Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы

Работа №93362

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

логопедия

Объем работы160
Год сдачи2022
Стоимость5500 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
154
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 8
1.1. Психофизиологическое содержание процесса письма 8
1.2. Психолого-педагогическая характеристика обучающихся младших
классов общеобразовательной школы с нарушением письма 11
1.3. Характеристика нарушений письма у обучающихся младших классов
общеобразовательной школы 14
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СОСТОЯНИЯ УСТНОЙ РЕЧИ И ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 23
2.1. Организация, принципы и методика изучения состояния устной речи и
письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы 23
2.2. Анализ результатов изучения устной речи и письма у обучающихся
младших классов общеобразовательной школы 26
ГЛАВА 3. ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ 52
3.1. Анализ методик коррекции нарушений письма у обучающихся младших
классов общеобразовательной школы 52
3.2. Содержание логопедической работы по преодолению нарушений письма
у обучающихся младших классов общеобразовательной школы 57
3.3. Контрольный эксперимент и анализ его результатов 66
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 80


Письмо является сложным психофизиологическим процессом. В основе сформированности письма лежит взаимосвязанная деятельность зрительно-пространственного, речеслухового, речедвигательного и общедвигательного анализаторов [34]. Нарушение перечисленных компонентов может стать причиной возникновения трудностей в освоении письма у обучающихся младших классов. Среди обучающихся младших классов общеобразовательной школы нарушение письма встречается примерно у 30% и может быть обусловлено легкой степенью псевдобульбарной дизартрии [2]. У обучающихся начальных классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеется недоразвитие фонетико-фонематической, лексическо-грамматической сторон речи, что проявляется в виде стойких специфических ошибок на письме. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на овладение школьной программой обучения, вызывает трудности адаптации в школе.
Согласно данным современной статистики, специфические ошибки письма (дисграфия) наблюдаются у более 37% обучающихся начальной школы, хотя в начале 2000 годов дисграфические ошибки встречались у 30 % обучающихся младших классов [42]. Научной разработкой вопроса коррекции нарушений письма занимались Л. Г. Парамонова [42], И. Н. Садовникова [50], А. Ф. Спирова [52], А. В. Ястребова [62] и другие [42, 50, 52, 62]. Кроме того, А. Н. Корневым, Р. Е. Левиной проанализированы механизмы возникновения нарушений письма [23, 29]. Несмотря на то, что существует множество научных трудов, раскрывающих приемы и методы коррекции нарушений письма у младших школьников, в настоящее время отмечается недостаточная разработанность вопросов устранения нарушений письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, которые учитывали бы не только структуру и механизм нарушений письма, но особенности мотивации к письму у младших школьников.
Проблема исследования заключается в недостаточной разработанности структуры и содержания логопедической работы по преодолению нарушений письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом мотивационного компонента деятельности.
Актуальность выбранной темы объясняется необходимостью раннего выявления и устранения нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии с учетом формы дисграфии и мотивационных особенностей обучающихся, что способствует дальнейшему предотвращению неусвоения школьной программы.
Объектом исследования является состояние устной речи и письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы.
Предметом исследования является процесс логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
Цель исследования — теоретически и экспериментально обосновать содержание логопедической работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности и оценить ее эффективность.
Задачи:
1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Разработать и провести констатирующий эксперимент, направленный на изучение состояния устной речи и письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, и проанализировать полученные результаты исследования.
3. Разработать содержание коррекционной работы по преодолению нарушений устной речи и письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии и провести обучающий эксперимент и оценить ее эффективность.
Гипотеза исследования: коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы будет эффективной, если логопедическая работа будет построена не только с учетом структуры речевого дефекта, взаимосвязи устной и письменной речи, индивидуальных особенностей обучающихся, но и с включением в коррекционный процесс мотивационного компонента деятельности.
Методы исследования:
Теоретические методы исследования: анализ специальной литературы по проблеме исследования.
Эмпирические методы исследования: констатирующий эксперимент, обучающий эксперимент, контрольный эксперимент; количественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов, качественный анализ результатов, полученных в ходе констатирующего, обучающего и контрольного экспериментов.
Методологическая основа исследования:
1. Системный подход к анализу речевых патологий (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, З. А. Репина, Н. С. Жукова);
2. Изучение механизмов нарушения письма (О. Б. Иншакова, А. Н. Корнев, Р. Е. Левина);
3. Теория психофизиологии письма (А. Р. Лурия);
4. Изучение коррекции нарушений письма у обучающихся общеобразовательных школ (И. Н. Садовников, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова);
5. Изучение взаимосвязи специфических нарушений письма, особенности устной речи и других психических функций у обучающихся (Л. С. Выготского, А. Р. Лурия).
Положения:
У обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы процесс письма формируется и развивается в соответствии закономерностям онтогенеза устной речи и письма, но имеет свои особенности, объясняемые структурой и механизмом речевого нарушения.
Содержание работы по коррекции нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с включением мотивационного компонента деятельности является эффективной.
Теоретическая значимость заключается в том, что в ходе исследования были выявлены особенности состояния письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
общеобразовательной школы, определено содержание логопедической работы по устранению нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
Практическая значимость исследования состоит в том, что подобранный комплекс коррекционно-развивающих упражнений, направленный на преодоление нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии
общеобразовательной школы, учитывает не только механизм и структуру речевого нарушения, но и особенности мотивации обучающихся.
База исследования: Березовское муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №9» города Березовский.
Апробация результатов: публикация статьи «Нарушение письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии» в сборнике статей по материалам международной научно-практической конференции памяти профессора В. В. Коркунова, г. Екатеринбург, 22-23 апреля 2021 г. [44].
Структура работы: работа состоит их введения, трех глав, заключения, списка источников и литературы, приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Письмо - это сложный психофизиологический процесс. В основе сформированное™ навыка лежит взаимосвязанная деятельность зрительно-пространственного, речеслухового, речедвигательного и общедвигательного анализаторов [34]. Нарушение составляющих акта письма может привести к появлению дисграфических ошибок. У обучающихся начальных классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеется недоразвитие всех сторон речи, что проявляется в виде стойких специфических ошибок на письме. Это, в свою очередь, оказывает негативное влияние на овладение школьной программой обучения и вызывает трудности адаптации в школе.
Целью исследования является теоретическое и экспериментальное изучение нарушений письма у обучающихся младших классов общеобразовательной школы с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии, определение работы по коррекции недостатков письма и проверка ее эффективности.
В первой главе был проведен анализ научно-теоретической литературы по проблеме исследования. На основе изучения работы А. Р. Лурия был проанализирован психофизиологический механизм письма. Письмо - это сложный системный психический процесс, состоящий из множества компонентов и имеющий многоуровневую организацию. Благодаря согласованной работе зрительно-пространственной, речеслуховой,
речедвигательной и общедвигательной анализаторных систем осуществляется процесс письма. Нарушение работы перечисленных составляющих может привести к возникновению нарушению письма у младших школьников [35]. Научной разработкой вопроса коррекции нарушений письма занимались Л. Г. Парамонова, И. Н. Садовникова, А. Ф. Спирова, А. В. Ястребова и другие [42, 50, 52, 62]. Анализ психолого-педагогических особенностей обучающихся младших классов с легкой
степенью псевдобульбарной дизартрией и нарушением письма позволит эффективно спланировать и осуществить логопедическую работу при коррекции нарушений письма.
Для экспериментального подтверждения связи нарушений устной речи и письма был проведен констатирующий эксперимент на базе БМАОУ СОШ № 9 в городе Березовский. В нем приняло участие 20 обучающихся в возрасте 9-11 лет (обучающиеся вторых классов) с ФФНР и легкой степенью псевдобульбарной дизартрии. Констатирующий эксперимент включал в себя экспериментальное изучение общей и мелкой моторики, моторики органов артикуляционного аппарата, состояния фонетико-фонематической стороны речи и состояния письма (письмо на слух, списывание, самостоятельное письмо). На основе анализа полученных результатов был сделан вывод, что у всех обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии имеются нарушения как устной речи, так и письма. Обучающиеся, имеющие низкие показатели развития устной речи, допускают дисграфические ошибки при письме.
С учетом анализа изученной литературы, результатов, полученных в ходе констатирующего эксперимента, был спланирован и осуществлен обучающий эксперимент, направленный на преодоление нарушений устной речи и письма у обучающихся с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы с учетом мотивационного компонента деятельности.
С целью оценки эффективности проведенной логопедической работы по преодолению нарушений устной речи и письма был осуществлен контрольный эксперимент, который проводился по тем же направлениям, что и констатирующий эксперимент. Критерии оценивания результатов контрольного эксперимента соответствует критериям констатирующего эксперимента.
Сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного экспериментов подтвердил эффективность и результативность проведенной коррекционной работы, направленной на устранение нарушений устной речи и письма.
Таким образом, теоретически и экспериментально доказано, что коррекция нарушений письма у обучающихся младших классов с легкой степенью псевдобульбарной дизартрии общеобразовательной школы является эффективной, когда логопедическая работа будет построена с учетом включения в коррекционный процесс мотивационного компонента деятельности.


1. Анищенкова, Е. С. Речевая гимнастика для развития речи дошкольников / Е. С. Анищенкова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 61 с.
2. Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей : учебное пособие для студентов вузов / Е. Ф. Архипова. - Москва : АСТ : Астрель, 2007. - 344 с.
3. Астапов, В. М. Психодиагностика и коррекция детей с нарушениями и отклонениями развития / В. М. Астапов, Ю. В. Микадзе. - Москва : ГНОМ, 2001. - 213 с.
4. Ахутина, Т. В. Преодоление трудностей учения:
нейропсихологический подход: учеб. пособие / Т. В. Ахутина,
Н. М. Пылаева. - Москва : «Академия», 2015. - 288 с.
5. Барылкина, Л. П. Как помочь ребенку с нарушением процесса письма и чтения / Л. П. Барылкина. - Москва : АСТ : Астрель, 2005. - 128 с.
6. Буденная, Т. В. Логопедическая гимнастика: методическое пособие / Т. В. Буденная. - Санкт-Петербург. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001. - 64 с.
7. Бутырева, О. А. Звуки в, в’, ф, ф’. Игры для автоматизации произношения звуков и развития / О. А. Бутырева. - Москва : Сфера, 2016. - 8 с.
8. Венгер, A. Л. Домашняя школа / А. Л. Венгер. -
Москва : Знание, 1994. - 240 с.
9. Выготский, Л. С. Основы дефектологии / Л. С. Выготский. - Санкт-Петербург : Лань, 2003. - 654 с.
10. Гальперин, П. Я. Лекции по психологии : учебное пособие для студ. вузов / П. Я. Гальперин. - Москва : КдУ, 2011. - 400 с.
11. Горбенко, И. А. Мотивация письменной речи младших школьников, ее формирование и изучение / И. А. Горбенко. - Комсомольск- на-Амуре : Изд-во Комсом.-на-Амуре гос. пед. ун-та, 1999. - 80 с.
12. Дардиг, Д. Давай договоримся! Книга о договорах для детей и их родителей / Д. Дардиг, У. Хьюард - Москва : Практика, 2016. - 160 с.
13. Деннисон, И. Гимнастика мозга : простые упр. для учения целост. мозгом / И. Деннисон, Г. Деннисон. - Москва : Восхождение, 1998. - 46 с.
14. Ефименкова, Л. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - Москва : Просвещение, 1972. - 206 с.
15. Ефименкова, Л. Н. Коррекция ошибок, обусловленных несформированностью фонематического восприятия / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Книголюб, 2003. - 144 с.
16. Ефименкова, Л. Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов / Л. Н. Ефименкова. - Москва : Просвещение, 1991. - 224 с.
17. Ефименкова, Л. Н. Организация и методы коррекционной работы
логопеда на школьном логопункте : пособие для логопеда /
Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко. - Москва : Просвещение, 1991. - 239 с.
18. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. -
Санкт-Петербург. : Питер, 2008. - 512 с.
19. Иншакова, О. Б. Лонгитюдный анализ проявлений дисграфии у учащихся начальной школы / О. Б. Иншакова // Специальное образование. - 2017. - № 3. - С. 82-90.
20. Иншакова, О. Б. Проблемные вопросы изучения нарушений
письма у младших школьников общеобразовательных школ / О. Б. Иншакова, А. Г. Иншакова // Практическая психология и логопедия. - 2003. -
№ 1. - С. 37-41.
21. Коноваленко, В. В. Автоматизация сонорных звуков [р], [р’] у детей / В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко. - Москва : Гном, 2001. - 56 с.
...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ