ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИНТЕГРИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ ОБУЧАЮЩИХСЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ 6
1.1. Виды интегративного обучения 6
1.2. Интегративная основа обучения иностранному языку обучающихся 8 класса. 8
1.3. Эффективность интегрированных уроков 11
1.4. Особенности реализации предметно-языкового интегрированного подхода 16
Выводы по главе 1 21
ГЛАВА 2. ПРОЕКТИРОВАНИЕ И АПРОБАЦИЯ УРОКА С ЭЛЕМЕНТАМИ ПРЕДМЕТНО- ИНТЕГРИРОВАННОГО ПОДХОДА ПО ТЕМЕ «WEATHER AND CLIMATE» ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА 23
2.1. Планирование и отбор содержания межпредметного интегрированного урока 23
2.2. Реализация технологии предметно-языкового интегрированного обучения на
примере урока по теме «Weather and climate» 28
2.3. Анализ и оценка результативности урока 35
Выводы по главе 2 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 39
ПРИЛОЖЕНИЕ А 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В 47
ПРИЛОЖЕНИЕ Г 48
ПРИЛОЖЕНИЕ Д 49
ПРИЛОЖЕНИЕ Е 50
ПРИЛОЖЕНИЕ Ж 51
ПРИЛОЖЕНИЕ И 52
ПРИЛОЖЕНИЕ К 53
Актуальность исследования. Одной из целей современной системы образования является развитие интеллектуальной личности с целостным представлением картины мира, с пониманием процессов и глубины связей и явлений. В традиционной системе обучения существует множество учебных дисциплин, которые плохо сочетаются между собой по содержанию и методически. В данной системе обучения реализуется принцип предметоцентризма, т. е. функционирования учебных дисциплин как самостоятельных образовательных систем. Автономность предметов, их слабая связь друг с другом влечет определенные трудности в развитии целостной картины мира учащихся. Отсутствие связей между дисциплинами является одной из причин фрагментарности мировоззрения обучающихся, поэтому на сегодняшний день одной из проблем образования является повышение мотивации учащихся при изучении различных предметов.
Интеграция предметов в современной школе становится движущей силой развития творческих потенциалов учителей, что положительно влияет не только на учащихся, но и на весь образовательный процесс. Преподаватели стараются найти общее в различных предметах, чтобы знания, полученные обучающимися в одной области, использовались в других дисциплинах и делали учебный процесс более познавательным, простым и интересным для учеников. С точки зрения образовательной функции данные педагогические действия способствуют обобщению и систематизации полученного языкового опыта. Однако в этой области существует не так много наработок практической значимости, особенно тех, которые связаны с межпредметной интеграцией иностранного языка. Это также касается и выбранной мной для исследования средней ступени обучения, которая является наиболее сложной для педагогических новшеств ввиду специфики 8 класса.
В связи со всеми вышеизложенными сведениями был разработан следующий аппарат исследования:
Объект исследования: технология предметно-языкового интегрированного обучения иностранному языку.
Предмет исследования: особенности реализации интегрированных уроков с использованием технологии CLIL в 8 классе.
Цель исследования: апробация межпредметного интегрированного урока, разработанного в рамках предметно-языкового интегрированного подхода к обучению иностранным языкам.
Для достижения поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
1. Рассмотреть интегративную основу обучения иностранному языку с научной точки зрения.
2. Проанализировать критерии эффективности интегрированных уроков.
3. Изучить существующие виды интеграции: межтемную и межпредметную.
4. Уточнить сущность предметно-языкового интегрированного подхода к обучению иностранному языку (CLIL).
5. Разработать и апробировать авторский интегрированный урок (английский+география), с применением технологии CLIL, для обучающихся 8 классов по теме «Weather and climate».
Методологической базой исследования являются труды таких ученых, как: С. Бернс, Ф.Болл, Д. Койл , Зимняя И. А., Казеева С. М., Гаделия Л. В. и другие.
Методами исследования в данной работе послужили метод критического анализа литературных источников, изучение нормативной базы, программной документации, моделирование условий предстоящей деятельности, практическая апробация.
База исследования - МАОУ «Гимназия №9» Железнодорожного района г. Красноярска.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в образовательном процессе на среднем этапе обучения общеобразовательной школы и подтверждается справкой о внедрении.
Апробация и внедрение результатов исследования - в том, что результаты обсуждались на научно-практической конференции «Молодежь и наука 21-го века» факультета иностранных языков КГПУ им. В. П. Астафьева 21 апреля 2020 года. По итогам конференции статья «Межтемная модель завершающего интегрированного урока по иностранному языку» опубликована в электронном сборнике «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики».
Апробация материалов исследования осуществлялась во время педагогической практики в МАОУ «Гимназия №9».
Работа включает в себя введение, две главы: теоретическую и практическую части, выводы по главам, заключение и список использованных источников. Во введении обоснована актуальность выбора темы, определены предмет, объект, цель и соответствующие ей задачи.
В первой главе исследования рассматривается интегративная основа обучения. Также раскрывается понятие предметно-языкового интегрированного подхода (англ. CLIL-content and language integrated learning) и эффективность данного подхода.
Вторая глава посвящена рекомендациям по планированию содержания межпредметного интегрированного урока, реализации технологии CLIL на примере конкретного апробированного урока, его анализ и оценка результативности.
В заключении сделаны выводы по данной выпускной квалификационной работе.
В данной выпускной квалификационной работе были рассмотрены и проанализированы теоретические интегративные основы обучения иностранному языку, проанализированы критерии эффективности интегрированных уроков, изучены виды интеграции: межтемная и межпредметная, а так же представлена сущность предметно-языкового интегрированного подхода (CLIL).
Для достижения цели исследования - апробация межпредметного интегрированного урока, разработанного в рамках предметно-языкового интегрированного подхода к обучению иностранным языкам, были поставлены задачи, ход решения которых представлен в первой и второй главах настоящего исследования.
В теоретической части выпускной квалификационной работы выделены критерии эффективности интегрированных уроков и раскрыты особенности реализации CLIL технологии. Этими особенностями является то, что овладение знаниями по конкретному предмету происходит при помощи иностранного языка. Не стоит забывать и о том, что предметное содержание должно усложняться постепенно. Такая интеграция иностранного языка и конкретного предмета способна развить не только готовность использовать иностранный язык в специальных целях, но так же повысить мотивацию.
Взяв за основу весь изученный теоретический материал, была разработана техника интегрированного обучения иностранному языку подростков средней ступени обучения. В нее вошли как содержание обучения, так и сама технология. Также в данном контексте был создан и апробирован конкретный интегрированный урок английского языка с элементами географии, что подразумевает собой «мягкую» (soft) версию технологии CLIL.
1. Андреев В. И. Педагогика высшей школы. Казань: Центр инновационных технологий, 2013. 500с.
2. Андреева Е. Ю. Проблемное обучение в географии // География в школе. 1999. №7. С. 56-58.
3. Баранова Т.А., Кобичева А.М, Токарева Е.Ю. Эффективность использования CLIL-обучения на примере дисциплин гуманитарной направленности // Современные проблемы науки и образования. 2019. № 1. С. 96 - 106.
4. Гаделия Л. В. Методика интегративного обучения иноязычной культуре детей дошкольного и младшего школьного возраста (на примере интеграции английского языка, рисования, ритмики, музыки и лингвострановедения): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 2004. 21 с.
5. Григорьева К. С. Content and Language Integrated Learning как основа формирования профессиональной иноязычной компетенции студентов технических вузов. Казань: КФУ, 2013. 89 с.
6. Зимняя И. А. Лингвопсихология речевой деятельности. М.: Московский психолого-социальный институт, 2001. 432 с.
7. Казеева С.М. Структура урока на основе CLIL технологии // Вестник науки и образования. 2019. №8 C 57-64.
8. Комарова Ю. А., Ларионова И.В., Макбет К. Английский язык: учебник для 8 класса общеобразовательных организаций. 5-е изд. М.: «Русское слово - учебник», 2017. 168 с.
9. Крестинский И. С. Формирование интегративного подхода к обучению иностранным языкам в западноевропейской педагогике второй половины ХХ века: автореф. дис. ... канд. пед. наук. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2007. 20 с.
10. Криволапова Е. В. Интегрированный урок как одна из форм нестандартного урока. Вып. II: Инновационные педагогические технологии. Казань: Бук, 2015. С. 113-115.
11. Московченко А. Д. В. И. Вернадский и проблемы социальной
автотрофности (К 150-летию со дня рождения великого русского ученого и мыслителя) // Известия Томского политехнического университета. 2013. № 6. С.
184-187.
12. Попова Н.В., Коган М.С., Вдовина Е.К. Предметно-языковое интегрированное обучение (CLIL) как методология актуализации междисциплинарных связей в техническом вузе // Вестник Тамбовского университета. 2018. №173. С. 29-42.
13. Пузанкова Е. Н., Бочкова Н.В. Современная педагогическая
интеграция, ее характеристики // Научный, информационно аналитический журнал «Образование и общество» [Электронный ресурс]. URL:
http:ZZjeducation.ru/1 2009Z9.html (дата обращения: 10.05.2020)
14. Сидоренко Т. В., Рыбушкина С. В. CLIL - практики в томском политехническом университете: успехи и неудачи ZZ Образование и наука. 2018. Т. 20. № 8. С.164-187.
15. Тарнаева Л. П., Баева Г.А. Предметно-языковая интеграция в системе лингвистического образования: pro et contra // Язык и культура. 2019. №45. С. 280298....30