Жизнь абсолютного большинства людей сопряжена с многообразными потребностями, характеризуемыми учеными как состояние ощущаемой неудовлетворенности, связанной с условиями существования. Потребности могут, в различной степени осознаваться человеком, иметь различную степень интенсивности, быть первостепенными по важности и второстепенными.
Необходимо понятие, которое связывает покупаемые количества (блага) с теми жертвами, которые приходится делать для приобретения этих количеств. У экономистов таким понятием является спрос. Спрос—это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными.
Итак, спрос—это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.
Спрос—это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».
Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.
Совокупность факторов, определяющая развитие спроса и предложения на отдельных товарных рынках, находится в сложной диалектической взаимосвязи. Изменение действия одних факторов вызывает изменение других.
На совершенном конкурентном рынке действует достаточно продавцов и покупателей товара, и поэтому ни один продавец или покупатель в отдельности не может повлиять на цену товара. Цена определяется рыночными правилами предложения и спроса. Фирмы принимают рыночную цену как заданную, решая, сколько производить и продавать, а потребители принимают ее как заданную, решая, сколько купить.
Рыночная экономика — это бесконечное взаимодействие спроса и предложения. Разработка простой модели такого вза¬имодействия составила эпоху в истории экономической науки. И хотя с той поры минуло более двух столетий, именно с нее начинается теоретическое знакомство с современной рыночной экономикой: дело в том, что через эту модель могут быть опи¬саны все экономические процессы.
Действительно, любому акту купли-продажи предшеству¬ют два феномена — “спрос” и “предложение”, величины кото¬рых определяют объем сделок и уровень цен на рынке. А поскольку рыночная экономика есть динамика цен и объема сде¬лок, то добиваться их желаемого изменения можно, регулируя величину спроса (влияя на доходы потребителей) и величину предложения (влияя на прибыль производителей). Это справед-ливо и для макро-, и для микроэкономики.
Сказанным объясняется то внимание, которое теория рын¬ка уделяет анализу спроса и предложения. Такой анализ важен и тем, что выступает связующим звеном между макро- и микроэкономическими теориями.
В экономической науке нет, пожалуй, более детально раз-работанного вопроса, чем взаимодействие спроса и предложе¬ния.
1.Экономическая теория. Учебник для вузов. /под ред. В.Д.Камаева – М., 2006
2.Райзберг В.Д. Рыночная экономика. Учебное пособие. – М., 2005
3.Доланд Э., Линдсей Д. Рынок. Микроэкономическая модель – СПб., 2003.
4.Зайдель Х., Теммен Р. Основы учения об экономике. – М., 2004
5.Экономика. Учебник /под ред.А.С.Булатова – М., 1997.
6.Макконелл К., Брю С. Экономикс: принципы, проблемы и политика. – М., 1992
7.Экономика предприятия. Учебник / под ред. В.Я.Гординская и др. – М., 2000
8.Самуэльсон П. Экономика. В 2-х т. – М., 1992
9.Хайне П. Экономический образ мышления. – М., 2001
10.Курс экономической теории. / Под ред. М.Н. Чепурина и др. – Киров, 1994