Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Особенности проявления речевого конфликта в романе М.Ю. Лермонтова на тему «Герой нашего времени»: лингвопрагматический аспект

Работа №116840

Тип работы

Бакалаврская работа

Предмет

физиология

Объем работы101
Год сдачи2021
Стоимость4050 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
75
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
Глава 1 Речевой конфликт в аспекте лингвопрагматики
1.1Проблемы интерпретации речевого конфликта
1.2Характеристика речевых стратегий и тактик по типу
диалогического взаимодействия: кооперация и конфронтация
1.3Принципы и способы анализа речевого конфликта
Глава 2 Особенности конфликтного речевого поведения Печорина в романе
М.Ю. Лермонтова «Г ерой нашего времени»
2.1Художественный конфликт как основа архитектоники романа
М.Ю. Лермонтова
2.2Конфликтные речевые стратегии и тактики Печорина,
характеризующие его как коммуникативную личность
2.2.1Стратегии и тактики Печорина, характеризующие его
конфликтное поведение
2.2.2Конфликтные речевые стратегии и тактики Печорина в
общении с Грушницким
2.2.3Лексические средства, демонстрирующие проявление
речевого намерения Печорина в общении с Мери
2.2.4. Иллокутивная сила монолога Печорина «Зачем я жил...»
2.3. Лингвопрагматические маркеры в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», отражающие особенности ссоры
2.4 Авторская позиция как «линвопрагматический навигатор» в распознавании речевых действий персонажей романа «Герой нашего времени»
Заключение
Список используемой литературы и используемых источников
Приложение А Фрагменты романа М.Ю. Лермонтова «Г ерой нашего времени»
Приложение Б Сценарий тематического внеклассного мероприятия по литературе

Настоящая работа посвящена исследованию речевого конфликта в социально-психологическом в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Диалоги основных персонажей романа, отражающие стратегии и тактики конфликтного речевого поведения, вызывают особый интерес в аспекте лингвопрагматики как типизированные разговорные конструкции. О судьбе Печорина нам известно заранее, поэтому роман послужит отличным материалом для исследования трагедии человека, вступившего в конфликт с обществом и с самим собой. В дипломной работе рассматриваются деструктивные модели поведения и конфликтное речевое общение, изначально нацеленное на конфронтацию. Характер главного героя отражается на его речевом поведении, провоцирует конфликтные коммуникативные ситуации, которые можно рассматривать как типичные с социальной и психологической точек зрения.
Представляет интерес речевая специфика конфликта как проявление взаимодействия различных факторов (внешних и внутренних), а важнейшей задачей является установление причин деструктивного речевого общения и факторов, обусловливающих зарождение и развитие конфликта. Решение такой задачи возможно при выявлении средств и способов, используемых коммуникантами для разрушения гармоничного общения. В этом отношении интересны работы Н.Д. Голева («Речевой конфликт в аспекте множествнности интерпретаци речевых произведений»), Е.В. Беньковской и Т.В. Чернышовой («Сигналы речевого конфликта как признаки коммуникативной неудачи в условиях неформального общения»), Питер М. Келлетта («Конфликтный диалог: работа с пластами значений для продуктивных взаимоотношений»), В.С. Третьяковой («Речевой конфликт и аспекты его изучения») и другие.
Актуальность работы обусловлена как важностью изучения конфликтного взаимодействия людей для выявления деструктивных стратегий общения, так и тем, что проблема проявления речевого конфликта впервые исследуется на материале романа М.Ю. Лермонтова, в котором представлен типичный образ человека, выбравшего путь манипулятора и вершителя человеческих судеб (Печорина). Русская классика в определенной степени - это еще и «учебник жизни», образно представляющий суть человеческих взаимоотношений.
Объект изучения настоящей научной работы - конфликтное речевое поведение в аспекте лингвопрагматики.
Предмет изучения - особенности проявления речевого конфликта в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Цель бакалаврской работы состоит в том, чтобы выявить особенности проявления речевого конфликта в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1.Обобщить работы, посвященные изучению речевого конфликта в аспекте лингвопрагматики.
2.Охарактеризовать коммуникативные акты по типу диалогического взаимодействия.
3.Выявить стратегии и тактики Печорина, характеризующие его конфликтное поведение
4.Описать лингвопрагматические особенности речевого жанра ссоры
Гипотеза исследования заключается в том, что изучение речевого конфликта в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» и конфликтных речевых стратегий и тактик Печорина в аспекте лингвопрагматики позволит расширить границы современного осмысления закономерностей диалогического взаимодействия.
Методы исследования. Теоретические методы анализа и синтеза использованы для проведения наблюдения над текстами, обобщения и систематизации материала. Метод классификации был использован для распределения отобранных материалов по группам. Метод сплошной выборки был использован для отбора маркеров ссоры. Метод контекстного анализа был применен для анализа коммуникативных актов и отдельных речевых действий персонажей.
Материалом для исследования послужил роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».
Методологические положения, позволившие осмыслить тему бакалаврской работы, отражены в следующих работах: О.В. Богданова «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (замысел и воплощение)» (2019); И.С. Юхнова «Проблема общения и поэтика диалога в прозе М.Ю. Лермонтова» (2011); О.С. Иссерс «Коммуникативные стратегии и тактики русской речи» (2008); И.С. Стернин «Основы речевого воздействия» (2012); «Модели описания коммуникативного поведения» (2000); А.Б. Есин «Принципы и приемы анализа литературного произведения» (1998); Гришина Н.В. «Психология конфликта», (2008); Е.В. Клюев «Речевая коммуникация: успешность речевого взаимодействия» (2002); В.Б. Кашкин «Введение в теорию коммуникации», (2000); М.Ю. Сейранян «Конфликтная личность как участник конфликтного дискурса» (2014); Н.И. Формановская «Речевое общение» (2002); Н.А. Николина «Филологический анализ текста» (2003).
Ряд исследований В.С. Третьяковой «Сценарии речевого поведения и речевой жанр» (1999), «Речевой конфликт: предпосылки и стадии развития» (2000), «Социальный компонент в структуре отношений коммуникантов» (2000), «Речевое воздействие и способы его оптимизации в межличностном общении» (2000), «Конфликт глазами лингвиста» (2000), «Речевой конфликт и аспекты его изучения» (2004), «Речевой конфликт и гармонизация общения» (2003) также помогли нам теоретически раскрыть выбранную тему исследования.
Научная новизна и теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе представлены результаты изучения речевого конфликта в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», впервые описаны конфликтные речевые стратегии и тактики Печорина в аспекте лингвопрагматики, что расширяет границы современного осмысления закономерностей диалогического взаимодействия людей, вступающих в общение. В работе также показаны способы выявления лингвопрагматических маркеров, позволяющих распознавать иллокутивное намерение говорящего (на примере главного героя романа М.Ю. Лермонтова).
На защиту выносятся следующие положения:
1.Художественная типизация как феномен целостного (образного) отражения действительности позволяет исследовать черты языковой личности, характеризующейся конфликтным речевым поведением на примере главного персонажа романа «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (по замечанию автора, «это портрет, составленный из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии»).
2.Ключевыми для осмысления идейно-художественного содержания романа М.Ю. Лермонтова являются диалоги Печорина с Грушницким, Мери и самим собой (дневник), именно они отражают особенности использования конфликтных речевых стратегий и тактик.
3.Герой М.Ю. Лермонтова противопоставляет себя другим и принимает роль «топора в руках судьбы», поэтому важно выявить и определить лингвопрагматические маркеры ссоры героя с его окружением и с самим собой, показать манипулятивные тактики речевого воздействия на собеседника.
Самостоятельность исследования состоит в том, что, используя современные классификации речевых актов, автор бакалаврской работы самостоятельно исследует роман М.Ю. Лермонтова с лингвопрагматических позиций.
Практическая значимость бакалаврской работы заключается в том, что ее материалы и результаты могут быть использованы в дальнейших лингвистических исследованиях речевого конфликта на материале художественных произведений.
Апробация результатов работы проходила в виде внеклассного мероприятия (7 класс) в период прохождения педагогической практики в МБУ «Школа №23» г. Тольятти (см. приложение Б), а также выступлений с докладами на следующих научно-практических конференциях:
1)всероссийской студенческой научно-практической
междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2020 г.);
2)научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (апрель 2021, ТГУ).
Результаты бакалаврской работы представлены в виде тезисов научных докладов для научно-практической конференции «Студенческие дни науки в ТГУ» (апрель 2021, ТГУ), а также для всероссийской студенческой научнопрактической междисциплинарной конференции «Молодежь. Наука. Общество» (г. Тольятти, 2020 г.).
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, приложения, списка используемой литературы, включающего 92 источника.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования мы пришли к следующим выводам.
Чтобы понять природу речевого взаимодействия, опираясь на такой материал исследования, как художественный текст, необходимо использовать междисциплинарный подход. Применены знания из области нескольких наук: лингвистики, литературоведения, психологии, социологии и конфликтологии. Важное значение имеют психолингвистический и лингвопрагматический аспекты исследования коммуникативного акта.
Печорин как коммуникативная личность использует рациональноэвристическую стратегию поведения и присущие ей тактики. Через иронию, путем скрытой насмешки, данный персонаж вымещает внутреннее недовольство и напряжение на окружающих людей.
Определены личностные черты Печорина в диалоге (по классификации В.Б. Кашкина, это умение эффективно формировать коммуникативную статратегию, пользоваться разнообразными тактическими приемами коммуникации, позиционировать себя нужным образом для достижения поставленной коммуникативной цели). Аспект восприятия речи человека другим человеком, механизмы речевых игр и ролевого поведения, коммуникативные барьеры можно выявить, опираясь на научные обобщения И.А. Стернина); коммуникативные намерения Печорина позволяет описать классификация речевых актов Н.И. Формановской. В основу выпускной квалификационной работы легла методология исследования конфликта, предложенная В.С. Третьяковой.
Описаны конфликтные речевые стратегии и тактики Печорина в аспекте лингвопрагматики, показаны способы выявления
лингвопрагматических маркеров, позволяющих распознавать иллокутивное намерение говорящего (на примере главного героя романа М.Ю. Лермонтова). Это авторские комментарии невербальных действий героя, косвенные речевые акты говорящего, признания героя в преднамеренности манипулятивного воздействия на собеседника.
Выявлены лингвопрагматические маркеры ссоры героя с его окружением и с самим собой, показаны стратегии тактики речевого воздействия на собеседника. Печорин, являясь инициатором конфликтного общения, использует такие речевые тактики, как подчинение, дискредитация и провокация. На основе классификации тактик, присущих речевому жанру ссоры, установлено, что наиболее частотными тактиками ссоры, к которым обращается герой романа, являются угроза, грубое прерывание коммуникативного акта, возмущение, насмешка, колкость, злопожелание упрек, обвинение и молчание.
Таким образом, были выявлены и проанализированы тактики конфликтного поведения Печорина. Они являются отражением того, что главный герой не может прийти к гармоничным отношениям из-за собственного внутреннего конфликта, который выливается в неспособность вести открытый диалог, в манипулирование собеседником, в вечную ссору с собой и миром. Основные положения, вынесенные на защиту подтверждены примерами из текста романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», результатами лингвопрагматического анализа конфликтного речевого общения коммуникантов.


1.Анохина В. С Стратегии и тактики коммуникативного поведения в
малой социальной группе (семье) // Наука. Инновации. Технологии. 2008. №3. 8 с. URL: https://cyberleninka.ru/article/nZstrategii-i-taktiki-
kommunikativnogo-povedeniya-v-maloy-sotsialnoy-gruppe-semie (дата
обращения: 4.01.2021).
2.Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2002. 591 с.
3.Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека // Язык и мир человека. М.: Языки русской культуры, 1999. 896 с.
4.Балаян А.Р. Основные коммуникативные характеристики диалога: Автореф. дис. . канд. филол. наук. М.: АН СССР. Институт языкознания, 1971. 19 с.
5.Баранов А.Н., Крейдлин Г.Е. Иллокутивное вынуждение в
структуре диалога // Вопросы языкознания. М.: Наука, 1992 а. № 2. С. 84-99.
6.Баранов А.Н. Лингвистическая экспертиза текста: теория и
практика: учеб. пособие / А.Н. Баранов. М.: Флинта: Наука, 2007. 592 с.
7.Белинский В. Г. «Герой нашего времени». Соч. М. Лермонтова. СПб: Лань, 2013. 6 с. URL: https://e.lanbook.com/book/7928 (дата обращения: 07.04.2021).
8.Богданов В.В. Речевое общение: прагматический и семантический аспекты: Учеб. пособие. Л.: ЛГУ, 1990. 88 с.
9.Богданов В.В. Классификация речевых актов // Личностные аспекты языкового общения / Отв. ред. И.П. Сусов. Калинин: Изд-во Калинин, гос. ун-та, 1989. С. 25-37.
10.Богданова О.В. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова (замысел и воплощение). СПБ.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2019. 51с.
11.Болотнова Н. С. Филологический анализ текста. Москва: Флинта,
2016. 520 с. URL: https://e.lanbook.com/book/85858 (дата обращения:
03.06.2021).
12.Вежбицкая А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. С. 99-111.
13.Вежбицкая А. Речевые акты // Новое в зарубежной лингвистике. Лингвистическая прагматика / Общ. ред. Е.В. Падучевой. М.: Прогресс, 1985. Вып. 16. С. 251-275.
14.Виноградов В. В. О теории художественной речи. М.: «Высшая школа», 1971. 239 с.
15.Винокур Т.Г. К характеристике говорящего: интенция и реакция // Язык и личность. М.: Наука, 1989. С. 11-23...


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ