Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Развитие воображения учащихся 5-6 классов при разработке и изготовлении панно в технике батика

Работа №17016

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы61стр.
Год сдачи2015
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
704
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РОСПИСИ ТКАНЕЙ
1.1 История росписи ткани. Художественная роспись ткани (батик) 6
1.2. Виды художественной росписи ткани 8
ГЛАВА 2.ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПАННО «ЛЕБЕДИ»
2.1. Технология выполнения росписи 16
2.2. Материалы и инструменты для работы 18
2.3. Последовательность выполнения панно «Лебеди» 24
ГЛАВА III. РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ УЧАЩИХСЯ 5-6 КЛАССОВ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ПАННО В ТЕХНИКЕ БАТИКА
3.1. Эстетико-педагогические условия развития творческого воображения
школьников среднего школьного возраста 27
3.2. Диагностика творческих способностей учащихся при изготовлении
батика 31
3.3. Методические рекомендации по работе в технике батик 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 59
ПРИЛОЖЕНИЯ

Актуальность выпускной квалификационной работы. В настоящее время в практике средней школы проблема повышения эффективности эстетического воспитания средствами декоративно-прикладного искусства находит большой отклик. Проблема творческого развития человека стала актуальной проблемой совершенствования духовной культуры нашего общества. Нет сомнения, что творчество является ведущей силой общечеловеческого процесса и развития каждого, именно в творчестве заключены созидательные начала науки, техники, культуры социальной и нравственной жизни людей и их взаимоотношений.
В вихре бурных перемен, происходящих сегодня в стране, как-то не превозносится великая роль учителя в деле воспитания человека как творца.
И в такое не простое для России время, мы должны подготовить наши « завтра», будущее страны: научить думать, выдвигать идеи, творчески подходить к решению любых задач, ценить прекрасное.
Именно от учителя зависит, какими станут наши ученики, именно от него зависит, чем станет сердце ребенка, нежным цветком, или засохшей травой.
Общество нуждается в смелых ищущих личностях, и долг учителя формировать такую личность, воспитывать творцов, способных не только овладеть накопленным, но и обогащать его.
Проблема трудового обучения является одним из важнейших в педагогической науке и в практике школьного обучения. Поэтому актуальность выбранной темы вытекает из того, насколько творчески будет подход к любой выполняемой работе.
Гипотеза исследования: развитие творческого воображения учащихся 5-6 классов школы в учебном процессе будет осуществляться эффективно, если:
1) управление развитием творческого воображения будет осуществляться в соответствии с моделью, разработанной на основе индивидуального подхода;
2) будет определен комплекс педагогических и психологических условий развития творческого воображения учащихся 5-6 классов;
3) будет происходить отбор и внедрение в процесс обучения методов, способствующих актуализации личностного опыта ученика и активизации его творческой деятельности и высокий уровень мотивации учащихся 5-6 классов.
Структура работы: Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, которые имеют выводы, заключения и списка использованной литературы, приложения.
Во введении обозначены объект, цель и задачи, гипотеза и методы исследования.
В первой главе «История художественной росписи тканей» мы рассматриваем историю росписи тканей, основные виды техники батик.
Во второй главе «Технологическая часть проекта панно «Лебеди» даны теоретические и практические основы работы над материалом.
В третьей главе мы рассматриваем научные точки зрения эстетико-педагогического условия развития творческого воображения школьников среднего школьного возраста.
Каждая глава имеет выводы.
В заключении даны результаты научного исследования. 
творческого воображения и в дальнейшей деятельности уже взрослого. Несмотря на наличие существенных теоретических разработок по проблеме, в теории педагогики существует противоречие, связанное с объективным возрастанием роли творческого воображения в различных видах будущей деятельности учащихся и репродуктивным характером существующего обучения, рассчитанного на «среднего» ученика.
Объект изучения: декоративно - прикладное искусство.
Предмет изучения: развитие воображения учащихся 5-6 классов при
разработке и изготовлении панно в технике батика
Цели выпускной квалификационной работы - определить,
теоретически обосновать и проверить педагогические условия развития творческого воображения учащихся 5-6 классов при изготовлении панно в технике батика.
В соответствии с целью работы поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать научно- методическую и педагогическую литературу по данной теме.
2. Изучить технику «холодного батика»
3. Выполнить панно «Лебеди» в технике холодного батика
4. Выяснить особенности творческого воображения учащихся 5-6 классов.
Методологической основой исследования являются работы:
- место, роль творческой пкзнаватзньной ьктивности ученика в его
учебной деятельности рассматриваются в работах К.Д. Ушинского, В.А. Сухомлинского, Л.И. Толстого, М.Н. Скаткина, А.К.Марковой, Д.Н. Богоявленского и Н.А. Менчинской и других ученых.
Для проверки выдвинутой гипотезы и решения поставленных задач в исследовании использовались следующие методы:
метод анализа и синтеза;
изучение опыта учителей, моделирование;
педагогический эксперимент.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Проведенный анализ научной литературы по проблеме развития воображения учащихся средних классов показал, что многие ученые пишут о необходимости и целесообразности формирования этого процесса во время обучения. Основными аспектами в исследовании воображения являются познавательная функция воображения и творческая продуктивная способность воображения. Творческое воображение является необходимым компонентом творческой деятельности человека.
В результате проведенного исследования нами было установлено, что ведущими компонентами воображения учащихся средних классов являются прошлый опыт, предметная среда. В среднем школьном возрасте происходит активное развитие воссоздающего воображения. Этапами творческого воображения у детей среднего школьного возраста являются подготовительный (побуждение к созданию), вынашивание замысла (эскиз, зарисовка: этот этап у детей может быть свернут), реализация замысла (создание конкретного произведения), представление результата (например, выставка работ, этот этап для детей имеет особое значение).
Развитию творческого воображения способствуют такие условия, как: включение учащихся в различные виды деятельности, использование нетрадиционных форм проведения уроков, создание проблемных ситуаций, экскурсии, самостоятельное выполнение работы, планирование работы по выполнению изделий, использование различных типов заданий.
Проведенное исследование позволило выявить основные пути реализации условий развития творческого воображения на уроке. Ими являются использование общей методики индивидуального подхода в процессе при изготовлении панно в технике батика; учет индивидуальных особенностей обучающихся при включении их в активные виды самостоятельной деятельности; учет индивидуальных особенностей учащихся при решении ими творческих задач и заданий; рассмотрение возможного применения тех или иных методов на различных этапах урока.
Нами установлено, что для развития творческого воображения учащихся 5-6 классов при изготовлении панно в технике батика целесообразно использовать такие показатели, как количественная продуктивность деятельности, оригинальность воображения, гибкость использования идей.
С течением времени технология батика улучшилась, со временем создавались различные техники изготовления и нанесение рисунка на ткань, они совершенствовались и улучшались, появлялись различные методы набойки, развивалась печать по ткани. Таким образом, роспись тканей улучшается, совершенствуется, но, не смотря на ход времени, всё по-прежнему опирается на традиционные направления.
В процессе развития появляются синтетические краски, ранее вся краска изготавливалась только из растительного происхождения. Они получались из цветов, плодов, листьев, из древесины, коры, болезненных наростов на растениях, нарост на листьях некоторых видов дуба. Прошло время, и эти краски первыми легли на грубую домоткань. Начинают открываются заводы по изготовлению красок. Люди верили в легенды и оаавлетвь некоторые цвета краски и пытались не сталкиваться с некоторыми из них.
У каждого народа свои традиции свои мотивы в росписи тканных изделий, в некоторых странах роспись развивалась более быстрее чем в других, где- то появилась только с введением моды в расписные изделия.
Достижения различных народов и их многообразие в культуре, великолепные образцы русского прикладного искусства считаются достоянием мира.
Используя разные виды народной росписи в нашей работе можно сказать, что они между собой различны, у каждой свой неповторимый элемент, они все несут в себе природные мотивы. В панно времена года Когда начинаешь делать что- то своими руками ты невольно передаёшь этому изделию, чувства, впечатления, душу, все те эмоции, которые ты испытывал при создании работы. Наверно поэтому некоторые картины передают характер своего создателя, художника, передавая его впечатления и мысли через картины.
Проведя данное исследование, мы пришли к определенным выводам. Батик как вид декоративно-прикладного искусства представляет собой ручную роспись по ткани. Роспись батик издавна известна у народов Индонезии, Индии и других странах. В Европе техника батик известна с начала XX в.
В каждой из стран батик имеет свои особенности — технику росписи, материалы, художественные образы и мотивы.
Отсутствие традиций привело к тому, что батик в Европе выродился, с одной стороны, в разновидность полиграфии, а с другой — в «чистое» искусство, основанное на стилизации и заимствовании. Иная ситуация складывается там, где батик - народный промысел, уходящий корнями в тысячелетнюю культуру, в традиционный быт.
Множество работ, выполненных в технике батик, являются высокохудожественными живописными полотнами. При воплощении художественной задумки мастером применяются общие законы живописи.
Ручная художественная роспись тканей на шелковых, вискозных и синтетических тканей производится тремя основными способами, каждый из которых имеет свои особенности оформления. Два из них - холодный и горячий батик - основаны на применении резервирующих составов, ограничивающих растекаемос^ краски по полотну.
При холодном батике резервирующий состав наносят на ткань в виде замкнутого контура, в пределах которого специальными красками в соответствии с эскизом расписывают изделие.
При горячем батике разогретый резервирующий состав используют как для нанесения контура, так и для покрытия отдельных участков ткани, чтобы предохранить их от растекающейся краски. Здесь необязательны контурные линии, поэтому в рисунке возможны мягкие переходы тонов
Третий способ ручной росписи тканей - так называемая свободная роспись. Рисунок наносится на ткань свободными мазками, и только окончательная отделка рисунка иногда производится при помощи холодного резервирующего состава. Здесь еще больше проявляется индивидуальное творчество, так как применение каких-либо шаблонов почти исключено, и мастер, повторяя образец, невольно варьирует рисунок.
Работа по изготовлению батика кропотлива и требует от мастеров терпения, точного глаза и верной руки. Во многих странах мира долгие века батик был не только украшением или одеждой, но и всоеьбразнпуи письменами, средством выражения мысли - может быть, потому он так самобытен и ярок.
Все способы росписи постоянно совершенствуются, работающие в этой области находят все новые и новые художественные приемы, поэтому описанные выше способы оформления тканей не могут считаться исчерпывающими. Они являются основой, на которой может строиться дальнейшее развитие искусства росписи тканей, в том числе и в нашей стране. В XXI веке в России батик является самостоятелйнпм видом декораттвно-амикладного искусства. Батик проникает в разные виды искусства - с его помощью делают картины, лепят скульптуры, оформляют одежду и предметы интерьера. Технология выполнения батик стала менее трудоёмкой, появились резервирующие составы, которые очень упростили технику. Он доступен каждому и становится всё более популярным видом декоратионо-арткладного искусства.
На занятиях по батику не только углубляются знания учащихся и
совершенствуются их практические навыки, но и развивается их мастерство.
Содержание занятий в системе дополнительного образования расширяет и 57
углубляет понимание школьниками вопросов теории изобразительного искусства, совершенствует их умение использовать теоретические знания на практике, в самостоятельной творческой работе.
Занятия таким видом деятельности доставляет детям радость, создает положительный эмоциональный настрой, способствуют развитию творчества. В процессе творческой деятельности развивается эстетическое восприятие, чувство, образные представления и воображения. Однажды попробовав в своих руках необычную трубочку с резервирующим составом, невозможно оторваться от данной техники. Дети с желанием посещают данный вид кружка. Каждая работа детей является оригинальной, непохожей на другие, так как учащийся, занимающийся в кружке «Батик» вкладывает не только свои умения и навыки, а также свою душу. Неоднократно учащиеся слышали в свой адрес положительные отзывы о проделанной работе. Выполненные картины учащихся можно использовать на уроках изобразительного искусства, а также в качестве оригинального подарка.
В дальнейшем совместно с учащимися нам хочется не только заниматься картинами для оформления интерьера, а использовать технику «Батик» в одежде.



1. Конституция РФ от 25 декабря 1993 г, с изменениями от 30 декабря 2008 г.
2. Закон 273 - ФЗ «Об образовании в РФ» 2015 новый 273 -ФЗ
3. Аллахвердова Е. Л. Батик. Глина. Дерево? Е. Л. Аллахвердова - М: 2000 г.
4. Армана Т.С. Руководство по росписи ткани/ Т. С .Армана.-М.: 2001 г.
5. Аксарина Н. М. Воспитание детей./ Н. М. Аксарина - М.: 1999 г.
6. Бореев Ю.С. ЭстетикаЛО. С. Бореев - М.: 1998 г.
7. Бородина Р. А. Изделия народных художественных промыслов и сувениров. Высшая школа, / Р. А. Бородина - М: 2003 г.
8. Буева Л. П. Человек в зеркале культуры и образования./ Л. П. Буева - М: 2003г.
9. Г ильман Р. А. Художественная роспись ткани./ Р. А. Г ильман - М: 2000 г
10. Даценко Л, М. Роспись ткани и набойка./ Л. М. Даценко Л.:2000 г.
11. Демичев П. А. Батик. Техника росписи./ П. А. Демичев -М.:2001 г.
12. Жолобчук А. Я. Подарки из батика./ А. Я.. Жолобчук - М.: 2003 г.
13. Запорожец И. Д. Воспитание школьников./ И. Д. Запорожец - М.: 1998 г.
14. .Ковалев С. М. Воспитание и самовоспитание./ С. М. Ковалев - М: 1998г.
15. Крутецкий В. А. Психология./В.А. Крутецкий - М.: 1986.
16. Кабанова О. С. Декоративное искусство./ О. С. Кабанова - М.: 2000.
17. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших школьников. - М., 2009 г.
18. Клименко В. В. Психологические тесты таланта. Харьков. Фолио, 2009г.
19. Ковальчук Я. И. Индивидуальный подход к воспитанию ребенка. - М., 2010 г.
20. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. - М., 2009.
21. Комарова. Т. С. Обучение детей технике рисования. - М., 2011г.
22. Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. - М., 2011 г.
23. Коршунова Л. С. Воображение и его роль в познании. М. Изд. МГУ, 2010 г
24. Костерин Н. П. Учебное рисование. - М., 2012г.
25. Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. -. С. - П., 2010 г.
26. Казакова Т. Г. Изобразительная деятельность младших школьников. - М., 2011 г.
27. Лейтес Н. С. Умственные способности и возраст. М. Педагогика, 2011г. 
28. Лисята М.И. Проблемы онтогенеза общения. - М., 2012 г.
29. Леонтьев А. А. Педагогическое общение./ А. А. Леонтьев - М: 2009 г.
30. Макаренко Л. С. О воспитании. - М., 1968.
31. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 2010 г.
32. Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. - М., 2011г.
33. Матейчик 3. Родители и дети. М. 2010 г.
34. Мухина В. С. Изобразительная деятельность ребенка как форма усвоения социального опыта. - М., 2009 г.
35. Йеменский В. Н. мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания. - М., 2010 г.
36. Немов. Психология. - М. 2000.
37. Нефедов В, И, Щербань Ю. Ю. Искусство воспитания в семье. - Минск, 2011 г.
38. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. - М., 2000 г.
39. Обухова Л.Ф. Детская психология: теории, факты, проблемы. - М. 2001 г.
40. Пантелеев Л. В. Декоративное искусство детям. - М., 2009 г.
41. Пантелеев Л.В. Художественный ручной труд в детских садах.-М.2011 г.
42. Подласый. И.П. Педагогика. Новый курс. - М.: Владос, 2000 г. - С. 402.
43. Проблема развития познавательных способностей. Л., 2011г.
44. Проблемы психологии творчества и разработка подхода к изучению одаренности. Моляко В. А. Вопросы психологии. № 5, 200 г.
45. Проблемы способностей в советской психологии. Межвузов. сб. науч. тр. Л: ЛГПИ, 1986 г.
46. Леонтьев А. А. Педагогическое общение./ А. А. Леонтьев - М: 2009 г.
47. Сараева Ю. С. Роспись по ткани./ Ю. С. Сараева - М.: 2000,- 120 с.
48. Сакулина Н. П. Рисование в детстве. - М., 2011 г.
49. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М., 2011 г.
50. Сборник статей «Культура семейных отношений» М., 2009 г.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ