Разработка проекта совершенствования материально-технического обеспечения расчетно-графической подготовки будущих учителей технологии (Тульский государственный педагогический университет)
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАСЧЕТНО-ГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ 5
1.1. Понятие о расчетно-графических работах 5
1.2. Методика организации расчетно-графического проектирования 7
2. АНАЛИЗ СИСТЕМ АВТОМАТИЗИРОВАННОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ 13
2.1. Общие сведения о компьютерном проектировании 13
2.2. Классификация САПР по целевому назначению и их функции 17
3. РАЗРАБОТКА МЕТОДИКИ СОЗДАНИЯ ЧЕРТЕЖЕЙ ДЕТАЛЕЙ МАШИН И ИХ РАСЧЕТА С ИПОЛЬЗОВАНИЕМ САПР 22
3.1. Методика построения деталировочных чертежей с использованием приложений САПР КОМПАС-3D 22
3.2. Методика расчета деталей машин и трубопроводов с использованием CAE-систем инженерного анализа 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 51
Стремительное развитие современных цифровых технологий спо-собствует их широкому внедрению во все сферы человеческой деятельно-сти. Одним из наиболее перспективных направлений внедрения цифровых технологий в нашу жизнь являются аддитивные технологии производства, заключающиеся в соединении материалов для создания объектов по дан-ным 3D-модели слой за слоем, что кардинально отличает данную техно-логию от традиционных субтрактивных – использующих механическую обработку, то есть удаление вещества из заготовки [8]. Необходимо отме-тить, что создание объекта происходит постепенно и позволяет нам де-тально проследить все этапы и особенности аддитивного производства, что имеет особое значение для системы технологического образования молодежи. Данные технологии уже нашли широкое применения в таких отраслях как автомобиле- и самолетостроении, электронике, медицине, образовании и др.
Ведущим в сфере образования, занимающимся подготовкой моло-дежи к овладению в том числе и аддитивными технологиями и 3D-моделированием, является технологическое образование, одной из клю-чевых задач которого является формирование у подрастающего поколе-ния проектно-технологического мышления, позволяющего эффективно решать задачи установления взаимосвязей между образовательным и ре-альным жизненным пространством, образовательными результатами, по-лученными при изучении различных предметных областей, а также соб-ственными образовательными результатами (знаниями, умениями, уни-версальными учебными действиями и т. д.) и жизненными задачами [8].
Проектная деятельность является ведущей в ходе формирования у обучающихся навыков проектно-технологического мышления. Именно проектная деятельность органично устанавливает связи между образова-тельным и жизненным пространством, имеющих для обучающегося цен-ность и личностный смысл [8].
Актуальность исследования. Одним из аспектов овладения цифро-вых технологий моделирования и прототипирования изделий будущими учителями технологиии является выполнения расчетно-графических ра-бот. Выполнение расчетно-графической работы – это особый вид учебно-го процесса, главной целью которого является закрепление знаний, кото-рые студенты получили во время лекций, практических занятий, при са-мостоятельной подготовке, и сочетание их с инженерными задачами, тре-бующими обоснованных решений, направленных на повышение эффек-тивности деятельности будущего учителя технологии.
При этом студенты могут научиться исследовать и анализировать основные аспекты расчетно-графического проектирования в конкретных условиях, используя различные задания, научную и справочную литера-туру, другие информационные источники.
Целью данной выпускной квалификационной работы является раз-работка проекта совершенствования материально-технического обеспече-ния расчетно-графической подготовки будущих учителей технологии.
Для достижения цели данной работы необходимо решить следую-щие задачи:
– проанализировать теорические основы расчетно-графической подготовки;
– выполнить сравнительный анализ систем автоматизированного проектирования;
– разработать методику выполнения расчетов деталей машин с ис-пользованием САПР КОМПАС-3D V 18.
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы былы сделаны следующие выводы и решены следующие задачи:
1. Установлено, что при выполнении расчетно-графических работ, обучающийся получает умения и навыки, которые будут полезны в бу-дущем – при выполнении более сложных задач (дипломная работа, дис-сертация, научное исследование).
2. Показано, что расчетно-графическая работа освещает отношение обучающегося к рассматриваемому вопросу, его собственные взгляды на достижение поставленных целей и задач. Основная часть расчетно-графической работы представляет собой расчеты, которые сопровожда-ются иллюстративным материалом: графиками, векторными диаграмма-ми, гистограммами, эпюрами и т. д.
3. Предложена методика выполнения расчетно-графических работ с использования CAD/CAM систем автоматизированного проектирования КОМПАС-3D V18 и ANSYS Workbench.
Таким образом, цель выпускной квалификационно работы достиг-нута, сформулированные задачи решены.
1. Алексеева, Е.Л. Расчетно-графические работы по начертательной геометрии – / Алексеева, Е.Л. Логинов, А.Ю. Шоркина, // метод.указания для всех техн.спец.очного отделения. – И.Н.-Н.Новгород, 2018 – 36 с.
2. Алексеева, Е.Л. Расчетно-графические работы по начертательной геометрии / Алексеева, Е.Л. Логинов, А.Ю. Шоркина – метод. указания для всех техн. спец. очного отделения, 2017. – 26 с.
3. Арет А.В. Расчетно-графические работы по инженерной реологии: учебное пособие: / В.А. Арет, Л.А. Байченко, Л.А. Забодалова, А.Л. Ишевский. – Санкт-Петербург: Интермедия, 2012. – 82 с.
4. Гарипов, B. C. Сопротивление материалов в примерах и задачах: расчетно-графические работы: учебное пособие для студентов, обучаю-щихся по программам высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство / B. C. Гарипов, С. Н. Горелов, А. В. Колотвин; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образо-ват. учреждение высш. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург: ОГУ, 2016. Ч. 1: . - Оренбург: ОГУ, 2016. - 196 с.
5. ГОСТ 2.304-81 Единая система конструкторской документации (ЕСКД).
6. Зайко, Н.Е. Изображения: виды, разрезы, сечения / Зайко, Н.Е.Шоркина, И.Н. – учебно-метод.пособие для студ.техн.спец.всех форм обучения. – Н.Новгород, 2018 – 21 с.
7. Крутов, В.Н. Графические изображения некоторых принципов ра-ционального конструирования в машиностроении / И.В.Зубарев, Ю.М.Крутов, В.Н.Треяль. – учеб.пособие, СПб.,Лань; 2016. – 29 с.
8. Лабораторный практикум по курсу «3D-моделирование и прототи-пирование изделий»: учеб.-метод. пособие / А. Н. Сергеев, С. Н. Кутепов, А. В. Сергеева, П. Н. Медведев, Ю. С. Дорохин, Д. С. Клементьев, Е. В. Цой, Е. А. Кудинов. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2018. – 162 с.
9. Лабораторный практикум по курсу «Техническая графика. Компь-ютерная графика»: учеб.-метод. пособие / А. Н. Сергеев, С. Н. Кутепов, Д. С. Клементьев, П. Н. Медведев, Ю. С. Дорохин, А. В. Сергеева, Е. В. Цой, В. В. Надеин. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2019. – 264 с.
10. Лабораторный практикум по сопротивлению материалов [Текст]: учебное пособие для студентов технических специальностей / Р. В. Ромашов [и др.]; под ред. Р. В. Ромашова; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. агентство по образованию, Гос. образоват. учре-ждение высш. проф. образования "Оренбург. гос. ун-т". - Оренбург: ГОУ ОГУ, 2009. - 123 с.
11. Логинов, А.Ю. Начертательная геометрия / Логинов, А.Ю.Шоркина, И.Н. – метод. указания к выполн. расчет.-граф. работ для студ. техн. спец. заочн. Обучения – Н.Новгород, ВГАВТ, 2017. – 36 с.
12. Муленко, В. В. Компьютерные технологии и автоматизиро-ванные системы в машиностроении: учебное пособие / В. В. Муленко. – М.: РГУ нефти и газа им. И. М. Губкина, 2015. – 72 с.
13. Основы проектирования изделий: учебное пособие / А. Н. Сергеев, А. Е. Гвоздев, А. Н. Чуканов, С. Н. Кутепов, Ю. С. Дорохин, А. В. Сергеева, Д. В. Малий, П. Н. Медведев, Ю. О. Воронкова. – Тула: Изд-во ТулГУ, 2017. – 72 с.
14. Строительная механика: методические указания для обучаю-щихся по программам высшего образования по направлению подготовки 08.03.01 Строительство / А. И. Альбакасов [и др.]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования "Оренбург. гос. ун-т", Каф. машиностроения. - Оренбург: ОГУ, 2017. – 42 с.
15. Технология производства и автоматизированное проектиро-вание технологических процессов машиностроения: учебник.; 2-е изд., перераб. и дополн. / В. А. Тимирязев, А. Г. Схиртладзе, Н. П. Солныш-кин, С. И. Дмитриев, А. И. Самаркин, Е. И. Самаркина, Е. А. Евгеньева – Псков: Псковский государственный университет, 2016. – 334 с.
16. Ушаков, Д. М. Введение в математические основы САПР: курс лекций / Д. М. Ушаков. – М.: ДМК Пресс, 2011. – 208с.
17. Михеева Е.В.: Информационные технологии в профессио-нальной деятельности /Е.В. Михеева. – М.: Академия, 2020. – 310 с.
18. Беляева И.Н.: Лабораторный практикум по Adobe Photoshop / И.Н. Беляева. – Белгород: ИПК НИУ "БелГУ", 2018. – 345 с.
19. Прохорский Г.В.: Информационные технологии в архитектуре и строительстве/ В.Г. Прохорский. – М.: КНОРУС, 2019. – 263 с.
20. Агибова И. М. Самостоятельная работа студентов: типы, ви-ды, классификации / И. М. Агибова, Т. А. Куликова И Вестник Ставро-польского государственного университета. -2019.-№ 71(6).-С. 221-227.
21. Айдагулова А. Р. Формирование воспитательной медиасреды педагогического вуза: автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.08 / А. Р. Айдагулова. - Уфа, 2012. - 26 с.
22. 4. Активные и интерактивные формы проведения занятий при подготовке бакалавров сферы обслуживания: учеб.-метод, пособие / отв. ред. Е. А. Сигида ; РГУТиС. - Москва: Издатель Степаненко, 2018. - 152 с.
23. Акопов Г. В. Социальная психология образования: моногра-фия / Г. В. Акопов. - Москва, 2020. - 296 с.
24. Алексеенко В. А. Активное и интерактивное обучение: учеб, пособие / В. А. Алексеенко, С. А. Шутьков. - Москва: Национальный ин-ститут бизнеса, 2018. - 136 с.
25. Алферов А. В. Инновационные формы и методы развития среднего профессионального образования / А. В. Алферов, А. Г. Бездуд-ная, Н. А. Чернова; под ред. Г. А. Краюхина. -Санкт-Петербург: СПбГИЭУ, 2019. - 160 с.
26. 8Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания / Б. Г. Ананьев; Ин-т психологии РАН. - Москва: Наука, 2020. -351с.
27. Антонова С. Г. Современная учебная книга: создание учебной литературы нового поколения: учеб, пособие для вузов/ С. Г. Антонова, Л. Г. Тюрина. - Москва: Сервис, 2018. -287 с.
28. Анфимова Е. Б. Формирование профессионально-творческой позиции бакалавров архитектуры и дизайна в университете: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Е. Б. Анфимова. - Великий Новгород, 2019. - 28 с.
29. Апиш Ф. Н. Психолого-дидактические основы развития учеб-ной мотивации / Ф. Н. Апиш. - Москва: МГОУ, 2018. -180 с.
30. Апробация электронных учебников в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации. - Москва: Федер, ин-т развития об-разования, 2020. - 55 с.
31. Аргунова Е. Р. Активные методы обучения: учеб.-метод. по-собие / Е. Р. Аргунова, Р. Ф. Жуков, И. Г. Маричев; под ред. Н. В. Кузь-миной. - Москва: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2019. - 106 с.
32. Архипова А. И. Типология педагогических программных продуктов и этапы их проектирования / А. И. Архипова, Т. Л. Шапошни-кова, А. В. Лаврентьев // Пед. информатика. -2020.-№4.-С. 40-45.
33. Беспалько В. П. Образование и обучение с участием компью-теров (педагогика третьего тысячелетия) / В. П. Беспалько. - Москва: Изд-во МПСУ; Воронеж: Модек, 2020. - 352 с.
34. Доррер Г. А. Моделирование процесса обучения и разработка учебных электронных изданий / Г. А. Доррер, Г. М. Рудакова. - Красно-ярск: СибГТУ, 2006. - 204 с.
35. Тимофеев Г.С. Графический дизайн / Г.С. Тимофеев, Е.В.Тимофеева. – Ростов н/Д: Феникс, 2020. – 314 с.
36. . Ерохин С. В. Цифровое компьютерное искусство [Электрон-ный ресурс]. – СПб.: Алетейя, 2018. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/90050/
37. Костюкова Н. И. Введение в компьютерную графику : метод. Рекомендации [Электронный ресурс]. – 2019. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/57174/
38. Петровичев Е. И. Компьютерная графика: учеб. пособие [Электронный ресурс].– М. : Московский государственный горный уни-верситет, 2020. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/99334/
39. Романычева Э. Т. Дизайн и реклама. Компьютерные техноло-гии: справочное и практическое руководство [Электронный ресурс]. – М.: ДМК Пресс, 2019. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/131023/
40. Аббасов И. Б. Основы графического дизайна на компьютере в Photoshop CS3: учеб. пособие [Электронный ресурс]. – М. : ДМК Пресс, 2018. – URL: http://www.biblioclub.ru/book/86321/ (дата обращения 20.01.2022)