Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии

Работа №93399

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы77
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
343
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ
ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 9
1.1. Психофизиологические механизмы письма 9
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с
легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 14
1.3. Характеристика нарушений письма у младших школьников с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрии 24
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ МОТОРИКИ,
ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ, ПРОСОДИКИ, ФОНЕМАТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ, ЗРИТЕЛЬНО-ПРОСТРАНСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ
У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЁГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ И АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ 29
2.1. Организация, принципы, цель, задачи изучения состояния моторики,
звукопроизношения, просодики, фонематических процессов, зрительно - пространственного восприятия у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 29
2.2. Анализ результатов изучения состояния моторики,
звукопроизношения, просодики, фонематических процессов, зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 38
2.3. Анализ взаимосвязи выявленных нарушений моторики,
звукопроизношения, просодики, фонематических процессов у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 45
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ЛЕГКОЙ СТЕПЕНЬЮ ПСЕВДОБУЛЬБАРНОЙ ДИЗАРТРИИ 51
3.1. Теоретическое обоснование, организация и принципы логопедической
работы по предупреждению нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 51
3.2. Содержание логопедической работы по предупреждению нарушения
письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии 56
3.3. Результаты контрольного эксперимента 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70

С каждым годом количество детей, поступающих в школу, имеющих различные речевые нарушения, возрастает. В 2017 году глава Минобрнауки РФ Ольга Васильева сделала заявление о том, что в текущем году в общеобразовательные учреждения поступят 58% детей, имеющих нарушения фонематических процессов. Ранее, в 2000-х годах исследования проводились Санкт-Петербургским психолого-педагогическим центром «Здоровье». По данным этого исследования у 52,5% обследуемых выпускников дошкольных образовательных учреждений выявлены нарушения звукопроизношения, 35,8% из них - со стертой и выраженной дизартрией. В 50-е годы XX века таких детей отмечалось лишь 17% [1]. За период с 2004 года по 2014 год количество случаев нарушения речевого развития у детей увеличилось в среднем на 34-44,3% [34]. Исследователи связывают такую отрицательную динамику с неблагоприятной экологической ситуацией, сокращением времени, проводимого ребёнком с родителями, нарушениями внутриутробного и раннего развития и другими неблагоприятными факторами.
Наиболее распространенным речевым нарушением у детей, поступающих в общеобразовательные учреждения, является легкая степень псевдобульбарной дизартрии. Дети с таким нарушением обычно не вызывают особого беспокойства у родителей и педагогов дошкольных учреждений. Ведь их речь не отличается грубыми нарушениями звукопроизношения, анатомические дефекты периферического речевого аппарата отсутствуют, лексико-грамматический строй речи развивается в соответствии с нормой или незначительно отстаёт от нее. Значительные трудности у таких детей появляются с началом формирования письменной речи - чтения и письма. На этом этапе и проявляются у детей с дизартрией нарушения фонетики, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи. При таких нарушениях невозможно полноценное формирование навыков письма и чтения, а значит, невозможно эффективное освоение и других учебных предметов, так как чтение и письмо лежат в основе всех предметов школьной программы. На фоне неуспешности в чтении и письме у школьников снижается общая успеваемость, страдает самооценка, обнаруживается нежелание учиться.
Исследованием проблемы псевдобульбарной дизартрии занимались А. В. Винарская, Л. И. Белякова, Е. Ф.Архипова, О. В. Правдина, К. А. Семенова, Г. В. Чиркина, И. И., Панченко и другие. Основная часть исследований касается, главным образом, дошкольников с дизартрией, в том числе детей с детским церебральным параличом. Анализ литературы показал, что недостаточно исследований, посвященных логопедической работе по предупреждению нарушений письма у детей младшего школьного возраста, обучающихся в общеобразовательной школе.
Таким образом, проблема подбора содержания логопедической работы, направленной на предупреждение нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, обучающихся в общеобразовательных школах является актуальной и обусловлена противоречиями между увеличением числа детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в массовых школах и недостаточной диагностической и профилактической работой, проводимой в них; между необходимостью логопедической помощи таким детям и недостаточностью комплектов методических разработок, предназначенных для младших школьников, обучающихся в общеобразовательных организациях.
Объект исследования - моторика, звукопроизношение, просодика, фонематические процессы, письмо и их взаимосвязь у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Предмет исследования - процесс логопедической работы по предупреждению нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в общеобразовательных учреждениях.
Цель исследования - теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по предупреждению нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в общеобразовательном учреждении.
Задачи исследования:
- изучить научно-методическую литературу по данной проблеме;
- подготовить и провести констатирующий эксперимент, сделать анализ его результатов;
- на основании анализа методической литературы по предупреждению нарушений письма у детей с дизартрией и анализа констатирующего эксперимента определить содержание логопедической работы по предупреждению нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в общеобразовательном учреждении ;
- проанализировать эффективность содержания логопедической работы на основе сравнения полученных результатов в контрольном обследовании детей экспериментальной группы.
Гипотеза: предполагаем, что логопедическая работа по предупреждению нарушений письма у младших школьников с псевдобульбарной дизартрией будет эффективной, если:
- выявление обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрией будет происходить на начальном этапе обучения;
- коррекция нарушений речи будет проводиться с учетом взаимосвязи, моторной сферы, просодики, звукопроизношения и фонематических процессов;
- логопедическая работа по предупреждению нарушений письма с такими детьми по подобранной методике будет системной и регулярной;
- рекомендации логопеда будут выполняться родителями и педагогами.
Методологическую основу исследования составляют:
- положение о единстве диагностики и коррекции развития (Л. С. Выготский, В. И. Лубовский, А. Р. Лурия);
- принцип коррекционной направленности учебно-воспитательного процесса (Т. А. Власова, Г. М. Дульнев, В. И. Лубовский и др.);
- положение о закономерностях развития нормального и аномального ребенка (Т. А. Власова, Л. С. Выготский, В. В. Лебединский, М. С. Певзнер);
- положение о системности языка, тесной связи развития речи с другими сторонами психической деятельности (Л. А. Венгер, Е. Н. Винарская, Л. С. Выготский, Н. И. Жинкин, Р. Е. Левина и др.).
Теоретическую основу работы составили классические положения логопедии об общем недоразвитии речи (Р. Е. Левина, Т. Б. Филичева, Г.В. Чиркина), современные представления о нарушениях письма (Т. В. Ахутина, Т. П. Бессонова, О. А. Величенкова, О. Б. Иншакова, Р. Е. Левина, М. Н. Русецкая, Т. А. Фотекова, А. В. Ястребова).
Методы исследования:
1) теоретические: анализ специальных литературных источников по проблеме исследования;
2) эмпирические: анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение, эксперимент;
3) методы обработки полученных результатов: качественный и количественный анализ.
База исследования - учащиеся первых классов МАОУ СОШ № 22 6-7 лет, с сохранным интеллектом, обучающиеся по основной общеобразовательной программе начального общего образования, с логопедическим заключением «фонетико-фонематическое недоразвитие речи, легкая степень псевдобульбарной дизартрии».
Этапы исследования. Первый этап - поисковый (январь - август 2020 года): изучение литературы по теме диссертации, выделение исходных теоретических положений, определение научного аппарата исследования, наблюдение за учебной деятельностью, подготовка констатирующего и формирующего экспериментов. Второй этап - диагностический (сентябрь 2020 г.): проведение констатирующего эксперимента. Третий этап - преобразующий (октябрь - апрель 2020/2021 г.): проведение формирующего эксперимента. Четвертый этап - аналитический (май 2021 г.): проведение контрольного эксперимента, формулирование выводов.
Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем подробно описано содержание логопедической работы по предупреждению нарушений письма у младших школьников с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в общеобразовательной школе, представлен практический материал, позволяющий выстроить эффективную работу с данной категорией обучающихся не только логопеду, но и учителям.
Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обусловлена адекватностью выбранных методов исследования (в том числе статистической обработки) предмету исследования; реальностью исходных данных, соответствием полученных результатов ожиданиям, согласованностью теоретических выводов с результатами эксперимента, положительными результатами практического использования результатов исследования.
Положения, выносимые на защиту:
1. В условиях общеобразовательного учреждения существует необходимость специально организованной работы по предупреждению нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием, легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
2. Работа по предупреждению нарушений письма у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием, легкой степенью псевдобульбарной дизартрии должна осуществляться не только на логопедических занятиях, но и на уроках письма, обучения грамоте, технологии, изобразительного искусства, музыки, физической культуры, во внеурочной деятельности: театральной, конструировании.
3. Работа по предупреждению нарушений письма у описываемой категории учащихся должна проходить в взаимодействии всех педагогов, специалистов, работающих с данной категорией детей, и их родителей.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Данное исследование преследовало цель доказать, что в общеобразовательных учреждениях есть достаточное количество детей, имеющих негрубые речевые нарушения, но тем не менее, находящихся в зоне высокого риска возникновения нарушения формирования процесса письма и, как следствие, снижения успеваемости и учебной мотивации. Однако при своевременном выявлении и специально организованной планомерной, последовательной, систематической коррекционной работе в начале школьного обучения данная категория детей может успешно преодолеть недостатки речевого развития и благополучно овладеть навыками письма.
Для подтверждения данной гипотезы был проведен констатирующий эксперимент, в котором приняли участие учащиеся первых классов, обучающиеся по основной общеобразовательной программе начального общего образования МАОУ СОШ № 22 г. Екатеринбурга.
Целью данного эксперимента являлось выявление сохранных и нарушенных сторон моторики, звукопроизношения, просодики и фонематических процессов речи у первоклассников с фонетико - фонематическим недоразвитием речи и лёгкой степенью псевдобульбарной дизартрии.
Анализ результатов эксперимента показал, что у всех обследуемых детей присутствовали отдельные и выраженные недостатки общей, мелкой, артикуляционной моторики, работы мимической мускулатуры, проявляющиеся в характерных замедленных, неловких, скованных, недифференцированных движениях, что отражается на звукопроизношении, просодике, фонематическом слухе и восприятии, что, в свою очередь, может привести к нарушению письма. У 100% обследуемых детей отмечались нарушения звукопроизношения: искажения свистящих и шипящих звуков, смешения шипящих, свистящих, соноров в самостоятельной речи; недостатки просодики: хриплый, грубый, или, наоборот, тонкий, писклявый голос, с назальным оттенком, невнятность, смазанность речи, нарушение ритма речи. Недостаточно развитым оказался фонематический слух у 53 % детей. Большинство детей испытывали трудности при звуковом анализе и синтезе.
Констатирующий эксперимент показал взаимосвязь фонетико - фонематического недоразвития речи с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии - нарушения звукопроизношения, звукового анализа и синтеза являются следствием несогласованной работы речедвигательного и речеслухового анализаторов, обусловленной нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.
Выявленные нарушения создавали высокий риск возникновения нарушений процесса формирования письма, в связи с чем необходимо было провести работу с данной категорией детей, направленную на коррекцию и развитие исследованных компонентов речи и моторной сферы.
Организация логопедической помощи младшим школьникам с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии в условиях общеобразовательной организации была затруднена в связи с недостаточностью методического материала, организационными, техническими, кадровыми условиями. Не было возможности проводить индивидуальные логопедические занятия, а фронтальные возможно проводить не более одного раза в неделю. В связи с чем, нами было разработано такое содержание коррекционной работы, которое возможно реализовать в сотрудничестве с другими специалистами школы и во взаимодействии с родителями в условиях различной деятельности детей: на уроках обучения грамоты и письма, физической культуры, музыки, изобразительного искусства, технологии, занятиях в кружках дополнительного образования (школьном театре и конструировании), при участии в семейных творческих конкурсах. Это позволило корректировать такие компоненты речевого и моторного развития, как общую и мелкую моторику, речевое дыхание, просодику, артикуляцию за пределами логопедического занятия. Спланировав работу таким образом, стало возможным изменить структуру логопедического занятия - увеличить время работы над звукопроизношением и фонематическим восприятием, развитием связи звуков с буквами.
Анализ результатов контрольного эксперимента подтвердил нашу гипотезу о том, что даже минимальная, но регулярная систематическая логопедическая помощь в начале школьного обучения, оказываемая при взаимодействии и заинтересованности всех участников образовательного процесса положительно отразится на речевом развитии детей с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Была отмечена положительная динамика в коррекции и развитии артикуляционной моторики, просодики, звукопроизношении, фонематического восприятия всех детей, с которыми проводилась работа. Детям удалось преодолеть смешение шипящих, свистящих звуков в самостоятельной речи, они научились управлять силой и высотой голоса, контролировать темп речи, что положительно отразилось на четкости артикуляции. Позитивные изменения произошли и в общем психологическом развитии этих ребят. Они стали более спокойными, уверенными, активными.
На сегодняшний день данная группа детей обучается во втором классе, и большинство школьников успешно овладевают школьной программой. 6% учащихся учится на «отлично», 59% - на «4» и «5», 35% осваивают
программу на «3», «4» и «5». В числе этих детей нет неуспевающих. Таким образом, логопедическая работа по предупреждению нарушений письма позволила снизить риск возникновения акустико-артикуляторной дисграфии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза у младших школьников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, легкой степенью псевдобульбарной дизартрии.



1. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учеб. пособие. М., 2007.
230 с. URL: https://refdb.ru/look/2931379-pall.html (дата обращения:
10.10.2020).
2. Бабина Г. В., Сафонкина Н. Ю. Альбом для обследования восприятия и произнесения слов различной структурной сложности. М., 2005. 56 с.
3. Белова-Давид Р. А. К вопросу систематизации речевых расстройств у детей // Нарушение речи у дошкольников / сост. Р. А. Белова-Давид. М., 1969. С.11-47. URL: http://pedlib.ru/Books/2/0240/2 024020.shtml#book pa ge top (дата обращения: 12.01.2021).
4. Белякова Л. И., Волоскова Н. Н. Логопедия. Дизартрия : учеб.
пособие. М., 2009. 287 с. URL: http://www.logompgu.ru/assets/files/2020/-
logopediya_dizartriya_belyakova_posl.pdf (дата обращения: 12.04.2021).
5. Винарская Е. Н. Дизартрия. М., 2006. 141 с.
6. Волкова Г. А. Альбом для исследования фонетической и фонематической сторон речи дошкольника. СПб., 2006. 144 с.
7. Выготский Л. С. Психология. М., 2000. 1008 с.
8. Давыдова М. П. Коррекция речи у детей с дизартрией. Курск, 1991. 134 с.
9. Единая концепция Специального федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья: основные положения / Н. Н. Малофеева [и др.] // Альманах Института коррекционной педагогики. 2009. № 13. URL: https://iro86.ru/images/documents/Obr._Deyat/- umo/concepcia_FGOS_OVZ.pdf (дата обращения: 19.02.2021).
10. Ефименкова Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 2015. 319 c. URL: https://www.nbcmedia.ru/upload/- iblock/386/efimenkova_korrekziya_pdf_a4.pdf (дата обращения: 21.06.2021).
11. Ефремова Н. С., Шуляк Н. А., Ларина Е. А. Конспект логопедического занятия с дошкольником, имеющим ДЦП // Russian Journal of Education and Psychology. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/- article/n/konspekt-logopedicheskogo-zanyatiya-s-doshkolnikom-imeyuschim-dtsp (дата обращения: 11.02.2021).
12. Жинкин Н. И. Механизмы речи. М., 1958. 370 с.
13. Журова Л. Е., Эльконин Д. Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. М., 1963. С. 213-227. URL: https://vk.com/ doc16859890_452501503?hash =b7a9b45d93c49a9c72&dl=aef96a0f66f71d82da (дата обращения: 12.09.2020).
14. Карелина И. Б. Выявление дизартрии у детей раннего возраста // Дошкольная педагогика. 2020. № 1 (156). С. 4-6. URL: https://www.elibrary.ru/i tem.asp?id=43857915 (дата обращения: 14.03.2021).
15. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи : пособие для логопеда. М., 1985. 207 с.
16. Киселева В. А. Диагностика и коррекция стертой формы дизартрии : пособие для логопедов. М., 2007. 148 с. URL: http://pedlib.ru/ Books /4/0273/4_0273-1.shtml (дата обращения: 13.04.2021).
17. Кольцова М. М. Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка : (роль двигат. анализатора в формировании высш. нерв. деятельности ребенка). М., 1973. 143 с.
18. Кольцова М. М. Ребенок учится говорит. М., 1973. 159 с. URL: http://pedlib.ru/Books/5/0362/5_0362-101.shtml/ (дата обращения: 17.05.2021).
19. Лалаева Р. И., Венедиктова Л. В. Нарушение чтения и письма у младших школьников : диагностика и коррекция : учеб. -метод. пособие. СПб., 2004. 224 с.
20. Левина Р. Е. Нарушение речи и письма у детей : избр. тр. М., 2005. 221 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ