Введение 3
I Глава . Теоретические аспекты развития наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития 7
1.1. Проблемы формирования наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития 7
1.2. Возможности средств игровой деятельности в развитии наглядно¬
образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития 12
1.3. Педагогические подходы к формированию наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития ... 21
Выводы по главе 31
II Глава . Исследование наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития 33
2.1. Организация и методики обследования наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития 33
2.2. Анализ и интерпретация результатов исследования наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития 39
2.3. Методические рекомендации по развитию наглядно-образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития
средствами игровой деятельности 44
Выводы по главе 56
Заключение 57
Список использованных источников 59
Приложения 67
В настоящее время эксперты в области специального образования коллегиально признают, что игра как важная специальная деятельность детей с задержкой психического развития должна выполнять широкие учебно-воспитательные и коррекционные функции и развивать все психические процессы воспитанников. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития, (далее - ЗПР) является средством познавательной активности детей. Именно игра является основным видом деятельности дошкольников с ЗПР, она является более доступным способом трансформации полученных из окружающего мира информаций, впечатлений и знаний, способствует развитию у ребенка познавательной деятельности. Вся познавательная деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста связана с окружающим предметным миром и практической деятельностью. В свою очередь и развитие мышления в этом возрасте связано с практической цельностью ребенка и с восприятием особенностей предметов окружающего мира. В наибольшей степени познавательная деятельность, а, следовательно, и мышление развивается в процессе игровой деятельности.
Такие известные ученые, как Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Т.А. Власова, В.С. Мухина, Г.Е. Сухарева, М.С. Певзнер исследовали игровую деятельность дошкольников с ЗПР, ее влияние на познавательную деятельность и психические процессы детей. Именно опираясь на их научные работы, мы в настоящее время знаем особенности онтогенеза наглядно-образного мышления детей дошкольного возраста с ЗПР, их ведущую деятельность, а именно игру. Игра позволяет дошкольнику выразить свои фантастические мечты, желания, ребенку открывается широкое пространство для выявления творческой активности, развития памяти, мышления, внимания, воображения, познавательной активности дошкольников с ЗПР.
Целесообразно отметить, что развитие мышления дошкольников с ЗПР идет двумя путями - от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному и логическому. Второй путь от восприятия к наглядно-образному мышлению, с одной стороны, и к логическому, с другой. Два этих пути развития осуществляются одновременно и, хотя на соответствующем этапе сливаются воедино, играют свою личную роль в познавательной деятельности ребенка и имеют свою специфику . Игра - единственный для ребенка вид деятельности, мотив его лежит в самой его сущности. В игре дети не только получают реальную жизнь, но и перестраивают ребенка. Как писал Л.С. Выготский, игры детей не просто воспоминание о прожитом, но и творческая переработка пережитых впечатлений, комбинирование их и созданная из них новая деятельность, которая отвечает требованиям и предпочтениям самих детей. Ш. Амонашвили показал, как с помощью игры можно ввести ребенка в сложный мир познания. Ш. Амонашвили играет, общаясь со своими учениками, он считает, что для обучения и развития мыслительных процессов ребенка больше всего подходят дидактические игры. Поэтому именно их мы использовали в своем исследовании.
Проблема исследования: заключается в необходимости программы дифференцированного содержания для устранения особенностей наглядно-образного мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности наглядно-образное мышление у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Целью исследования: подбор методических рекомендаций с дифференцированным содержанием для проведения коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить теоретические аспекты особенности наглядно-образного мышлению у старших дошкольников, в том числе у старших дошкольников с задержкой психического развития.
2. Изучить методики обследования наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития, анализировать и интерпретировать результаты обследование наглядно-образного мышления старших дошкольников с задержкой психического развития.
3. Разработать дифференцированные методические рекомендации коррекционной работы по устранению особенностей наглядно¬образного мышления у старших дошкольников с задержкой психического развития средствами игровой деятельности.
Гипотеза: мы предполагаем, что в процессе игровой деятельности развиваются мыслительные процессы у старших дошкольников с ЗПР, в частности, наглядно-образного мышления.
Для разрешения проблем были использованы следующие методы исследования:
1. Теоретические - рассмотрение и анализирование психолого-педагогической научной литературы по теме исследования, исследования в области общей педагогике, дефектологии.
2. Эмпирические: констатирующий эксперимент, методика Е.Г. Речицкая и Е.В. Пархалина, методы качественной и количественной обработки данных, методы математической статистики.
Исследование было организовано с октября 2021 года по апрель 2022 года, поэтапно. На первом этапе - подготовительном - теоретический анализ исследуемой проблемы. Определялись теоретические основы исследования, уточнялись гипотеза, задачи и пути их решения. Вырабатывался план проведения эмпирического исследования, подготавливались бланки и тексты опросников. На втором диагностическом этапе (этапе констатирующего эксперимента) организовывалось и проводилось тестирование с целью раскрытия особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР. Обрабатывались данные тестирования с использованием методов количественного и качественного анализа, выполненных в программах IBM SPSS Statistics 19 и MS Excel 2010 статистических методов обработки. Третий этап - составлялись методические рекомендации по программе дифференцированного содержания, формулирование вывода исследования.
Структура исследования: выпускная квалификационная работа состоит из введения, две главы основной части, выводов, списка использованной литературы, приложения.
В процессе проведения опытно-экспериментальной работы, направленной на устранение особенностей наглядно-образного мышления дошкольников с задержкой психического развития средствами дидактической игры, нами были сделаны следующие выводы:
1. С помощью мышления ребенок познает мир, прогнозирует развитие событий, практически овладевает закономерностями объективной действительности.
2. В рамках исследования проблемы состояния и развития форм наглядно-образного мышления у дошкольников с ЗПР был проведен анализ психолого-педагогической литературы, рассмотрены вопросы развития форм мышления. В рамках проведения диагностики были подобраны методы диагностики мышления детей дошкольного возраста, проведен анализ полученных результатов.
3. Успешность развития мышления детей достигается в условиях педагогического стимулирования развития мыслительных процессов на основе личностно ориентированного характера взаимодействия педагога с детьми;
4. С целью анализа наглядно-образного мышления у старших дошкольников нами проведен констатирующий начальный эксперимент, который показал, что у дошкольников с ЗПР сниженный уровень развития наглядно-образного мышления, связанный с их особенностями.
5. Для устранения особенностей наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР, учитывая полученные данные об исходном уровне наглядно-образного мышления во время тестирования нами были составлены методические рекомендации, дифференцированных дидактических игр. В дидактических играх старшие дошкольники с ЗПР могут классифицировать предметы по определенным признакам, выполнять анализ и синтез, делать обобщения. Многие игры требуют умения выражать свою мысль в связной и понятной форме, использовать математическую терминологию.
Таким образом, особенности наглядно-образного мышления у старших дошкольников будет сформированы, благодаря составленной нами методической рекомендации дифференцированного содержания. Цель нашей работы - достигнута!
1. Аксёнова А.К., Антропов А.П., Бгажнокова И.М. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 5-9 классы. Изд-во Просвещение, 2006 год - 296 с.
2. Актуальные проблемы специальной психологии в образовании 2002 Часть 1. Сборник межрегиональной научно-практической конференции. В 2-х ч. Новосибирск. КГПУ. 2002. - 320 с.
3. Андреева С.Н. Возрастная психология. Электронное учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Йошкар-ола, МарГУ. - 2011. - 188 с.
4. Астапов В.М., Микадзе Ю.В. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития СПб. Питер, 2001. - 256 с.
5. Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В., Курбанова А.Т. и др.
Прогностическая компетентность младшего школьника при дефицитарном развитии Казань: Издательство Казанского
университета, 2018. — 160 с.
6. Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Психологическая помощь при ранних нарушениях эмоционального развития М: Полиграф сервис, 2001. — 156 стр.
7. Байлук В.В. (ред.) Материалы методологического и методического семинаров Института социального образования за 2009 - 2010 год. Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011. - Выпуск 5. - 224 с.
8. Баряева Л.Б., Зарин А, П., Соколова Н.Д (ред). Обучение сюжетно-ролевой игре дошкольников с проблемами в интеллектуальном развитии. Учебно-методическое пособие, СПб: ЛОИУУ, 1996. 95 с.
9. Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития: Учеб. пособие. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2001. -136 с.
10. Богдан Н.Н., Могильная М.М. Специальная психология. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2003. - 220 с.
11. Божович Л.И. Этапы формирования личности в онтогенезе // Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. - Ч. II. - М.,
2009. - 215 с.
12. Бондарь В.И. Проблемы коррекционного обучения в специальной педагогике Учеб. пособ. — К.: Наше время, 2005. — 176 с.
13. Борякова Н. Д. Ранняя диагностика и коррекция задержки
психического развития / Н. Д. Борякова - Москва: Гном - Пресс, 2012. - 56 с.
14. Борякова Н.Ю. Касицына М.А. Организация коррекционно¬
педагогического процесса в детском саду для детей с задержкой психического развития. Учебно-методическое пособие. Москва, 2003. - 214 с.
15. Борякова Н.Ю. Педагогические системы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии. М.: изд-во "АСТ, Астрель", 2008 г. - 222 с.
16. Вершинина О.М., Мищенко Т.П. Особенности диагностики и коррекции задержки психического развития. М.: РУДН, 2007. - 24 с.
17. Войтко В.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития Учебно-методическое пособие. — Кропивницкий: КОПИЮ имени Василия Сухомлинского, 2017. — 48 с.
18. Волосовец Т.В., Кутепова Е.Н. Программа коррекционно-развивающих занятий педагога дополнительного образования по профилактике психосоматических нарушений у младших школьников М.: РУДН,
2007. - 70 с.
19. Выготский Л.С. Психология М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
20. Гамезо М.В., Герасимова В.С., Орлова Л.М. Старший дошкольник и младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития М.: Институт практической психологии, Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. - 172 с.
21. Гладкая В.В. Планирование коррекционной работы с учащимися с трудностями в обучении. -М., 2008. -56 с.
22. Головешкина Н.В. Особенности адаптационных характеристик детей с задержкой психического развития на разных этапах школьного обучения: автореф. дис. ... канд. психол. наук. - СПб. ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2011. - 21 с.
23. Головина А.А. Психологическая технология развития эффективного эмпатического общения. (Учебное пособие.). Учеб. - метод. пособ. Головина А. А. - Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2004. - 80 с.
24. Гончарова Е.Л., Кукушкина О.И. Ребенок с особыми образовательными потребностями // Альманах Института Коррекционной Педагогики РАО. 5/2002. С. 12-21
25. Давыдов В. В., Слободчиков В. И., Цукерман Г. А. Младший школьник как субъект учебной деятельности, 1997 - 9 с.
26. Даукша Л.М. (ред.) Современное состояние и перспективы развития психологии общения 2010 Материалы Международной научно-практической конференции. Гродно. ГрГУ им. Я. Купалы. 8 -9 октября
2010. - 385 с.
27. Дедюхина Г.В. Методические рекомендации к организации и содержанию коррекционно-развивающих занятий с детьми раннего и преддошкольного возраста с задержками психофизического развития. М.: РУДН, 2007.
28. Дробинская А.О. Ребенок с задержкой психического развития: понять, чтобы помочь М.: Школьная Пресса, 2005. - 96 с.
29. Дубровина И.В. Возрастная и педагогическая психология:
Хрестоматия: Уч. пособие для студентов средн. пед. учебн. завед. - М.: Академия, 2009. - 325 с.
30.Задержка психического развития детей / Сост. Т.Д.Илляшенко, М.В.Рождественская. - М., 1992. - 124 с.
31.Зайцева И.А. Кукушин В.С. Ларин Г.Г. Румега Н.А. Шатохина В.И. Коррекционная педагогика Учеб. пособие. — М.; Ростов н/Д.: МарТ,
2004. — 352 с.
32. Занятия, игры, упражнения / Под. редакцией Л. В. Кузнецовой; М. А. Панфиловой. - М.: Сфера ТЦ, 2002. - 64 с.
33.Запятая О.В. Диагностика сформированности коммуникативных учебных действий у младших школьников. 1-4 классы Волгоград: Учитель, 2013. — 49 с.
34. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие. СПб. Детство-Пресс,
2011. — 112 с.
35. Иванова Т.Б., Илюхина В.А., Кошулько М.А. Диагностика нарушений в развитии детей с ЗПР: Методическое пособие СПб.: Детство-Пресс, 2011. — 112 с.
36. Ильяшенко Т.Д. Вопросы выявления и организации обучения детей с задержкой психического развития // Дефектология. - 1996. - №1. - С. 47 - 51.
37. Ильяшенко Т.Д., Стадненко Н.М. Аномальный ребенок в школе. / Учеб. методическое пособие. - М.: ИСДО, 1995. - 120 с.
38. Кожевникова Э.П. (сост.) Специальная психология: Хрестоматия. Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2006. - 187 с.
39. Колесина Т. Диагностика и коррекция психического развития детей // Нач. школа. - 2000. - № 5. - С. 30 - 34.
40. Колодяжная Т.П., Маркарян И.А., Мордвиненко Н.Э., Согомоньян Н.В. Игровая деятельность детей дошкольного возраста с разным уровнем здоровья и развития. 2010. - 310 с.
41. Кононенко К.М. Особенности отношений со сверстниками у
дошкольников с задержкой психического развития // Сборник докладов III международной научной заочной конференции (Липецк, 20 марта 2010 г.). Т. II. Психологические науки / Отв. ред. А.В. Горбенко. - Липецк: Издательский центр «Де-факто», 2010. С. 77-82
42. Концепция гос. стандарта специального образования детей с особыми потребностями // Дефектология. - 1999. - № 4. - С. 2 - 8.
43. Коррекционная направленность начального обучения в специальной школе интенсивной педагогичной коррекции. - М.: ИСДО, 1995. - 58 с
44. Крючева Я.В. Педагогическая помощь родителям в организации взаимодействия с детьми, имеющими задержку психического развития. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. 2004 г. - 20 с.
45. Лебединский В.В. Нарушения психического развития в детском возрасте. Учеб. пособие для студ. психол. фак. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. — 144 с.
46. Левченко И.Ю., Ткачева В.В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение,
2008. - 450 с.
47. Лубовский В.И. Современные проблемы диагностики задержки психического развития // Психологическая наука и образование psyedu.ru2012 01 Специализированное научно-аналитическое издание. Москва. МГППУ. Издатель: Издательство «Институт психологии РАН». 2012. С. 25-29
48. Ляшенко Н.В., Хоменко Т.М. Развитие связной речи учащихся начальных классов специальных общеобразовательных школ интенсивной педагогической коррекции. - К.: Школьный мир, 2006. - 86 с.
49. Мамичева А. Коррекция познавательных психических процессов у детей с задержкой психического развития. // Дефектология. - 2008. - №2. - С. 23 - 27.
50. Мастер-класс для педагогов Развитие речи детей с ОВЗ с помощью театрализованной игры Учитель-дефектолог Усманова А.Н.,
воспитатель Лазерка С.П. Архангельская область, г. Мирный, МКДОУ №1, 2014 г., 19 с.
51. Медведева Е.А. Социокультурное становление личности ребенка. - Нижний Новгород, - МГПУ, - 2007, - 47 с.
52. Мищенко З.И. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с задержкой психического развития. Уч.-метод. пособие. - Курск: Курск. гос. ун-т, 2007. - 134 с.
53. Младшие школьники с ЗПР: уроки общения. Пособие для
практических психологов. М.: Школьная Пресса, 2005/Серия «В помощь психологу» - 32 с.
54. Морозова И.А. Формирование элементарных математических
представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 6-7 лет с ЗПР М.: Мозаика-синтез, 2009. — 216 с.
55. Мочалина Н. Коррекционно-развивающие занятия для детей с ЗПР. // Дефектолог. - 2007, №3. - С. 9.
56. Никишина В.Б. Практическая психология в работе с детьми с
задержкой психического развития: Пособие для психологов и педагогов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 128 с. -
(Специальная психология).
57.Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т.А.Власовой, В.И.Лубовского, Н.А.Никашиной. - М., 1981. -322 с.
58. Пилипенко А.В. Коррекционная педагогика с основами специальной психологии. Учебное пособие. - Владивосток. - 2008, - 45 с.
59. Пятница Т.В. Социализация дошкольника через игру. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - 2010. 67 с.
60. Речицкая Е.Г., Пархалина Е.В. Готовность детей дошкольного возраста к обучению в школе. // Коррекционная педагогика, С. 46 - 50.
61. Рахимова Е.А. Социально-психологическая диагностика. Учеб. пособие. - Пермь: Изд-во Перм. нац. исслед. политехн. ун-та, 2012. - 134 с.
62. Репринцева Г.И. Игра - ключ к душе ребенка. - М., ФОРУМ, 2010. 240
с.
63. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб. Питер, 2012. - 713 с.
64. Сак Т. Формирование причинно-следственного мышления детей с ЗПР / Дефектология. - 1996. - № 2. - С. 28 - 32.
65. Сак Т.В. Психолого-педагогические основы управления учебной деятельностью учащихся с задержкой психического развития в школе интенсивной педагогической коррекции - К.: Актуальное Образование,
2005. - 246 с.
66. Семаго Н.Я. Понятие «ЗПР» и его современная трактовка // Материалы II Международного Конгресса «Молодое поколение ХХ! века: актуальные проблемы социально-психологического здоровья». Под редакцией А.А. Северного, Ю. С. Шевченко. Минск, 3-6 ноября 2003 г. С. 28-36
67. Слепович Е. С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития / Е. С. Слепович - Москва: Педагогика, 2010. - 96 с. 3.
68. Слепович Е.С. Работа с детьми с интеллектуальной недостаточностью / Е. С. Слепович, А. М. Поляков. - Санкт-Петербург: Речь, 2008. - 247 с.
69. Соколова Н. Д. Развитие игровой деятельности умственно отсталых дошкольников в процессе направленного обучения / Н. Д. Соколова // Особенности развития и воспитания детей дошкольного возраста с недостатками слуха и интеллекта. - Москва: Педагогика, 2014. - С. 17¬30
70. Технология формирования социальных навыков. Методическое пособие для психологов и социальных педагогов ИТУ. Самара, 1999. - 219 с.
71. Уварова С. В. Особенности взаимодействия детей с задержкой психического развития в процессе выполнения предметно-познавательных задач в условиях развивающих занятий // Научный диалог Серия Психология 2012 Выпуск 6 Журнал научных публикаций. Екатеринбург. 2012. С. 99-103
72. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития М.: Педагогика, 1990. —184 с.
73. Ульянова И.А. Межличностное общение детей-сирот с задержкой психического развития в различных моделях семейного воспитания: Дис. ... канд. психол. наук, автореф. 2003 г. 217 с.
74. Федеральные государственные требования к созданию предметно -
пространственной среды, обеспечивающие реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования - М.,
2011. - 90 с.
75. Федеральный государственный образовательный стандарт
[Электронный ресурс]—Режим доступа. —URL: http://standart.edu.ru/
76. Фуреева Е. П. Использование нейропсихологического изучения дошкольников с ЗПР в коррекционно-логопедической работе // Кирилов И.Л. (ред.) Теоретические и прикладные вопросы специальной педагогики и психологии Материалы международной научно-практической конференции. - Пенза - Семипалатинск: Научно-издательский центр «Социосфера», Кирилов И.Л. (ред.). 2014. С. 110-119
77. Шамарина Е.В. Обучение детей с ЗПР: организация индивидуальных и групповых занятий. Москва, 2007. - 90 с.
78. Эльконин Д.Б. Детская психология (развитие ребенка от рождения до семи лет). - М., 2008. - 310 с.
79. Яковлева М.Г. Психолого-педагогические условия организации
помощи детям с задержкой психомоторного развития в образовательном учреждении. Санкт-Петербург: РГПУ, 2009. - 18 с.