ВВЕДЕНИЕ 4
1 Лексикография и компьютерные словари 6
1.1 Современная лексикография 6
1.2 Компьютерные словари 11
1.3 Обзор электронных словарей 12
2 Мнемоника в изучении иностранных языков 18
2.1 Мнемотехника: определение, принципы 18
2.2 Мнемотехнические приемы 20
2.4 Применение мнемотехник в изучении иностранной лексики 25
3 Создание словаря 27
3.1 Создание лингвистической базы данных 27
3.2 Создание иллюстраций 29
3.3 Создание звукового сопровождения 30
3.4 Разработка дизайна 34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 36
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 37
ПРИЛОЖЕНИЕ А 40
ПРИЛОЖЕНИЕ Б 41
Актуальность изучения английского языка обусловлена его глобальностью и интернациональностью. Он является самым распространенным языком в мире и используется более чем в 60 странах. Абсолютно в любой сфере жизнедеятельности современного человека, будь то бизнес, наука, развлечения, или СМИ, знание иностранного языка находит практическое применение.
В основе изучения языка, разумеется, стоит формирование богатого словарного запаса. Для изучения лексики иностранных языков существует большое количество словарей. Одной из разновидностей является визуальный словарь. Преимущество визуального словаря заключается в том, что визуальная информация воспринимается человеком проще и быстрее текстовой, а так же лучше запоминается. Это обусловлено эффектом превосходства образа [29].
Изучение лексики посредством мнемотехнических практик, основанных на визуальной ассоциации и звуковом кодировании, активно практикуется во многих частных школах английского языка. Создание словаря по такому же принципу, позволит повысить качество обучения, а также обеспечит его доступность.
Объект исследования - электронный словарь.
Предмет исследования - алгоритм создания двуязычного аудиовизуального словаря.
Цель работы - разработка аудиовизуального англо-русского словаря с целью улучшения качества учебного процесса, путем внедрения мнемотехнических приемов.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
- изучить компьютерную лексикографию;
- проанализировать существующие аналоги;
- описать ассоциативный метод, использующийся в работе;
- сформировать базу английских слов с аудио-ассоциациями;
- создать сопутствующий аудиовизуальный материал;
- разработать дизайн электронного словаря.
Структура работы обусловлена объектом, предметом, целью, задачами и состоит из трёх разделов. Теоретическая часть состоит из двух глав. В первой главе, «Лексикография и компьютерные словари», рассмотрен термин лексикография, а также проведен анализ компьютерных словарей. Теоретической базой данной главы станут работы Л. В. Щерба [26]. Во второй главе, «Мнемоника в изучении иностранных языков», описана суть метода запоминания информации под влиянием исторически сформированных, закрепившихся понятий Пифагора. В практической части будет описан поэтапный процесс разработки аудиовизуального словаря.
Резюмируя, в настоящей работе было проведено теоретическое исследование проблематики составления электронных словарей, сделан краткий анализ существующих аналогов словаря. Полученные в ходе исследования знания послужили отправной точкой к достижению поставленной цели, а именно разработке аудиовизуального англо-русского словаря.
Так, конечным результатом настоящей выпускной квалификационной работы стала разработка прототипной версии аудиовизуального англо-русского словаря. Были созданы иллюстрации и звуковые дорожки в количестве 92 штук, а также дизайн приложения с возможностью интерактивных действий.
В будущем проект будет реализован с помощью программного обеспечения: Unity, Visual studio.
На данном этапе результаты работы могут использоваться в образовательных целях в учреждениях дополнительного образования или для самостоятельного изучения.