Особенности нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития
|
Введение 3
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЕГО КОРРЕКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 8
1.2. Специфические нарушения письма и подходы к их изучению 22
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 41
Выводы по первой главе 49
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Задачи и методы исследования письма 51
2.2. Анализ результатов исследования нарушений особенностей письма у
младших школьников с задержкой психического развития 58
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей письма у младших школьников с задержкой психического развития 70
Выводы по второй главе 80
Заключение 87
Список литературы 89
Приложения
ГЛАВА 1. АНАЛИЗ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА И ЕГО КОРРЕКЦИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 8
1.2. Специфические нарушения письма и подходы к их изучению 22
1.3. Клинико-психолого-педагогическая характеристика детей младшего
школьного возраста с задержкой психического развития 41
Выводы по первой главе 49
ГЛАВА 2. КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ И ЕГО АНАЛИЗ
2.1. Задачи и методы исследования письма 51
2.2. Анализ результатов исследования нарушений особенностей письма у
младших школьников с задержкой психического развития 58
2.3. Методические рекомендации по преодолению выявленных
особенностей письма у младших школьников с задержкой психического развития 70
Выводы по второй главе 80
Заключение 87
Список литературы 89
Приложения
Актуальность проблемы нарушений письменной речи у младших школьников возрастает в связи с тем, что в последние годы увеличивается число учащихся с нарушением в развитии, в том числе с задержкой психического развития.
Право на образование лиц с задержкой психического развития обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом № 1598 Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г., и в соответствии со статьей 11, п. 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации», содержащим требования к результатам освоения адаптированных основных образовательных программ. В рамках нового ФГОС становится все более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на коррекцию нарушений письма - дисграфии, у младших школьников с задержкой психического развития.
Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать изменения онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы (64).
Помимо этого специалисты констатируют значительный рост числа детей с каким-либо неблагополучием в состоянии соматического и психического здоровья (53).
Ученые также отмечают резкое усложнение структуры отклонений в развитии детей, значительное увеличение так называемых сочетанных нарушений у различных категорий детей, появление новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка.
Подобный междисциплинарный подход позволяет рассматривать дисграфию как специфическое проявление задержки или «отклонения» в психическом развитии школьника, так как при дисграфии наблюдается расстройство формирования и функционирования сложно организованного вида психической деятельности - письма (а в дальнейшем - письменной речи). Такой подход особенно значим при изучении дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития. У этих детей дисграфия является одним из наиболее характерных как речевых расстройств, так и нарушений усвоения школьных навыков.
Значительная часть детей данной категории, не справляется с темпами освоения материала традиционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Таким образом, исследование нарушений письма - дисграфии как расстройства формирования у обучающихся процесса письма, соответствует практическим запросам сегодняшнего дня.
Проблеме нарушения письма у детей - дисграфии, посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается.
Исходя из разных научных взглядов на природу дисграфии, исследователи предлагали различные виды классификации этого нарушения (М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, Р.И Лалаева, А.Н. Корнев, Т.В. Ахутина, А.Л. Сиротюк).
У детей с задержкой психического развития причины возникновения дисграфии во многом вызваны несформированностью высших психических функций, которые помимо нарушений письменной речи обуславливают процесс письма. В свою очередь, нарушения письма препятствуют успешности обучения, осложняют учебно-познавательную деятельность обучающихся, что в свою очередь вызывает отклонения в формировании личности ребенка (У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, Л.Б. Баряева, В.А. Ковшиков). В этой связи очень важным представляется своевременное выявление и преодоление нарушений письма.
Объект исследования: письмо младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования служат следующие предположение:
- у младших школьников с задержкой психического развития будет выявлен ряд особенностей письма, такие как добавления, перестановки, пропуски и замены букв, обозначающих близкие по звучанию и артикуляции звуки.
- учет выявленных особенностей письма позволит создать дифференцированные методические рекомендации для логопедической работы по преодолению дисграфии у данной категории обучающихся.
Цель исследования: выявить особенности нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития для разработки дифференцированных методических рекомендаций.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
2. изучить симптоматику нарушений письма, особенности звукопроизношения, навыков дифференциации фонем, языкового анализа у младших школьников с задержкой психического развития.
3. провести констатирующий эксперимент, проанализировать полученные результаты;
4. составить методические рекомендации по преодолению нарушений письма у данной категории обучающихся с учетом выявленных особенностей.
Методологической и теоретической основой исследования составили положения общей и специальной педагогики, психологии и логопедии о языке как важнейшем средстве общения и познания, его средстве общения и познания, его связях с неречевыми процессами; системный подход к пониманию высших психических функций Л.С. Выготского, А. Р. Лурия; понимание речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой взаимозависимы и взаимообусловлены (Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, И. Н. Садовникова, Р. И. Лалаева и др.).
Методы исследования определялись в соответствии с целями, задачами и гипотезой исследования.
Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдения за детьми на занятиях и в процессе обследования, беседа с логопедом, проведение констатирующего эксперимента.
Научная новизна. В результате проведенного исследования подтверждены и уточнены имеющиеся данные о нарушениях письма у младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость: уточнены и дополнены имеющиеся теоретические сведения о проявлениях нарушения письма у младших школьников с задержкой психического развития. Выявлены особенности нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: составлены методические рекомендации по преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
Составленные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ и логопедами при проведении работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа № 7». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 обучающихся 3-х классов с задержкой психического развития. При комплектовании экспериментальной группы учитывались однотипный характер дефекта, обучение по адаптированной основной образовательной программе для учащихся с задержкой психического развития.
Исследование проводилось в течение 2015-16,2016-17 учебных годов в 3 этапа.
I этап: ноябрь 2015г. - сентябрь 2016 г.- изучение и анализ литературы, формулирование цели и задач исследования, определение объекта, предмета, гипотезы и места исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
II этап: октябрь 2016 г.- подбор испытуемых, проведение констатирующего эксперимента.
Ш этап: октябрь 2016 г - апрель 2017г. анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендации и оформление результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- выступление на Международно-научно-практических форуме студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». (Красноярск, 2017 г.);
- публикации основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов, материалов научно-практических конференций (Красноярск, 2016, 2017 г.г.). По теме магистерской диссертации опубликованы 4 статьи.
Структура и объем работы. Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы из 72 источника, из них 3 диссертационных исследования, 9 статей из периодических изданий, приложения. В работу вошли 1 гистограмма, 2 таблицы, 3 приложения, включающие в себя таблицу результатов экспериментального исследования.
Право на образование лиц с задержкой психического развития обеспечивается федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, утвержденным приказом № 1598 Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2014 г., и в соответствии со статьей 11, п. 3 Федерального закона "Об образовании в Российской Федерации», содержащим требования к результатам освоения адаптированных основных образовательных программ. В рамках нового ФГОС становится все более востребованным поиск эффективных методов и приемов, направленных на коррекцию нарушений письма - дисграфии, у младших школьников с задержкой психического развития.
Развитие современных детей имеет как темповые, так и качественные особенности, и специалистам необходимо учитывать изменения онтогенетического процесса при организации как диагностической, так и коррекционной работы (64).
Помимо этого специалисты констатируют значительный рост числа детей с каким-либо неблагополучием в состоянии соматического и психического здоровья (53).
Ученые также отмечают резкое усложнение структуры отклонений в развитии детей, значительное увеличение так называемых сочетанных нарушений у различных категорий детей, появление новых форм отклонений и несформированности определенных сфер психического развития ребенка.
Подобный междисциплинарный подход позволяет рассматривать дисграфию как специфическое проявление задержки или «отклонения» в психическом развитии школьника, так как при дисграфии наблюдается расстройство формирования и функционирования сложно организованного вида психической деятельности - письма (а в дальнейшем - письменной речи). Такой подход особенно значим при изучении дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития. У этих детей дисграфия является одним из наиболее характерных как речевых расстройств, так и нарушений усвоения школьных навыков.
Значительная часть детей данной категории, не справляется с темпами освоения материала традиционных программ воспитания и обучения, испытывает трудности социальной адаптации и обучения в школе. Таким образом, исследование нарушений письма - дисграфии как расстройства формирования у обучающихся процесса письма, соответствует практическим запросам сегодняшнего дня.
Проблеме нарушения письма у детей - дисграфии, посвящено большое количество исследований и публикаций, однако актуальность ее изучения не снижается.
Исходя из разных научных взглядов на природу дисграфии, исследователи предлагали различные виды классификации этого нарушения (М.Е. Хватцев, О.А. Токарева, Р.И Лалаева, А.Н. Корнев, Т.В. Ахутина, А.Л. Сиротюк).
У детей с задержкой психического развития причины возникновения дисграфии во многом вызваны несформированностью высших психических функций, которые помимо нарушений письменной речи обуславливают процесс письма. В свою очередь, нарушения письма препятствуют успешности обучения, осложняют учебно-познавательную деятельность обучающихся, что в свою очередь вызывает отклонения в формировании личности ребенка (У.В. Ульенкова, О.В. Лебедева, Л.Б. Баряева, В.А. Ковшиков). В этой связи очень важным представляется своевременное выявление и преодоление нарушений письма.
Объект исследования: письмо младших школьников с задержкой психического развития.
Предмет исследования: особенности нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
Гипотезой исследования служат следующие предположение:
- у младших школьников с задержкой психического развития будет выявлен ряд особенностей письма, такие как добавления, перестановки, пропуски и замены букв, обозначающих близкие по звучанию и артикуляции звуки.
- учет выявленных особенностей письма позволит создать дифференцированные методические рекомендации для логопедической работы по преодолению дисграфии у данной категории обучающихся.
Цель исследования: выявить особенности нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития для разработки дифференцированных методических рекомендаций.
Исходя из цели, объекта, предмета исследования и выдвинутой нами гипотезы, были поставлены следующие задачи:
1. проанализировать психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме исследования.
2. изучить симптоматику нарушений письма, особенности звукопроизношения, навыков дифференциации фонем, языкового анализа у младших школьников с задержкой психического развития.
3. провести констатирующий эксперимент, проанализировать полученные результаты;
4. составить методические рекомендации по преодолению нарушений письма у данной категории обучающихся с учетом выявленных особенностей.
Методологической и теоретической основой исследования составили положения общей и специальной педагогики, психологии и логопедии о языке как важнейшем средстве общения и познания, его средстве общения и познания, его связях с неречевыми процессами; системный подход к пониманию высших психических функций Л.С. Выготского, А. Р. Лурия; понимание речи как сложной функциональной системы, составные компоненты которой взаимозависимы и взаимообусловлены (Р. Е. Левина, А. Н. Корнев, И. Н. Садовникова, Р. И. Лалаева и др.).
Методы исследования определялись в соответствии с целями, задачами и гипотезой исследования.
Теоретические методы: анализ литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы: наблюдения за детьми на занятиях и в процессе обследования, беседа с логопедом, проведение констатирующего эксперимента.
Научная новизна. В результате проведенного исследования подтверждены и уточнены имеющиеся данные о нарушениях письма у младших школьников с задержкой психического развития.
Теоретическая значимость: уточнены и дополнены имеющиеся теоретические сведения о проявлениях нарушения письма у младших школьников с задержкой психического развития. Выявлены особенности нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
Практическая значимость исследования: составлены методические рекомендации по преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития с учетом выявленных особенностей.
Составленные методические рекомендации могут быть использованы учителями начальных классов общеобразовательных школ и логопедами при проведении работы по преодолению нарушений письма у младших школьников с задержкой психического развития.
Организация исследования. Исследование проводилось на базе Краевого государственного бюджетного общеобразовательного учреждения «Красноярская школа № 7». Для проведения констатирующего эксперимента была сформирована экспериментальная группа из 10 обучающихся 3-х классов с задержкой психического развития. При комплектовании экспериментальной группы учитывались однотипный характер дефекта, обучение по адаптированной основной образовательной программе для учащихся с задержкой психического развития.
Исследование проводилось в течение 2015-16,2016-17 учебных годов в 3 этапа.
I этап: ноябрь 2015г. - сентябрь 2016 г.- изучение и анализ литературы, формулирование цели и задач исследования, определение объекта, предмета, гипотезы и места исследования, разработка методики констатирующего эксперимента.
II этап: октябрь 2016 г.- подбор испытуемых, проведение констатирующего эксперимента.
Ш этап: октябрь 2016 г - апрель 2017г. анализ результатов констатирующего эксперимента, составление методических рекомендации и оформление результатов исследования.
Апробация результатов исследования осуществлялась через:
- выступление на Международно-научно-практических форуме студентов, магистрантов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века». (Красноярск, 2017 г.);
- публикации основных положений и результатов исследования в сборниках научных трудов, материалов научно-практических конференций (Красноярск, 2016, 2017 г.г.). По теме магистерской диссертации опубликованы 4 статьи.
Структура и объем работы. Работа включает в себя введение, 2 главы, заключение, список используемой литературы из 72 источника, из них 3 диссертационных исследования, 9 статей из периодических изданий, приложения. В работу вошли 1 гистограмма, 2 таблицы, 3 приложения, включающие в себя таблицу результатов экспериментального исследования.
В результате анализа литературы по проблеме исследования нами сделаны выводы о том, что нарушение письменной речи у детей с задержкой психического развития в настоящее время рассматривается как актуальная, теоретически и практически значимая проблема в логопедии.
Нарушения письма обнаружены у 92,5% (у 37 детей из 40) обучающихся 7 - 9 лет с задержкой психического развития (Ковшиков. У учащихся с задержкой психического развития причины возникновения дисграфии во многом вызваны несформированностью высших психических функций, которые осуществляют в норме процесс письма, помимо нарушений устной речи. (Т. А. Власова, У.В. Ульенкова, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Е.М. Мастюкова).
Нарушения письма у обучающихся с задержкой психического развития препятствуют успешности обучения, осложняют учебно - познавательную деятельность обучающихся.
В современной научно-педагогической литературе существует множество классификаций дисграфий. В нашем исследовании за основу взята классификация дисграфии, разработанная специалистами кафедры РГПУ им. А.И. Герцена и Р. И. Лалаевой, согласно данной классификации выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено первичное обследование письма посредством анализа выполнения текущих письменных работ обучающихся; углубленное обследование письма посредством выполнения специальных заданий, позволяющих определить симптоматику и оценить степень выраженности дисграфических ошибок (слуховой диктант, списывание с печатного текста, выполнение свободного письма). А также обследование устной речи с целью определения речевых механизмов нарушений письменной речи.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что процесс письма младших школьников с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. В частности нами отмечены преобладание смешанной дисграфии как основного вида дисграфии у 90 % обучающихся; стойкий повторяющийся характер дисграфических ошибок; преобладание специфических ошибок, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза; условно низкий и «ниже среднего» уровень овладения письмом большинства обучающихся.
Выявленные особенности процесса письма обучающихся с задержкой психического развития позволили предположить о возможных трудностях овладения адаптированной основной общеобразовательной программой.
На основе выявленной в результате экспериментального исследования симптоматики и механизмов дисграфии нами составлены методические рекомендации для работы по выделенным направлениям.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования реализованы, гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы исследования предполагается апробация предложенных методических рекомендаций.
Нарушения письма обнаружены у 92,5% (у 37 детей из 40) обучающихся 7 - 9 лет с задержкой психического развития (Ковшиков. У учащихся с задержкой психического развития причины возникновения дисграфии во многом вызваны несформированностью высших психических функций, которые осуществляют в норме процесс письма, помимо нарушений устной речи. (Т. А. Власова, У.В. Ульенкова, Ю.А. Костенкова, С.Г. Шевченко, Е.М. Мастюкова).
Нарушения письма у обучающихся с задержкой психического развития препятствуют успешности обучения, осложняют учебно - познавательную деятельность обучающихся.
В современной научно-педагогической литературе существует множество классификаций дисграфий. В нашем исследовании за основу взята классификация дисграфии, разработанная специалистами кафедры РГПУ им. А.И. Герцена и Р. И. Лалаевой, согласно данной классификации выделяются следующие виды дисграфий: артикуляторно-акустическая дисграфия, дисграфия на основе нарушения фонемного распознавания, дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая дисграфия, оптическая дисграфия.
На этапе констатирующего эксперимента было проведено первичное обследование письма посредством анализа выполнения текущих письменных работ обучающихся; углубленное обследование письма посредством выполнения специальных заданий, позволяющих определить симптоматику и оценить степень выраженности дисграфических ошибок (слуховой диктант, списывание с печатного текста, выполнение свободного письма). А также обследование устной речи с целью определения речевых механизмов нарушений письменной речи.
Результаты констатирующего эксперимента показали, что процесс письма младших школьников с задержкой психического развития имеет ряд особенностей. В частности нами отмечены преобладание смешанной дисграфии как основного вида дисграфии у 90 % обучающихся; стойкий повторяющийся характер дисграфических ошибок; преобладание специфических ошибок, связанных с нарушением языкового анализа и синтеза; условно низкий и «ниже среднего» уровень овладения письмом большинства обучающихся.
Выявленные особенности процесса письма обучающихся с задержкой психического развития позволили предположить о возможных трудностях овладения адаптированной основной общеобразовательной программой.
На основе выявленной в результате экспериментального исследования симптоматики и механизмов дисграфии нами составлены методические рекомендации для работы по выделенным направлениям.
Таким образом, цели и задачи нашего исследования реализованы, гипотеза доказана. В качестве дальнейшей перспективы исследования предполагается апробация предложенных методических рекомендаций.
Подобные работы
- Технология коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4370 р. Год сдачи: 2021 - Технология коррекции дисграфии у младших школьников с задержкой
психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021 - Психологическая коррекция эмоциональной регуляции поведения младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4360 р. Год сдачи: 2023 - Исследование нарушения письма у младших школьников с ЗПР
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2015 - Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников с задержкой психического развития на логопедических занятиях в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2022 - Психологическая коррекция словесно-логического мышления младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, дефектология. Язык работы: Русский. Цена: 4340 р. Год сдачи: 2022 - Коррекция дисграфии у младших школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2022 - Преодоление нарушений письменной речи у младших школьников
с задержкой психического развития на логопедических занятиях
в общеобразовательной школе
Магистерская диссертация, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2022 - Содержание логопедической работы по преодолению дисграфий у младших
школьников с задержкой психического развития
Дипломные работы, ВКР, логопедия. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2021



