Введение 3
1. Теоретические основы обучения поисковому чтению на уроке
иностранного языка в 8 классе 8
1.1 Поисковое чтение как вид речевой деятельности 8
1.2 Особенности развития навыка поискового чтения на уроке иностранного
языка в 8 классе 13
Выводы по главе 1 19
2. Разработка упражнений для развития навыка поискового чтения на
основе интернет-мемов на уроках английского языка в 8 классе 21
2.1 Интернет-мем как средство развития навыка поискового чтения на уроке
английского языка 21
2.2 Комплекс упражнений для развития навыка поискового чтения на основе
интернет-мемов на уроках английского языка в 8 классе на базе УМК Spotlight 8 (Английский в фокусе. 8 класс) Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули и др 26
Выводы по главе 2 41
Заключение 42
Список использованных источников 43
Приложение А 46
Приложение Б 51
В последние десятилетия в связи с возникновением новых информационно - коммуникативных технологий существенно изменился общий коммуникативный фон. Возрастает роль невербальных видов коммуникации, поскольку современный мир ориентируется на визуальный тип представления информации. Рост интереса к виртуальной коммуникации обуславливает целый ряд проблем. К таким проблемам относится и феномен интернет-мема, который стал неотъемлемой частью интернет-культуры. Изучением данного феномена занимались Ю.В. Щурина, С. В. Канашина, О.А. Змазнева.
Как показывает практика, интерес к иностранному языку снижается у обучающихся с годами обучения. Если в 5-м классе обучающиеся проявляют большую заинтересованность в изучении этого предмета, что объясняется его сравнительной новизной и спецификой данного этапа обучения, то к концу 7-го класса необходим поиск дополнительной мотивации. Это обусловлено специфическими возрастными особенностями обучающихся, а также отсутствием ситуаций реального общения, что необходимо восполнить привлечением аутентичных текстов и аутентичных языковых материалов, компьютерных технологий.
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования для 5-9 классов отмечается, что в основной школе усиливается роль принципов когнитивной направленности учебного процесса, индивидуализации и дифференциации обучения, большее значение приобретает освоение современных технологий изучения иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений [Федеральные государственные
образовательные стандарты общего образования, 2010].
Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности обучающихся. Проанализировав методическую литературу (Д. Гальскова, Е. А. Маслыко, С.Ф. Шатилов) мы пришли к выводу о том, что большинство методистов описывают такие виды чтения как изучающее и ознакомительное, в то время как поисковое чтение изучено недостаточно.
Актуальность исследования такого вида чтения как поисковое чтение обуславливается тем, что в современном мире нет дефицита в информации, наоборот объём информации настолько большой, что обучающимся важно уметь чётко формулировать запрос, уметь фильтровать найденную информацию и применять её на практике. Для этого важно развить у обучающихся навык поискового чтения. Исследованием данного вида чтения занимались С.К. Фоломкина и I.S.P. Nation...
В процессе проведения исследования была достигнута его цель - определить возможности использования интернет-мема как средства развития навыка поискового чтения при изучении английского языка в 8 классе и решены поставленные задачи, в том числе задача по разработке комплекса упражнений с использованием интернет-мемов.
В рамках исследования рассмотрены основные особенности поискового чтения и осуществлён теоретический анализ понятий: чтение, поисковое чтение, интернет-мем; охаракетризованы виды чтения и виды интернет-мемов; выделены функции поискового чтения; отмечены особенности формирования навыка поискового чтения у обучающихся 8 класса на уроке английского языка; разработан комплекс упражнений для развития навыка поискового чтения на основе интернет-мемов на уроках английского языка в 8 классе на базе УМК Spotlight 8 (Английский в фокусе. 8 класс) Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули и др.
Дальнейшая перспектива исследования может заключаться в разработке комплекса упражнений с использованием интернет-мемов для развития навыка поискового чтения ко всем темам УМК Spotlight 8 (Английский в фокусе. 8 класс) Ю.Е. Ваулина, Дж. Дули и др.
1. Аникеенко М. К. Развитие компенсаторных умений чтения у
учащихся старших классов на уроках английского языка [Электронный ресурс]. URL: http://elib.cspu.ru/xmlui/bitstream/handle/123456789/1417/%20%20%20%20%20%20 %20%20%20%20%20%20 %20%20%20%20. pdf?sequence=1 (дата обращения
02.06.2019).
2. Белогрудов В.П. Чтение как вид речевой деятельности [Электронный
ресурс]. Studyfiles URL: https://studfiles.net/preview/4622930/page:8/ (дата
обращения 20.05.2019).
3. Ваулина Ю.Е. Spotlight 8 (Английский в фокусе. 8 класс) Книга для чтения. The Canterville Ghost. М.: Express Publishing, 2017 - 48 с.
4. Ваулина Ю.Е., Дули Дж. Spotlight 8 (Английский в фокусе. 8 класс) Рабочая тетрадь. М.: Express Publishing, 2009. 88 с.
5. Ваулина Ю.Е., Дули Дж. и др. Spotlight 8 (Английский в фокусе. 8 класс). Учебник. М.: Express Publishing, 2012. 216 с.
6. Гальскова Н.Д. Обучение чтению [Электронный ресурс]. Studyfiles URL: https://studfiles.net/preview/5842559/page:21/ (дата обращения 20.05.2019).
7. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам: М.: Глосса, Москва, 2000. 256 с.
8. Драгунова Н.Л. Технология смыслового чтения и работы с текстом
[Электронный ресурс]. Инфоурок URL: https://infourok.ru/statya-tehnologiya-
smislovogo-chteniya-i-raboti-s-tekstom-na-urokah-geografii-v-klasse-iz-opita-raboti- 319189.html (дата обращения 29.04.2019).
9. Змазнева О.А., Исаева Н. В. Феномен интернет мема. // Русская речь. 2014. № 3. С.66-67.
10. Зубков А.Д. Чтение как один из основных видов речевой деятельности
[Электронный ресурс]. Инфоурок URL: https://infourok.ru/chtenie-kak-odin-iz- osnovnih-vidov-rechevoy-deyatelnosti-na-uroke-inostrannogo-yazika-3478432.html (дата обращения 09.06.2019).
11. Канашина С. В. Мем как единица передачи культурной информации
языковыми и неязыковыми средствами // Вестник Московского государственного лингвистического университета. 2013. № 20. [Электронный ресурс] URL:
http://cyberleninka.ru/article/n/mem-kak-edinitsa-peredachi-kulturnoy-informatsii- yazykovymi-i-neyazykovymi-sredstvami (дата обращения: 20.04.2019).
12. Козлова Е. В. Формирование умений поискового чтения при подготовке к ЕГЭ по английскому языку [Электронный ресурс]. Открытый урок URL: https://открытыйурок.рф/статьи/625713/ (дата обращения 02.06.2019).
13. Маслыко Е.А., Бабинская П.К., Будько А.Ф., Петрова С.И., Попов А.И. Настольная книга преподавателя иностранного языка. Минск: Высшая школа, 2000. 445 с.
14. Методика обучения иностранным языкам (учебное пособие для студентов Института математики и механики им. Н.И. Лобачевского по направлению «педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»). Казань, КФУ, 2016. 189 с.
15. Обучение чтению в сфере ФГОС на уроках английского языка
[Электронный ресурс]. Учебно-методический кабинет URL: https://ped-
kopilka.ru/blogs/elena-nikolaevna-finogenova/obuchenie-chteniyu-v-sfere-fgos-na- urokah-angliiskogo-jazyka.html (дата обращения 29.05.2019)...30