Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ОСОБЕННОСТИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ Ш УРОВНЯ

Работа №169624

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

дефектология

Объем работы83
Год сдачи2017
Стоимость4240 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ 7
1.1 Формирование словаря у детей старшего дошкольного возраста в
онтогенезе 7
1.2 Особенности развития словаря у детей с общим недоразвитием речи 16
1.3 Обзор методик логопедической работы, направленной на развитие словаря у детей дошкольного возраст с общим недоразвитием речи 25
Глава 2. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ СФОРМИРОВАННОСТИ СЛОВАРЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ III УРОВНЯ 35
2.1 Организация и методика констатирующего эксперимента 35
2.2 Анализ результатов констатирующего эксперимента
исследования словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня 43
2.3 Методические рекомендации для проведения логопедической работы по формированию словаря у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня ... 51
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 63
ПРИЛОЖЕНИЯ


Актуальность исследования. Правильная речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.
Овладение родным языком как средством и способом общения и познания является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве. Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи: если определенный уровень овладения родным языком не достигнут к 5-6 годам, то этот путь, как правило, не может быть успешно пройден на более поздних возрастных этапах (ФГОС ДО п.4.6).
Одним из самых распространенных речевых нарушений является общее недоразвитие речи. Впервые теоретическое обоснование общего недоразвития речи было сформулировано Левиной Р. Е. и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии (Никашина Н. А., Каше Г. А, Спирова Л. Ф., Жаренкова Г. И. Филичева Т.Б. и др.) в 50 - 60 годах XX века.
Описывая характерные особенности речи детей с общим недоразвитием, многие авторы выделяют нарушения формирования словаря и грамматического компонента как одно из наиболее важных в структуре данной патологии.
С учетом постоянного увеличения числа дошкольников с подобным нарушением проблема несформированности словаря занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике его развития и коррекции становится одним из самых актуальных.
В связи с этим своевременное формирование словаря является главным и важнейшим условием его полноценного речевого и общего психического развития, поскольку язык и речь выполняют ведущую функцию в развитии мышления и речевого общения, в планировании и организации деятельности ребенка, самоорганизации поведения, в формировании социальных связей, этим и обусловлена актуальность проблемы определения особенностей развития словаря дошкольников старшего возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Таким образом, на основе вышесказанного целью нашей работы является изучение особенностей словаря и разработка методических рекомендаций по проведению логопедической работы для развития словаря детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Объект исследования - словарь дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Предмет исследования - особенности сформированности словаря дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня имеются отставания от нормы в развитие словаря, которые будут проявляться в затруднение называния и использования предикативного словаря, лексических парадигм и предлогов, а методические рекомендации, описанные в данной работе, будут способствовать устранению имеющихся недостатков словаря и его обогащению.
Для реализации цели, нами были выделены следующие задачи:
1. Теоретически изучить и проанализировать проблемы формирования словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи;
2. Выявить особенности нарушений словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи;
3. Составить методические рекомендации логопедической работы по коррекции и обогащению словаря дошкольников с общим недоразвитием речи общим недоразвитием речи уровня.
Методы исследования определялись в соответствии с целью, гипотезой и задачами работы. Применялись следующие методы:
- теоретические (изучение и анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблеме исследования);
- эмпирические (изучение и анализ медицинской и педагогической документации, наблюдение);
- экспериментальные (констатирующий эксперимент).
Методологическая основа исследования:
Современные теоретические положения и концепции коррекционной педагогики:
- учение Л. С. Выготского «о зоне ближайшего развития»;
- учение о структуре дефекта Л. С. Выготского, А. Р. Лурия, Р. Е. Левиной;
- положение о единстве и взаимосвязи когнитивного и речевого развития в онтогенезе (Л.С. Выготский, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн, С.Н. Цейтлин, А.М. Шахнарович).
Теоретическая значимость заключается в том, что полученные данные уточняют и конкретизируют существующие методики формирования словаря старших дошкольников с общим недоразвитием речи 3 уровня.
Практическая значимость определяется возможностью использования результатов исследования в практической работе логопедами и воспитателями речевых групп детских садов.
База исследования: Исследование проводилось на базе негосударственного образовательного учреждения «Умка» города Красноярска.
Исследование проводилось в 3 этапа:
1. Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования.
2. Проведение констатирующего эксперимента.
3. Разработка методических рекомендаций логопедической работы по формированию словаря у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Структура и объем работы состоит из введения, 2-х глав, методических рекомендаций, заключения, списка литературы, приложения, содержит таблицы, диаграммы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Анализ литературы показал, что развитие словаря в онтогенезе обусловлено развитием представлений ребёнка об окружающем мире и опосредуется речевой деятельностью взрослых в их общении с детьми. Развитие слова у ребёнка происходит как в направлении предметной соотнесённости слова, так и в направлении развития значения. По мере развития мышления ребёнка его словарь не только обогащается, но и систематизируется.
По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, памяти), расширения контактов с окружающим миром, обогащения сенсорного опыта ребёнка, качественного изменения его деятельности формируется и словарь ребёнка в количественном и качественном аспектах.
Проанализировав теоретические сведения об особенностях развития словаря у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня в работах различных авторов, мы установили, что под термином «общее недоразвитие речи» понимаются различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне при нормальном слухе и интеллекте.
Что касается словаря детей с общим недоразвитием речи третьего уровня, то он имеет свои особенности и отличается от развития словаря при нормальном речевом развитии. Среди особенностей стоит отметить скудность словаря, своеобразие его употребления, ситуативный характер, а также недостаточную сформированность семантических полей.
Изучение словаря детей старшего дошкольного возраста с ОНР выявило: лишь немногие из них способны самостоятельно выделить значение слова или заключенный в нем смысл; большинству требуются вопросы-подсказки; характерно расхождение в объеме пассивного и активного словаря: дети понимают значения многих слов, но употребление слов в речи сильно затруднено. Детям тяжело подбирать слова для описания знакомых картинок, они ограничиваются скупыми определениями и короткими фразами.
Все это подтверждает поставленную нами гипотезу о том, что у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня имеются отставания от нормы в развитие словаря, которые проявляются в затруднение называния и использования предикативного словаря, лексических парадигм и предлогов. В нем наблюдаются, в основном, слова, обозначающие конкретные предметы и действия. Это приводит к стереотипности лексического запаса, частому употреблению одних и тех же слов. Характерен обиходно - бытовой словарь. Следовательно, для детей данной категории необходима коррекционная логопедическая работа, которую мы предлагаем осуществлять согласно нашим методическим рекомендациям.
Таким образом, цель нашей работы достигнута, задачи решены.


1. Алексеева М.М. , Яшина Б.И. «Методика развития речи и обучения
родному языку дошкольников» // Учебное пособие для студентов высших и средних, педагогических учебных заведений М.М.Алексеева - М.:
Издательский центр «Академия», 2000.- 89 с.
2. Аркин Е. А. Ребенок в дошкольные годы (в двух частях) /Под ред.
А.В.Запорожца и В.В.Давыдова. - М.: Издательство «Просвещение», 1968.
3. Ахутина, Т.В. Порождение речи. Нейролингвистический анализ синтаксиса / Т.В. Ахутина. - М.: Изд-во МГУ, 1989. - 213 с.
4. Битова, А. Л. Формирование речи у детей с тяжелыми речевыми
нарушениями: начальные этапы работы // Особый ребенок: исследования и опыт помощи: Научно-практический сборник. - М.: Центр лечебной педагогики, 1999. - Вып. 2. - С. 44-52.
5. Бородич, A.M. Методика развития речи детей дошкольного возраста / А.М.Бородич. - М.: Просвещение, 1984. - 189 с.
6. Волкова Л.С. Логопедия / Л.С.Волкова, 5-е изд. перераб. и доп. - М. : Владос, 2006. - 703 с. ил. - (Коррекционная педагогика).
7. Вершинина О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004 - № 1. - с.34-40
8. Выготский Л.С. Мышление и речь.//Собрание сочинений -5-е издание, испр. Л.С.Выготский - М., Изд-во «Лабиринт», 1999.- 502 с.
9. Воробьева В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи: учеб. пособие / В.К.Воробьева. - М.: ACT: Астрель: Транзиткнига, 2006. — 158 с. - (Высшая школа)
10. Гвоздев Н. А. Вопросы изучения детской речи/ Н. А. Гвоздев. - СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.
11. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи/ А.Н.Гвоздев, Детство-Пресс, 2007 г.
12. Гвоздев А.Н. От первых слов до первого класса,/ А.Н.Гвоздев, Издательство: КомКнига, 2005. - 320 c
13. Глухов В.П. Из опыта логопедической работы по формированию связной речи ребенка с общим нарушением речи дошкольного возраста на занятиях по обучению рассказыванию // Дефектология - № 2 - 1994 - с. 56-73
14. Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 168с. - (Библиотека практикующего логопеда)
15. Грибова О.Е. Что делать, если ваш ребенок не говорит: Книга для тех, кому это интересно. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 48с.
16. Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования // Методическое пособие О.Е.Грибова - М.: Айрис-пресс, 2005. - 38 с.
17. Гриншпун Б.М., Селиверстов В.И. Развитие коммуникативных умений у дошкольников в процессе логопедической работы над связной речью // Дефектология Б.М.Гриншпун - М.: Изд-во НИИ дефектологии, 1988.- 20 с.
18. Захарова А. В. Опыт лингвистического анализа словаря детской речи./ А. В. Захарова - Новосибирск, 1975. - 35 с.
19. Иншакова О.Б. Альбом для логопеда/ О.Б. Иншакова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008 - 279 с.
20. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. 3-йуровень. III период. Пособие для логопедов. - М.: Издательство ГНОМ и Д,2002. - 104 с.
21. Кроткова А.В., Дроздова Е.Н. Особенности формирования лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи IIIуровня // Логопед, 2004 - № 1. - с. 26-34
22. Кубрякова Е.С. Проблемы онтогенеза речевой деятельности // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. Е.С. Кубрякова - М.: Наука, 1991. - 180 с.
23. Кубрякова Е.С. Особенности речевой деятельности и проблемы внутреннего лексикона // Человеческий фактор в языке. Язык и порождение речи. Е.С. Кубрякова - М.: Наука, 1991. - 140 с.
24. Лавреньева А.И. Этапы становления лексико-семантической системы в онтогенезе // Усвоение ребенком родного (русского) языка. А.И. Лавреньева
- Спб.: Образование, 1996. - 69 с
25. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.:СОЮЗ, 1999. - 160 с.
26. Лалаева, Р. И., Формирование правильной разговорной речи у дошкольников./ Н. В. Серебрякова - Ростов н/Д. : «Феникс», СПб: «Союз»,2004.
27. Левина Р.Е., Никашина Н.А. Характеристика общего недоразвития речи у детей // Основы теории и практики логопедии. Р.Е.Левина - М.: Просвещение, 1968. - 85 с.
28. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.Л.С.Волковой, С.Н.Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. -680 с.
29. Логопедия. Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов // Учебное пособие Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи: Нарушения речи у детей с сенсорной и интеллектуальной недостаточностью. Л.С.Волкова М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 480 с.
30. Лопатина Л.В. Логопедическая работа по преодолению нарушений произносительной стороны речи и фонематических процессов/ Л.В.Лопатина - 15 с.
31. Малетина Н., Пономарева Л. Моделирование в описательной речи ребенка с общим нарушением речи // Дошкольное воспитание, 2004, №6,с.64-68
32. Маркова А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей, страдающих алалией // Школа для детей с тяжелыми нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. - М., 1961. - С. 59-70
33. Микляева Н.В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология - № 2, 2001
34. Микляева Ю.В. Рекомендации по развитию речи у ребенка с общим нарушением речи 2-го уровня//Воспитание и обучение детей с нарушениями развития, 2003 - №4
35. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФИ и ОНР): Методическое пособие / Сост.
В.П. Глухов, В.Б. Атрепьева, Т.И. Контрактова. — М.: АРКТИ, 2003. — 32 с.(Библиотека практикующего логопеда)
36. Наглядно-дидактический материал для работы с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи (ФФН и ОНР)/ Сост. В.П. Глухов, В.Б.Атремьева, Т.И. Контрактова. - М.: АРКТИ, 2003. — 48 с. (Библиотека практикующего логопеда)
37. Наши дети учатся сочинять и рассказывать: Методическое пособие к
Наглядно-дидактическому материалу по развитию воображения и речи детей старшего дошкольного возраста с недоразвитием речи/Авт.-сост.:В.П.Глухов, Ю.А.Труханова. - М: АРКТИ, 2003. - 24с. (Библиотека практикующего логопеда)
38. Нищева Н. В. «Примерная адаптированная программа коррекционно-развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с ТНР (ОНР с 3 до 7 лет)»/ Н.В.Нищева - СПб.: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2015 - 240 с.
39. Нищева Н.В. Планирование коррекционно - развивающей работы в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) и рабочая программа учителя - логопеда/ Н.В.Нищева - СПб.: ООО «Издательство «Детство - пресс», 2014 - 192 с.
40. Поваляева М. А. Методика по изучению словарного запаса детей// Справочник логопеда М.А.Поваляева - Ростов - на Дону: Феникс, 2002 - 448с.
41. Сидорова У.М. Формирование речевой и познавательной активности у ребенка с общим нарушением речи: Упражнения, дидактические игры, логические задачи, игры-занятия. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с. - (Логопед вДОУ)
42. Смирнова Л. Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 4 - 5 лет с общим недоразвитием речи. Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2004. - 72 с.
43. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду. Занятия с детьми 6—7 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 96 с.
44. Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. - М.: Мозаика-Синтез, 2006 - 77 с.
45. Соботович Е.Ф. Речевое недоразвитие у детей и пути его коррекции :(дети с нарушением интеллекта и мотор. алалией) / Е.Ф.Соботович. - М.:Классик-с стиль, 2003. - 160 с.: ил. - (Коррекционная педагогика)
46. Тимонен Е.И. Формирование лексико-грамматических навыков на занятиях по подготовке к обучению грамоте в условиях специальной группы детского сада для детей с тяжелыми нарушениями речи (подготовительная группа): Методика планирования и содержание занятий (из опыта работы). -СПб.: «Детство-пресс», 2004. - 64 с.
47. Ткаченко, Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей. Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А.Ткаченко. - М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003. - 112 с.
48. Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи: Логопедическая тетрадь / Худ. И.Н.Ржевцева. - СПб.: Детство-пресс, 1999.
49. Ткаченко Т.А. Формирование лексико-грамматических представлений: Сборник упражнений и методических рекомендаций для индивидуальных занятий с дошкольниками. - М.: Гном и Д, 2003 (Практическая логопедия)
50. Ушакова О.С. Развитие речи дошкольников / О.С. Ушакова О.С. М.: Института Психотерапии. 2001. - 256 с.
51. Ушакова Т.Н. Рождение слова: Проблемы психологии речи и психолингвистики. М.: Издательство "Институт психологии РАН", 2011. Психология речи и языка. Психолингвистика: [глава 3.8.] // Психология XXI века: учебник для вузов / ред. В. Н. Дружинин. М., 2003. С. 353-396.
52. Ушакова Т.Н. Принципы развития ранней детской речи. Дефектология. 2004. № 5. с. 4-16.
53. Ушакова Т.Н. Семантика речи: имя, слово, высказывание // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2005. Т. 2, № 1, с. 4-27.
54. Ушакова Т.Н. Теоретические проблемы возрастной психолингвистики // Сборник «Онтогенез речевой деятельности: норма и патология». М. «Прометей», 2005. Ч. 1, с. 64-71.
55. Ушакова Т.Н. Познание, речь, язык // Когнитивные исследования: Сборник научных трудов: Вып. 1 / Под ред. В.Д.Соловьева. М.: Изд-во "Институт психологии РАН". 2006. С. 13-28.
56. Ушакова Т.Н., Белова С.С., Громова О.Е. Раннее речевое развитие ребенка и его природные основания // Вопросы психологии, 2007, №2. C. 44¬56.
57. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада: В 2 ч. Ч. I.Первый год обучения (старшая группа). Пособие для студентов дефектологических факультетов, практических работников специальных учреждений, воспитателей детских садов, родителей. М.: Альфа, 1993.— 103с.
58. Филичева Т.Б. Четвертый уровень недоразвития речи// Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста. - М., 1999. - С. 87-98, С. 137-250
59. Филичева Т.Б., Соболева А.Р. Развитие речи дошкольника: Методическое пособие с иллюстрациями. - Екатеринбург: Изд-во «АРГО»,1996. - 80 с.
60. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду. // Журнал «Дефектология». - 1985г. - №6.
61. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991. - 44 с.
62. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: практ. пособие./ Т.Б.Филичева, Г. В. Чиркина - М: Айрис - пресс, 2007.- 224с.
63. Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание обучение.// Учебно - методическое пособие. Т.Б.Филичева, Т.В.Туманова - М.: Гном-пресс, 1999.-80с.
64. Филичева Т.Б., Чиркина Г. В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. / Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина М.: Айрис - пресс, 2007. - 176с.
65. Черкасова Е. Воспитание речевого слуха у детей с общим недоразвитием речи //Дошкольное воспитание, 2006, №11, с.65-75
66. Четверушкина Н.С. Слоговая структура слова: система коррекционных упражнений для детей 5-7 лет. - М.: Гном Пресс, 2006
67. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи Учебное пособие./ С.Н. Цейтлин — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. — 240 с.
68. Шаховская С.Н. Развитие словаря в системе работы при общем недоразвитии речи // Психолингвистика и современная логопедия / Под ред. Л.Б.Халиловой. - М.: Экономика, 1997. - 250 с.
69. Шаховская С.Н. Логопедическая работа по формированию
грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией // Патология речи: Ученые записки МГПИ. С.Н.Шаховская - М., 1971. - Т.406. - 62 с.
70. Швачкин Н. X. Развитие речевых форм у младшего дошкольника//Вопросы психологии ребенка дошкольного возраста. Н.Х.Швачкин - М.; Л., 1948. 35 с.
71. Эльконин Д.Б. Развитие речи в детском возрасте. / Д.Б.Эльконин - М.: Изд-во АПН РСФСР, 1958. - 115 с.
72. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся общеобразовательной школы. / А.В.Ястребова - М.: Просвещение, 1984. - 53 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ