Введение 4
1. Теоретические основы применения мультимедийных технологий на
уроках иностранного языка для развития лексических навыков обучающихся 8
1.1. Лексический навык: понятие и особенности развития 8
1.2. Понятие и виды мультимедийных технологий 15
1.3. Обзор мультимедийных ресурсов для развития лексического навыка
обучающихся на уроках иностранного языка 22
Выводы по главе 1 26
2. Опытно-экспериментальная работа по применению мультимедийных
технологий на уроке английского языка при обучении лексике обучающихся 10 классов 27
2.1. Психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку в 10
классе 27
2.2. Разработка уроков по обучению иноязычной лексике с использованием
мультимедийных ресурсов в 10 классе 32
2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 40
Выводы по главе 2 43
Заключение 46
Список использованных источников 48
ПРИЛОЖЕНИЕ А 52
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 59
ПРИЛОЖЕНИЕ В 60
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 62
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 63
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 64
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 65
ПРИЛОЖЕНИЕ И 72
ПРИЛОЖЕНИЕ К 73
ПРИЛОЖЕНИЕ Л 74
ПРИЛОЖЕНИЕ М 75
ПРИЛОЖЕНИЕ Н 81
ПРИЛОЖЕНИЕ П 82
ПРИЛОЖЕНИЕ Р 83
Знание иностранного языка открывает дверь в мир огромных возможностей и перспектив в нашей жизни. Базовый уровень владения английским языком в наши дни считается необходимым для успешного продвижения по карьерной лестнице и в целом работе во многих сферах деятельности.
В процессе изучения иностранного языка у человека возникает множество трудностей, связанных не только с грамматическими правилами, но также и с освоением словаря другого языка.
Развитие лексического навыка, а также формирование вокабуляра требует значительных затрат времени и сил. Объем включенных в программу лексических единиц в школах относительно большой, поэтому перед современными методистами и педагогами ставится задача поиска различных технологий, которые бы не только облегчили, но и сделали более эффективным формирование англоязычного словарного запаса школьника.
Также с увеличением требований к освоению учебного материала у школьников пропадает мотивация к дальнейшей работе, что непосредственно является причиной падающей успеваемости. Традиционный подход к изучению языка подразумевает использование учебника, раздаточных материалов, а также аудиоматериалов, чего для современных школьников уже недостаточно, ведь значительную часть своего времени они проводят в сети Интернет и даже обладают более обширными технологическими знаниями нежели чем учителя.
Мультимедийные технологии в образовательном процессе могут быть отличными средством для повышения не только эффективности, но и мотивации школьников к иностранному языку. Будучи продуманными и грамотно составленными, они могут интенсифицировать обучение языку и помочь школьникам лучше освоить школьную программу.
Новейшие технологии играют важную роль в жизни современных школьников, в особенности в жизни обучающихся страшного звена, для которых сеть интернет является главным источником информации. Известно, что подростки проводят внушительную часть свободного времени онлайн, поэтому важно наглядно показать им, что электронные устройства могут стать отличным помощников в обучении. Задачей учителя теперь является раскрыть потенциал использования мультимедийных технологий, способствующих обогащению знаний и развитию желания школьника к самостоятельному обучению.
Актуальность нашего исследования, таким образом, обусловлена необходимостью поиска более эффективного метода для формирования лексического навыка у школьников в старшей школе. Это обусловило выбор темы нашей выпускной квалификационной работы: «Применение мультимедийных технологий на уроках английского языка для развития лексических навыков у обучающихся 10 классов».
Объект исследования: процесс обучения английскому языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: мультимедийные технологии как способ развития лексических навыков обучающихся старших классов.
Цель исследования: теоретически обосновать и опытноэкспериментальным путем проверить эффективность применения мультимедийных технологий на уроках английского языка для развития лексических навыков обучающихся старшей школы.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие лексического навыка и особенности его формирования.
2. Рассмотреть сущность и классификацию мультимедийных технологий.
3. Сделать обзор основных мультимедийных ресурсов для развития лексического навыка на уроках иностранного языка.
4. Рассмотреть психолого-педагогические особенности обучения
иностранному языку в 10 классе.
5. Разработать серию уроков с применением мультимедийных технологий и сделать соответствующие выводы.
Теоретическую базу исследования составили труды отечественных ученых: Пассов Е.И. [Пассов, 2002], Миньяр-Белоручев Р.К. [Миньяр-Белоручев, 1990], Гальскова Н.Д. [Гальскова, 2006], Щукин А.Н. [Щукин, 2010], Кон И.С. [Кон, 2006], Харламов И.Ф. [Харламов, 1999], а также нормативные документы: Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования; Примерная программа по учебному предмету «Иностранный язык. Английский язык» для 10 класса.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент.
База исследования: МАОУ «Гимназия №9» г.Красноярска, 10 А и 10 Б классы.
Теоретическая значимость исследования заключается в описании основных мультимедийных технологий, которые могут быть применены на уроках иностранного языка в старшей школе.
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в процессе обучения английскому языку в старшей школе.
Апробация материалов исследования. Результаты исследования апробированы через публикацию научной статьи в третей части сборника статей «Студент Года 2022», составленного по материалам Международного учебноисследовательского конкурса, состоявшегося 16 мая 2022 года в городе Петрозаводске.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников, приложений.
Во введении определяется актуальность исследования, его цели и задачи, объект и предмет, методологическая основа, а также теоретическая значимость и практическая ценность исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы применения мультимедийных технологий с целью развития лексических навыков у обучающихся старшей школы. Вторая глава посвящена
7
опытно-экспериментальной работе по обучению иноязычной лексике с
использованием мультимедийных и ее результатам. В заключении содержатся
общие выводы исследования и авторская оценка работы с точки зрения решения
поставленных задач.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы выяснить целесообразность и эффективность применения мультимедийных технологий при формировании лексического навыка на уроках английского языка в 10 классах.
Для достижения поставленной цели нами был проведен анализ научной литературы в области теории и методики обучения иностранным языкам, психологии и педагогики. В результате анализа литературы были раскрыты такие понятия как «лексический навык» и «мультимедийные технологии». Были выявлены основные задачи и требования при развитии лексической стороны речи в старшей школе.
Для реализации поставленных задач был проведен обзор наиболее популярных мультимедийных ресурсов для развития лексического навыка на уроках иностранного языка. Также были рассмотрены психолого-педагогические особенности обучения иностранному языку в старшей школе, согласно которым использование мультимедийных технологий в старшей школе повышает эффективность занятий по иностранному языку и способствует повышению качества полученных знаний, умений и навыков.
Результатом нашего исследования стала разработка и проведение серии уроков в параллели 10 классов для выявления целесообразности и эффективности применения мультимедийных технологий на уроках. При разработке планов уроков учитывались практические и теоретические аспекты формирования лексического навыка, возрастные особенности школьников, а также потенциальные трудности, связанные с интеграцией технологий в образовательный процесс в школе.
Результаты экспериментальной работы не подтвердили эффективность применения мультимедийных ресурсов на уроках в старшей общеобразовательной школе, что отражено в диаграммах с результатами апробации данного исследования.
Хотя мультимедийные технологии и зарекомендовали себя при обучении иностранному языку, их применение в общеобразовательной школе ограничено ввиду различных причин, суть которых подробно изложена в параграфе 2.3. Также разработка интерактивных заданий представляет трудность и для учителей, как как на это затрачивается множество времени.
Несмотря на полученные результаты, не стоит забывать, что использование данных технологий для обучения иностранному языку не ограничивается их применения только на уроке. Задания и упражнения на образовательных платформах или иные интерактивные задания могут быть стать отличным дополнением для отработки пройденного материала дома.
Таким образом, цель выпускной квалификационной работы достигнута. Задачи выполнены. Результаты нашей работы могут найти применение при работе учителем английского языка в процессе формирования лексического навыка у старших школьников.
1. Информация Министерства образования и науки Российской Федерации. Примерные программы начального, основного и среднего (полного) общего образования. Английский язык // Учебно-методический журнал Английский язык в школе. № 4 (8). 2004. C. 4-33.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования // Гарант. Информационно-правовое обеспечение. 2012. [Электронный ресурс]. URL:
https://base.garant.ru/70188902/8ef641d3b80ff01d34be 16ce9bafc6e0/ (дата
обращения: 12.05.2022).
3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Издательство ИКАР, 2009. 448 с.
4. Бим И.Л. Иностранный язык в системе школьного филологического образования // Иностранные языки в школе. 2009. № 1. С. 4-8.
5. Божович Л.И. Проблема развития мотивационной сферы ребенка // Изучение мотивации поведения детей и подростков: сборник экспериментальных исследований. 1972. С. 7-44.
6. Браун Ю.С. Модульное обучение мультимедийным технологиям // Информатика и образование. 2000. № 2. C. 71-77.
7. Бухбиндер В.А. Вопросы обучения лексике // Иностранные языки в школе. 1972. № 6. С. 39-47.
8. Вартанова И. И. К проблеме мотивации учебной деятельности // Вестник Моск. ун-та. Серия 14: Психология. 2000. №. 4. С. 16-24.
9. Гальскова Н.Д. Теория обучения иностранным языка. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
10. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика. М: Академия. 2009. 336 с.
11. Ганиева Р.Р. Роль лексики для овладения иностранным языком // Молодой ученый. 2016. № 10.2 (114.2). С. 8-10.
12. Голикова Т.А. Введение в языкознание: учебное пособие. М., Берлин: Директ-Медиа, 2015. 371 с.
13. Дашавская О.М. Возрастные особенности школьников. Инфоурок. 2016. [Электронный ресурс]. URL: https://infourok.ru/statya-vozrastnie-osobennosti- shkolnikov-1211747.html (дата обращения: 12.05.2022).
14.Закревская А.А. Понятие лексического навыка как аспекта обучения иностранному языку. Продленка: образовательный портал. 2020. [Электронный ресурс]. URL: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-
razrabotki/416938-ponjatie-leksicheskogo-navyka-kak-aspekta-obu (дата
обращения: 12.05.2007)
15. Казанская В. Г. Педагогическая психология // учеб. пособие. СПб.: Питер, 2003. 366 с....41