Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Лингвистические и мелодические интерпретации речевого портрета (на материале поэтических текстов Ах Астаховой)

Работа №170020

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

русский язык

Объем работы79
Год сдачи2022
Стоимость4700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Язык и речь личности как объект лингвистического исследования 7
Понятие языковой личности 7
Проблематика речевого портретирования 10
Специфика речевого имиджа 16
Содержание идиостиля 17
Глава II. Языковые и речевые особенности
как компоненты речевого портрета Ах Астаховой 21
Фонетические особенности речевого портрета Ах Астаховой 21
Лексические особенности речевого портрета Ах Астаховой 24
Морфологические особенности речевого портрета
Ах Астаховой 26
Синтаксические особенности речевого портрета Ах Астаховой 28
2.5.Особенности употребления имен собственных в поэтических текстах
Ах Астаховой 32
Образные средства в поэтических текстах Ах Астаховой 34
Стилистические фигуры в поэтических текстах Ах Астаховой 36
Прецедентные тексты и прецедентные феномены 39
Глава III. Методический потенциал современного поэтического текста 43
Пояснительная записка 43
Упражнения для урока русского языка 45
План-конспект урока 55
Заключение 67
Список использованных источников 70
Приложение 1 74
Приложение 2 76

В русле антропоцентрического подхода в лингвистике особое внимание уделяется функционированию языка как в устных, так и в письменных текстах. В связи с этим изучаются феномены «языковая личность», «языковой портрет» и «речевой портрет». Реконструируются портреты известных личностей, в том числе писателей, как современных, так и классиков.
В данной работе в качестве основного понятия используется понятие речевого портрета, который анализируется в работах Л.П. Крысина, Ю.Н. Караулова, Л.Н. Чурилиной, М.С. Овсейцевой, Д.С. Мухортова и др. и определяется как зафиксированный в языковом материале индивидуальный стиль, который может служить для создания определенной модели языковой личности, которая может представлять системное описание обобщенного представителя той или иной лингвокультуры, а это, в свою очередь, основа для формирования типического образа персонажа [Крысин, 2001].
Исследования подобного рода дают возможность понять то, как функционирует язык в речи отдельного человека, чье речевое поведение является нормативным или образцовым, какие речевые конструкции используют носители языка в определенных коммуникативных ситуациях, какие отклонения от литературной нормы совершают, с какой целью это делается и по какой причине.
Ах Астахова, тексты которой в фокусе внимания выпускной квалификационной работы, - современный гастролирующий поэт, чьи тексты расходятся на цитаты. Несмотря на то, что многие литературные критики не всегда лестно отзываются о стихотворениях этого автора, интерес к ним у публики лишь возрастает. Ирина (настоящее имя поэтессы) активно ведет социальные сети, где публикует свои стихотворения. На данный момент поэтесса выпустила два сборника стихотворений - «Мужская и женская лирика» и «Без грима», - разошедшихся большим тиражом. Читатель находит в этих стихотворениях чувства, подобные своим собственным, переживает те ситуации, которые происходят с ним и вокруг него, что не может не вызвать эмоциональный отклик. Многие, познакомившись с творчеством поэтессы, продолжают следить за ее активностью в информационном пространстве. Ах Астахова привлекает слушателей и читателей самых разных возрастов, а ее аккаунты в социальных сетях насчитывают более 1 миллиона подписчиков со всего мира. Кроме того, на счету Ах Астаховой более 400 концертов более чем в 130 городах и 15 странах.
В данной связи важно отметить, что современные школьники проявляют повышенное внимание к произведениям авторов, живущих с ними в одно время, говорящих на языке современных реалий, обсуждающих насущные проблемы повседневной жизни. Поэтому учителя-словесники на уроках литературы нередко обсуждают классические тексты в сопоставлении с современными, демонстрируя тем самым связь прошлого и настоящего. Такие современные тексты, написанные языком, красота которого проявляется в художественных формах, являются хорошим иллюстративным материалом для отработки правил орфографии, пунктуации, словоупотребления и др., для знакомства с языковой системой.
Все вышесказанное определяет актуальность предпринятого исследования.
Итак, объектом исследования определен речевой портрет, а предметом - речевые характеристики и особенности словоупотребления в поэтических текстах Ах Астаховой, формирующие ее авторскую индивидуальность.
Материалом для исследования послужили поэтические тексты сборника Ах Астаховой «Мужская и женская лирика», а именно, раздел «Женская лирика», включающий 193 стихотворения.
Цель исследования, с учетом его объекта, предмета и материала, заключается в описании речевого портрета Ах Астаховой, как автора сборника стихотворений «Мужская и женская лирика», а также в его последующем методическом истолковании в границах предмета «русский язык».
Исходя из поставленной цели выдвинуты следующие задачи:
изучить теоретический материал по проблеме исследования;
сформировать языковую базу для исследования;
...

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Целью выпускной квалификационной работы явилось воссоздание речевого портрета Ах Астаховой, как автора сборника стихотворений «Мужская и женская лирика» а также его последующее методическое истолкование в границах предмета «русский язык».
В первой главе рассмотрены такие понятия как «речевой портрет», «языковая личность», «речевой имидж», «идиостиль». Одной из главных характеристик языковой личности является её коммуникативная компетенция, как система языковых знаний и речевых умений.
Речевой портрет - это многокомпонентная структура, включающая в себя социальные, психологические, лингвистические, культурные особенности, находящиеся в тесном взаимодействии и реализующиеся в речи человека. Поэтому исследователи говорят о многокомпонентной структуре речевого портрета, выделяя, в частности выделяется три аспекта анализа речевого портрета: лингвистический, социальный и поведенческий.
Речевой портрет реализуется на всех уровнях языка: на фонетическом; на лексическом - как языковая игра с антонимами, омонимами и паронимами; на морфологическом; на синтаксическом. Однако индивидуальный речевой портрет создают не все языковые средства, используемые автором, а лишь те из них, которые используются им специфично.
Во второй главе проанализированы поэтические тексты Ах Астаховой на предмет выявления особенностей использования языка и речи на различных языковых уровнях.
Тексты автора в целом соответствуют современным нормам русского языка. При этом в них используется лексика различных типов от профессиональной лексики (аккорд, метроном, октава, тон, этюд) до разговорных и просторечных форм и конструкций (таращились, шарахнет, к чертовой матери, коль ты не помер). Структуру предложений разнообразят авторские отступления, демонстрирующие активную позицию и присутствие автора в тексте (Если ты ищешь счастье // (А ты его точно ищешь)). Здесь же используются различные тропы (эпитеты: февральский снег; бродячая порода), средства художественной изобразительности, стилистические фигуры, в том числе параллелизм в сочетании с анафорой для придания языковой образности, наиболее полного раскрытия содержания поэтического текста (Тебя хоть там любят? Скажи мне, не мучай!»// «Тебя хоть там любят? Лелеют? Целуют?).
Кроме того, речевой имидж Ах Астаховой специфицируется за счет обращения автора к тестам знаменитых авторов прошлого (С.А. Есенин, А. Экзюпери, В.С. Высоцкий), к прецедентным текстам, афоризмам и фразеологизмам.
Синтаксическая специфика поэтической речи проявляется в эффектах: а) отстраненности повествователя, инструментом которого оказывается диалогическое оформление прямой речи, и б) дискретности / цельности эмоционального состояния, достигаемого использованием слеша. Авторская пунктуация подчеркивает эмоциональную составляющую текстов. Частое использование междометий на морфологическом уровне придают стихотворением свободную разговорную интонацию, подчеркиваемую приемом смещения ударения и ритма стихотворных строк.
Все перечисленное в совокупности обеспечивает эффект стилистического «разноголосия» и эмоциональной драматической насыщенности поэтических текстов Ах Астаховой, которые, в конечном счете формирую ее речевой «поэтический» портрет.
Что касается содержания этого поэтического портрета, то его основным компонентом, как показывает анализ, является психологизм. Стихотворения Ах Астаховой насыщены размышлениями о своем жизненном предназначении и любовной тематикой - к родному человеку, мужчине, к друзьям, к миру вокруг. Поэтому тексты находят отклик у читателя, помогают залечить душевные раны. Отклик читателя они находят благодаря особой близости автора к адресату и ко всему, о чем она пишет.
...


Астахова Ах. Мужская и женская лирика. -2-е изд. доп. М.: Эксмо, 2018. С. 5-180.
Бабушкина Е.А. Речевой потрет личности: фонетические характеристики // Вестник Бурятского государственного университета. 2012. № 11. С. 7-11.
Бирюкова Е.О. Индивидуальный речевой портрет говорящего в телевизионном дискурсе // Вестник Череповецкого государственного университета. 2011. № 3. Т. 1. С. 30-33.
Винокур Т.Г. Речевой портрет современного человека // Человек в системе наук. М.: Наука, 1989. С. 361-369.
Габоева З.М. Речевой портрет современного телеведущего // Наука и современность. 2011. № 8-3. С. 12-15.
Гатауллина А.Ф. Основные аспекты изучения языковой личности // Вестник Башкирского университета. 2012. Т. 17. № 3(1). С. 1549-1550.
Гордеева М.Н. Речевой портрет и способы его описания // Лингвостилистические и лингводидактические проблемы коммуникации. 2008. № 6. С. 94.
Губарь И.А. Фрагмент речевого портрета Б.Л. Пастернака (на материале общей характеристики синтаксического строя речи эпистолярных текстов) // Язык и культура. Новосибирск: 2015. № 16. С. 127-131.
Зубинова А.Ш. Понятия идиостиля и идиолекта // Общие и частные вопросы языкознания: сборник научных статей по материалам VIII Международной научно-практической конференции. Чебоксары, 2016. С. 10-13.
Караулов Ю.Н. Русский язык и языковая личность. М.: Наука, 1987. 262 с.
Колосова Т.Н. Речевой портрет персонажа: синтаксический аспект // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград, 2015. № 2 (97). С. 88-94.
Колосова Т.Ю., Коробова Н.В., Цыбина Н.А. Стратегии и тактики построения речевого имиджа // Теория и практика лингвистического описания разговорной речи. М., 2020. № 3 (32). С. 209-215.
Крысин Л.П. Современный русский интеллигент: попытка речевого портрета // Русский язык в научном освещении. М., 2001, № 1. С. 90-106.
Леденева В.В. Идиостиль как система отношений // Вестник Тамбовского университета. Тамбов, 2001. № 3-5 (23). С. 12.
Макеева С.О. Речевой портрет в круге смежных понятий // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики: материалы и тезисы докладов ежегодной международной конференции. Екатеринбург: 2014. Ч. 3. С. 79-85.
... всего 37 источников


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ