Работа с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся
|
Введение 3
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10
1.1. Работы с источниками и развитие читательской грамотности обучающихся на
уроках истории как психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Научно-методическое обеспечение работы с источниками на уроках истории
как условия развития читательской грамотности обучающихся 22
1.3 Организация работы на уроках истории с источниками включенными в современные учебно-методические комплексы как основания развития читательской грамотности обучающихся 28
Глава 2. Педагогические условия организации работы с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся 38
2.2 Формирование образовательной среды на основе рекомендаций к
организации урока, усиливающей мотивацию обучающихся к работе с историческими источниками и развитию у них читательской грамотности 42
2.3 Разработка и реализация рекомендаций для обучающихся по организации
учебной деятельности с историческими источников, направленных на активизации выработки них читательской грамотности 49
Заключение 60
Список литературы 64
Интернет-ресурсы 69
Приложения 70
ГЛАВА1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ НА УРОКАХ ИСТОРИИ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ
ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10
1.1. Работы с источниками и развитие читательской грамотности обучающихся на
уроках истории как психолого-педагогическая проблема 10
1.2. Научно-методическое обеспечение работы с источниками на уроках истории
как условия развития читательской грамотности обучающихся 22
1.3 Организация работы на уроках истории с источниками включенными в современные учебно-методические комплексы как основания развития читательской грамотности обучающихся 28
Глава 2. Педагогические условия организации работы с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся 38
2.2 Формирование образовательной среды на основе рекомендаций к
организации урока, усиливающей мотивацию обучающихся к работе с историческими источниками и развитию у них читательской грамотности 42
2.3 Разработка и реализация рекомендаций для обучающихся по организации
учебной деятельности с историческими источников, направленных на активизации выработки них читательской грамотности 49
Заключение 60
Список литературы 64
Интернет-ресурсы 69
Приложения 70
Актуальность исследования. Значимые и перспективные задачи деятельности учебных заведений основного общего образования в контексте социально-экономического и социокультурного развития современной России определены в Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года, Федеральном Государственном образовательном стандарте и Основной общей образовательной программе основного общего образования. В этих документах отмечается, что одной из важнейших задач изучения гуманитарных дисциплин на протяжении всего периода обучения является развитие у обучающихся читательской грамотности, под которой понимается обретение умений и навыков работа с историческими документами на трех уровнях познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый (осмысления их содержания; извлечение из них необходимой информации; её критического анализа; применения полученную в тексте информацию для обогащения теоретических знаний и практических навыков).
К сожалению, согласно анализу статистических данных выполнения заданий ОГЭ по истории в различных регионах, работа с документами как вид урочной деятельности уже много лет вызывает затруднения у учащихся и учителей.
Степень изученности темы. В научной, психолого-педагогической литературе созданы предпосылки для разрешения данной колизии. Обучение с использованием исторических документов описывалось как советскими, так и современными методистами.
Исследованием проблемы внедрения работы с историческими источниками в рамки изучения истории в школе занимались еще такие советские исследователи Н. Г. Дайри, П. В. Гора, А. А. Вагин, А. И. Стражев, И. Я. Лернер. Они считали, что необходимым является обоснование возможности развития у школьников аналитического мышления и навыков самостоятельной поисково-исследовательской деятельности с помощью регулярной работы с источниками при изучении новых тем.
Современными авторами, создавшими фундаментальные труды в области использования исторических источников на уроках истории в школе являются О. Ю. Стрелова, Вяземский Е.Е., Студеникин М.Т., Степанищев А.Т., К.Б. Умбрашко, О. В. Замараев, В. Я. Румянцев, Н. В. Чеканова, В. В. Шоган и др. В их работах раскрыты основыне понятия, характеристики и методы педагогической деятельности во время уроков истории в школе, на которых предполагается включение в занятие иллюстраций, схем и другого наглядного материлала, с учетом условий прописанных в современных образовательных стандартах.
Несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований, посвященных теории формирования у обучающихся читательской грамотности по средством развития у них умений и навыков самостоятельной работы с историческими источниками, однако, работа с историческими текстам на практике либо не изучалась, либо ей не уделялось достаточного внимания. В результате данного обзора, можно прийти к выводу, что данная тема не теряет своей актуальности с середины XX века и до сих пор для многих педагогов современности является проблемной.
Проведенный анализ научной литературы позволил выделить ряд противоречий между:
- запросом общества и государства на развитие у обучающихся при изучении гуманитарных дисциплин умений и навыков работы с историческими источниками на трех уровнях познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый и недостаточной ориентацией основной школы на включения работы с историческими источниками в образовательный процесс;
• потребностью педагогического сообщества на включение работу учащихся с историческими источниками в образовательный процесс и не достаточной разработанностью педагогических условий его реализации;
• запросом учителей истории на расширением круга информации о педагогических условиях организации работы с историческими источниками на уроках истории как условие развития читательской грамотности обучающихся, и отсутствием описания реализации этого процесса на практике в научной литературе ;
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, каково педагогическое обеспечение организации работы с историческими источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся, и конкретизировать тему исследования: «Работа с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся»
Объект исследования: образовательный процесс основной средней школы
Предмет исследования: педагогические условия организации работы с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся
Цель работы: выявить, обобщить и описать педагогическое обеспечение организации работы с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условия развития читательской грамотности обучающихся.
Гипотеза исследования: организация работы с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся будет эффективной, если:
- на теоретическом уровне изучены и установлены более действенные способы и формы работы с историческими документами, согласно с психолого-возрастными особенностями и уровнем развития навыков обучающихся, и с требованиями, которые предъявляются ФГОС
-на практическом уровне подобраны и внедрены в обучение истории эффективные способы и формы работы с историческими документами, созданы педагогические условия для развития читательской грамотности у подростков.
Задачи:
1. Обосновать психолого-педагогическую проблемность развития читательской грамотности обучающихся на уроках истории при работе с историческими документами.
2. Определить научно-методическое обеспечение работы с источниками на уроках истории как условия развития читательской грамотности обучающихся.
3. Описать организацию работы на уроках истории с источниками включенными в современные учебно-методические комплексы как основания развития читательской грамотности обучающихся
4. Определить требования к подбору исторических источников, содержание которых направленно на развития читательской грамотности обучающихся
5. Сформировать образовательную среду на основе рекомендаций к организации урока, усиливающей мотивацию обучающихся к работе с историческими источниками и развитию у них читательской грамотности
6. Разработать и реализовать рекомендации для обучающихся по организации учебной деятельности с историческими источников, направленных на активизации выработки них читательской грамотности
Теоретико-методологические основы исследования включают труды советских и российских авторов, работающих над методами работы с историческими источниками на уроках истории: Н. Г. Дайри, П. В. Гора, А. А. Вагин, А. И. Стражев, И. Я. Лернер, О. Ю. Стрелова, Вяземский Е.Е., Студеникин М.Т., Степанищев А.Т., К.Б. Умбрашко, О. В. Замараев, В. Я. Румянцев, Н. В. Чеканова, В. В. Шоган и др.
Для решения задач и подтверждения выдвинутой гипотезы были применены следующие методы исследования:
• Теоретические (изучение и анализ методической литературы);
• Эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, опрос, изучение результатов деятельности учащихся).
Новизна исследования работы заключается в том, что в ней была реализована попытка упростить и включить в рамки урочной деятельности существующих технологий работы с историческими документами. Опираясь на существующие научные труды предшественников, мы составили собственные методические рекомендации, которые, на наш взгляд являются более подходящими для использования в рамках ограниченного урочного времени. Так же нами были составлены, с учетом этапов источниковедческого анализа, рекомендации к работе с историческими документами для самих школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в рамках исследования технология может быть полезна при осуществлении подбора исторических документов для работы на уроке, разработке и построении урока и сопровождении работы с историческими документами с помощью учителя и самостоятельно.
Достоверность результатов исследования выпускной
квалификационной работы обеспечена четкой постановкой
исследовательских задач, теорико-методологической проработкой проблемы исследования, достаточным количеством обучающихся и урочных часов для проверки эффективности гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в форме защиты бакалаврской ВКР по теме исследования базе исторического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, на которой были озвучены теоретические результаты исследования. Практические результаты исследования внедрены в образовательный процесс учащихся 7-9 классов МБОУ ПГТ Берёзовка «Березовская средняя школа №1 имени Е.К. Зырянова».
На защиту выносятся следующие положения:
1) Развитие читательской грамотности на уроках истории является психолого-педагогической проблемой.
2) Работа с историческими документами является действенным инструментом развития читательской грамотности.
3) Важными составляющими успешности урока с использованием исторических документов являются грамотный отбор источников и формирование образовательной среды.
Структура исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, перечня использованной литературы и интернет-источников, приложений.
Введение состоит из определения актуальности темы и проблемы исследования, постановки цели и задач, изложена новизна работы и её теоретическая и практическая значимость.
В первой главе на теоретическом уровне обосновывается проблемность работы с источниками на уроках истории.
Вторая глава посвящена выявлению необходимых педагогических условия организации работы с источниками на уроках истории, и описанию проверки положений выдвинутой в исследовании гипотезы на практике.
В заключении работы изложены теоретические и практические результаты исследования, которые подтверждают его гипотезу.
К сожалению, согласно анализу статистических данных выполнения заданий ОГЭ по истории в различных регионах, работа с документами как вид урочной деятельности уже много лет вызывает затруднения у учащихся и учителей.
Степень изученности темы. В научной, психолого-педагогической литературе созданы предпосылки для разрешения данной колизии. Обучение с использованием исторических документов описывалось как советскими, так и современными методистами.
Исследованием проблемы внедрения работы с историческими источниками в рамки изучения истории в школе занимались еще такие советские исследователи Н. Г. Дайри, П. В. Гора, А. А. Вагин, А. И. Стражев, И. Я. Лернер. Они считали, что необходимым является обоснование возможности развития у школьников аналитического мышления и навыков самостоятельной поисково-исследовательской деятельности с помощью регулярной работы с источниками при изучении новых тем.
Современными авторами, создавшими фундаментальные труды в области использования исторических источников на уроках истории в школе являются О. Ю. Стрелова, Вяземский Е.Е., Студеникин М.Т., Степанищев А.Т., К.Б. Умбрашко, О. В. Замараев, В. Я. Румянцев, Н. В. Чеканова, В. В. Шоган и др. В их работах раскрыты основыне понятия, характеристики и методы педагогической деятельности во время уроков истории в школе, на которых предполагается включение в занятие иллюстраций, схем и другого наглядного материлала, с учетом условий прописанных в современных образовательных стандартах.
Несмотря на большое количество психолого-педагогических исследований, посвященных теории формирования у обучающихся читательской грамотности по средством развития у них умений и навыков самостоятельной работы с историческими источниками, однако, работа с историческими текстам на практике либо не изучалась, либо ей не уделялось достаточного внимания. В результате данного обзора, можно прийти к выводу, что данная тема не теряет своей актуальности с середины XX века и до сих пор для многих педагогов современности является проблемной.
Проведенный анализ научной литературы позволил выделить ряд противоречий между:
- запросом общества и государства на развитие у обучающихся при изучении гуманитарных дисциплин умений и навыков работы с историческими источниками на трех уровнях познавательной деятельности: воспроизводящий, преобразующий, творческо-поисковый и недостаточной ориентацией основной школы на включения работы с историческими источниками в образовательный процесс;
• потребностью педагогического сообщества на включение работу учащихся с историческими источниками в образовательный процесс и не достаточной разработанностью педагогических условий его реализации;
• запросом учителей истории на расширением круга информации о педагогических условиях организации работы с историческими источниками на уроках истории как условие развития читательской грамотности обучающихся, и отсутствием описания реализации этого процесса на практике в научной литературе ;
Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, каково педагогическое обеспечение организации работы с историческими источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся, и конкретизировать тему исследования: «Работа с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся»
Объект исследования: образовательный процесс основной средней школы
Предмет исследования: педагогические условия организации работы с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся
Цель работы: выявить, обобщить и описать педагогическое обеспечение организации работы с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условия развития читательской грамотности обучающихся.
Гипотеза исследования: организация работы с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся будет эффективной, если:
- на теоретическом уровне изучены и установлены более действенные способы и формы работы с историческими документами, согласно с психолого-возрастными особенностями и уровнем развития навыков обучающихся, и с требованиями, которые предъявляются ФГОС
-на практическом уровне подобраны и внедрены в обучение истории эффективные способы и формы работы с историческими документами, созданы педагогические условия для развития читательской грамотности у подростков.
Задачи:
1. Обосновать психолого-педагогическую проблемность развития читательской грамотности обучающихся на уроках истории при работе с историческими документами.
2. Определить научно-методическое обеспечение работы с источниками на уроках истории как условия развития читательской грамотности обучающихся.
3. Описать организацию работы на уроках истории с источниками включенными в современные учебно-методические комплексы как основания развития читательской грамотности обучающихся
4. Определить требования к подбору исторических источников, содержание которых направленно на развития читательской грамотности обучающихся
5. Сформировать образовательную среду на основе рекомендаций к организации урока, усиливающей мотивацию обучающихся к работе с историческими источниками и развитию у них читательской грамотности
6. Разработать и реализовать рекомендации для обучающихся по организации учебной деятельности с историческими источников, направленных на активизации выработки них читательской грамотности
Теоретико-методологические основы исследования включают труды советских и российских авторов, работающих над методами работы с историческими источниками на уроках истории: Н. Г. Дайри, П. В. Гора, А. А. Вагин, А. И. Стражев, И. Я. Лернер, О. Ю. Стрелова, Вяземский Е.Е., Студеникин М.Т., Степанищев А.Т., К.Б. Умбрашко, О. В. Замараев, В. Я. Румянцев, Н. В. Чеканова, В. В. Шоган и др.
Для решения задач и подтверждения выдвинутой гипотезы были применены следующие методы исследования:
• Теоретические (изучение и анализ методической литературы);
• Эмпирические (педагогическое наблюдение, беседа, опрос, изучение результатов деятельности учащихся).
Новизна исследования работы заключается в том, что в ней была реализована попытка упростить и включить в рамки урочной деятельности существующих технологий работы с историческими документами. Опираясь на существующие научные труды предшественников, мы составили собственные методические рекомендации, которые, на наш взгляд являются более подходящими для использования в рамках ограниченного урочного времени. Так же нами были составлены, с учетом этапов источниковедческого анализа, рекомендации к работе с историческими документами для самих школьников.
Практическая значимость исследования состоит в том, что предложенная в рамках исследования технология может быть полезна при осуществлении подбора исторических документов для работы на уроке, разработке и построении урока и сопровождении работы с историческими документами с помощью учителя и самостоятельно.
Достоверность результатов исследования выпускной
квалификационной работы обеспечена четкой постановкой
исследовательских задач, теорико-методологической проработкой проблемы исследования, достаточным количеством обучающихся и урочных часов для проверки эффективности гипотезы.
Апробация и внедрение результатов исследования проводилось в форме защиты бакалаврской ВКР по теме исследования базе исторического факультета Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева, на которой были озвучены теоретические результаты исследования. Практические результаты исследования внедрены в образовательный процесс учащихся 7-9 классов МБОУ ПГТ Берёзовка «Березовская средняя школа №1 имени Е.К. Зырянова».
На защиту выносятся следующие положения:
1) Развитие читательской грамотности на уроках истории является психолого-педагогической проблемой.
2) Работа с историческими документами является действенным инструментом развития читательской грамотности.
3) Важными составляющими успешности урока с использованием исторических документов являются грамотный отбор источников и формирование образовательной среды.
Структура исследования: магистерская диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, перечня использованной литературы и интернет-источников, приложений.
Введение состоит из определения актуальности темы и проблемы исследования, постановки цели и задач, изложена новизна работы и её теоретическая и практическая значимость.
В первой главе на теоретическом уровне обосновывается проблемность работы с источниками на уроках истории.
Вторая глава посвящена выявлению необходимых педагогических условия организации работы с источниками на уроках истории, и описанию проверки положений выдвинутой в исследовании гипотезы на практике.
В заключении работы изложены теоретические и практические результаты исследования, которые подтверждают его гипотезу.
Работа с источниками, несомненно, является одной из важнейших составляющих обучения в истории в школьном курсе, так позволяет развивать навыки исследовательской деятельности у учащихся. Это подтверждается мнением методистов, так же в образовательных стандартах Российской Федерации закреплено положение о том, что исследовательская деятельность обучающихся должна быть одной из ведущих видов деятельности, а на уроках истории это осуществляется непосредственно при работе с с источниками. Существует множество методических рекомендаций к работе с историческими документами. Но, как показывает практика, тема является проблемной и нуждается в доработках.
Нет сомнений, что работа с источниками
В ходе данного исследования выдвинуты и доказаны следующие положения:
1) Развитие читательской грамотности на уроках истории является психолого-педагогической проблемой.
2) Работа с историческими документами является действенным инструментом развития читательской грамотности.
3) Важными составляющими успешности урока с использованием исторических документов являются грамотный отбор источников и формирование образовательной среды.
Изучив образовательные стандарты, касающихся изучения истории в школе, так же проанализировав статистику выполнения заданий ОГЭ, которые свидетельствуют о низком уровне читательской грамотности и умения работать с источниками, мы пришли к выводу, что работа с историческими документами является психолого-педагогической проблемой учителей уже не первый учебный год.
Методические рекомендации к работе с документами, которые представлены различными авторами в достаточно большом объеме и разнообразии, часто являются сложными для воплощения и нуждаются в упрощении и некоторой коррекции.
После этого мы перешли к обзору некоторых УМК по истории России, рекомендованных для изучения истории в школе, с шестого по девятый классы. Целью обзора было выяснить соответствие учебников и рабочих тетрадей требованиям ФГОС, относительно работы с историческими документами. Анализ показал, что рассматриваемые УМК соответствуют данным требованиям и позволяют развивать исследовательские навыки у учащихся, но в методических рекомендациях к УМК нет инструкций по работе с источниками.
Теоретическое исследование данной работы подтверждает проблемность данной тематики. На основе уже имеющихся методических рекомендаций, мы попытались выявить педагогические условия, необходимые для осуществления грамотного методического сопровождения работы с историческими документами на школьных уроках истории.
В практической части, мы рассмотрели требования к подбору документов для работы в школе. Так как прежде чем переходить непосредственно к работе с источниками, необходимо, что бы они были правильно подобраны и соответствовали теме урока и предполагаемым результатам обучения.
Далее необходимым являлось предоставление методических рекомендаций к работе с историческими документами.
Для начала мы, ссылаясь на уже существующие рекомендации по формированию образовательной среды при организации урока, на котором осуществляется работа с письменными историческими источниками. При разработке мы учитывали уровень познавательной деятельности учащихся, то есть использовали уровневый подход, и так же возрастные психологические особенности учащихся.
Кроме рекомендаций к организации урока истории с элементами работы с документами были разработаны рекомендации непосредственно к работе с документами. В основу этих рекомендаций лег источниковедческий подход исследования документа.
При попытке реализации разработанных рекомендаций на уроках истории в школе, анализ работы учащихся с историческими документами на уроках истории в разных классах показал, что представленные в данной работе рекомендации не всегда бывают эффективны. Мы определили условия, при которых применение описанных в работе технологии будет успешным:
• Налажен контакт между учениками и учителем;
• Навыки работы с историческими документами должны соответствовать заданиям;
• Г рамотная постановка целей и задач;
• Ученикам должно быть интересно;
• Правильная организация урочного времени;
• Вовлеченность учеников в работу.
Грамотное методическое сопровождение использования исторических документов на уроках истории возможно только при наличии оптимальных методических рекомендаций и соблюдении условий проведения урока.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза исследования: организация работы с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся будет эффективной, если:
- на теоретическом уровне изучены и установлены более действенные способы и формы работы с историческими документами, согласно с психолого-возрастными особенностями и уровнем развития навыков обучающихся, и с требованиями, которые предъявляются ФГОС
-на практическом уровне подобраны и внедрены в обучение истории эффективные способы и формы работы с историческими документами, созданы педагогические условия для развития читательской грамотности у подростков.
Нет сомнений, что работа с источниками
В ходе данного исследования выдвинуты и доказаны следующие положения:
1) Развитие читательской грамотности на уроках истории является психолого-педагогической проблемой.
2) Работа с историческими документами является действенным инструментом развития читательской грамотности.
3) Важными составляющими успешности урока с использованием исторических документов являются грамотный отбор источников и формирование образовательной среды.
Изучив образовательные стандарты, касающихся изучения истории в школе, так же проанализировав статистику выполнения заданий ОГЭ, которые свидетельствуют о низком уровне читательской грамотности и умения работать с источниками, мы пришли к выводу, что работа с историческими документами является психолого-педагогической проблемой учителей уже не первый учебный год.
Методические рекомендации к работе с документами, которые представлены различными авторами в достаточно большом объеме и разнообразии, часто являются сложными для воплощения и нуждаются в упрощении и некоторой коррекции.
После этого мы перешли к обзору некоторых УМК по истории России, рекомендованных для изучения истории в школе, с шестого по девятый классы. Целью обзора было выяснить соответствие учебников и рабочих тетрадей требованиям ФГОС, относительно работы с историческими документами. Анализ показал, что рассматриваемые УМК соответствуют данным требованиям и позволяют развивать исследовательские навыки у учащихся, но в методических рекомендациях к УМК нет инструкций по работе с источниками.
Теоретическое исследование данной работы подтверждает проблемность данной тематики. На основе уже имеющихся методических рекомендаций, мы попытались выявить педагогические условия, необходимые для осуществления грамотного методического сопровождения работы с историческими документами на школьных уроках истории.
В практической части, мы рассмотрели требования к подбору документов для работы в школе. Так как прежде чем переходить непосредственно к работе с источниками, необходимо, что бы они были правильно подобраны и соответствовали теме урока и предполагаемым результатам обучения.
Далее необходимым являлось предоставление методических рекомендаций к работе с историческими документами.
Для начала мы, ссылаясь на уже существующие рекомендации по формированию образовательной среды при организации урока, на котором осуществляется работа с письменными историческими источниками. При разработке мы учитывали уровень познавательной деятельности учащихся, то есть использовали уровневый подход, и так же возрастные психологические особенности учащихся.
Кроме рекомендаций к организации урока истории с элементами работы с документами были разработаны рекомендации непосредственно к работе с документами. В основу этих рекомендаций лег источниковедческий подход исследования документа.
При попытке реализации разработанных рекомендаций на уроках истории в школе, анализ работы учащихся с историческими документами на уроках истории в разных классах показал, что представленные в данной работе рекомендации не всегда бывают эффективны. Мы определили условия, при которых применение описанных в работе технологии будет успешным:
• Налажен контакт между учениками и учителем;
• Навыки работы с историческими документами должны соответствовать заданиям;
• Г рамотная постановка целей и задач;
• Ученикам должно быть интересно;
• Правильная организация урочного времени;
• Вовлеченность учеников в работу.
Грамотное методическое сопровождение использования исторических документов на уроках истории возможно только при наличии оптимальных методических рекомендаций и соблюдении условий проведения урока.
В ходе исследования подтвердилась гипотеза исследования: организация работы с источниками на уроках истории в 7-9 классах как условие развития читательской грамотности обучающихся будет эффективной, если:
- на теоретическом уровне изучены и установлены более действенные способы и формы работы с историческими документами, согласно с психолого-возрастными особенностями и уровнем развития навыков обучающихся, и с требованиями, которые предъявляются ФГОС
-на практическом уровне подобраны и внедрены в обучение истории эффективные способы и формы работы с историческими документами, созданы педагогические условия для развития читательской грамотности у подростков.
Подобные работы
- Контент-анализ периодической печати как способ формирования читательской грамотности обучающихся 10-П классов, па примере антирелигиозной пропаганды в газетах «Правда» и «Красноярский рабочий» за 1930 г
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2022 - Проблемы формирования картографических умений на уроках истории 5-7 кл
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2021 - Формирование читательской грамотности на уроках истории в 6 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2020 - ВОЗМОЖНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ ПРОДУКТИВНОГО ЧТЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ У
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2023 - РАЗВИТИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ПРИ РАЗРАБОТКЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ДЕТИ ВОЙНЫ»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2024 - Технология развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения в начальных классах
Курсовые работы, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2023 - Формирование метазнаний и метаумений на уроках истории на основе работы с нарративными источниками (мемуарами советских и американских руководителей второй половины 1950-х гг.)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4350 р. Год сдачи: 2023 - Реализация технологии развития критического мышления на уроках истории по теме «Великая российская революция 1917 г»
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4295 р. Год сдачи: 2020 - Реализация системно-деятельностного подхода на уроках истории в 5 классе
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4730 р. Год сдачи: 2020





