Введение 3
1. Современные ИКТ и роль их использования в процессе преподавания иностранных языков 7
1.1 Понятие ИКТ. Виды. Классификация. Цели использования современных ИКТ
в образовательном процессе 7
1.2 Этапы развития информационных технологий в образовательный
процессе 13
1.3 Характеристика ИКТ для использования на уроках немецкого
языка 17
1.4 Необходимость использования интерактивной доски как ИКТ на уроках
немецкого языка в начальной школе 19
Выводы к главе 1 23
2. Практическое использование интерактивной доски на уроке немецкого языка в 4 классе 26
2.1 Описание интерактивной доски. Характеристика и особенности использования
интерактивной доски в начальной школе 26
2.2 Анализ УМК Авторы О. Л. Захарова, Л. Н. Яковлева, О. А. Радченко, М. А.
Лытаева, О. В. Гутброд и др. «ВУНДЕРКИНДЫ ПЛЮС» (4 класс) 34
2.3 Практические упражнения по применению интерактивной доски на уроках
немецкого языка в начальной школе 38
Выводы к главе 2 43
Заключение 45
Список использованных источников 46
Приложение А 49
Приложение Б 51
Приложение В 52
Приложение Г 54
Приложение Д 56
Приложение Е 58
Наш мир быстро развивается, каждый день в нем происходят различные процессы, как положительные, так и отрицательные. Все это естественным образом сказывается на различных аспектах нашей жизни. Наш век- это век информационно технологий, который охватывает практически все сферы нашей жизни и требует от нас определенного технического оснащения. В наше время минимальный набор «гаджетов» есть у всех, будь это пожилой человек, первоклассник или человек средних лет. Не признавать важность информационных технологий в наши дни опрометчиво.
Особенно ярко данный процесс можно наблюдать в сфере образования. Современный мир и его реалии требуют от процесса образования определенных совершенствований. Сегодняшние цели образования уже не такие, как были 20 или даже 10 лет назад. На первый план выходит его развивающая функция. Становление и формирование личности обучающегося, его способность и стремление к самообразованию, к самостоятельному поиску информации- являются на сегодняшний день приоритетной задачей. Решить эту задачу можно с помощью формирования у обучающегося мотивов учения, формирования интереса к обучению и более глубокому познанию аспектов обучения. Эти факторы оказывают влияние не только на процесс обучения в школе или ВУЗе, но и на дальнейшее развитие человека в его профессиональной сфере, что соответственно влияет на развитие страны, да и мира в целом.
Особо остро вопрос возможности использования информационнокоммуникационных технологий (ИКТ) на уроке, его процесса проведения и результатов обучения встал с появлением в нашей жизни в 2020 году COVID-19 и последующей пандемии из-за него. Практически во всех странах полное или частичное закрытие школ сопровождалось переводом обучающихся на дистанционное обучение. Данную ситуацию можно рассматривать как общемировой естественный эксперимент по интенсивному внедрению технологий дистанционного обучения в образование [Ведомости, 2020]. И к сожалению, нельзя сказать что эксперимент оказался на 100% удачным. Система образования оказалась во многом не готова к такому резкому переходу на полное дистанционное обучение, что повлекло за собой определенные трудности: сбои, хакерские атаки, «зум-бомбинг», когда уроки намеренно срывали, и жалобы на низкое качество доступного образовательного контента. Дистанционное обучение не заменит традиционный формат и «после коронавируса» школьники обязательно вернутся в классы, говорил в апреле министр просвещения Сергей Кравцов. Прыжок школьного образования в онлайн оказался травматичным даже для стран, где инфраструктурные проблемы были не такими уж острыми: по оценкам американских экспертов, к осени 2020 г. школьники США, несмотря на все усилия учителей, в результате «пандемических» изменений потеряли эквивалент нескольких месяцев учебы в языковых компетенциях и математике. Университетам повезло лишь чуть больше: к концу марта, когда большая часть российских вузов уже закрыли кампусы, 60% работали в штатном режиме, сумев наладить дистанционное обучение, 27% сообщали о сбоях и лишь 4% никак не смогли перейти в онлайн. Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в интервью порталу бизнес-школы «Сколково» прямо назвал пандемию отправной точкой в переходе к «новому очному образованию», в котором будет больше онлайн-форматов [Ведомости, 2020].
Учитывая все вышеперечисленное, использование ИКТ в учебном процессе является актуальной проблемой образования. Для того, чтобы соответствовать требованиям современного процесса образования, педагогам, как будущим, так и действующим необходимо уметь ориентироваться в широком спектре современных информационно-коммуникативных технологий для более продуктивного процесса обучения.
Объект исследования - процесс обучения немецкому языку в начальной школе.
Предмет исследования - интерактивная доска как средство ИКТ.
Целью данной выпускной квалификационной работы является:
Обосновать эффективность практического применения разработанного нами комплекса упражнений нацеленного на формирование иноязычных лексических навыков обучающихся начальных классов с использованием интерактивной доски, а так же его экспериментальная проверка.
В ходе исследования были поставлены следующие задачи:
1. Дать определение понятию «Информационно -коммуникационные технологии»;
2. Рассмотреть виды ИКТ, классификацию ИКТ по цели использования в учебном процессе;
3. Рассмотреть использование интерактивной доски в ходе образовательного процесса с целью активизации учебной деятельности;
4. Разработать, представить и апробировать практические упражнения с использованием интерактивной доски.
Теоретической базой ВКР являются работы и труды следующих психологов, педагогов, лингвистов, учителей-практиков, как Богатырёва М.А., Власова Е.Н., Дурова, А.И., Емельянова С. А., Комарова И.В., Новикова А.А., Полат Е.С., Яковлев А. И. и др.
Научная новизна исследования заключается в разработке авторского комплекса заданий направленного на формирование лексического навыка на уроках немецкого языка в 4 классе с использованием интерактивной доски. Практическая ценность нашей работы заключается в возможности использования материалов работы в преподавательской деятельности.
В ходе выполнения работы были применены следующие методы исследования:
• Анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования;
• Обработка данных;
• Построение гипотезы.
Апробация и этапы исследования: Изучение вопросов, связанных с темой исследования последовательно осуществлялось в период с сентября 2020 года по май 2021 года и включало этап педагогической практики, сбор фактического материала, написание курсовой работы по использованию интерактивной доски для формирования лексического навыка у обучающихся 4 класса на уроках немецкого языка, разработку собственного методического материала, оформление результатов исследования в выпускной квалификационной работе.
Результаты исследования прошли апробацию через выступление с докладом на XXII Международном научно-практическом форуме студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодежь и наука XXI века» в рамках конференции «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики» (КГПУ им. В.П. Астафьева г. Красноярск, 2021).
Объем и структура. Дипломная работа включает в себя введение, основную часть, состоящую из двух глав, заключение, списка использованных источников, шести приложений. Общий объем работы - 58 страниц, включая приложения.
В силу того, что современный мир и его технологии развиваются с очень большой скоростью, применение ИКТ в образовании является одним из важнейших направлений развития современного общества.
Сформировались новые требованиям к обучающимся и для выполнения этих требований необходимо внедрение новой модели учебного процесса, ориентированного на автономную работу обучающихся, коллективные формы обучения, формирование необходимых навыков. Активное применение в учебном процессе информационно-коммуникационных технологий может и должно сыграть большую роль в этой трансформации.
Рассматривая ИКТ, их позитивные и отрицательные характеристики можно сделать вывод о том, что информационно-коммуникационные технологии стали инструментом решения одной из главных проблем педагогики- пробуждение интереса к учебному труду, мотивация к своим собственным открытиям. В тоже время не стоит забывать о традиционном образовательном процессе. Внедрение ИКТ в процесс образования должно быть вспомогательным инструментом в логической взаимосвязи и взаимодействии.
1. Богатырёва М.А. Мультимедийные технологии в обучении иностранным языкам. М.: Академия, 2010. 134 с.
2. Ведомости&: Вирусные изменения: как пандемия приблизила неизбежное
будущее: электрон. журн. 2020 [Электронный ресурс]. URL:
https://www.vedomosti.ru/partner/articles/2020/07/30/835117-virusnie izmeneniya
(дата обращения: 30.03.2021)
3. Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях. М.: Просвещение, 1998, 95 с.
4. Власова Е.Н. Специфика применения информационных технологий в процессе формирования лексических навыков на уроках иностранного языка. Наука и школа, 2014. 120 с.
5. Гальскова Н.Д. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа. Методическое пособие. М.:Айрис Пресс, 2004, 240с.
6. Гриндер М., Ллойд Л. НЛП в педагогике: Исправление школьного конвейера. М.: Ин-т общегуманитар. исследований, 2001. 320с.
7. Делайт. Виды и возможности интерактивных досок: электрон. журн. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://www.delight2000.com/publication/kak-vybrat- interaktivnuyu-dosku/
8. Докплеер. Информатизация общества: электрон. журн. 2020 [Электронный
ресурс]. URL: https://docplayer.ru/76197941-Informatizaciya-obshchestva-na-
sovremennom-etape-predstavlyaet-soboy-process-narastayushchego-primeneniya- informacionnoy-tehniki-dlya.html
9. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе. М.: Академия, 2005. 59 с.
10. Емельянова С. А. Мультимедиапрограммы в обучении лексике английского языка на начальном этапе // Молодой ученый. 2013. 711с.
11. Журнал "У". Экономика. Управление. Финансы: электрон. журн. 2020
[Электронный ресурс]. URL: https://port-u.ru/informatsionnye-tekhnologii-
upravleniya/informatsionnye-tekhnologii (дата обращения: 5.04.2021)
12.Законы, кодексы и нормативно- правовые акты Российской федерации: [Электронный ресурс]. URL: https://legalacts.ru/doc/FZ-ob-informacii-
informacionnyh-tehnologijah-i-o-zawite-informacii/ (дата обращения: 4.04.2021)
13. Иностранные языки. Отличительные особенности УМК «ВУУНДЕРКИНДЫ
ПЛЮС» : электрон. журн. 2020 [Электронный ресурс]. URL:
http://iyazyki.prosv.ru/
14. Информационные технологии в научной деятельности: электрон. журн. 2020 [Электронный ресурс]. URL: https://tsput.ru/res/informat/aosit/Lection4.htm (дата обращения: 5.04.2021)
15. Кибернетика: электрон. журн. 2020 [Электронный ресурс]. URL:
https://cyberleninka.ru/article/n/suschnost-rol-i-mesto-informatsionno- kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-obrazovanii/viewer (дата обращения: 5.04.2021)...30