Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


«Мемы» как новая форма карикатуры (опыт зарубежных СМИ)

Работа №78304

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

журналистика

Объем работы109
Год сдачи2016
Стоимость4900 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
221
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Карикатура и интернет-мем как образцы креолизованного медиа-текста 8
1.1. Карикатура в СМИ: типология, этапы развития, приемы и
средства выразительности 8
1.2. Интернет-мем: функции, классификация, исторический анализ
явления, факторы, влияющие на популярность 30
Глава II. «Карикатура web 2.0.»: общее и уникальное в современных образцах креолизованного медиа-текста 49
2.1. Обзор мирового рынка интернет-мемов 49
2.2. Карикатура vs. мем: сравнительный и описательный анализ 60
Заключение 81
Список использованной литературы 84
Приложения 93


С развитием Интернета и, как следствие, ростом информационного потребления и разнообразия онлайн-контента, сетевая аудитория сегментируется, объединяясь на тех или иных веб-платформах. Примерами таких ресурсов могут быть различные форумы, блоги, сообщества, «паблики» и так далее. Такие объединения со временем начинают демонстрировать черты микрокультур; одной из таких особенностей являются уникальные вербальные и иконические средства коммуникации. Изначально такие группы не были многочисленными (в глобальном аспекте) и не оказывали влияния на характер взаимодействий в сети; тем не менее, за последний десяток лет количество воспринятых и употребляемых продуцированных ими культурных образцов и феноменов возросло. В частности, одним из таких феноменов стали мемы.
Актуальность исследования обусловлена увеличением доли присутствия интернет-мемов в публикациях в традиционных СМИ и новых медиа. Изначально интернет-мемы занимали довольно узкую нишу - развлекательные ресурсы, форумы, блоги и социальные сети - но со временем мемы стали распространяться в качественных сетевых медиа и выходить в оффлайн: присутствовать в рекламных кампаниях, телевидении и прессе. Дальнейшие перспективы такого контента неясны, однако есть несколько любопытных гипотез; к примеру, о возможной замене карикатур и редакционных комиксов мемами. Ли Фам из Университета Северной Каролины в своей публикации «Why Internet memes may replace editorial cartoons» привел несколько доводов в пользу данного положения: в частности, отсутствие ограничений, неизбежных для традиционных медиа и журналистов; больший объем аудитории; более простой по сравнению с карикатурами механизм создания; способность отражать интересы, мнения и информационные потребности аудитории и так далее.
Очевидно, что интернет-мемы обладают потенциалом, пока лишь отчасти эксплуатируемым средствами массовой информации. Однако публикация Фама по сути своей не является научно-исследовательской, а следовательно, с академической точки зрения вопрос об интернет-мемах как о возможной альтернативе карикатурам остается неразрешенным.
Несмотря на рост присутствия в современном глобальном информационном пространстве, чаще всего интернет-мемы рассматриваются учеными как самостоятельный феномен в его культурологическом и коммуникативном аспектах, либо же как средство повышения эффективности рекламных кампаний (за счет своего «вирусностного» характера). Исследований, посвященных мемам как собственно элементу медиатекста, существенно меньше.
Кроме того, именно включение интернет-мемов в контент позволило некоторым онлайн-СМИ удержать, либо даже увеличить аудиторию в условиях кризиса; следовательно, нахождение и описание возможных причин и механизмов такого эффекта актуально и с практической точки зрения.
Целью данной работы является рассмотрение явления «интернет-мем» в качестве нового типа (формы) карикатуры.
Задачи данного исследования:
1. Раскрыть понятие «интернет-мем», провести исторический анализ данного феномена, классифицировать типы и функции интернет-мемов;
2. Описать становление карикатуры как комического жанра, функции и типы карикатур, а также приемы и средства выразительности, которые используют карикатуристы;
3. Дать комплексный обзор современного рынка мемов;
4. Отразить актуальное состояние научного дискурса по проблематике исследования;
5. Провести сравнительный и описательный анализ интернет-мемов и классических карикатур в зарубежных СМИ.
Объект исследования: интернет-мемы и классические карикатуры в зарубежных медиа.
Предмет исследования: функциональные особенности интернет- мемов в современной медиа-среде.
Новизна данного исследования: интернет-мемы нечасто
рассматриваются учеными в качестве элемента медиатекста; гипотезу об интернет-мемах как своего рода культурных наследниках политической карикатуры автор нашел в научных работах Х. Ф. Хольцманна и Е. Шустровой.
Хронологические рамки исследования в основном охватывают период пика популярности интернет-мемов (2010-2016 гг.). Кроме того, рассматривая этапы развития жанра классической газетно-журнальной карикатуры, автор обращается к более раннему этапу развития СМИ (вторая половина ХХ века, выборочно).
Теоретико-методическая база. Надежную основу для организации исследований дали основные теоретические положения, излагаемые в работах следующих авторов: Е. Нежура, А. Скарюпина, Ю. Чаплыгина, Е. Шустрова, Е. Середина, И. Вашунина (лингвистика и филология) ; Р. Докинз, П. Дэвисон (меметика) ; Т.Е. Савицкая, Д. Рашкофф (культурология) ; Б. Саригул, А. Айнутдинов, Л. Шифман, Й. Бломмаерт, П. Варис (медиалогия) ; Л. Бёрцзай, А. Кротков, А. Швыров (история) .
Эмпирическую базу исследования составили содержание и мультимедийный функционал социальных медиа (Facebook, Twitter, Reddit и другие), материалы новых медиа (Huffington Post, Buzzfeed и другие) и традиционных изданий (The Guardian, The Daily Mail и другие).
Структура работы. Данное исследование состоит из введения, содержания, двух глав (по два параграфа в каждой), заключения, списка использованной литературы и приложений.
В первой главе рассматриваются интернет-мемы и классические карикатуры в их историческом, типологическом и сущностном аспектах.
Во второй главе производится сравнительный анализ конкретных примеров интернет-мемов и классических карикатур на основе заранее выделенных критериев.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе проделанного исследования мы рассмотрели явление «интернет-мем» в качестве нового типа (или формы) карикатуры. Для этого было раскрыто само понятие «интернет-мем», проведен исторический анализ данного феномена, предпринята попытка классифицировать типы и функции интернет-мемов. Также мы выявили основные этапы развития жанра карикатуры, его функции и типы.
Кроме того, в работе дан комплексный обзор современного рынка мемов, отражено актуальное состояние научного дискурса по проблематике исследования и проведен сравнительный анализ интернет-мемов и классических карикатур в современных зарубежных СМИ.
В результате исследования автор сформулировал ряд выводов.
Во-первых, очевидно, что визуализированные мемы являются современной формой карикатуры (карикатурой web 2.0.). Данный тезис основывается на эмпирически доказанных совпадениях по большинству характеристик с родовым понятием. Однако, поскольку данное исследование проводилось в период зарождения тенденции использования интернет-мемов в качестве элементов медиатекста, окончательное подтверждение или опровержение такого вывода зависит от динамики тренда, его результатов, а также дальнейших исследований в данной области.
Во-вторых, визуализированные мемы обладают большим коммуникативным и воздействующим потенциалом. Это объясняется рядом причин.
В основе семантики мемов - идеи и концепты, принадлежащие к наднациональному контексту: «неудача», «у гиков не бывает личной жизни», «паранойя», «азиаты - умные и рациональные», «одиночество», «триумф» (форсированные стереотипы). Как следствие, существенно увеличивается аудитория, способная воспринять месседж мема и, в свою очередь, принять участие в процессе его экспансии. В то же время, емкость такого формата и реализуемые мемами сатирическая и юмористическая интенции делают их массово привлекательным объектом информационного потребления с точки зрения затрачиваемого времени и потенциального рекреативного эффекта. Это подтверждают данные системы учета трафика Alexa: Imgur и Reddit, являясь на сегодняшний день главными платформами экспансии интернет- мемов, занимают в глобальном рейтинге 48 и 33 позиции соответственно, в то время как, например, сайт CCTV (китайской телекомпании с самым высоким траффиком в мире) находится на 82 позиции.
В то же время, существуют и мемы локального уровня, которые потенциально могут стать глобальными, как только в процессе многочисленной репликации вычленится семантическое ядро, основообразующая идея, которая выходила бы за рамки ограниченного контекста. Обратный процесс возможен при условии внесения такого контекста посредством локально маркированных дополнительных смыслов. Подобные переходы наблюдаются и в мемах, изначально принадлежащих к разным коммуникативным сферам. Таким образом, визуализированные мемы обладают ярко выраженной взаимообратной конверсией, что увеличивает их экспансивный потенциал.
Шаблонная природа демотиваторов и макросов облегчает процесс создания и восприятия заложенных в их вариациях месседжей. Для создания вариации репликанту не требуется владеть профессиональными компетенциями художника или филолога: достаточно воспользоваться уже существующим набором фоновых изображений, шрифтами и другими установленными визуальными аттрибутами, чтобы создать соответствующий формату образец. Таким образом, визуализированный мем - это массово доступное средство выражения творческой, коммуникативной, сатирической/юмористической и других видов интенций. В то же время, реципиент такой вариации, имеющий определенную практику потребления мемов, благодаря усвоенным формальным признакам той или иной разновидности мема, воспримет месседж его разновидности быстрее, чем полноценный журналистский текст или карикатуру.
Процесс репликации и создания визуализированных мемов основан на одной из социальных потребности человека - принадлежности к группе и ее одобрении. Эта потребность также не привязана к национальному контексту и является универсальной.
В-третьих, визуализированные интернет-мемы в основном используются современными зарубежными СМИ как инфоповоды и агрегаторы трафика. В журналистской среде факт массовой привлекательности мемов для аудитории осознан, но использование данного знания носит односторонний характер. Функции интернет-мемов как эффективного инструмента распространения информации и воздействия на общественное мнение реализуется неполноценно. Наблюдается парадокс: с одной стороны, иллюстрируя свои материалы мемами, редакции формируют картину дня, представляя аудитории то, что по их мнению является актуальным и смешным; с другой стороны, процесс репликации мемов средствами массовой информации происходит отчужденно, поскольку они лишь заимствуют чужие вариации.
Из всего вышесказанного следует, что интернет-мемы, обладая формальными признаками карикатур, пока что не используются в полной мере в таком качестве в современных зарубежных СМИ. В случаях публикации интернет-мемов медиа подчеркнуто дистанцируются от них, выступая в качестве площадки для концентрации и констатации трендов общественного мнения, выраженного в форме мема. Таким образом, отсутствует намеренное использование мема как карикатуры.



1. Айнутдинов А.С. Карикатура как тип изображения комической интенции в современных российских печатных СМИ: дис. кан. филол. наук. Екатеринбург: Уральский гос. Университет им. А.М. Горького, 2010. 180 с.
2. Артемова Е.А. Карикатура как жанр политического дискурса: дис. кан. филол. наук. Волгоград: Волгоградский гос. пед. ун-т, 2002. 172 с.
3. Вашунина И.В. Взаимовлияние вербальных и невербальных (иконических) составляющих при восприятии креолизованного текста: автореферат дисс. доктора филологических наук. М.: Институт языкознания РАН, 2009. 40 с.
4. Докинз Р. Эгоистичный ген/пер. Фомина Н.О. М.: Мир, 1993. 318 с.
5. Кротков А.П. Карикатура. Непридуманная история. М.: АСТ,
2015. 263 с.
6. Мамдух Х. Карикатура в периодической печати: дис. канд. филол. наук. Минск: Белорус. гос. ун-т, 1993. 97 с.
7. Швыров А.В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб.: Типография П.Ф. Пантельера, 1904. 404 с.
Книги на иностранных языках
8. Sarigul B. The Significance of Caricature in Visual Communication: graduation thesis. Izmir: Izmir University of Economics, 2009. 13 p.
9. Shifman L. Memes in Digital Culture. Cambridge, USA: The MIT Press, 2013. 456 p.
10. Shifman L., Hadar L. Internet Jokes: The Secret Agents of Globalization?//Journal of Computer-Mediated Communication. ICA, 2014. 743 p.
11. Sparkes-Vian C. The Evolution of Propaganda: doctoral degree thesis. Leicester: De Montfort University, 2014. 282 p.
12. Tanaka Y. Meme Media and Meme Market Architectures: Knowledge Media for Editing, Distributing and Managing Intellectual Resources. IEEE Press, 2003. 498 p.
Статьи
1. Айнутдинов А.С. Типология и функции карикатуры в прессе//Вестник ЧелГУ. Челябинск: ГОУ ВПО «ЧелГУ», 2008. № 21. С. 20-28.
2. Бернская конвенция по охране литературных и художественных
произведений (измененная 28 сентября 1979 г.) [сайт].
http: //www.wipo .int/wipolex/en/treaties/text.j sp?file_id=283697 (дата
обращения: 20.03.2016).
3. Воронина О.А. Анализ карикатуры как вида креолизованного текста//Вестник ЦМО МГУ. М.: Центр международного образования Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, 2010. № 2. С. 11-15.
4. Гончар А. Гэг в юмористической рекламе//Реклама и жизнь. Теория и практика. М.: ИД «Гребенников», 2004. № 4. С. 49-56.
5. Зиновьева Н.А. Функции интернет-мемов в обществе. Социологический взгляд//Открытая база научных работ Университета
ИТМО: [сайт]. http://openbooks.ifmo.ru/ru/file/2282/2282.pdf (дата
обращения: 29.02.2016).
6. Золотарев С.П. Развитие web-технологий//Вологдинские чтения. Владивосток: ДВФУ, 2009. № 73. С. 16-18.
7. Колтышева С.Я. Креолизованный текст как сфера функционирования метафор (на примере шоу-дискурсов России и США)//Вестник ЮУрГУ. Серия: Лингвистика. Челябинск: ЮУрГУ,
2014. № 1. Т. 11. С. 91-96.
8. Кривенькая Е.С. Комическое и смеховая культура в карикатуре// Искусство и культура. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. № 2(10). С. 32-37.
9. Кривенькая Е.С. Преломление элементов смеховой культуры в карикатуре//Искусство и культура. Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2014. № 3(15). С. 85-94.
10. Мусийчук М.В., Мусийчук С.В. Социальные функции механизмов юмора в политической карикатуре//Общество: политика, экономика, право. Краснодар: ИД «Хорс», 2015. №4. С. 123-143.
11. Нежура Е.А. Новые типы креолизованных текстов в
коммуникативном пространстве интернета//Теория языка и межкультурная коммуникация. Курск: ФГБОУ ВПО «Курский
государственный университет», 2012. № 2. С. 47-52.
12. Савицкая Т.Е. Интернет-мемы как феномен массовой культуры//
Российская государственная библиотека. Аналитика, библиография, фактография по культуре и искусству: [сайт].
http: //infoculture.rsl .ru/NIKLib/althome/news/KVM_archive/articles/2013/0 3/2013-03_r_kvm-s3.pdf (дата обращения: 27.12.2015).
13. Середина Е.В. Элементы трагизма и комизма в политической карикатуре//Научный журнал КубГАУ. Краснодар: КубГАУ, 2012. № 79(05). С. 76-34.
14. Середина Е.В. Лексические средства выражения личности автора в американской политической карикатуре//Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Издательство «Грамота», 2013. № 8-2(26). С. 67-98.
15. Середина Е.В. Роль синтаксических средств в политической карикатуре//Научный журнал КубГАУ. Краснодар: КубГАУ, 2013. № 91(07). С. 34-78.
16. Скарюпина А.С. Аллюзия в вербальном компоненте карикатуры//Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Волгоград: ООО «Институт стратегических исследований», 2009. № 12. С. 12-17.
17. Сорокин Ю.А., Тарасов Е.Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция//Оптимизация речевого воздействия. М.: Наука, 1990. С. 180-186.
18. Хураганчык В.О. Функции вербально-визуальных зоометафор в политической карикатуре на английском языке//Язык и культура. Новосибирск: ООО «Центр развития научного сотрудничества», 2014. № 14. С. 72-74.
19. Чаплыгина Ю.С. Карикатура как одна из специфических форм креолизованного дискурса//Вестник МГЛУ. М.: ГОУ ВПО МГЛУб,
2007. № 522. С. 217-220.
20. Шурхаев А.И. Сатирическая и позитивная карикатуры как внелингвистические формы комического в современной публицистике// Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки. Казань: КФУ, 2010. № 5. Т. 152. С. 578-694.
21. Шустрова Е.В. Холодное лето 2014-го: Барак Обама в американской карикатуре//Политическая лингвистика. Екатеринбург: УрГПУ, 2014. № 3. С. 85-95.
22. Щурина Ю.В. Комические креолизованные тексты в интернет- коммуникации//Вестник НовГУ. Великий Новгород: издательство НовГУ, 2010. № 57. С. 82-86.
23. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как средство межкультурной
коммуникации//Известия Волгоградского государственного
педагогического университета. Волгоград: ГОУ ВПО ВГПУ, 2013.№ 6(81). С. 34-38.
24. Щурина Ю.В. Интернет-мемы как феномен интернет- коммуникации//Научный диалог. Екатеринбург: ООО «Центр научных и образовательных проектов», 2012. № 3. С. 160-172.
25. Щурина Ю.В. Классификация комических речевых жанров коммуникативного пространства Интернета//Известия Волгоградского государственного педагогического университета. Волгоград: ГОУ ВПО ВГПУ, 2014. № 2(87). С. 39-43.
26. Blommaert J., Varis P. Conviviality and collectives on social media: Virality, memes and new social structures//Tilburg Papers in Culture Studies. Paper 108. - Tilburg: Tilburg University, 2014. Р. 45-48.
27. Borzsei L. K. Makes a Meme Instead: A Concise History of Internet
Memes//Academia.edu: [сайт].
https://www.academia.edu/3649116/Makes_a_Meme_Instead_A_Concise_ History_of_Internet_Memes (дата обращения 27.02.2016).
28. Boyd D. Why Youth (Heart) Social Network Sites: The Role of Networked Publics in Teenage Social Life//MacArthur Foundation Series on Digital Learning - Youth, Identity, and Digital Media. Cambridge: MIT Press, 2008. P. 119-142.
29. Coleman D. Phreaks, Hackers, and Trolls: the Politics of Transgression and Spectacle//The Social Media Reader. New York: NYU Press, 2012. P. 99-119.
30. Cortes M. J. dQue son los memes? Introduccion general a la teoria de
memes//http://biblioweb.sindominio.net: [сайт].
http://biblioweb.sindominio.net/memetica/memes.pdf (дата обращения: 27.02.2016).
31. Davison P. The Language of Internet Memes//The Social Media Reader. New York: NYU Press, 2012. P. 120-134.
32. Duval E., Ochoa X. Quantitative Analysis of User-Generated Content
on the Web // ETH Zurich: [сайт].
http://www.shibbo .ethz.ch/WWW/www2008/ws- workshop/WebEvolve2008-03.pdf (дата обращения: 26.02.2016).
33. Gangadharbatla H. Facebook Me: Collective Self-Esteem, Need to Belong, and Internet Self-Efficacy as Predictors of the iGeneration's Attitudes toward Social Networking Sites//Journal of Interactive Advertising. UK: Routledge, 2008. Vol. 8, № 2. P. 5-15.
34. Holzmann J.F. Los memes y caricaturas del movimiento estudiantil chileno: un analisis del discurso emic a la Red Estudiantil Tumblr entre septiembre del 2011 y 2012: tesis para optar al titulo de Sociologo y el grado de Licensiado en Sociologia con un Minor en Literatura. Santiago: Universidad Diego Portales, 2012. P. 94.
35. Juza M. Internet memes - creation, distribution, social meaning//Studia Medioznawcze (Media Studies). Warszawa: Instytut Dziennikarstwa UW, 2013. № 4(55). P. 111-132.
36. Milner R.M. Pop Polyvocality: Internet Memes, Public Participation, and the Occupy Wall Street Movement//International Journal of Communication. Los Angeles: USC Annenberg Press, 2013. № 7. P. 2357¬2390.
37. Rastic A., Dazdarevic S., Fijuljanin F. New Language Media: Internet Memes Manuscript//UNITE. Novi Pazar: University of Novi Pazar, 2014. № 2. Vol. 1. P. 38-44.
Электронные ресурсы
38. Alexa//alexa.com: [сайт]. https://www.alexa.com (дата обращения: 08.04.2016).
39. Ars Technica//arstechnica.com: [сайт]. http://arstechnica.com (дата обращения: 29.03.2016).
40. BuzzFeed//www.buzzfeed.com: [сайт]. https://www.buzzfeed.com/
(дата обращения: 19.04.2016).
41. Buzznews Japan//buzznews.jp: [сайт]. http://www.buzznews.jp (дата обращения: 29.03.2016).
42. Facebook//www.facebook.com: [сайт]. https://www.facebook.com/
(дата обращения: 18.04.2016).
43. Georgia Voice//thegavoice.com: [сайт]. http://thegavoice.com (дата обращения: 29.03.2016).
44. Huffington Post//www.huffingtonpost.com: [сайт].
http://www.huffingtonpost.com/ (дата обращения: 29.03.2016).
45. Imgur//imgur.com: [сайт]. http://imgur.com/ (дата обращения:
18.04.2016).
46. Instagram: [приложение] (дата обращения: 29.03.2016).
47. IOL//iol.co.za: [сайт]. http://www.iol.co.za/ (дата обращения:
29.03.2016).
48. Know Your Meme//knowyourmeme.com: [сайт].
http://knowyourmeme.com/ (дата обращения: 24.04.2016).
49. Kurier//kurier.at: [сайт]. http://kurier.at (дата обращения:
29.03.2016).
50. Laodong//laodong.com.vn: [сайт]. http://laodong.com.vn (дата
обращения: 29.03.2016).
51. Meme Creator//memecreator.org: [сайт].
http://www.memecreator.org/ (дата обращения: 08.04.2016).
52. Meme Generator//memegen.com: [сайт]. http://www.memegen.com (дата обращения: 10.04.2016).
53. Meme Generator//memegenerator.net: [сайт].
https://memegenerator.net (дата обращения: 12.04.2016).
54. Nyt//nyt.fi: [сайт]. http://nyt.fi (дата обращения: 29.03.2016).
55. Quartz//qz.com: [сайт]. http://qz.com (дата обращения: 29.03.2016).
56. Reddit//www.reddit.com: [сайт]. https://www.reddit.com (дата
обращения: 17.04.2016).
57. SimilarWeb//www.similarweb.com: [сайт].
https://www.similarweb.com (дата обращения: 18.04.2016).
58. Sunday Express//express.co.uk: [сайт]. http://www.express.co.uk
(дата обращения: 29.03.2016).
59. The Conversation//theconversation.com: [сайт].
https://theconversation.com (дата обращения: 04.04.2016).
60. The Guardian//www.theguardian.com: [сайт].
http://www.theguardian.com (дата обращения: 29.03.2016).
61. The Sydney Morning Herald//www.smh.com.au: [сайт].
http://www.smh.com.au (дата обращения: 29.03.2016).
62. The Wire//www.thewire.com: [сайт]. http://www.thewire.com (дата обращения: 13.04.2016).
63. Todo Noticias//tn.com.ar: [сайт]. http://tn.com.ar/ (дата обращения: 29.03.2016).
64. Twitter//twitter.com: [сайт]. https://twitter.com (дата обращения: 16.04.2016).
65. Youtube//youtube.com: [сайт]. https://www.youtube.com (дата
обращения: 29.03.2016).
66. 9gag//9gag.com: [сайт]. http://9gag.com (дата обращения:
17.04.2016).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ