ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
I.1 Коммуникативная сторона деятельности общения как объект междисциплинарного исследования 10
1.2. Становление и развитие коммуникативной стороны деятельности
общения в онтогенезе 22
1.3. Особенности коммуникативной стороны деятельности общения у детей с
тяжелой умственной отсталостью 31
1.4. Обзор подходов коррекционно-педагогической работы по формированию
коммуникативных умений 43
Глава II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 59
II.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 59
II.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 65
II.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЕ
Глава I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
I.1 Коммуникативная сторона деятельности общения как объект междисциплинарного исследования 10
1.2. Становление и развитие коммуникативной стороны деятельности
общения в онтогенезе 22
1.3. Особенности коммуникативной стороны деятельности общения у детей с
тяжелой умственной отсталостью 31
1.4. Обзор подходов коррекционно-педагогической работы по формированию
коммуникативных умений 43
Глава II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 59
II.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 59
II.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 65
II.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность проблемы и темы исследования. Актуальность исследования обусловлена на социально-педагогическом, научно¬теоретическом и научно-методическом уровне.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что за последние годы в современном обществе произошли изменения в отношении к детям с тяжелой степенью умственной отсталости. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Об этом свидетельствует введение Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся (ФГОС) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599. ФГОС определяет для данной категории детей в качестве ведущих в определении содержания образования жизненные компетенции. Коммуникативное развитие является одним из важнейших ожидаемых результатов обучения ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью, данное направление «пронизывает» все содержание образования детей данной категории: как содержание учебных предметов и коррекционных курсов («Речь и альтернативная коммуникация», «Альтернативная коммуникация»), так и программ формирования базовых учебных действий, внеурочной деятельности и сотрудничества с семьей. [95]
Важно отметить, что необходимость в работе по формированию коммуникативных умений с детьми, имеющими умственную отсталость, усугубляется специфическими для них нарушениями коммуникативной деятельности. Ряд исследователей (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Е.В. Казанцева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина и др.) к таковым относят: затруднения при установлении контакта вследствие непонимания обращённой речи, трудностей считывания эмоционального контекста ситуации; пассивность, крайне сниженная потребность во взаимодействии с другими людьми, недостаточное развитие потребностей социального характера, непродолжительность контакта, актуальность лишь непосредственных эмоциональных раздражителей; негативизм в ответ на коммуникативные действия взрослого.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в исследованиях многих ученых (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.Ю. Кондратьев и др.) указывается на взаимосвязь, взаимообусловленность перцептивного, интерактивного и коммуникативного компонентов общения. Существуют исследования об особенностях коммуникативной деятельности у детей с нарушением интеллекта (И.А. Емельянова, А.Е. Белякова и др.), в том числе с тяжелой умственной отсталостью (Е.В. Казанцева, Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская и др.). Есть указания в источниках на то, что не всегда у детей рассматриваемой категории сформированы умения перцепции и интеракции (Л.Б. Баряева, Л.М. Шипицина и др.). Но при этом перцептивно-интерактивная сторона общения детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью и её влияние на сформированность коммуникативных умений у данной категории детей изучены недостаточно.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что отмечается недостаточность адаптированных методик изучения коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения у детей младшего школьного возраста с тяжёлой умственной отсталостью. В специальной литературе встречаются различные подходы к работе, направленной на формирование основ коммуникации у детей с выраженным нарушением интеллекта (И. М. Бгажнокова, Н. П. Задумова, Л. М. Шипицына и др.), но нам не встретились методики развития коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью с опорой на интерактивно-перцептивную сторону общения.
В результате анализа литературных данных изучения опыта коррекционно-педагогической работы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• несформированностью коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с тяжелой степенью умственной отсталости и их значимостью для успешной социализации для детей данной категории;
• указаниями на взаимосвязь перцептивного, интерактивного и коммуникативного компонента общения и отсутствием специальных исследований, изучающих влияние перцептивно-интерактивной стороны общения на коммуникативную деятельность детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
• указаниями на недостаточную сформированность коммуникативных умений у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
• практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе и отсутствием специальных разработок по формированию коммуникативных умений с опорой на перцептивно-интерактивную сторону общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, а также составлении дифференцированных методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: деятельность общения.
Предмет: особенности коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. Коммуникативные умения у детей с тяжелой умственной отсталостью - это желание вступить в контакт и умение организовать и поддержать общение (владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, их понятность и адекватность применения; умение понимать и передавать информацию; активность, инициативность в общении; способность к сопереживанию и умение выразить свое эмоциональное отношение; владение различными формами общения).
2. Нарушения коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости могут быть представлены различными вариантами и в различной степени и связаны с уровнем сформированности перцептивно-интерактивной стороны общения;
3. Учет выявленных особенностей коммуникативных умений и зависимости позволит составить дифференцированные методические рекомендации.
Цель исследования: выявить особенности коммуникативных умений у детей с тяжелой степенью умственной отсталости и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс по изучению коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой умственной отсталостью;
3. Выявить особенности коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
4. Проанализировать взаимозависимость между уровнями сформированное™ коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
5. На основе выявленных особенностей и зависимости составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, Е.М. Мастюкова и др.);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И.Лисина, О.Е.Смирнова, Е.И. Исенина и др.);
• о деятельностном подходе к формированию возрастных новообразований (А.Н.Леонтьев, Л.С.Цветкова и др.);
• о понимании общения как процесса, состоящего из трех взаимосвязанных структурных компонентов (Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, Т.В. Лисовская и др.);
• о значимости невербальных средств в процессе коммуникативного акта (И.Н.Горелов, В.А.Лабунская), а также для дальнейшего речевого развития ребенка (Е.В.Кириллова, Е.Г.Федосеева, К.В.Якунина и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, статистическая обработка результатов: статистический анализ зависимостей с помощью коэффициента корреляции Спирмана, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, анкетирование, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, доказана взаимозависимость между уровнем сформированности коммуникативных умений и уровнем сформированности перцептивно-интерактивной стороны общения у детей с тяжелой умственной отсталостью. Данный факт позволяет рассматривать развитие перцептивно-интерактивной стороны общения как базу для формирования коммуникативных умений у данной категории детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложены методика диагностики коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, а также модульное оборудование, комплекс игр и упражнений с ним, которые могут быть использованы в работе учителей-логопедов для формирования коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Красноярская общеобразовательная школа № 5». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 13 испытуемых. При комплектовании экспериментальной группы учитывался возраст (8-10 лет) и однотипный характер дефекта (тяжёлая умственная отсталость: F72).
Исследование проводилось в течение 2013-2015 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ логопедической, психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2013 г. - август 2014 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2014 г. - май 2015 г.).
3. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, оформление результатов исследования (июнь 2015-ноябрь 2015).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических форумах: краевого, регионального уровня (Красноярск, 2014, 2015);
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах (Красноярск, 2013, 2014, 2015);
• Педагогическую деятельность в КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 5».
По теме магистерской диссертации опубликовано 4 работы (Красноярск 2013, 2014, 2015; Тамбов, 2013), из них одна статья опубликована в рецензируемом научном издании, включенном в реестр ВАК МОиН РФ.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 5 таблицами, 9 рисунками, 9 гистограммами.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что за последние годы в современном обществе произошли изменения в отношении к детям с тяжелой степенью умственной отсталости. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Об этом свидетельствует введение Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся (ФГОС) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599. ФГОС определяет для данной категории детей в качестве ведущих в определении содержания образования жизненные компетенции. Коммуникативное развитие является одним из важнейших ожидаемых результатов обучения ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью, данное направление «пронизывает» все содержание образования детей данной категории: как содержание учебных предметов и коррекционных курсов («Речь и альтернативная коммуникация», «Альтернативная коммуникация»), так и программ формирования базовых учебных действий, внеурочной деятельности и сотрудничества с семьей. [95]
Важно отметить, что необходимость в работе по формированию коммуникативных умений с детьми, имеющими умственную отсталость, усугубляется специфическими для них нарушениями коммуникативной деятельности. Ряд исследователей (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Е.В. Казанцева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина и др.) к таковым относят: затруднения при установлении контакта вследствие непонимания обращённой речи, трудностей считывания эмоционального контекста ситуации; пассивность, крайне сниженная потребность во взаимодействии с другими людьми, недостаточное развитие потребностей социального характера, непродолжительность контакта, актуальность лишь непосредственных эмоциональных раздражителей; негативизм в ответ на коммуникативные действия взрослого.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в исследованиях многих ученых (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.Ю. Кондратьев и др.) указывается на взаимосвязь, взаимообусловленность перцептивного, интерактивного и коммуникативного компонентов общения. Существуют исследования об особенностях коммуникативной деятельности у детей с нарушением интеллекта (И.А. Емельянова, А.Е. Белякова и др.), в том числе с тяжелой умственной отсталостью (Е.В. Казанцева, Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская и др.). Есть указания в источниках на то, что не всегда у детей рассматриваемой категории сформированы умения перцепции и интеракции (Л.Б. Баряева, Л.М. Шипицина и др.). Но при этом перцептивно-интерактивная сторона общения детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью и её влияние на сформированность коммуникативных умений у данной категории детей изучены недостаточно.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что отмечается недостаточность адаптированных методик изучения коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения у детей младшего школьного возраста с тяжёлой умственной отсталостью. В специальной литературе встречаются различные подходы к работе, направленной на формирование основ коммуникации у детей с выраженным нарушением интеллекта (И. М. Бгажнокова, Н. П. Задумова, Л. М. Шипицына и др.), но нам не встретились методики развития коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью с опорой на интерактивно-перцептивную сторону общения.
В результате анализа литературных данных изучения опыта коррекционно-педагогической работы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• несформированностью коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с тяжелой степенью умственной отсталости и их значимостью для успешной социализации для детей данной категории;
• указаниями на взаимосвязь перцептивного, интерактивного и коммуникативного компонента общения и отсутствием специальных исследований, изучающих влияние перцептивно-интерактивной стороны общения на коммуникативную деятельность детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
• указаниями на недостаточную сформированность коммуникативных умений у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
• практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе и отсутствием специальных разработок по формированию коммуникативных умений с опорой на перцептивно-интерактивную сторону общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, а также составлении дифференцированных методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: деятельность общения.
Предмет: особенности коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. Коммуникативные умения у детей с тяжелой умственной отсталостью - это желание вступить в контакт и умение организовать и поддержать общение (владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, их понятность и адекватность применения; умение понимать и передавать информацию; активность, инициативность в общении; способность к сопереживанию и умение выразить свое эмоциональное отношение; владение различными формами общения).
2. Нарушения коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости могут быть представлены различными вариантами и в различной степени и связаны с уровнем сформированности перцептивно-интерактивной стороны общения;
3. Учет выявленных особенностей коммуникативных умений и зависимости позволит составить дифференцированные методические рекомендации.
Цель исследования: выявить особенности коммуникативных умений у детей с тяжелой степенью умственной отсталости и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс по изучению коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой умственной отсталостью;
3. Выявить особенности коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
4. Проанализировать взаимозависимость между уровнями сформированное™ коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
5. На основе выявленных особенностей и зависимости составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, Е.М. Мастюкова и др.);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И.Лисина, О.Е.Смирнова, Е.И. Исенина и др.);
• о деятельностном подходе к формированию возрастных новообразований (А.Н.Леонтьев, Л.С.Цветкова и др.);
• о понимании общения как процесса, состоящего из трех взаимосвязанных структурных компонентов (Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, Т.В. Лисовская и др.);
• о значимости невербальных средств в процессе коммуникативного акта (И.Н.Горелов, В.А.Лабунская), а также для дальнейшего речевого развития ребенка (Е.В.Кириллова, Е.Г.Федосеева, К.В.Якунина и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, статистическая обработка результатов: статистический анализ зависимостей с помощью коэффициента корреляции Спирмана, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, анкетирование, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, доказана взаимозависимость между уровнем сформированности коммуникативных умений и уровнем сформированности перцептивно-интерактивной стороны общения у детей с тяжелой умственной отсталостью. Данный факт позволяет рассматривать развитие перцептивно-интерактивной стороны общения как базу для формирования коммуникативных умений у данной категории детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложены методика диагностики коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, а также модульное оборудование, комплекс игр и упражнений с ним, которые могут быть использованы в работе учителей-логопедов для формирования коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Красноярская общеобразовательная школа № 5». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 13 испытуемых. При комплектовании экспериментальной группы учитывался возраст (8-10 лет) и однотипный характер дефекта (тяжёлая умственная отсталость: F72).
Исследование проводилось в течение 2013-2015 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ логопедической, психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2013 г. - август 2014 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2014 г. - май 2015 г.).
3. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, оформление результатов исследования (июнь 2015-ноябрь 2015).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических форумах: краевого, регионального уровня (Красноярск, 2014, 2015);
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах (Красноярск, 2013, 2014, 2015);
• Педагогическую деятельность в КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 5».
По теме магистерской диссертации опубликовано 4 работы (Красноярск 2013, 2014, 2015; Тамбов, 2013), из них одна статья опубликована в рецензируемом научном издании, включенном в реестр ВАК МОиН РФ.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 5 таблицами, 9 рисунками, 9 гистограммами.
На основе анализа литературы по проблеме исследования мы сделали вывод о том, что в рамках нашего исследования целесообразно рассматривать общение как вид деятельности, а коммуникацию как одну из его трёх тесно взаимосвязанных друг с другом сторон. В свою очередь под коммуникативными умениями мы имеем в виду достаточный уровень сформированности вербальных и невербальных средств коммуникации и умение свободно и адекватно использовать эти средства в меняющихся условиях естественного живого общения. Под перцептивно-интерактивной стороной общения мы подразумеваем восприятие и понимание другого человека и взаимодействие с ним.
Важнейшее значение в возникновении и развитии коммуникативных умений у детей имеют опережающие воздействия взрослого, которые с учетом зоны ближайшего развития, позволяют поднять коммуникативную деятельность ребенка на более высокий уровень развития.
При формировании коммуникативных умений важно учитывать критерии появления потребности в общении. Прежде, чем ребенок начнет обмениваться информацией, он должен научиться проявлять внимание, чувствительность по отношению к партнеру по общению. Помимо этого важно эмоциональное отношение ребенка к воздействиям взрослого, а также стремление ребенка продемонстрировать себя. Таким образом, перцептивно¬интерактивный компонент общения можно рассматривать, как базу для формирования коммуникативных умений.
В литературных источниках указывается на то, что у детей с тяжелой умственной отсталостью отмечается своеобразие коммуникативной деятельности, обусловленное наличием тяжести интеллектуального дефекта. Главными проблемами, препятствующими развитию коммуникативных умений у детей данной категории, является отсутствие навыков межличностного общения в среде нормально развивающихся сверстников, неадекватные реакции на окружение, несформированность потребности в общении, ограниченность мотивов к общению, нарушение понимания обращенной речи, восприятия партнера по общению. Но в то же время проблема коммуникативного развития при тяжелой умственной отсталости изучена недостаточно.
В настоящее время существует достаточно большое количество подходов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Но при всём многообразии приёмов и методов работы по развитию речи детей со стойким нарушением интеллекта представляется недостаточно целостная картина логопедической работы по формированию коммуникативных у детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Имеющиеся подходы ориентированы в основном на развитие вербальных средств общения, диалогической речи, в то время как дети с тяжелой умственной отсталостью в большинстве своем являются «безречевыми». В имеющихся подходах практически отсутствуют указания на систему работы по формированию коммуникативных умений с опорой на развитие перцептивно-интерактивного компонента общения.
С целью изучения коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости нами была модифицирована методика изучения средств коммуникации и коммуникативных умений у детей с церебральным параличом, предложенная А.В. Мамаевой, исходя их тяжести интеллектуального дефекта. Модификация заключалась в добавлении, упрощении и исключении ситуаций общения.
Для диагностики перцептивно-интерактивной стороны общения нами была модифицирована методика В.В. Ткачевой «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» с учетом перцептивного и интерактивного компонентов общения, опираясь на критерии наличия потребности в общении, предложенные М.И. Лисиной [51], а также некоторые параметры опросника исследования коммуникативных качеств личности, предложенного Н.П. Задумовой [30]. Модификация заключалась в добавлении, объединении и исключении шкал.
Методы, используемые при обследовании коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения в I и II блоках констатирующего эксперимента, дополняют и уточняют друг друга.
Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 13 человек. При комплектовании групп учитывался характер дефекта (тяжелая умственная отсталость), возраст испытуемых (8-10 лет).
На основании результатов обследования коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости было выявлено, что группа детей 8-10 лет с тяжелой умственной отсталостью является полиморфной в плане сформированности коммуникативных умений. Нами были условно выделены 4 типологические группы:
1. с удовлетворительной активностью и достаточной адекватностью в общении;
2. с не удовлетворительной активностью и достаточной адекватностью в общении;
3. с удовлетворительной активностью и не достаточной адекватностью в общении;
4. с не удовлетворительной активностью и не достаточной адекватностью в общении.
На основе анализа результатов обследования перцептивно¬интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости выявлено, что дети рассматриваемой категории демонстрируют различные уровни сформированности перцептивно¬интерактивной стороны общения. Нами были условно выделены 4 уровня успешности: высокий, средний, ниже среднего, низкий.
С целью уточнения механизмов коммуникативных нарушений нами была проанализирована взаимозависимость между уровнями сформированности коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у испытуемых экспериментальной группы. Определение силы и значимости зависимости мы осуществляли с использованием коэффициента корреляции Спирмана. Не смотря на незначительный объем выборки (13 испытуемых), выявлено, что взаимосвязь между данными показателями прямая, тесная и высокозначимая.
Подтвердилось предположение о том, что сформированность перцептивно-интерактивной стороны общения является основой для формирования коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью, обмен информацией в процессе общения возможен лишь при восприятии партнера по общению и взаимодействии с ним (что соответствует последовательности появления функций общения в онтогенезе).
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости разработки методических рекомендаций с целью формирования коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, которые включают в себя принципы, требования, направления, условия и содержание работы.
В процессе логопедического воздействия мы предлагаем использовать игры как основной приём обучения. Кроме того, в целях организации максимально комфортной для ребёнка среды, подталкивающей его к взаимодействию со взрослым в процессе игр, нами было разработано модульное оборудование «Остров сокровищ», применение которого будет способствовать преодолению негативизма при установлении эмоционального контакта с ребёнком, созданию комфортной среды, в условиях которой ребёнок более активен, организации ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формы общения.
На основе применения данного модульного оборудования мы предлагаем комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений у детей 8- 10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости. Каждая игра состоит из нескольких действий, содержание которых может различаться в зависимости от типов коммуникативных проявлений.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана.
Следует отметить, что полученные результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с развитием коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости. В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение полученных данных на большем количестве испытуемых, апробация предложенных нами методических рекомендаций.
Важнейшее значение в возникновении и развитии коммуникативных умений у детей имеют опережающие воздействия взрослого, которые с учетом зоны ближайшего развития, позволяют поднять коммуникативную деятельность ребенка на более высокий уровень развития.
При формировании коммуникативных умений важно учитывать критерии появления потребности в общении. Прежде, чем ребенок начнет обмениваться информацией, он должен научиться проявлять внимание, чувствительность по отношению к партнеру по общению. Помимо этого важно эмоциональное отношение ребенка к воздействиям взрослого, а также стремление ребенка продемонстрировать себя. Таким образом, перцептивно¬интерактивный компонент общения можно рассматривать, как базу для формирования коммуникативных умений.
В литературных источниках указывается на то, что у детей с тяжелой умственной отсталостью отмечается своеобразие коммуникативной деятельности, обусловленное наличием тяжести интеллектуального дефекта. Главными проблемами, препятствующими развитию коммуникативных умений у детей данной категории, является отсутствие навыков межличностного общения в среде нормально развивающихся сверстников, неадекватные реакции на окружение, несформированность потребности в общении, ограниченность мотивов к общению, нарушение понимания обращенной речи, восприятия партнера по общению. Но в то же время проблема коммуникативного развития при тяжелой умственной отсталости изучена недостаточно.
В настоящее время существует достаточно большое количество подходов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Но при всём многообразии приёмов и методов работы по развитию речи детей со стойким нарушением интеллекта представляется недостаточно целостная картина логопедической работы по формированию коммуникативных у детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Имеющиеся подходы ориентированы в основном на развитие вербальных средств общения, диалогической речи, в то время как дети с тяжелой умственной отсталостью в большинстве своем являются «безречевыми». В имеющихся подходах практически отсутствуют указания на систему работы по формированию коммуникативных умений с опорой на развитие перцептивно-интерактивного компонента общения.
С целью изучения коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости нами была модифицирована методика изучения средств коммуникации и коммуникативных умений у детей с церебральным параличом, предложенная А.В. Мамаевой, исходя их тяжести интеллектуального дефекта. Модификация заключалась в добавлении, упрощении и исключении ситуаций общения.
Для диагностики перцептивно-интерактивной стороны общения нами была модифицирована методика В.В. Ткачевой «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» с учетом перцептивного и интерактивного компонентов общения, опираясь на критерии наличия потребности в общении, предложенные М.И. Лисиной [51], а также некоторые параметры опросника исследования коммуникативных качеств личности, предложенного Н.П. Задумовой [30]. Модификация заключалась в добавлении, объединении и исключении шкал.
Методы, используемые при обследовании коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения в I и II блоках констатирующего эксперимента, дополняют и уточняют друг друга.
Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 13 человек. При комплектовании групп учитывался характер дефекта (тяжелая умственная отсталость), возраст испытуемых (8-10 лет).
На основании результатов обследования коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости было выявлено, что группа детей 8-10 лет с тяжелой умственной отсталостью является полиморфной в плане сформированности коммуникативных умений. Нами были условно выделены 4 типологические группы:
1. с удовлетворительной активностью и достаточной адекватностью в общении;
2. с не удовлетворительной активностью и достаточной адекватностью в общении;
3. с удовлетворительной активностью и не достаточной адекватностью в общении;
4. с не удовлетворительной активностью и не достаточной адекватностью в общении.
На основе анализа результатов обследования перцептивно¬интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости выявлено, что дети рассматриваемой категории демонстрируют различные уровни сформированности перцептивно¬интерактивной стороны общения. Нами были условно выделены 4 уровня успешности: высокий, средний, ниже среднего, низкий.
С целью уточнения механизмов коммуникативных нарушений нами была проанализирована взаимозависимость между уровнями сформированности коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у испытуемых экспериментальной группы. Определение силы и значимости зависимости мы осуществляли с использованием коэффициента корреляции Спирмана. Не смотря на незначительный объем выборки (13 испытуемых), выявлено, что взаимосвязь между данными показателями прямая, тесная и высокозначимая.
Подтвердилось предположение о том, что сформированность перцептивно-интерактивной стороны общения является основой для формирования коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью, обмен информацией в процессе общения возможен лишь при восприятии партнера по общению и взаимодействии с ним (что соответствует последовательности появления функций общения в онтогенезе).
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости разработки методических рекомендаций с целью формирования коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, которые включают в себя принципы, требования, направления, условия и содержание работы.
В процессе логопедического воздействия мы предлагаем использовать игры как основной приём обучения. Кроме того, в целях организации максимально комфортной для ребёнка среды, подталкивающей его к взаимодействию со взрослым в процессе игр, нами было разработано модульное оборудование «Остров сокровищ», применение которого будет способствовать преодолению негативизма при установлении эмоционального контакта с ребёнком, созданию комфортной среды, в условиях которой ребёнок более активен, организации ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формы общения.
На основе применения данного модульного оборудования мы предлагаем комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений у детей 8- 10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости. Каждая игра состоит из нескольких действий, содержание которых может различаться в зависимости от типов коммуникативных проявлений.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана.
Следует отметить, что полученные результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с развитием коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости. В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение полученных данных на большем количестве испытуемых, апробация предложенных нами методических рекомендаций.
Подобные работы
- Логопедическая работа по формированию коммуникативных умений у обучающихся 2-3 классов с тяжелой умственной отсталостью
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2020 - Сравнительное изучение сформированности коммуникативных умений у детей 5-7 лет с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2020 - ТЕАТРАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ У ПОДРОСТКОВ С УМЕРЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Развитие произвольности у детей дошкольного возраста, с умеренной степенью умственной отсталости, проживающих в психоневрологическом интернате
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - Коррекционная работа по развитию диалогической речи у детей старшего дошкольного возраста с легкой степенью умственной отсталости средствами сюжетно-ролевой игры
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ ПЕРВОКЛАССНИКОВ С ОВЗ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - ОСОБЕННОСТИ СФОРМИРОВАННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С УМЕРЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Магистерская диссертация, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4825 р. Год сдачи: 2017 - ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2018 - Особенности сформированности культурно - гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста с тяжелой умственной отсталостью с синдромом Дауна
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2020



