Введение 4
1. Информационно-коммуникационные технологии как средство
развития монологической речи немецкого языка 8
1.1 Характеристика монологической речи обучающихся 6-х классов сточки
зрения психологии 8
1.2 Уровни развития умений монологической речи 11
1.3 Методическое описание монологической речи при обучении
немецкому языку в 6 классе в основной школе 12
1.4 Характеристика ИКТ: виды, функции и их особенности 16
1.5 Возрастные и психологические особенности обучающегося восновной
школе 19
Выводы по главе 1 21
2. Практическое применение сервисов Kahoot и LearningApps для
развития монологической речи немецкого языка в 6 классе 24
2.1 Использование Интернет - сервисов на уроках немецкого языка в основной
школе 24
2.2 Практическое применение Kahoot и LearningApps на уроках немецкого языка 26
2.2.1 Организация опытно-экспериментальной работы по внедрению сервисов Kahoot и LearningApps для развития монологической речи на уроках немецкого
языка в 6 классе 30
2.3 Анализ результатов использования сервисов Kahoot и LearningApps на уроках немецкого языка по развитию монологической речи 37
Выводы по главе 2 39
Заключение 41
Список использованных источников 45
Приложение А 49
Приложение Б 50
Приложение В 51
Приложение Г 52
Приложение Д 53
Приложение Е 54
Приложение Ж 55
Приложение З 56
Приложение И 57
Приложение К 58
Обучение говорению как виду деятельности требует от обучающегося построения высказывания, обусловленного ситуацией общения. Он представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если они овладевают этой деятельностью на начальном этапе обучения и совершенствуют на средней ступени на строго отработанном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других видов речевой деятельности.
Основной задачей на средней ступени обучения монологической речи является совершенствование коммуникативного ядра или основополагающих навыков иноязычного общения. Для учителя главная задача заключается в активизации познавательной деятельности обучающихся шестого класса.
Однако анализ образовательной ситуации в школе, наблюдения за практикой развития монологической речи свидетельствует о том, чтошкольники механически заучивают тексты, не понимая логико-смысловую связь монологического высказывания, они неспособны говорить спонтанно по обсуждаемой проблеме устно - речевой тематике урока и демонстрируют бедный словарный запас по немецкому языку. Одной из причин данного явления заключается в использовании устаревших УМК на уроках, а не информационнокоммуникационные технологии, ввиду отсутствия для этого оборудования, невладения преподавателями знаниями по использованию компьютера, проектора, Интернета [Бубнова, 2009]. Отсюда и возникает проблема неиспользования современных технологий на уроках иностранногоязыка.
Анализ учебно-методических комплексов, каких как Радченко О.А. «Wunderkinder Plus» показал, что предусматривается наличие упражнений по развитию навыков говорения, но нет достаточного разнообразия в заданиях, и не рассматривается применение различных Интернет - сервисов в упражнениях, что важно на сегодняшний день для детей [Радченко, 2018]. В связи с этим, проявляется еще одна проблема для преподавателя в поиске дополнительного материала для формирования и развития умений и навыков монологической речи школьников на основе использования ИКТ. Это и определяет актуальность данной темы работы.
По мнению таких отечественных методистов, как П.В. Сысоев, М.Н. Евстигнеев и др. одним из путей повышения уровня овладения иноязычной речью является использование на уроках иностранного языка информационно - коммуникационных технологий (ИКТ), включающие в себя такие сервисы, как Kahoot и LearningApps [Сысоев, 2006]. Использование ИКТ на уроках повышает продуктивность и познавательную активность обучающихся. Новейшие мультимедийные сервисы помогают быстрее и эффективнее освоить восприятие речевых образцов, поставить правильное произношение и обучить беглому говорению, нежели чем использование исключительно традиционных методов обучения.
Интерактивные программы и игровые формы работы помогают создать подлинные ситуации общения, снять психологические барьеры и повысить интерес к предмету - все это на сегодняшний день не только чрезвычайно актуально, но и позволяет устранить выявленные противоречия.
Тема выпускной квалификационной работы - применение сервисов Kahoot и LearningApps для развития монологической речи немецкого языка в 6-х классах.
Объектом исследования является процесс обучения немецкому языку в основной школе.
Предмет исследования - интернет-сервисы Kahoot и LearningApps для развития монологической речи на немецком языке у обучающихся в основной школе.
Гипотеза: если работу над развитием устной монологической речи организовать на основе использования сервисов Kahoot и LearningApps, то процесс развития монологической речи по немецкому языку будет более продуктивным.
Цель работы: теоретически обосновать и экспериментальным путем подтвердить эффективность использования сервисов Kahoot и LearningApps как одного из условий развития умений монологической речи школьников на уроках немецкого языка.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие
задачи:
1. дать психологическую характеристику монологической речи и описать уровни развития устной монологической речи;
2. представить методическое описание монологической речи при обучении немецкому языку в 6 классе в основной школе;
3. охарактеризовать виды, функции и особенности
информационно-коммуникационных технологий;
4. провести опытно-экспериментальную работу по применению сервисов Kahoot и Learning. Apps на уроках немецкого языка для развития уровня монологической речи у обучающихся 6 класса, проанализировать полученные результаты, сделать выводы.
Теоретической базой ВКР являются работы и труды следующих психологов, педагогов, лингвистов, учителей-практиков, как Гальскова Н.Д., Пассова Е.И., Зверлова О. Ю., Рогова Г.В., Соловова Е. Н., Сысоева П.В., Евстигнеева М.Н., Бим И.Л., Лукшиной Е. А. Гез Н.И, Вербицкого А. А, Штаюра О. В., Загнетная А. Н., Зимней И.А, Тукаевой Р.А., Радченко О.А., Конго И.Ф., Сакаевой Л.Р., Конешевой А. В. и др.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторского комплекса заданий по развитию монологической речи на уроках немецкого языка в 6 классе с использованием сервисов Kahoot и LearningApps.
Практическая ценность нашей работы заключается в возможности использования материалов работы в преподавательской деятельности.
В ходе выполнения работы были применены следующие методы исследования:
• анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
• анкетирование;
• сравнение и обобщение;
• обработка данных;
• построение гипотезы.
Апробация и этапы исследования: Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание курсовой работы по практическим приемам обучения монологической и диалогической речи у обучающихся 5 класса на уроках немецкого языка в основной школе, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной" квалификационной" работе.
Результаты исследования прошли апробацию через выступление с докладом на XXII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в рамках конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» (КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярск, 2021).
Объем и структура: выпускная квалификационная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, список использованных источников, десять приложений. Общий объем работы - 58 страниц, включая приложения.
Исследовав методическую и психологическую литературу, посвященную монологической речи таких авторов, как Гальскова Н.Д., Бим И.Л., Пассов Е.И., Соловова Е.Н и др. мы пришли к выводу, что монологическая речь является более трудной в обучении, чем диалогическая речь, она содержит в себе такие особенности, как развернутость, логичность, большой объем информации.
В связи с тем, что сегодня происходит глобализация Интернета, традиционное обучение все меньше и меньше используется в школах и это является причиной перехода из традиционной учебной формы обучения в более новую, а именно - в использование информационных - коммуникационных технологий.
Информационно - коммуникационные технологии (далее ИКТ) - средства общедоступной учебной информации, с помощью которого можно искать, собирать и работать с источниками, в том числе в сети Интернет.
Видов ИКТ на сегодняшний день довольно большое количество. Однако в данной работе были рассмотрены самые популярные на сегодняшний день технологии: презентация, позволяющая использовать небольшое количество прилагаемой аппаратуры, а так же предоставляющий возможность быстро и просто разработать урок благодаря наличию шаблонов; интерактивная доска, помогающая преподавателю сделать урок более увлекательным путем использования ее не только как проектора, но и как доски, на которую можно вносить свои коррективы; ресурсы сети Интернет, создающий уникальную возможность для обучающихся иностранному языку пользоваться аутентичными текстами, слушать музыку и общаться с носителями языка, т.е. он создает естественную языковую среду. Помимо этого, интерес у обучающихся изучать иностранный язык повышается, что непосредственно влияет на успех речемыслительной деятельности.
Если говорить о преимуществах использования Интернет - ресурсов со стороны обучающегося, то они позволяют целенаправленно находить информацию и выделять из ненужной - нужную; видеть информацию в целом, а не фрагментарно; выделять главное в информационном сообщении.
Помимо этого, электронные ресурсы позволяют нам решить целый ряд дидактических задач, таких как содействие освоению основными видами речевой деятельности (понимание иноязычной речи на слух, говорение, чтение, письменная речь); образуют необходимые знания, умения, навыки (ЗУН), необходимые в изучении иностранного языка, также благодаря расширению кругозора обучающихся происходит развитие речевого и личностного опыта.
Нами были рассмотрены несколько ресурсов сети Интернет, такие как Kahoot (платформа для создания тестов и опросов для преподавателей), Deutsche - welt (ресурс, представляющий из себя множество вариантов работы с текстами, аудио - и видео упражнениями), LearningApps (приложение для поддержки учебного процесса путем создания приложений и упражнений) и E - Treniki (онлайн конструктор учебных приложений). Изучив каждый из них и проанализировав частоту использования на уроках ресурсов сети Интернет, мы пришли к выводу, что наиболее универсальными и простыми в использовании будут служить нам платформы Kahoot и LearningApps, которые позволяют нам повысить интерес обучающихся к изучению иностранного языка (формируется познавательная активность и мотивация, что позволяет снять психологические барьеры и повысить заинтересованность к предмету); также соответствуют требованиям ФГОС, таким как личностно-ориентированный подход к каждому ученику, и овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и соответствуют предметным, метапредметным и личностным результатам, таким как оценка своих действий, формирование мотивации к изучению иностранного языка, развитие коммуникативных способностей школьника, умение выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного выполнения коммуникативной задачи.
Для подтверждения или опровержения гипотезы, написанной нами в начале работы, мы провели опытно - экспериментальную работу, которая покажет, будет ли применение сервисов Kahoot и LearningApps в развитии монологической речи на уроках немецкого языка в 6 классе положительно влиять на процесс обучения.
Эксперимент проводился в рамках четырех уроков на протяжении двух недель в период производственной практики с «01» сентября 2020 г. по «27» октября 2020 г. в МАОУ «Гимназия № 6» Красноярского края города
Красноярск среди обучающихся 6 «А» класса.
Первый урок был посвящен анкетированию обучающихся о частоте применение преподавателем сетевых ресурсов Kahoot и LearningApps, а также измерению уровня сформированности умения говорения у обучающихся 6-го класса. Согласно результатам анкетирования, преподаватель редко использовал сетевые ресурсы на уроках, что сильно, как оказалось, сказалось на их обучении. Далее мы приступили к введению сетевых ресурсов для определения уровня умения говорения у обучающихся, для этого нами была разработана серия упражнений по развитию монологической речи. По результатам первого урока мы выяснили, что у обучающихся средний уровень владения немецкоязычной речью.
2-й и 3-й уроки были посвящены полному погружению обучающихся в информационную среду с применением платформ Kahoot и LearningApps.
На заключительном этапе мы повторно оценили уровень сформированности умения говорения у обучающихся 6-го класса. По результатам, развитие монологической речи пошло в более интенсивном темпе, повысилась мотивация в обучении немецкому языку.
Можно сделать выводы о проведенной нами работы: все поставленные нами задачи были реализованы как в теоретической части так и в практической; цель которая стояла у нас в начале нашей работы, а именно:
теоретически обосновать и экспериментальным путем доказать эффективность использования сервисов Kahoot и LearningApps как одного из условий развития умений монологической речи школьников на уроках немецкого языка была полностью достигнута, а гипотеза, которая звучала следующим образом: если работу над развитием устной монологической речи организовать на основе использования сервисов Kahoot и LearningApps, то процесс развития монологической речи по немецкому языку будет более продуктивным, была безоговорочно подтверждена.
Перспектива исследования заключается в том, что данная работа будет продолжена уже в рамках профессиональной деятельности.
1. Бубнова О.Н. Обучение монологической речи на уроках немецкого языка. // Иностранные языки в школе, 2009. №2. С. 74.
2. Вильтовская А. А. Обучение монологической речи: пути «сверху вниз» и «снизу вверх» // Учительская газета. 2001. С. 4 - 6.
3. Гальскова Н.Д., Василевич А.П., Коряковцева Н.Ф., Акимова Н.В. Основы методики обучения иностранным языкам. М.: КНОРУС, 2017. 390 с.
4. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам. М.: Издательский центр «Академия», 2006. 336 с.
5. Гез Н. И., Ляховицкий М. В., Миролюбов А. А. и др. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: учеб. пособие. М.: Высшая школа, 1982. 373 с.
6. Голубева Т.И., Репина С. О. Применение информационных технологий в обучении иностранному языку: Учебное пособие. Оренбург: ГОУ ОГУ, 2004. 167 с.
7. Жинкин Н.И. Психологические особенности спонтанной речи. //Методическая мозаика, 2005. №4. С. 29-33.
8. Загнетная А.А. Использование интерактивной доски при обучении иностранному языку: Гомель: ГГУ, 2015, С. 15.
9. Зимняя И.А. Педагогическая психология: М.: Логос, 2004. 384 с.
10. Зимняя И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М.: Просвещение, 1985. 154 с.
11. Конышева А.В. Контроль результатов обучения иностранному языку. Спб.: Издательство «Четыре четверти», 2006. 144 с.
12. Маханькова Н. В., Мокрушина Л. В. Мультимедийная презентация в иноязычном образовании: учеб.пособие /под ред. Зелениной Т. И.: Ижевск: Изд- во «Удмуртский университет», 2012. 125 с.
13. Пассов Е.И. Урок иностранного языка в средней школе. 2-е изд. М.: Просвещение, 1988. 223с.
14. Рабинович Ф.М. Методика обучения иностранным языкам в средней школе: М.: Просвещение, 1958. 58 с.
15. Радченко О.А., Конго И.Ф. Немецкий язык. 6 класс (Wunderkinder Plus) Lehrbuch. М.: Просвещение, 2018. 200 с....33