Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ЯЗЫКОВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЗНАКОВ В ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ XIX ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ВЫРАЖЕНИЙ С ОПОРНЫМ КОМПОНЕНТОМ РУКА, НОГА, ГОЛОВА)

Работа №170336

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

филология

Объем работы86
Год сдачи2021
Стоимость4720 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. НЕВЕРБАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ОБЪЕКТ НАУЧНОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ 6
1.1. Из истории изучения невербальных знаков 6
1.2. Невербальное поведение как объект междисциплинарных исследований 9
1.2.1. Психологический аспект изучения невербального поведения 9
1.2.2. Культурологический аспект изучения невербального поведения 14
1.2.3. Лингвосемиотический аспект изучения невербального поведения 16
1.3. Изучение проявлений невербального поведения в художественной литературе 24
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1 30
ГЛАВА 2. РЕЧЕВОЕ ВОПЛОЩЕНИЕ НЕВЕРБАЛЬНЫХ ЗНАКОВ В ТЕКСТАХ ПИСАТЕЛЕЙ XIX ВЕКА 31
2.1. Речевая репрезентация невербальных знаков с соматизмом «рука» 31
2.1.1. Жесты-синонимы и их речевое воплощение 31
2.1.2. Жесты-омонимы и их речевые репрезентанты 48
2.1.3. Обозначение знаков, не входящих в ряды синонимов и омонимов 53
2.2. Речевая репрезентация невербальных знаков с соматизмом «нога» 56
2.2.1. Жесты-синонимы и их речевое воплощение 56
2.2.2. Жесты-омонимы и их речевые репрезентанты 57
2.2.3. Обозначение знаков, не входящих в ряды синонимов и омонимов 58
2.3. Речевая репрезентация невербальных знаков с соматизмом «голова» 59
2.3.1. Жесты-синонимы и их речевое воплощение 59
2.3.2. Жесты-омонимы и их речевые репрезентанты 63
2.3.3. Обозначение знаков, не входящих в ряды синонимов и омонимов 67
2.4. Речевые реализации невербальных знаков, характеризующие отдельных авторов 69
ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 75
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИЛЛЮСТРАТИВНОГО МАТЕРИАЛА 79

Актуальность работы заключается в необходимости исследования невербального поведения как одного из аспектов коммуникации, активно изучаемого представителями разных областей знания, в частности - лингвистами. Одной из основных задач лингвистики является изучение общения. В настоящее время невербальное общение активно изучается с различных точек зрения: психологической, социологической, культурологической, лингвосемиотической и других.
Особый интерес представляет изучение выражения невербального поведения в текстах художественной литературы.
Новизна научного исследования состоит в том, что в работе рассматриваются речевые репрезентанты жестовых движений рук, ног, головы в художественных произведениях разных авторов XIX века, выявляются знаки-синонимы и знаки-омонимы.
Объектом исследования являются речевые репрезентанты невербальных знаков, содержащие лексические компоненты рука, нога, голова.
Предметом исследования являются особенности речевого воплощения соответствующих жестовых знаков в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.
Целью работы является описание как свойственных языку, так и индивидуально авторских речевых репрезентантов невербальных движений рук, ног, головы в произведениях художественной литературы XIX века.
В соответствии с поставленной целью нами были сформулированы следующие задачи:
1. Изучить литературу, посвящённую невербальной коммуникации.
2. Представить описание аспектов изучения невербальной коммуникации
3. Выявить средства воплощения невербальных знаков, обозначающих движения рук, ног, головы в произведениях А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова.
4. Выявить типы кинем в соответствии с классификацией, предложенной Г.Е. Крейдлиным.
5. Дать толкование невербальных знаков в проанализированных контекстах, опираясь на «Словарь русских жестов» Г.Е. Крейдлина и «Словарь языка жестов» Л.И. Дмитриевой.
6. Описать невербальные знаки в аспекте жестовой синонимии и омонимии.
7. Выявить речевые варианты воплощения одного и того же невербального знака.
8. Выявить общеязыковые и индивидуальные средства репрезентации невербальных знаков.
Материал исследования - контексты из произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева, А.П. Чехова, содержащие соматизмы рука, нога, голова.
В работе применяются следующие методы: метод контекстного анализа, метод семантической интерпретации, сравнительный метод.
Работа состоит из Введения, двух глав и Заключения.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В работе были рассмотрены современные научные взгляды на невербальное поведение, демонстрирующие, что этот вид коммуникации является объектом изучения различных наук - психологии, культурологии и лингвосемиотики.
Нами были проанализированы контексты из произведений русской классической литературы XIX века, включающие в себя речевые репрезентации жестов с соматизмами рука, нога, голова. Для интерпретации значений кинем использовались «Словарь русских жестов» Г.Е. Крейдлина и «Словарь языка жестов» Л.И. Дмитриевой.
Выявлено и проинтерпретировано 96 словоупотреблений, включающих соматизм рука, 12 словоупотреблений с соматизмом нога, 66 словоупотреблений с соматизмом голова. Значение многих кинем совпадает со значениями, представленными в словарях жестов, однако некоторые жесты не имеют соответствий в указанных лексикографических источниках.
Большая часть кинем имеет общеязыковое толкование, однако выделены и нетипичные знаки как по значению, так и по способу выражения.
Анализ показал, что наиболее частотными и информативными в невербальной коммуникации, отраженной в текстах русской классической литературы, являются жесты, содержащие соматизм «рука». Наибольшее количество нетипичных воплощений также включают в себя этот опорный компонент.


1. Аслабенкова Э.Н. Особенности невербального поведения при сообщении ложной информации. Известия Саратовского ун-та, 2012. С. 42¬45.
2. Ахьямова И.А. Основные подходы к исследованию невербального поведения: история и современность. Уральское отделение РАО, 2009.С. 122-130
3. Барабанщиков В.А. Экспрессии лица и их восприятие. М.: Институт психологии РАН, 2021. 348 с.
4. Байбурин А.К., Топорков А.Л. У истоков этикета. Изд-во «Наука», 1990. 161 с.
5. Богданов В.В. Место невербальной коммуникации в речевом общении // Речевое общение. Прагматические и семиотические аспекты. Ленинград, 1990. С. 4-9.
6. Бороздина Г.В. Психология делового общения. М.: Инфра-М, 2003. 294 с.
7. Введенская Л.А. Культура речи. Ростов на Дону. Издательство: «Феникс», 2008. 387 с.
8. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. О своеобразии отражения мимики и жестов вербальными средствами (на материале русского языка) // Вопросы языкознания. 1981. С. 36-47.
9. Григорьева С. А., Григорьев Н. В., Крейдлин Г. Е. Словарь языка русских жестов. - М.-Вена: Языки русской культуры; Венский славистический альманах, 2001. - 256 с.
10. Дарвин Ч. О выражении эмоций у человека и животных. СПб.: Питер, 2001. 384 с.
11. Дмитриева Л.И., Клокова Л.Н., Павлова В.В. Словарь языка жестов. М.: ACT, 2003. 320 с.
12. Доброва Е.В. Язык жестов. М.: ACT, 2007. 162 с.
13. Дунаева О. В. О кинетическом поведении чеховских персонажей // Вестник Новгородского государственного университета. Сер.: Филология. История. 2010. № 57. С. 31-34.
14. Козубовская Г. П., Сабадаш Д. «Попрыгунья» А.П. Чехова и поэтика жеста: нереализованный миф о Пигмалионе и Галатее // Культура и текст: 2005. Барнаул, 2005. С. 232-245.
15. Крейдлин Г.Е. Механизмы взаимодействия невербальных и вербальных единиц в диалоге. Жестовые ударения. [Электронный ресурс]. URL:http://www.dialog-21.ru/digests/dialog2006/materials/.. (дата обращения: 24.04.2020)...(41)


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ