Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения (Ленинградский Государственный Университет имени А.С. Пушкина)

Работа №114452

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы73
Год сдачи2022
Стоимость2000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
17
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Проведено эмпирическое исследование.
База исследования - ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 (г. Санкт-Петербург).
Выборка: 31 ученик 4 класса.
Есть приложения.

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения 7
1.1 Информация и ее виды на уроках литературного чтения 7
1.2 Возрастные особенности умений четвероклассников самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения 17
1.3 Методика самостоятельной работы обучающихся с информацией на уроках литературного чтения в четвертом классе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование формирования у четвероклассников умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения 41
2.1 Сформированность умений самостоятельной работы с информацией у обучающихся 4-го класса ГБОУ Средней общеобразовательной школы № 274 с углубленным изучением иностранных языков 41
2.2 Разработка комплекса заданий по самостоятельной работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе 51
2.3 Проверка результатов апробации комплекса занятий по самостоятельной работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе 56
Заключение 64
Список использованной литературы 66
Приложения 70

Актуальность исследования состоит в следующем: согласно Приказу Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» пункт 42 гласит о том, что метапредметные результаты освоения программы начального общего образования должны отражать: овладение универсальными учебными познавательными действиями, которые включают в себя:
1) базовые логические действия;
2) базовые исследовательские действия;
3) работа с информацией.
Исходя из темы представленной дипломной работы в данном документе интерес вызывает работа с информацией, которая включает в себя следующие виды деятельности:
 выбирать источник, при помощи которого будет получена новая информация;
 ввиду представленного алгоритма отбирать в представленном ресурсе подходящую информацию;
 уметь найти точную и сомнительную информацию собственнолично или с использованием предоставленной учителем системы проверки данной информации;
 следовать правилам информационной защищенности в процессе поиска какой-то информации в сети Интернет;
 детально исследовать и разрабатывать информацию разного вида, а именно: текстовую, видео, графическую, звуковую;
 собственнолично составлять схемы, таблицы с целью демонстрации информации.

Также согласно ФГОС Начального общего образования и прописанным в данном документе требованиям к результатам освоения ООП НОО, выделяются следующие задачи учителя:
1. Выбор методов оценивания для создания внутришкольной системы оценки достижения планируемых результатов;
2. Разработка контрольных материалов для оценки предметных планируемых результатов образования;
3. Создание комплексных проверочных работ;
4. Внедрение новой формы накопительной оценки (портфолио учащихся);
5. Обработка результатов диагностических и комплексных проверочных работ.
Согласно требованию к содержанию образования, задачи учителя заключаются в следующем:
1. Разработка для класса программы развития и воспитания;
2. Определение и выбор способов и средств, помогающих формирования УУД у обучающихся;
3. Разработка рабочих программ по учебным предметам;
4. Выбор и овладение образовательными технологиями деятельностного типа.
В процессе урока литературного чтения важной задачей учителя является формирование у учеников познавательных универсальных учебных действий, включающих в себя некоторые умения: извлекать необходимую информацию их предоставленных схем, иллюстраций, текстов; демонстрировать информацию в виде схем; находить главное, отличительное в объектах; предоставлять результаты на основе анализа объекта; объединять и группировать по общим признакам; находить ответы на задаваемые вопросы.
Многие российские педагоги работали над проблемой повышения самостоятельности у младших школьников, а также формирования умений работы с информацией. Среди них Г.А. Жаркова, Н.Г. Мальцева, Т.С. Фещенко, М.А. Почемова, Е.В. Шохирева и др. Важное значение в процесс совершенствования основ методики по работе с информацией внесли известные ученые и методисты. Среди них можно выделить следующие: Б. Блум, Э. Боно, Ч. Темпл, Д. Стил, К. Мередит и др.
Проблема исследования заключается в организации самостоятельной работы учащихся с информацией. Данная деятельность ставит своей задачей вызвать активность у школьников и сохранить свою индивидуальность в процессе обучения.
Объект исследования — работа с информацией на уроках литературного чтения в четвертом классе.
Предмет исследования — формирование умений самостоятельной работы с информацией на уроках литературного чтения в четвертом классе.
Цель исследования — разработка комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе.
Задачи исследования:
1) Проанализировать литературу по теме исследования, раскрыть сущностные характеристики понятий «самостоятельная работа обучающихся», «информация», «умения самостоятельной работы обучающихся с информацией»;
2) Изучить возрастные особенности четвероклассников в умениях самостоятельной работы с информацией;
3) Раскрыть методику работы с информацией на уроках литературного чтения;
4) Выявить сформированность навыков самостоятельной работы с информацией у обучающихся 4-го класса ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 с углубленным изучением иностранного языка г. Санкт-Петербурга;
5) Обосновать выбор практических заданий по работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе;
6) Проверить результаты апробации комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе.
Гипотеза исследования: нами предположено, что разработка
комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе поможет повысить мотивацию учащихся искать информацию в тексте.
Методы исследования:
Теоретические — теоретический анализ литературы, анализ документов.
Эмпирические — анкетирование, беседа.
База исследования — ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 с углубленным изучением иностранных языков; г. Санкт-Петербург.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В рамках данного исследования было проанализировано и изучено понятие информации, самостоятельной работы с информацией, также была проведена диагностика по сформированности умений самостоятельной работы с информацией у обучающихся 4-го класса на базе ГБОУ Средней общеобразовательной школы № 274 с углубленным изучением иностранных языков, а также разработан комплекс заданий по самостоятельной работе с информацией. Согласно поставленным задачам, удалось раскрыть сущностные характеристики понятий «самостоятельная работа обучающихся», «информация», «умения самостоятельной работы обучающихся с информацией»; подверглись изучению возрастные особенности четвероклассников в умениях самостоятельной работы с информацией; была раскрыта методика работы с информацией на уроках литературного чтения; проведена диагностика по сформированности навыков самостоятельной работы с информацией у обучающихся 4-го класса ГБОУ Средняя общеобразовательная школа № 274 с углубленным изучением иностранного языка г. Санкт-Петербурга; разработаны практические задания по работе с информацией на уроках литературного чтения в 4-м классе; проведена проверка результатов апробации комплекса уроков литературного чтения по самостоятельной работе с информацией в четвертом классе.
Проанализированный материал дает нам представление о значении понятия информации, которое означает, что информация – сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. Работа с информацией учащихся проходит в самостоятельной форме, т.е. самостоятельная работа в рамках представленного исследования выступает как средство, помогающее завлечь учащихся в самостоятельную познавательную учебную деятельность, возможность реализации указанной деятельности в рамках логической и психологической направленности. В процессе организации самостоятельной работы с информацией обязательно следует учитывать психологические особенности возраста учащихся. Младший школьный возраст является самым эффективным для организации самостоятельной работы. Для учителя первостепенной задачей является выбрать правильные методы и приемы организации такой работы.
Была проведена опытно–экспериментальная работа по выявлению уровня сформированности умений самостоятельно работать с информацией, которая включала в себя три этапа.
Общий результат исследуемой работы показал, что разработанный комплекс упражнений по самостоятельной работе с информацией на уроках литературы в 4 классе повысил показатель сформированности вышеописанных умений, а значит разработанные и реализованные задания, направленные на формирование умений младших школьников работать с информацией, являются практически значимыми.
Цель работы достигнута.



1. Абрамова Г. С. Психология развития и возрастная психология. Учебник. — М.: Прометей. – 2017. – 708 с.
2. Алферов А.Д. Психология развития школьников: Учебное пособие для вузов. Ростов-на-Дону. –2010. – 384 с.
3. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии. Вопросы психологии, 1957. – № 5. – С. 156-170.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика высшей школы: учеб. пособие для ун-тов и педагогических ин-тов. – Алма-Ата: Мектеп, 1989. – 176 с.
5. Бурдин А.О. Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы и некоторые вопросы ее организации в школе/ А.О. Бурдин- М.: Педагогика. – 2002 – 325 с.
6. Большакова Л.С. Типология и функционально–стилистические характеристики метафоры в поликодовом тексте: моногр./ Л.С. Большакова// Сызрань: СВВАУЛ (ВИ). – 2008. – С. 34.
7. Бычков В.И., Шабалкина А.В. Формирование читательских навыков у младших школьников в ходеработы с текстом на уроках литературного чтения/ В.И. Бычков, А.В. Шабалкина//М. – 2000. – С. 45.
8. Волченко Т.В. Некоторые приемы работы с художественным произведением на уроках литературы в начальной школе/ Т.В. Волченко// Начальная школа. – 2001. – №11. – 35–37 с.
9. Есипов Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроке/ Б.П. Есипов// М.: Просвещение. – 1961. – 124–138 с.
10. Есипов Б.П. Проблема улучшения самостоятельной работы учащихся на уроке/ Б.П. Есипов// Сов. педагогика. – 1957. – №8. – С.15–17.
11. Зимняя И.А. Компетентность человека – новое качество результата образования/ И.А. Зимняя // Проблемы качества образования: Материалы XIII Всеросс. совещания. – М.; Уфа. – 2003. – Кн. 2. – С. 4–15.
12. Исаев Л.Н. О видах заданий к самостоятельной работе с книгой/ Л.Н. Исаев// Сов. Педагоника. – 1939. – №3. – С. 25.
13. Ковальская М.К. Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения/М.К. Ковалькая// – М. – 1977. – 45–56 с.
14. Кон, И. С. Психология самостоятельности /И.С. Кон// – М.: Просвещение. –1992. – №3. – 26–27 с.
15. Корогодин В.И., Корогодина В.Л. Информация как основа жизни/ В.И. Корогодин, В.Л. Корогодина// Дубна: Феникс. – 2000. – С. 11.
16. Матвеева Т.Е., Сапон С.А. «Реализация ФГОС общего образования: развивающая система учебных заданий» (учебно-методическое пособие)/ Т.Е. Матвеева, С.А. Сапон// Санкт-Петербург, издательство Политехнического университета. – 2014. – С. 57.
17. Обухова Л. Ф. Психология развития. Исследование ребенка от рождения до школы. Учебное пособие для академического бакалавриата. — М.: Юрайт. 2019. 275 с.
18. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка/С.И. Ожегов//. –1949. – С. 563.
19. Пидкасистый П. И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый// – М., 1990. – 234–256 с.
20. Пидкасистый П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении/ П.И. Пидкасистыйй// М.: изд-ие «Просвещение». 1980. – 184 с.
21. Пидкасистый П.И. Самостоятельная деятельность учащихся. Дидактический анализ процесса и структура воспроизведения и творчества/П.И. Пидкасистый//М.: Педагогика. – 1972. – 184 с.
22. Пименова Л.М. Воспитание у школьников самостоятельности как черты личности/Л.М. Пименова// Л. – 1960. – С.46–48.
23. Петунин О.В. Проблема активизации познавательной самостоятельности обучаемых в зарубежной педагогике/ О.В. Петунин// М.: Просвещение. – 2008. – 43 с.
24. Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике/Е.С. Рапацевич// Минск: Изд-во Современное слово. – 2001. – 928 с.
25. Склярова Т. В., Носкова Н. В. Общая, возрастная и педагогическая психология. Учебник и практикум для академического бакалавриата/Т.В. Склярова//М.: Юрайт. – 2019. – 236 с.
26. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы/Л.С. Степанов// – М., 2005.
27. Шадриков В.Д. Деятельность и способности/В.Д. Шадриков// М. –1994. – С. 58.
28. Шамова Т.И. Формирование самостоятельной деятельности школьников/Т.И. Шамова//М. – 1975. – 234–238 с.
29. Шапошникова Т.Е., Шапошников В.А., Корчуганов В.А. Возрастная психология и педагогика. Учебник и практикум для СПО/Т.Е. Шапошникова, В.А. Шапошников, В.А. Корчуганов// М.: Юрайт. – 2018. – 218 с.
30. Шаталов В.Ф. «Точка опоры»/В.Ф. Шаталов// М.: Педагогика – 1986. – 156–167 с.
31. Ширинкина Л.В. Восприятие текста как психологический феномен/Л.В. Ширинкина// Пермь. – 2004. – 248 с.
32. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии. Том I/К.Д. Ушинский//М.: Книга по Требованию. – 2014. – 776 с.
33. Фельдштейн Д.И. Возрастная и педагогическая психология: Избранные психологические труды/Д.И. Фельдштейн//М.: МПСИ. – 2012. –427 с.
34. Харламов И.Ф. Педагогика/И.Ф. Харламов//Мн. – 2002. – С. 345–366.
35. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды/Д.Б. Эльконин//М. – 1989. – С. 118–125.
36. http://lab314.brsu.by/kmp-lite/kmp2/OTT/tLecture/tDictEntry.htm
37. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61798/
38. https://fgos.ru/fgos/fgos-noo
39. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФГОС общего образования». Ссылка на документ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071318/
40. Гиляревский Р.С. О значениях термина «информация»/Р. С. Гиляревский// Вестник Челябинской государственной академии культуры и искусств. – 2007. – № 2 (12). – С. 5–11. – Режим доступа: для авторизир. пользователей. – URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=11516150 (дата обращения: 27.08.2019).

Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ