Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Коллажирование как средство развития продуктивных умений обучающихся среднего школьного возраста при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования

Работа №169566

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

педагогика

Объем работы125
Год сдачи2020
Стоимость4800 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
1
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
Глава 1. Теоретические основы обучения продуктивным видам речевой деятельности обучающихся среднего школьного возраста на уроке
иностранного языка в условиях дополнительного образования 10
1.1 Говорение как вид речевой деятельности 10
1.2 Письмо как вид речевой деятельности 17
1.3 Особенности обучения говорению и письму на уроке иностранного языка обучающихся среднего школьного возраста в условиях дополнительного
образования 22
Выводы по главе 1 40
Глава 2. Включение коллажирования в учебный процесс с целью развития продуктивных умений обучающихся среднего школьного возраста, изучающих немецкий язык в условиях дополнительного образования 43
2.1 Коллаж и коллажирование в современной методике обучения
иностранным языкам 43
2.2 Опытно-экспериментальная работа по использованию коллажирования с целью развития продуктивных умений подростков 13-15 лет, изучающих немецкий язык, на материале УМК Beste Freunde A2.2 (авторы: M.
Georgiakaki, E. Graf-Riemann, A. Schumann, C. Seuthe) 52
Выводы по главе 2 86
Заключение 88
Библиографический список 90
Приложение А 98
Приложение Б 99
Приложение В 100
Приложение Г. 102
Приложение Д 108
Приложение Е 110
Приложение Ж 112
Приложение З 113
Приложение И 116
Приложение К 117
Приложение Л 118
Приложение М 119
Приложение Н 121
Приложение О 123
Приложение П 125
Приложение Р. 126
Приложение С 127
Приложение Т 132

Актуальность темы исследования. В настоящее время дополнительное образование является неотъемлемой частью российской системы образования. Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273- ФЗ (ред. от 06.02.2020) «Об образовании в Российской Федерации» дополнительное образование направлено на всестороннее удовлетворение образовательных потребностей человека, формирование и развитие творческих способностей [Федеральный закон...]. Объединяя воедино воспитание, обучение и развитие с целью удовлетворения познавательных интересов и творческого потенциала, дополнительное образование способствует самоопределению, самореализации и социализации личности.
Широкое распространение получило изучение иностранного языка в системе дополнительного образования. Ведущей целью обучения иностранному языку обучающихся среднего школьного возраста, как в системе основного, так и дополнительного образования является формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции [Федеральный государственный...; Копылова, 2017].
Так как задача иноязычной коммуникативной компетенции состоит в формировании способности и готовности обучающихся осуществлять иноязычное общение в устной и письменной формах, особое внимание отводится развитию ее составляющей - речевой компетенции, при которой совершенствуются коммуникативные умения в таких продуктивных видах речевой деятельности как говорение и письмо.
Изучению говорения и письма как видов речевой деятельности, а также методике обучения говорению и письму посвящены работы И.А. Зимней, Н.Д. Гальсковой, Н.И. Гез, Е.Н. Солововой, А.А. Миролюбова, Е.И. Пассова, С.Ф. Шатилова, В.М. Филатова.
Учитывая предъявляемые требования к уровню сформированности иноязычной коммуникативной компетенции, возникает необходимость разработки и внедрения в учебный процесс средства, которое способно
повысить эффективность обучения иностранному языку и, соответственно, развить продуктивные умения обучающихся. К такому средству мы относим коллажирование.
Целесообразность использования коллажа и коллажирования при обучении иностранному языку изложены в трудах Н.В. Зимовец, В.В. Кирносенко, Е.А. Кириченко, М.А. Нефедовой, Н.В. Семенюченко, И.Б. Рыжкиной, Н.С. Шуравиной, С.А.Рассада, Б.-Д. Мюллера, М. Зикманна.
Вслед за Е.А. Кириченко мы считаем, что коллажирование является средством развития иноязычной коммуникативной компетенции, так как направлено на использование всех видов речевой деятельности в процессе создания коллажа [Кириченко, 2015].
Анализ теоретической литературы по проблеме использования коллажирования при обучении иностранному языку выявил, что, несмотря на разработанность отдельных положений методики включения данного средства в учебный процесс, отсутствуют методические обоснования использования коллажирования в качестве средства развития продуктивных умений обучающихся. Это позволило сформулировать тему магистерской диссертации: «Коллажирование как средство развития продуктивных умений обучающихся среднего школьного возраста при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования».
Объект исследования: процесс обучения иностранному языку обучающихся среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Предмет исследования: развитие продуктивных умений обучающихся среднего школьного возраста посредством коллажирования.
Цель исследования заключается в теоретическом обосновании, разработке и апробации серии уроков с применением коллажирования в качестве средства развития продуктивных умений обучающихся среднего школьного возраста на уроке немецкого языка в условиях дополнительного образования.
Гипотезой исследования явилось предположение о том, что развитие иноязычных продуктивных умений обучающихся среднего школьного 5
возраста в условиях дополнительного образования будет более эффективным, если внедрить коллажирование в процесс обучения иностранному языку.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом, целью и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:
1. Изучить особенности говорения и письма как видов речевой деятельности.
2. Рассмотреть теоретические основы обучения говорению и письму обучающихся среднего школьного возраста на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования.
3. Определить цели и задачи использования коллажа и коллажирования при обучении иностранному языку.
4. Разработать серию уроков с применением коллажирования с целью эффективного развития продуктивных умений обучающихся среднего школьного возраста.
5. Провести апробацию авторской серии уроков с использованием коллажирования на материале УМК Beste Freunde A2.2 (авторы: M. Georgiakaki, E. Graf-Riemann, A. Schumann, C. Seuthe) в условиях организации дополнительного образования в ходе опытно­экспериментальной работы и проанализировать полученные результаты.
Теоретическую базу исследования составляют нормативные документы, регламентирующие процесс обучения иностранным языкам в основной школе; положения, изложенные в трудах по методике обучения иностранным языкам таких ученых, как: И.А. Зимняя, Е.И. Пассов, Е.Н. Соловова, А.А. Миролюбов, Н.И. Гез, Г.В. Рогова, Н.Д. Гальскова, С.Ф. Шатилов, В.М. Филатов; исследования коллажа и коллажирования: М.А. Нефедова, И.Б. Рыжкина, Н.С. Шуравина, С.А. Рассада, Н.В. Зимовец, В.В. Кирносенко, Б.-Д. Мюллер, М. Зикманн.
Методы, используемые в ходе исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования; изучение нормативной документации в сфере основного общего образования и дополнительного образования; наблюдение; анкетирование; тестирование; опытно-экспериментальная работа; методы статистической обработки полученных данных.
Научная новизна исследования заключается в разработке и апробации серии уроков с внедрением коллажирования в учебный процесс подростковых групп, изучающих немецкий язык, с целью развития продуктивных умений на материале УМК Beste Freunde А2.2 (авторы: M. Georgiakaki, E. Graf-Riemann, A. Schumann, C. Seuthe) в условиях дополнительного образования.
Опытно-экспериментальная база исследования: Центр немецкого языка г. Красноярск, партнер Гёте-Института. В исследовании приняли участие 10 обучающихся двух подростковых групп курса А2.2, изучающих немецкий язык.
Практическая значимость работы состоит в возможности использования результатов исследования при обучении немецкому языку обучающихся среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Апробация и внедрение результатов исследования: отдельные результаты исследования были представлены на заседаниях кафедры германо-романской филологии и иноязычного образования КГПУ имени В.П. Астафьева в 2018-2020 гг. За период с 2018 по 2020 гг. подготовлены доклады и опубликованы одноименные статьи в сборниках конференций по проблематике магистерской диссертации.
1. Коллажирование как средство развития продуктивных умений обучающихся в условиях организации ДПО // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2019 г. на базе КГПУ имени В.П. Астафьева.
2. Коллажирование как средство развития продуктивных умений обучающихся среднего школьного возраста при обучении иностранному языку в условиях дополнительного образования // Материалы XXI международного научно-практического форума Молодежь и наука XXI века «Актуальные проблемы лингвистики и лингводидактики».
Подготовлен и выполнен доклад на тему «Коллажирование как средство развития продуктивных умений обучающихся в условиях организации ДПО» на VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества» 4-5 декабря 2019 г. на базе КГПУ им. В.П. Астафьева. Доклад отмечен дипломом I степени.
Результаты исследования апробированы и внедрены в образовательный процесс Центра немецкого языка г. Красноярск, партнер Гёте-Института.
Структура исследования включает в себя введение, две главы, выводы к главам, заключение, библиографический список и приложения. Работа изложена на 132 страницах машинописного текста, включая приложения.
Во введении обосновываются актуальность работы, формулируются ее цель, задачи и практическая значимость, определяются объект и предмет исследования, описываются методы, структура и содержание работы.
В первой главе приводится характеристика таких видов речевой деятельности как говорение и письмо, описываются особенности процесса обучения говорению и письму обучающихся среднего школьного возраста на уроке иностранного языка в условиях дополнительного образования.
Во второй главе определяются цели и задачи использования коллажа и коллажирования при обучении иностранному языку; рассматривается использование коллажирования как средства развития продуктивных умений обучающихся; описывается опытно-экспериментальная работа с внедрением коллажирования в учебный процесс с целью развития продуктивных умений обучающихся среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования; излагаются результаты проведенной опытно­экспериментальной работы.
В заключении обобщаются результаты проведенного исследования, излагаются основные выводы, намечается перспектива дальнейшего изучения проблемы.
Библиографический список включает 63 наименование работ отечественных и зарубежных авторов, а также нормативные документы и справочные издания.
В приложения включены материалы опытно-экспериментальной работы, опубликованные статьи и справка о внедрении результатов выпускной квалификационной работы в образовательный процесс Центра изучения немецкого языка - Партнера Гёте-Института.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, а также изучение документации в сфере основного общего и дополнительного образования позволили заключить, что формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся среднего школьного возраста является одной из ведущих целей современного иноязычного образования.
Принимая во внимание тот факт, что иноязычная коммуникативная компетенция предполагает наличие у обучающихся способности и готовности осуществлять иноязычное общение в устной и письменной формах, справедливо развитие умений обучающихся в таких видах речевой деятельности как говорение и письмо.
В выпускной квалификационной работе была дана характеристика говорению и письму как видам речевой деятельности; была описана специфика дополнительного образования, а также особенности процесса обучения говорению и письму обучающихся среднего школьного возраста.
В соответствии с целью исследования, было теоретически обосновано применение коллажирования на уроке иностранного языка в качестве средства развития продуктивных умений обучающихся.
Для подтверждения выдвинутой нами гипотезы об эффективности коллажирования как средства развития продуктивных умений была разработана серия уроков с применением данного средства на материале УМК Beste Freunde A2.2 (авторы: M. Georgiakaki, E. Graf-Riemann, A. Schumann, C. Seuthe).
Справедливость нашей гипотезы была подтверждена через апробацию и внедрение коллажирования в учебный процесс группы Центра немецкого языка г. Красноярска, партнера Гёте-Института.
Таким образом, опытно-экспериментальная работа и полученные результаты исследования подтверждают выдвинутую гипотезу и доказывают методическую перспективу применения коллажирования на уроке иностранного языка в качестве средства развития продуктивных умений обучающихся среднего школьного возраста в условиях дополнительного образования.
Полученные данные свидетельствуют о том, что обозначенная во введении цель работы достигнута, задачи решены, а гипотеза доказана.
Дальнейшая перспектива исследования состоит во включении в учебный процесс коллажирования к другим уровням УМК Beste Freunde A2.2 (авторы: M. Georgiakaki, E. Graf-Riemann, A. Schumann, C. Seuthe) с целью развития продуктивных умений.


1. Азимов, Э.Г. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам) [Текст] / Э.Г. Азимов, А.Н. Щукин - М.: ИКАР, 2009. - 448 с.
2. Амонашвили, Ш.А. Основы формирования письма и развития
письменной речи в начальных классах [Электронный ресурс] / Ш.А. Амонашвили. - Режим доступа:
http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1973/Amonashvili_Sh_A_1973.pdf (дата обращения: 23.03.2020).
3. Бабинская, П.К. Практический курс методики преподавания иностранных языков [Текст] / П.К. Бабинская, Т.П. Леонтьева - Мн.: Тетрасистемс, 2006. - 288 с.
4. Батанова, В.И. Коллажирование как средство развития продуктивных умений обучающихся в условиях организации ДПО [Текст] / В.И. Батанова, И.А. Майер // Теория и методика преподавания иностранных языков в условиях поликультурного общества: Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. - Красноярск, 4-5 декабря 2019. - С. 25-30.
5. Березина, В.А. Дополнительное образование детей как средство
их творческого развития [Электронный ресурс] / В.А. Березина. - Режим доступа: http://irbis.gnpbu.ru/Aref_1998/Berezina_V_A_1998.pdf (дата
обращения: 17.09.2019).
6. Большой энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rus-big-enc-dict.slovaronline.com/ (дата обращения: 30.11.2019).
7. Бредихина, И.А. Методика преподавания иностранных языков. Обучение основным видам речевой деятельности [Текст] / И.А. Бредихина. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2018. - 104 с.
8. Габеева, К.А. Некоторые вопросы обучения монологической речи на завершающем этапе основной школы (8-9 классы) [Текст] / К.А. Габеева // Иностранные языки в школе. - 2013. - № 7. - С. 67-72.
9. Гальскова, Н.Д. Теория обучения иностранным языкам. Лингводидактика и методика [Текст] / Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез. - М.: Академия, 2013. - 336 с.
10. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст]: Пособие для учителя / Н.Д. Гальскова. - М.: АРКТИ, 2003. - 192 с.
11. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [Текст] / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, В.В. Миролюбов. - М.: Высшая школа, 2002. - 373 с.
12. Глухов, В.П. Основы психолингвистики [Электронный ресурс] / В.П. Глухов. - Режим доступа: http://pedlib.ru/Books/4/0356/4_0356-48.shtml (дата обращения: 14.04.2020).
13. Даричева, М.В. Технология использования приема коллажирования в процессе обучения английскому языку [Текст] / М.В. Даричева, Н.Д. Храменкова // Символ науки. - 2016. - №6. - С. 129-131.
14. Дополнительное образование детей и взрослых [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&base=LAW&n=344846&fld=134&dst=100996,0&rnd=0.722164921655 2746#037268782551979696 (дата обращения: 14.11.2019).
15. Зарипова, А.А. Письмо как вид речевой деятельности [Текст] / А.А. Зарипова // Проблемы и перспективы развития многоуровневой языковой подготовки в условиях поликультурного общества: сб. статей. - Казань, 2018. - С. 178-181....63


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ