. - С. 16.
4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды / сост. М. Ю. Бабанский. - М.: Педагогика, - 2010. - 558 с.
5. Бабанский Ю. К. Методы обучения в современной школе
/Ю.К. Бабанский - М.: Акад.пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1989. [Электронный ресурс]; Режим доступа:
http://www.elib.gnpbu.ru/text/babanskiy izbrannye-pedagogicheskie-trudy 1989/(Дата обращения: 10.06.2023)
6. Белопольская Н. Г. Психологические исследования мотивов учебной деятельности у детей с задержкой психического развития. - М.: изд-во Моск. ун-та, 1972. - 21 с.
7. Веракса Н. Е. Диалектическое мышление и творчество// Вопросы психологии. - 2000. - № 4. - С. 5-9.
8. Волков Б. С. Психология подростка. - М.: Речь, 2001. - 357 с.
9. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - СПб.: СОЮЗ, 1997. - 96 с.
10. Декларация ООН о правах инвалидов [Электронный ресурс]; Режим доступа:http://www.un.org/ru(Дата обращения: 13.06.2023)
11. Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения. / Под ред. С. Г. Шевченко. М.: изд. АРКТИ,
2001. -15 с.
12. Егорова Т. В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т. В. Егорова - Балашов: изд. Николаев, 2002. - 80с.
13. Ефремова Т. Ф. Современный толковый словарь русского языка / Ефремова Т. Ф. - М.: АСТ. - 2005. - Т. 1 А-Л. - 1168 с.
14. Инклюзивное образование. Выпуск №1 / Фадина А.К.,
Семаго Н. Я., Алехина С. В. - М.: изд. Центр «Школьная книга», 2010. - С.132.
15. Инклюзивное образование: практика, исследования,
методология/ С.В. Алехина. М.: МГППУ, - 2013. -712 с.
16. Инклюзивное образование: преемственность инклюзивной культуры и практики: сборник материалов IV Международной научно-практической конференции / С. В. Алехина. - М.: МГШ1У, - 2017. - 512 с.
17. Квач Н. В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 11-15 лет/ Н. В. Квач// учеб. пособие для педагогических дошкольных учреждений. - М.: изд. центр ВЛАДОС,
2001. - 159 с.
18. Лебединский В. В. Нарушения психического развития в детском возрасте - М.: Академия, 2004. - 20 с.
19. Лихачев Д. Б. Теория эстетического воспитания
школьников уч.пособие/ Д.Б. Лихачев - М.: изд. Центр Педагогика,
2002. - 183 с.
20. Марковская И. Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика/ И.Ф. Марковская - М.: изд. н/о Комплекс центр, 1993. - 28 с.
21. Новикова Л. И. Коллектив и нравственное воспитание школьников /Т. Е. Конникова. - М.: изд. Академкнига ,1969. -247с.
22. Новикова Л. И. Воспитание ученического коллектива / О. С. Богданова, З. А. Малькова // Воспитательная работа в школьном коллективе. - М. - 1958. - 17 с.
23. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка/ под ред. Проф. Скворцова. - М.: ООО Издательство Оникс. - 2012. -137 с.
24. Певзнер М. С. // Психическое развитие детей с нарушением умственной работоспособности. - М.: изд. Вента-Граф, 2005. - 12 с.
25. Педагогический словарь [Электронный ресурс]; Режим доступа:https://elar.rsvpu.ru/(Дата обращения: 14.06.2023)
26. Романова Г. А Об условиях разработки инклюзивной образовательной среды как источника формирования социокультурной компетентности // Тенденции развития науки и образования. - М.: ООО «АрКонсалт». - 2015. - С. 75-77.
27. Семаго Н. Я. Инклюзивное образование как первый этап на пути к включающему обществу / Семаго Н. Я. // Психологическая наука и образование. - 2020. -№1. - С.51-59.
28. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. - М.: Просвещение, 1972. - 139с.
29. Большой толковый словарь русского языка / Д. Н. Ушаков. - М.: изд. Дом Славянской кн., 2008. - 959 с.
30. Ушинский К. Д. Избранные педагогические сочинения. - М.: изд. АПН, 1945. - 566 с.
31. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ Об образовании
в Российской Федерации [Электронный ресурс] //Собрание законодательства РФ. 2012.№53 (ч.1). Ст.7598. [Электронный ресурс]; Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата
обращения:10.06.2023)
32. Фокина Т. Е. Программа художественно-эстетического развития дошкольников / Т. Е. Фокина // Дошкольное воспитание. - 2009. - №1. - С. 35-38.
33. Шандыбо С. В. Практика развития инклюзивного образования в Красноярском крае: специфика, принципы, задачи // Информ. урна Сотруднечество. - № 2-3. - 2016. - С. 74-75.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ