Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ 8-10 ЛЕТ С ТЯЖЕЛОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ

Работа №170185

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

дефектология

Объем работы140
Год сдачи2015
Стоимость4820 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ 10
I.1 Коммуникативная сторона деятельности общения как объект междисциплинарного исследования 10
1.2. Становление и развитие коммуникативной стороны деятельности
общения в онтогенезе 22
1.3. Особенности коммуникативной стороны деятельности общения у детей с
тяжелой умственной отсталостью 31
1.4. Обзор подходов коррекционно-педагогической работы по формированию
коммуникативных умений 43
Глава II. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ 59
II.1. Организация и методика констатирующего эксперимента 59
II.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента 65
II.3. Методические рекомендации по развитию коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости 90
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 98
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 103
ПРИЛОЖЕНИЕ

Актуальность проблемы и темы исследования. Актуальность исследования обусловлена на социально-педагогическом, научно¬теоретическом и научно-методическом уровне.
На социально-педагогическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что за последние годы в современном обществе произошли изменения в отношении к детям с тяжелой степенью умственной отсталости. Разрабатываются новые организационные формы работы с ними, выявляются их потенциальные возможности к интеграции в общество. Об этом свидетельствует введение Федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся (ФГОС) с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 19 декабря 2014 г. N 1599. ФГОС определяет для данной категории детей в качестве ведущих в определении содержания образования жизненные компетенции. Коммуникативное развитие является одним из важнейших ожидаемых результатов обучения ребёнка с тяжёлой умственной отсталостью, данное направление «пронизывает» все содержание образования детей данной категории: как содержание учебных предметов и коррекционных курсов («Речь и альтернативная коммуникация», «Альтернативная коммуникация»), так и программ формирования базовых учебных действий, внеурочной деятельности и сотрудничества с семьей. [95]
Важно отметить, что необходимость в работе по формированию коммуникативных умений с детьми, имеющими умственную отсталость, усугубляется специфическими для них нарушениями коммуникативной деятельности. Ряд исследователей (Л.Б. Баряева, И.М. Бгажнокова, С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева, Е.В. Казанцева, А.Р. Маллер, Г.В. Цикото, Л.М. Шипицина и др.) к таковым относят: затруднения при установлении контакта вследствие непонимания обращённой речи, трудностей считывания эмоционального контекста ситуации; пассивность, крайне сниженная потребность во взаимодействии с другими людьми, недостаточное развитие потребностей социального характера, непродолжительность контакта, актуальность лишь непосредственных эмоциональных раздражителей; негативизм в ответ на коммуникативные действия взрослого.
На научно-теоретическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что в исследованиях многих ученых (Г.М. Андреева, А.А. Бодалев, М.Ю. Кондратьев и др.) указывается на взаимосвязь, взаимообусловленность перцептивного, интерактивного и коммуникативного компонентов общения. Существуют исследования об особенностях коммуникативной деятельности у детей с нарушением интеллекта (И.А. Емельянова, А.Е. Белякова и др.), в том числе с тяжелой умственной отсталостью (Е.В. Казанцева, Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская и др.). Есть указания в источниках на то, что не всегда у детей рассматриваемой категории сформированы умения перцепции и интеракции (Л.Б. Баряева, Л.М. Шипицина и др.). Но при этом перцептивно-интерактивная сторона общения детей 8-10 лет с тяжёлой умственной отсталостью и её влияние на сформированность коммуникативных умений у данной категории детей изучены недостаточно.
На научно-методическом уровне актуальность исследования обусловлена тем, что отмечается недостаточность адаптированных методик изучения коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения у детей младшего школьного возраста с тяжёлой умственной отсталостью. В специальной литературе встречаются различные подходы к работе, направленной на формирование основ коммуникации у детей с выраженным нарушением интеллекта (И. М. Бгажнокова, Н. П. Задумова, Л. М. Шипицына и др.), но нам не встретились методики развития коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью с опорой на интерактивно-перцептивную сторону общения.
В результате анализа литературных данных изучения опыта коррекционно-педагогической работы по проблеме исследования выявлены несоответствия и противоречия между:
• несформированностью коммуникативных умений у детей младшего школьного возраста с тяжелой степенью умственной отсталости и их значимостью для успешной социализации для детей данной категории;
• указаниями на взаимосвязь перцептивного, интерактивного и коммуникативного компонента общения и отсутствием специальных исследований, изучающих влияние перцептивно-интерактивной стороны общения на коммуникативную деятельность детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
• указаниями на недостаточную сформированность коммуникативных умений у данной категории детей и недостаточной изученностью особенностей коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
• практической востребованностью в коррекционно-педагогической работе и отсутствием специальных разработок по формированию коммуникативных умений с опорой на перцептивно-интерактивную сторону общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости.
На основе данных несоответствий и противоречий определена проблема исследования, которая заключается в изучении особенностей коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, а также составлении дифференцированных методических рекомендаций на основе выявленных особенностей.
Объект исследования: деятельность общения.
Предмет: особенности коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой умственной отсталостью.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что:
1. Коммуникативные умения у детей с тяжелой умственной отсталостью - это желание вступить в контакт и умение организовать и поддержать общение (владение вербальными и невербальными средствами коммуникации, их понятность и адекватность применения; умение понимать и передавать информацию; активность, инициативность в общении; способность к сопереживанию и умение выразить свое эмоциональное отношение; владение различными формами общения).
2. Нарушения коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости могут быть представлены различными вариантами и в различной степени и связаны с уровнем сформированности перцептивно-интерактивной стороны общения;
3. Учет выявленных особенностей коммуникативных умений и зависимости позволит составить дифференцированные методические рекомендации.
Цель исследования: выявить особенности коммуникативных умений у детей с тяжелой степенью умственной отсталости и на основе выявленных особенностей составить методические рекомендации.
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой исследования были выдвинуты следующие задачи:
1 .Проанализировать психолого-педагогическую, логопедическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать диагностический комплекс по изучению коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой умственной отсталостью;
3. Выявить особенности коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
4. Проанализировать взаимозависимость между уровнями сформированное™ коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости;
5. На основе выявленных особенностей и зависимости составить дифференцированные методические рекомендации, направленные на развитие коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости.
Методологической и теоретической основой исследования явились положения общей и специальной психологии и педагогики:
• о единстве закономерностей развития нормального и аномального ребенка, о потенциальных возможностях развития ребенка (Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, Е.М. Мастюкова и др.);
• о социальной обусловленности коммуникативного развития и ведущей роли взрослого в развитии ребенка (М.И.Лисина, О.Е.Смирнова, Е.И. Исенина и др.);
• о деятельностном подходе к формированию возрастных новообразований (А.Н.Леонтьев, Л.С.Цветкова и др.);
• о понимании общения как процесса, состоящего из трех взаимосвязанных структурных компонентов (Г.М. Андреева, Е.В. Андриенко, Т.В. Лисовская и др.);
• о значимости невербальных средств в процессе коммуникативного акта (И.Н.Горелов, В.А.Лабунская), а также для дальнейшего речевого развития ребенка (Е.В.Кириллова, Е.Г.Федосеева, К.В.Якунина и др.).
Методы исследования определились в соответствии с целью, гипотезой, задачами исследования. В ходе исследования применялись как теоретические, так и эмпирические методы. К числу первых относится анализ логопедической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, статистическая обработка результатов: статистический анализ зависимостей с помощью коэффициента корреляции Спирмана, ко вторым - изучение медицинской и психолого-педагогической документации, анкетирование, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что уточнены и дополнены имеющиеся научные представления об особенностях коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, доказана взаимозависимость между уровнем сформированности коммуникативных умений и уровнем сформированности перцептивно-интерактивной стороны общения у детей с тяжелой умственной отсталостью. Данный факт позволяет рассматривать развитие перцептивно-интерактивной стороны общения как базу для формирования коммуникативных умений у данной категории детей.
Практическая значимость исследования заключается в том, что нами предложены методика диагностики коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, а также модульное оборудование, комплекс игр и упражнений с ним, которые могут быть использованы в работе учителей-логопедов для формирования коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного образовательного учреждения «Красноярская общеобразовательная школа № 5». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 13 испытуемых. При комплектовании экспериментальной группы учитывался возраст (8-10 лет) и однотипный характер дефекта (тяжёлая умственная отсталость: F72).
Исследование проводилось в течение 2013-2015 годов в три этапа:
1. Изучение и анализ логопедической, психолого-педагогической литературы, формулирование цели, гипотезы и задач исследования, составление плана исследования, разработка методики констатирующего эксперимента (сентябрь 2013 г. - август 2014 г.).
2. Проведение констатирующего эксперимента и анализ его результатов (сентябрь 2014 г. - май 2015 г.).
3. Разработка методических рекомендаций по развитию коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, оформление результатов исследования (июнь 2015-ноябрь 2015).
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
• Участие в научно-практических конференциях, семинарах, педагогических форумах: краевого, регионального уровня (Красноярск, 2014, 2015);
• Публикации основных положений и результатов исследования в сборнике научных трудов и научных журналах (Красноярск, 2013, 2014, 2015);
• Педагогическую деятельность в КГБОУ «Красноярская общеобразовательная школа № 5».
По теме магистерской диссертации опубликовано 4 работы (Красноярск 2013, 2014, 2015; Тамбов, 2013), из них одна статья опубликована в рецензируемом научном издании, включенном в реестр ВАК МОиН РФ.
Структура и объем. Работа включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложение и проиллюстрировано 5 таблицами, 9 рисунками, 9 гистограммами.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


На основе анализа литературы по проблеме исследования мы сделали вывод о том, что в рамках нашего исследования целесообразно рассматривать общение как вид деятельности, а коммуникацию как одну из его трёх тесно взаимосвязанных друг с другом сторон. В свою очередь под коммуникативными умениями мы имеем в виду достаточный уровень сформированности вербальных и невербальных средств коммуникации и умение свободно и адекватно использовать эти средства в меняющихся условиях естественного живого общения. Под перцептивно-интерактивной стороной общения мы подразумеваем восприятие и понимание другого человека и взаимодействие с ним.
Важнейшее значение в возникновении и развитии коммуникативных умений у детей имеют опережающие воздействия взрослого, которые с учетом зоны ближайшего развития, позволяют поднять коммуникативную деятельность ребенка на более высокий уровень развития.
При формировании коммуникативных умений важно учитывать критерии появления потребности в общении. Прежде, чем ребенок начнет обмениваться информацией, он должен научиться проявлять внимание, чувствительность по отношению к партнеру по общению. Помимо этого важно эмоциональное отношение ребенка к воздействиям взрослого, а также стремление ребенка продемонстрировать себя. Таким образом, перцептивно¬интерактивный компонент общения можно рассматривать, как базу для формирования коммуникативных умений.
В литературных источниках указывается на то, что у детей с тяжелой умственной отсталостью отмечается своеобразие коммуникативной деятельности, обусловленное наличием тяжести интеллектуального дефекта. Главными проблемами, препятствующими развитию коммуникативных умений у детей данной категории, является отсутствие навыков межличностного общения в среде нормально развивающихся сверстников, неадекватные реакции на окружение, несформированность потребности в общении, ограниченность мотивов к общению, нарушение понимания обращенной речи, восприятия партнера по общению. Но в то же время проблема коммуникативного развития при тяжелой умственной отсталости изучена недостаточно.
В настоящее время существует достаточно большое количество подходов коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. Но при всём многообразии приёмов и методов работы по развитию речи детей со стойким нарушением интеллекта представляется недостаточно целостная картина логопедической работы по формированию коммуникативных у детей с тяжелой степенью умственной отсталости. Имеющиеся подходы ориентированы в основном на развитие вербальных средств общения, диалогической речи, в то время как дети с тяжелой умственной отсталостью в большинстве своем являются «безречевыми». В имеющихся подходах практически отсутствуют указания на систему работы по формированию коммуникативных умений с опорой на развитие перцептивно-интерактивного компонента общения.
С целью изучения коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости нами была модифицирована методика изучения средств коммуникации и коммуникативных умений у детей с церебральным параличом, предложенная А.В. Мамаевой, исходя их тяжести интеллектуального дефекта. Модификация заключалась в добавлении, упрощении и исключении ситуаций общения.
Для диагностики перцептивно-интерактивной стороны общения нами была модифицирована методика В.В. Ткачевой «Оценка эмоциональной и коммуникативно-поведенческой сферы детей с тяжелыми нарушениями развития» с учетом перцептивного и интерактивного компонентов общения, опираясь на критерии наличия потребности в общении, предложенные М.И. Лисиной [51], а также некоторые параметры опросника исследования коммуникативных качеств личности, предложенного Н.П. Задумовой [30]. Модификация заключалась в добавлении, объединении и исключении шкал.
Методы, используемые при обследовании коммуникативных умений, перцептивно-интерактивной стороны общения в I и II блоках констатирующего эксперимента, дополняют и уточняют друг друга.
Нами был проведен констатирующий эксперимент с целью выявления особенностей коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости. Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 13 человек. При комплектовании групп учитывался характер дефекта (тяжелая умственная отсталость), возраст испытуемых (8-10 лет).
На основании результатов обследования коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости было выявлено, что группа детей 8-10 лет с тяжелой умственной отсталостью является полиморфной в плане сформированности коммуникативных умений. Нами были условно выделены 4 типологические группы:
1. с удовлетворительной активностью и достаточной адекватностью в общении;
2. с не удовлетворительной активностью и достаточной адекватностью в общении;
3. с удовлетворительной активностью и не достаточной адекватностью в общении;
4. с не удовлетворительной активностью и не достаточной адекватностью в общении.
На основе анализа результатов обследования перцептивно¬интерактивной стороны общения у детей 8-10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости выявлено, что дети рассматриваемой категории демонстрируют различные уровни сформированности перцептивно¬интерактивной стороны общения. Нами были условно выделены 4 уровня успешности: высокий, средний, ниже среднего, низкий.
С целью уточнения механизмов коммуникативных нарушений нами была проанализирована взаимозависимость между уровнями сформированности коммуникативных умений и перцептивно-интерактивной стороны общения у испытуемых экспериментальной группы. Определение силы и значимости зависимости мы осуществляли с использованием коэффициента корреляции Спирмана. Не смотря на незначительный объем выборки (13 испытуемых), выявлено, что взаимосвязь между данными показателями прямая, тесная и высокозначимая.
Подтвердилось предположение о том, что сформированность перцептивно-интерактивной стороны общения является основой для формирования коммуникативных умений у детей с тяжелой умственной отсталостью, обмен информацией в процессе общения возможен лишь при восприятии партнера по общению и взаимодействии с ним (что соответствует последовательности появления функций общения в онтогенезе).
На основе анализа литературы и результатов констатирующего эксперимента нами сделан вывод о необходимости разработки методических рекомендаций с целью формирования коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости, которые включают в себя принципы, требования, направления, условия и содержание работы.
В процессе логопедического воздействия мы предлагаем использовать игры как основной приём обучения. Кроме того, в целях организации максимально комфортной для ребёнка среды, подталкивающей его к взаимодействию со взрослым в процессе игр, нами было разработано модульное оборудование «Остров сокровищ», применение которого будет способствовать преодолению негативизма при установлении эмоционального контакта с ребёнком, созданию комфортной среды, в условиях которой ребёнок более активен, организации ситуативно-личностной и ситуативно-деловой формы общения.
На основе применения данного модульного оборудования мы предлагаем комплекс игр, направленных на развитие коммуникативных умений у детей 8- 10 лет с тяжёлой степенью умственной отсталости. Каждая игра состоит из нескольких действий, содержание которых может различаться в зависимости от типов коммуникативных проявлений.
Таким образом, цели и задачи исследования реализованы, гипотеза доказана.
Следует отметить, что полученные результаты не исчерпывают всех вопросов, связанных с развитием коммуникативных умений у детей 8-10 лет с тяжелой степенью умственной отсталости. В качестве дальнейшей перспективы предполагается подтверждение полученных данных на большем количестве испытуемых, апробация предложенных нами методических рекомендаций.



1. Авреева, Н.Н., Мещерякова С.Ю. Вы и младенец. - М., 1991.
2. Андреева, Г.М. Социальная психология : для студ. высш. учеб. заведений / Г.М. Андреева. — 5-е изд., испр. и доп. — М. : Аспект Пресс, 2007. — 363 с.
3. Андриенко Е.В. Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. В. Андриенко ; под ред. В.А.Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 264 с.
4. Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология. Учебник для ВУЗов. 3¬е издание. СПб.: Питер, 2007. - 496 с.
5. Аугене, Д.И., Речевое общение умственно отсталых детей дошкольного возраста и пути его активации / Д. И. Аугене // Дефектология. - 1987. - №4. - С. 76-80.
6. Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А., Соколова Н.Д. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. - СПб.: 2009. - 272
7. Баряева, Л.Б.Театрализованные игры-занятия с детьми с проблемами в интеллектуальном развитии./Л.Б Баряева, И. Вечканова, Е. Загребаева, А. Зарин. - СПб.: Союз, 2001. - 304 с.
8. Белякова А. Е. Развитие речевого общения у детей дошкольного возраста с интеллектуальной и речевой недостаточностью : Дисс. ... канд. пед. наук. - Калуга, 2003. - 167 с.
9. Бойков, Д.И. Общение детей с проблемами в развитии: коммуникативная дифференциация личности : уч.-метод. пособие / Д.И. Бойков. - СПб.: Каро, 2005. - с. 280
10. Бодалев А. А. Психология общения / А. А. Бодалев. - М. : Ин - т практической психологии [ и др. ], 1996. - 256 с.
11. Большой психологический словарь./Под ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. - М.: Олма-Пресс, 2003. - 672 с.
12. Буева, Л. П. Человек: деятельность и общение /Л. П. Буева.- М.: Мысль, 1978. - 215 с.
13. Ветрова В.В. Особенности речи дошкольников в ситуации вербального управления деятельностью // Психолого-педагогические проблемы обучения и воспитания дошкольников. - М., 1981.
14. Власова Т.А., Певзнер М.С. О детях с отклонениями в развитии DOC. М.: Просвещение, 1973. - 176 с.
15. Волкова, Л.С. Логопедия./Л.С. Волкова, С.Н. Шаховская. - М.: Владос, 2003. - 680 с.
16. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно - методические материалы / И. М Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комарова и др. ; под ред. И. М. Бгажноковой. - М.: Владос, 2007. - 239 с.
17. Выготский Л. С. Психология развития ребенка / Л. С. Выготский. - М.: Смысл, 2004. - 512 с.
18. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 3. Проблемы развития психики / Л. С. Выготский; под ред. А. М. Матюшкина. - М.: Педагогика, 1983. - 368 с.
19. Выготский Л. С. Собрание сочинений. В 6 т. Т 5. Основы дефектологии / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1983. - 369 с.
20. Гаврилушкина О. П. Воспитание и обучение умственно отсталых дошкольников: Кн. для воспитателя / О. П. Гаврилушкина, Н. Д. Соколова. - М.: Просвещение, 1985. - 72 с.
21. Головина, Ж.Н. Некоторые особенности общения со взрослым детей дошкольного возраста с нарушениями умственного развития / Ж.Н. Головина// Обучение и воспитание умственно отсталых детей и подростков. - Иркутск, 1989 г. - С. 8 - 13.
22. Горелов И.Н. Невербальные компоненты коммуникации./ И.Н.
Горелов. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. — 112 с.
23. Грибова О. Е. К проблеме анализа коммуникации детей с речевой патологией / О. Е. Грибова // Дефектология. - 1995. - № 6. - С. 7 - 16.
24. Гуровец Г. В. Детская невропатология. Естественно изученные основы специальной дошкольной психологии и педагогики: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений / Г. В. Гуровец ; под ред. В. И. Селиверстова. - М.: Владос, 2004. - 303 с.
25. Евлахова, Э.А. Формирование навыков социального взаимодействия у людей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: дисс. ... канд. пед. наук: 13.00.03/ Э.А. Евлахова. - Москва, 2007. - 182 с.
26. Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание дошкольников с нарушением интеллекта: методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2009. - 175 с.
27. Емельянова, И.А. Особенности коммуникативных умений и навыков и пути их формирования у младших школьников с нарушением интеллекта / И.А. Емельянова // Образование и наука. Известия Уральского научно-образовательного центра Российской академии образования. — 2008. — № 1. — С. 86 - 94
28. Емельянова, И.А. Педагогическая технология формирования
коммуникативных умений и навыков у младших школьников с нарушением интеллекта: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / И.А. Емельянова. - Екатеринбург, 2009. - 274 с.
29. Забрамная, С.Д., Исаева, Т.Н. Психолого-педагогическая дифференциация детей с умеренной и тяжёлой умственной отсталостью / С.Д. Забрамная, Т.Н. Исаева // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. — 2009. — №1. — С. 49 - 53.
30.Задумова, Н.П. Логопедическая работа по формированию вербальных средств общения у детей с умеренной умственной отсталостью : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / Н.П. Задумова. - СПб., 2006. - 264 с.
31.Запорожец А.В., Лисина М.И. Развитие общения у дошкольников. - М., 2004.
32. Зимняя И.А. Лингвопсихология речевой деятельности / И. А. Зимняя.
- М.: Московский психолого - социальный ин-т, 2001. - 432 с.
33. Инновационные технологии речевого развития детей дошкольного возраста с ранним детским аутизмом (использование аудиовизуального курса) / Ю. П. Рожкова // Логопедия сегодня . - 2010 . - № 1 . - С. 54-57
34. Исаев, Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков / Д.Н. Исаев.
- СПб. : Речь, 2003.— 389 с.
35. Исенина, Е. И. Дословесный период развития речи у детей / Е.И. Исенина. — Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1986. — 162 с.
36. Исенина, Е.И. Психологические закономерности речевого онтогенеза (дословесный период): учеб. пособие / Е.И. Исенина. - Иваново: Ивановск. гос. ун-т, 1983. — 77 с.
37. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений / М.С. Каган. — М.: Политиздат, 1988. — 319 с.
38. Казанцева, Е.В. Коррекционно-педагогическая технология
формирования речевой коммуникации у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.В. Казанцева. - Екатеринбург, 2010. - 189 с.
39. Калмыкова, Е.А Психология лиц с умственной отсталостью: уч.- метод. пособие / под ред. Е.А. Калмыкова. — Курск: Изд-во Курск. гос. ун-та, 2007. — 121 с.
40. Кэмпбелл, Д.Т. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях./Д.Т. Кемпбел. - М.: Прогресс, 1980. - 204с.
41. Кириллова, Е.В. Формирование предпосылок коммуникативной деятельности у безречевых детей: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.03 / Е.В. Кириллова. — М., 2001. — 202 с.
42. Ковалев, А.Г. Психология личности./А.Г. Ковалев. - М.: Просвещение, 1965. - 289 с.
43. Козырева, В.П. Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы. Дисс.канд. пед. наук: 13.00.03/В.П. Козырева. - М., 2011. - 183 с.
44. Комарова С. В. Формирование коммуникативных умений у детей с глубокими интеллектуальными нарушениями / С. В. Комарова // Логопед. - 2004. - № 2. - С. 76 - 82.
45. Крысько, В.Г. Социальная психология./В.Г. Крысько. - М.: Омега-Л, 2006. - 352 с.
46. Лабунская, В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание / В.А, Лабунская. — Ростов-на-Дону, 1999. — 176 с.
47. Лебединский, В.В. Нарушения психического развития у детей : учеб. пособие / В.В. Лебединский. - М. : Изд-во Московского ун-та, 1985. - 165 с.
48. Леонтьев, А.А. Психология общения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / А.А. Леонтьев. - 3-е изд-е. - М.: Смысл, 2005. - 386 с.
49. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А.Н. Леонтьев. - М., 1975.
50. Лепская, Н.И. Язык ребенка (онтогенез речевой коммуникации) / Н.И. Лепская. — М.: МГУ, 1997. — 151с.
51. Лисина, М. И. Генезис форм общения у детей / М.И. Лисина // Возрастная и педагогическая психология: сб. ст. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1992. — 272с.
52. Лисина, М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И. Лисина; под ред. А.Г. Рузской. — М. : Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж, НПО «Модэк», 1997. — 384 с.
53. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / Науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии Акад. пед. наук СССР. — М. : Педагогика, 1986. — 144 с.
54. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Генетические проблемы социальной психологии / Под ред. Я.Л. Коломинского. - Минск, 1985.
55. Лисина, М.И. Формирование личности ребенка в общении / М.И. Лисина. — СПб.: Питер, 2009. — 320 с.
56. Ломов, Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / Б.Ф. Ломов. — М.: Наука, 1984. — 444 с.
57. Лубовский, В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей / В.И. Лубовский // Дефектология. — 1971. — № 6. — С. 15—19.
58. Мазитова Т.Х. Развитие дифференцированных взаимоотношений с окружающими взрослыми у младенцев // Вопросы психологии.- 1993.- № 6.
59. Маллер А.Р. Социализация детей с выраженной умственной недостаточностью: Практическое пособие. М.: ПАКиППРО, 2008. - 204 с.
60. Маллер, А.Р., Цикото, Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной недостаточностью / А.Р. Маллер, Г.В. Цикото. — М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 208 с.
61. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. М.: «Педагогика», 1988.
62. Мамаева, А.В. Формирование первоначальных коммуникативных умений у детей 7-9-летнего возраста с церебральным параличом в процессе логопедического воздействия: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.03 / А.В. Мамаева. — Екатеринбург, 2008. — 269 с.
63. Марисова, Л.И. О мотивационно-потребностной основе общения / Л.И.Марисова. — Берлин, 1978. — 69 с.
64. Мастюкова Е. М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. М. Мастюкова, А. Г. Московкина ; под ред. В. И. Селиверстова. - М. : Владос, 2003. - 408 с.
65. Методика формирования навыков общения у учащихся с тяжёлой
интеллектуальной недостаточностью: учеб.-метод. пособие для
педагогов центров коррекц.-развивающего обучения и реабилитации / Ю.Н. Кислякова, Т.В. Лисовская; под ред. Т.В. Лисовской. - Минск: Адукацыя i выхаванне, 2010. - 159 с.
66. Мещерякова, С.Ю. Психологический анализ «комплекса оживления» у младенцев: автореф. канд. дис. / С.Ю. Мещерякова. - М., 1979. - С. 16.
67. Мудрик, А. В. Общение как фактор воспитания школьников : дис. ... д- ра пед. Наук / А.В. Мудрик. — Москва, 1980. — 414 с.
68. Мудрик, А.В. Общение как объект педагогических исследований / А.В. Мудрик // Проблемы общения и воспитания. - Тарту: Изд-во Тарт. ун¬та, 1974. - Т.1. - С. 36 - 60.
69. Мудрик, А.В. Социализация человека : учеб. пособие для студ. высш.
учеб. заведений / А.В. Мудрик. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 304 с.
70. Мунирова, Л.Р. Формирование у младших школьников
коммуникативных умений в процессе дидактической игры: дис. ... канд. пед. наук / Л.Р. Мунирова. — М., 1993. — 205 с.
71. Мухина, В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / В.С. Мухина под ред. Л.А. Венгера. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Просвещение, 1985. — 272 с.
72. Назаров, М.М. Массовая коммуникация в современном мире: методология анализа и практика исследований / М.М. Назаров. — М., 2002. — 240 с.
73. Новиков Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях (типовые случаи ) / Д. А. Новиков. - М. : МЗ - Пресс, 2004. - 67 с.
74. Обухова, Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова. - 2-е изд., стер. - М. : Тривола, 1995 . - 357 с.
75. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе : пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / под ред. В.В. Воронковой. — М. : Школа-Пресс, 1994. — 416 с.
76. Панфилова, А.П. Теория и практика общения : учеб, пособие для студ. сред, учеб. заведений / А.П. Панфилова. — М. : Издательский центр «Академия», 2007. — 288 с.
77. Парыгин, Б.Д. Социальная психология. проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
78. Понятийно - терминологический словарь логопеда / под ред. В.И.Селиверстова - М.: Владос, 1997. - 400 с.
79. Проняева, С.В. Формирование коммуникативных умений у детей дошкольного возраста: дис. канд. пед. наук: 13.00.07 / Проняева Светлана Владимировна. — Екатеринбург, 1999. — 194 с.
80. Развитие общения у дошкольников / под ред. А.В. Запорожца и М.И. Лисиной. — М.: «Педагогика», 1974. — 288 с.
81. Рояк, А. А. Детские конфликты // Дошкольное воспитание. 1977. — №4. — С. 13-21; -№5.- С. 10—14.
82. Рубинштейн, С. Л. Проблемы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. М.: Педагогика, 1973. - 423 с.
83. Рубинштейн, С.Я. Психология умственно отсталого школьника : учеб. пособие для студентов / С.Я. Рубинштейн. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Просвещение, 1986. — 192 с.
84. Рузская А.Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками. - М., 1989.
85. Рузская А.Г. Поведение детей раннего и дошкольного возраста в условиях речевых и неречевых воздействий взрослого // Материалы III всесоюзного съезда общества психологов СССР.- М., 1990
86. Смирнова Е.О. Общение дошкольников с взрослыми и сверстниками. Учебное пособие. М.: Мозаика-Синтез, 2012. - 192 с.
87. Смирнова, Е.О. Ребенок — взрослый — сверстник: метод. рекомендации / Е.О. Смирнова. — М.: МГППУ, 2003. — 140 с.
88. Смирнова И. А. Логопедическая диагностика, коррекция и профилактика нарушений речи у дошкольников с ДЦП. Алалия, дизартрия, ОНР: Учебно - методическое пособие для логопедов и дефектологов / И. А. Смирнова. - СПб. : Детство - пресс, 2004. - 320 с.
89. Современный словарь по педагогике / сост. Рапацевич Е.С. - Мн.: «Современное слово», 2001. - 928с.
90. Специальная психология : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. И. Лубовский, Т.В. Розанова, Л.И. Солнцева [и др.]; под ред. В.И. Лубовского. — 2-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 464 с.
91. Стребелева Е. А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии: Кн. для педагога - дефектолога / Е. А. Стребелева. - М.: Владос, 2001. - 184 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ